Автор конспекта:
Автор(ы): — Фатхутдинова Рафида Магсумовна
Место работы, должность: — Кутлу-Букашская СОШ, учитель начальных классов
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — 1) Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е.Чарушина, совершенствовать навыки работы с книгой, воспитывать интерес к чтению. 2) Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей. Воспитывать любовь к книге, к чтению; к животным, чувство ответственности за своего питомца. 3) Раскрыть в элементарной форме ненужность вмешательства в жизнь дикой природы и необходимость её сохранения.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Детские книги Е. И. Чарушина
Используемая методическая литература: —
Т.С.Гулуева. Литературное чтение, поурочные планы по учебнику В.Г.Горецкого "Родная речь", Волгоград, 2002.
Обучение в 3 классе, пособие для учителя четырехлетней нач. школы, под ред. Б.И.Фоминых, Москва, "Просвещение", 1988.
Используемое оборудование: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
книжная выставка из книг Е. И. Чарушина, мягкие игрушки – «Томка», «Тюпа», «Мишка», на доске прикреплены надписи – «Читайте рассказы Е. И. Чарушина!», «Хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых», выставка рисунков детей к любимым рассказам Е. И. Чарушина, подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина, компьютер, проектор с экраном.
Используемые ЦОР: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Презентация по рассказам Е. И. Чарушина. (составлена по программе Power Point).
Краткое описание: — На уроке я старалась разнообразить форму работы с учащимися, чтобы дети смогли почувствовать себя в мире героев книг Е.И.Чарушина, использовала презентацию о биографии и творчестве Е. И. Чарушина и его рассказах. (составленную по программе Power Point). На урок пришли «гости» из рассказов писателя, дети отвечали на их вопросы, знакомились с рассказом «Друзья», сделали вывод по прочитанному. В конце урока детям была предложена игра типа телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Если дети ответят правильно, то выходит слайд с поздравлением, а если ответят неправильно, то выходит слайд, предлагающий подумать. Презентация заканчивается призывом писателя к учащимся. В конце урока «Мишка» дарит всем учащимся подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина к детям.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Ход урока.
I. Организация урока.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. Тему урока вы уже знали, поэтому вы уже знакомы с его рассказами и я надеюсь, что вы будете активно участвовать на уроке. Наш урок сегодня будет необычным, потому что к нам сегодня пришли много гостей. Они нас послушают сегодня и, я надеюсь, они тоже убедятся в том, что вы у меня умники и умницы.
Но вот я получила известие, что к нам на урок ещё должны прийти гости. Пригласим их, ребята?
Входят три ученика с мягкими игрушками на руках, здороваются.
Учитель. — Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас на уроке. Но представьтесь пожалуйста, кто вы такие и откуда вы пришли?
Ученики.- Я – Томка! — Я – Тюпа! — Я – Мишка!
— Ребята, вы узнали наших гостей? А может вы сами скажете, откуда они пришли? ( Они пришли с рассказов Е. И. Чарушина).
III. Знакомство с биографией автора. Просмотр по компьютеру презентации о писателе. Первый слайд с фотографией писателя.
Ø 1901 – 1965 писатель и художник
Следующие слайды с записями и рисунками:
Ø Отец его был архитектором – художником. Мальчик наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или приятелей.
Ø Много о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и животноводом.
Ø «Я вырос с карандашом и кистью в руках» — вспоминал о своем детстве Е. Чарушин.
Ø В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы.
Ø «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».
Ø «Щур» — первый рассказ Е. И. Чарушина. (1930 год).
Ø «Волчишко» — рассказ о маленьком звереныше, принесенном в комнату из волчьего логова в лесу.
Ø И мы видим, как волчонку тоскливо и страшно в чужом, незнакомом месте и ему хочется убежать в лес к матери – волчице.
IV. Работа над рассказами Е. И. Чарушина.
Ребята, продолжим наше знакомство с гостями. Что они могут рассказать нам о себе? Это в сказках только звери разговаривают, так ведь, ребята, да? Поэтому о наших сегодняшних гостях пусть нам расскажут их товарищи.
