Автор конспекта:
Автор(ы): — Никитина Наталья Валерьевна

Место работы, должность: — ГБОУ СОШ №1056

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Общеобразовательные цели:

· сформировать научное представление об информатике;

· освоить основные принципы организации поисковой деятельности в глобальной сети

· знать основные приемы оптимального поиска информации;

· иметь представление об основах поиска данных в различных источ­никах информации.

· оценить вклад выдающихся ученых в становление и развитие информатики и вычислительной техники .

Воспитательные цели:

· формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности;

· формирование навыков учиться самостоятельно

Развивающие цели:

· развитие аналитических качеств личности;

· формирование способов умственного труда с использованием опти­мальных средств поиска информации;

· формирование навыков самостоятельного (критичного) типа мышления

· развитие ИКТ — компетентности учащихся

Задача урока: формирование и оценка ИКТ — компетентности учащихся

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 14

Используемые учебники и учебные пособия: —

Босова Л.Л.. Информатика и ИКТ

Используемое оборудование: —

интерактивная доска, компьютеры

Краткое описание: — урок-практикум

Цели урока:

Общеобразовательные цели:

· сформировать научное представление об информатике;

· освоить основные принципы организации поисковой деятельности в глобальной сети

· знать основные приемы оптимального поиска информации;

· иметь представление об основах поиска данных в различных источ­никах информации.

· оценить вклад выдающихся ученых в становление и развитие информатики и вычислительной техники .

Воспитательные цели:

· формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности;

· формирование навыков учиться самостоятельно

Развивающие цели:

· развитие аналитических качеств личности;

· формирование способов умственного труда с использованием опти­мальных средств поиска информации;

· формирование навыков самостоятельного (критичного) типа мышления

· развитие ИКТ — компетентности учащихся

Задача урока: формирование и оценка ИКТ — компетентности учащихся

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Форма проведения урока:урок-практикум

План учебного занятия

1. Организационный момент .

2. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

3. Применения новых знаний и способов действий.

4. Контроль и самопроверка знаний и способов действий.

5. Коррекция знаний и способов действий учащихся.

6. Подведение итогов.

7. Информация о домашнем задании.

I. Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке, определение отсутствующих

II. Этап актуализации знаний.

Для работы на уроке класс делится на две подгруппы : Теоретики и Техники.

Для успешной работы групп проводится повторение в виде фронтальной работы. Работа каждой команды и участника оценивается баллами.

· Какие возможности поиска информации предлагает сеть Интернет?(Есть несколько возможностей поиска информации в сети: созданием запроса в одной из поисковых машин ; с помощью каталогов и классификаторов на одном из сайтов нужной тематики; используя средства метапоиска)

· Перечислите названия русскоязычных порталов предоставляющих средства поиска?

· В чем различия имеющихся поисковых систем?(Различные поисковые системы предполагают различные подходы к поиску информации. Одни позволяют находить информацию по ключевым словам в тексте, другие предлагают систематизировать данные и поиск данных по предлагаемым аннотациям)

· Для чего предназначена панель Поиск, как ее вызвать?(кнопка Поиск дает возможность не только внесения слова для поиска через готовую форму, но и позволяет выбрать наиболее популярные поисковые службы)

· Для чего предназначена адресная строка обозревателя? ( для ввода адреса искомого документа )

· Какие средства поиска предоставляют сервисные службы Интернет?(можно воспользоваться поисковыми машинами, структурированными каталогами и системами метапоиска)

· Назовите типы поисковых машин( различают два типа поисковых машин: индексные и классификационные)

· Какими свойствами должен обладать запрос для учета информаци­онных потребностей пользователя?(релевантность, точность и полнота)

· Основные критерии выбора поисковой системы(принцип работы поисковой системы, удобство использования, внешнее оформление, сложность языка запросов, наличие различных расширенных функций, скорость работы, уровень загруженности в конкретные моменты времени и др.)

· Золотые правила поиска информации в сети (учитывать особенности естественного языка, не допускать орфографических ошибок, избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов, не писать большими буквами, исключать из поиска ненужные слова, использовать возможности расширенного поиска)

· Алгоритм поиска информации в сети Интернет (выделить ключевое слово для поиска, определить наиболее удачное словосочетание с ключевым словом, выбрать поисковую систему, подключить к сети, запустить головную страницу портала с поисковой системой, ввести словосочетание в поисковую строку, проанализировать уровень соответствия страниц поставленной задаче)

· Синтаксис языка запросов

III. Этап применения новых знаний и способов действий.

Задания группам

1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в становление и развитие информатики и вычислительной техники».

