Автор конспекта:
Автор(ы): — Феденко Е. М.
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №22
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Краеведение
Цель урока: —
Цели и задачи:
Образовательная:
• формировать регулятивные универсальные учебные действия (целепологание, планирование)через изучение учащимися растительного мира Ростовской области и Красносулинского района.
• расширить и закрепить знания о растительном мире Ростовской области и Красносулинского района.
Воспитывающая:
• воспитывать любовь к земле, на которой мы живем;
• воспитывать готовность беречь, охранять растительный мир.
Развивающая:
• развивать внимание, активизировать познавательную деятельность посредством информационных технологий;
• формировать интерес к изучению природы своего края.
• Создать условия для развития критического мышления учащихся.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемое оборудование: —
Оборудование:
карта растительности Ростовской области;
географические атласы по Ростовской области;
ПК; рабочие листы для учащихся.
Краткое описание: — На данном уроке я использую технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Технология критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем – предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Первая фаза урока ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Используются такие приемы технологии как :постановка проблемы, кластер предложений ( на стадии рефлексии вносим изменения), прием «Верите ли вы, что…». Вторая фаза урока (реализация смысла) – главными задачами являются активное получение информации, соответствие нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Используется прием «сводная таблица». Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формированию вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Ход урока I.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
— У каждого из вас есть свое восприятие родного края, основанное на ваших личных впечатлениях, рассказах окружающих вас людей. Обогащают наши представления о природе произведения искусств. Каждый писать, художник по-своему видел много раз описанную местность. Постепенно собирался обобщенный образ места. Образ нашего родного края мы и попробуем воссоздать на уроке. Так какова же, она – местность, где мы живем?
— Вспомните из курса ботаники, какова роль растений в жизни природы, и продолжите ответ:
1.Растительность защищает поверхность земли от разрушения внешними процессами.
2. Поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Расскажите, какое влияние оказывает деятельность человека на растительный мир. Приведите примеры. II.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.
Слайд № 1 Тема: «Растительный мир Ростовской области и Красносулинского района»
Учитель: «Сегодня речь пойдет о растительном мире Ростовской области и представителях, которые встречаются в нашем Красносулинском районе.
Ученики записывают тему в тетрадях.
Учитель: — Что мы будем делать на уроке?
1. Познакомимся с основными типами растительности Ростовской области
2. Выявим особенности типов растительности области и района
— Какие цели вы поставите перед собой?
Ученики формулируют цели, учитель обобщает и дополняет.
Слайд № 2 Цели и задачи урока
III. Изучение новой темы.
— Приведите примеры представителей растительного мира нашего края. Давайте объединим их и начертим схему в виде цветочка (кластера).
Слайд № 3 Карта растительности Ростовской области.
— Определите расположение Красносулинского района на территории Ростовской области, ответьте на вопросы:
— Верно ли утверждение, что Красносулинский район, расположен в степной зоне? (да, нет)
— Есть ли на территории Красносулинского района леса? (да, нет)
Слайд №4-11 учитель демонстрирует основных представителей злаковых степей. Походу просмотра учащиеся заполняют рабочие тетради.
Перечислите растительные формы нашей местности:
— травянистые — ________________________________________________________________________________________________________________________________ — в том числе лекарственные растения — _____________________________________________________________________________________________________________________________ — древесные — _____________________________________________________________________________________________________________________________ — кустарниковые — ______________________________________________________________________________________________________________________________ Слайд №12-23 Знакомство с лекарственными растениями степной зоны.
Работа в тетради. Заполните пропуски в тексте, вставляя одно из слов ( увеличивается, уменьшается).
В направлении с севера на юго-восток видовой состав растений ______________ , потому что меняются климат и почвы. Засушливость ______________. Годовое количество осадков_______________ . Почвы обедняются. Черноземные почвы заменяются каштановыми, в том числе засоленными.
Учитель: «На территории нашего края располагаются леса искусственного происхождения. Это просто чудо, сотворенное человеком. Попытки рукотворного разведения лесов в степной зоне уходят в историческое прошлое. Петр 1, направляясь на войну с Турцией, определил своим указом высаживать дубы взамен тех, которые были срублены для корабельных дел его флотилии. Х1Х и ХХ века тоже оставили территории области леса искусственного происхождения. Это не только отдельные лесные массивы, но и длинные ленты лесополос. Ведь с увеличением лесистости территории, уменьшается засушливость климата. История степного лесоразведения в Красносулинском районе берет отчет с 1876 года. С принятием закона о лесоразведении на землях Войска Донского в это год вблизи станции Горной Воронежской — Ростовской железной дороги на площади около 2175 га было организовано Донское лесничество (ныне Донской лесхоз). Освоение выделенных земель началось под руководством лесничего Федора Филипповича Тихонова. Лесообразующими породами являются: дуб черешчатый, робиния лжеакация, ясень обыкновенный, сосна обыкновенная и крымская, вяз приземистый, тополь черный пирамидальный.
— А теперь сравните ваш и кластеры в начале урока с данными сводной таблицы.
— Что вы нового узнали на уроке?
Слайд №24-43 Видео экскурсия «Красоты Горненского леса»
IV. Закрепление полученных знаний.
Тестовая работа.
Обведите кружочком правильные ответы. ( тестирование можно проводить на компьютере)
1. Растительный мир ростовской области соответствует природной зоне:
1) Пустыня 2) Лес 3) Степь 4) Тундра
2. Основу естественной растительности на территории Ростовской области составляют:
1) деревья 2) травы 3) кустарники 4) мхи
3. Из дикорастущих травянистых растений для донской степи наиболее характерны:
1) папоротник, кислица, черника 2) шафран, цикламен, подснежник
3) ландыш, медуница, сныть 4) ковыль, типчак, полынь.
4. Примером неправильного поведения человека в природе является:
1) уборка сухих веток деревьев в лесопосадке
2) посадка молодых деревьев и кустарников
3) бесконтрольная вырубка деревьев
4) сбор цветов дикорастущих растений для букетов.
5. «Узнай меня». Ответы запиши в таблицу:
1) Это растение в народе называют «шелковой травой».
2) Злая, как волчица, жжется как горчица, Что это за диво? Это же …
3) Во саду и огороде пронырем зовут в народе сорную траву полей под названием…..
4) Горькая трава, судьба горькаи жизнь бывает нелегка. Но верь в людей и неба синь,и в силу, что дает ….
V. Подведение итогов.
Итоговая оценка складывается из оценки за работу на уроке и в рабочих листах.
V1. Домашнее задание:
Задание №1 Многие виды растений на территории области относятся к редким и исчезающим.Запишите растения, занесенные в Красную книгу России, встречающихся в Красносулинском районе:
Задание №2. Для любознательных: 1. Придумайте и запишите рассказ о судьбе растения, гриба от его имени. 2. Сделайте рисунки (фотографии) и подпишите названия не менее 10 различных видов наиболее широко распространенных растений.
Файлы: Горненский лес.ppt
Размер файла: 10442240 байт.