Ученик1. Это Томка. Он был ещё маленький, когда его забрал у своей мамы один охотник. Он грыз деревяшку. Охотник взял эту деревяшку и спрятал. А Томка нашёл его. Поэтому охотнику этот щенок понравился и он забрал его к себе.
Ученик2. Это Тюпа. Он был маленький, непонятный, неуклюжий, но в то же время очень хорошенький. И всегда удивлялся всему: птичкам, бабочкам, и даже букашкам разным.Всё время он полз, подкрадывался и тюпал «тюп – тюп — тюп», поэтому его и прозвали Тюпой.
Ученик3.Это Мишка. Он жил в зоопарке вместе с другими медвежатами. Но он отличался от других. Всё время сидел в углу, лапу сосал, ворчал. Однажды даже он полез по метле и свалился вместе с ней. Ушибся сильно, и палка от метлы его по голове ударила. Еле успокоили. Дали ему соску.
Учитель. Ребята, у них на руках конверты. Они, наверное, адресованы нам. Давайте посмотрим их.
1). (берём конверт у Томки). Я хочу узнать, что вы запомнили из рассказов Е. И. Чарушина? Ответьте, пожалуйста, на вопросы!
· Как называется самый первый рассказ Е. И. Чарушина?
(Щур. Словарная работа. Щур – это лесная певчая птица, которая питается червяками, по-татарски – корташар.)
· В каких рассказах вы встречались с Томкой?
· Как Томка научился плавать?
· Чем привлекло ваше внимание Томка?
· В каких рассказах вы встретились с кошками и котятами? Как их звали?
· Чем вам понравились Маруська, Епифан и Пунька? (Словарная работа. Бакены – это плавучие плетёные корзины с фонарём наверху, они показывают верную дорогу. Бакенщик – человек, который расставляет эти бакены по реке, вечером фонари зажигает, а утром их тушит).
· Почему волчишко не стал жить у охотника?
· В каких рассказах вы встречались с медвежатами?
Физминутка. Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка. — Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.
— Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх. — Покажите, как щенки подпрыгивают.
— Покажите, как щенки бегают
— А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите «Гав!»
V. Работа над новым текстом.
2). (берём конверт у Тюпы). Прочитайте рассказ Е. И. Чарушина «Друзья».
Чтение рассказа по цепочке. (Словарная работа. Гончая собака – охотничья собака. Курки на ружье – чакма, тәте, курок – часть ударного механизма в ружье).
1. О ком мы прочитали в тексте?
2. Почему охотник назвал щенка Огарком, а лисёнка Васькой?
3. Что хотел сделать лесник, когда вырастит лисёнок?
4. Почему же лесник не застрелил лису?
5. Какой вывод можно сделать из этого рассказа? ( Дружбой надо дорожить!) в каких рассказах вы встречались с медвежатами.но онал "кам, и даже букашкам разным. гостей.
6. Кто вам понравился больше в этом рассказе? Почему?
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же тропинке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп.Немножко отдохнём.
И домой пешком пойдём.
VI. Закрепление изученного материала.
Просмотр презентации. Ответьте на вопросы:
Как называется книга Чарушина: «Тюпа, Томка и …»?
А) ворона Б) сорока С) кукушка Д) синица
Если дети ответят правильно, то выходит слайд с поздравлением, а если ответят неправильно, то выходит слайд, предлагающий подумать.
В следующих слайдах вопросы :
Ø Какой зверь свалился на голову охотника?
А) собака Б) белка С) кошка Д) сорока
Ø Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?
А) Епифан Б) Пунька С) Маруська Д) Барсик
Ø «Как-то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать.» Где он их нашел?
А) на шкафу Б) в сапогах С) под кроватью Д) в комоде
Ø Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание?
А) в лес Б) на поле С) в цирк Д) в зоосад
Ø «А ты – человек – хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно… Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, — сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море – озеро… . Расти поскорее, учись лучше! » Е. И. Чарушин.
VII. Подведение итогов урока. (берём конверт у Мишки).
«Я принёс вам подарки за то, что вы активно участвовали на уроке.», раздаются подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина к детям.
Выставление оценок.
VIII. Задание на дом. Читать рассказы о животных Б.С.Житкова.(«Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка», «Что бывало», «Что я видел».
Файлы: игра.rar
Размер файла: 25381 байт.