2.«История развития вычислительной техники».

Задание 1 группе. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в становление и развитие информатики и вычислительной техники».

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ

Используя программу поиска, найти сайты со статьями об ученых, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники.

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска или сразу вводит фамилию учёного.

Управление

Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном.

Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного.

Интеграция

В отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление).

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска

Оценка

Сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности ученого и сведения о его жизни.

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Разработать документ в текстовом редакторе о выдающемся ученом .

Создание текстового документа. Примерный план итогового документа:

1. Фотография

2. Фамилия, имя ученого

3. Даты жизни,

4. место рождения,

5. Место учёбы

6. Научные и другие интересы

7. Основные научные труды.

8. Основные изобретения

Задание 2 группе . «История развития вычислительной техники».

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ

Используя программу поиска, найти сайты со статьями о истории развития вычислительной техники.

В поисковой системе учащийся вводит термины поиска.

Управление

Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ.

На сайте, содержащем общую информацию по теме теста с указанием поколений ЭВМ,кандидат должен выбрать одно поколение.

Интеграция

В отобранных статьях найти информацию о выбранном поколении ЭВМ: годы применения, элементная база, количество ЭВМ в мире, габариты, быстродействие, носители информации, особенности, характер программного обеспечения.

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска.

Оценка

Сравнить информацию из разных статей, выделить нужные аспекты.

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Разработать документ в текстовом редакторе поколениях ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ

Создание текстового документа. Примерный план итогового документа:

1. Годы применения

2. Элементная база

3. Количество ЭВМ в мире

4. Габариты

5. Быстродействие

6. Носители информации

7. Особенности

8. Характер программного обеспечения.

Задания рассчитаны на 30-35 минут.

Учащиеся, используя полученные материалы, работают по группам над созданием презентации по теме группы.

IV. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Учитель наблюдает за работой учащихся и оценивает их работу по приведенной ниже схеме.

Начисление баллов 1 группе

Наблюдаемые данные

Результат работы

Уровень

Методы

Соответствие Стандартам образования

1.Качество синтаксиса

Термины поиска

Высокий

Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена ученых.

Знание видных учёных, внесших вклад в развитие информатики и вычислительной техники.

Средний

Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем

Низкий

Не использует «И»

2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

Выбранные ресурсы

Высокий

Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту.

Умение быстро и осознанно читать текст.

Средний

Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.

Низкий

Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.

3.Качество полученного текста

Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка

Высокий

Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста.

Умение составлять конспект статьи на заданную тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.

Средний

В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.

Низкий

Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.

Начисление баллов 2 группе

Наблюдаемые данные

Результат работы

Уровень

Методы

Соответствие Стандартам образования

1.Качество синтаксиса

Термины поиска

Высокий

Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит нужные термины.

Знание поколений ЭВМ и счетных устройств до появления ЭВМ.

Средний

Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем

Низкий

Не использует «И»

2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

Выбранные ресурсы

Высокий

Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту.

Умение быстро и осознанно читать текст.

Средний

Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.

Низкий

Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.

3.Качество полученного текста

Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка

Высокий

Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста.

Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.

Средний

В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.

Низкий

Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.

После создания презентаций учитель через проектор демонстрирует всему классу работы учащихся. Самопроверка применена при выполнении задания на создание статьи. Взаимопроверка применена при просмотре и создании презентаций.

Контроль за работой учащихся на протяжении всего урока осуществляется следующим образом: заготовлена таблица, в которую по ходу урока учитель заносит баллы, полученные учащимися за отдельные задания:

Результаты урока. Таблица 6

Имя

Подг. этап

1.

Качество синтаксиса

2.

Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

3.

Качество полученного текста

4.

Качество полученного продукта

Оценка за урок

1 вопрос-0,5 балла

Высокий уровень-5 баллов

Средний-4 балла

Низкий-3 балл

Высокий уровень-5 баллов

Средний-4 балла

Низкий-3 балл

Высокий уровень-5 баллов

Средний-4 балла

Низкий-3 балл

Высокий уровень-5 баллов

Средний-4 балла

Низкий-3 балл

От 20 баллов-«5»

От 16 баллов-«4»

От 12 баллов-«3»

V. Этап коррекции знаний и способов действий.

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы

VI. Этап подведения итогов занятия

Оценки учащимся выставляются коллективно после просмотра каждой презентации. Учитель комментирует ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает как работу класса в целом, так и работу групп и отдельных учащихся.

VII. Этап информации о домашнем задании

Создать аналогичный продукт по выбранной теме.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология