Автор конспекта:
Автор(ы): — Приуполина Надежда Георгиевна

Место работы, должность: — МОУ Гатчинская СОШ № 1, учитель химии

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами, дать классификацию растворов.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Габриеляна О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2008

Используемая методическая литература: —

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 8 класс. — М.: ВАКО, 2008

Используемое оборудование: —

Коллекция "Сплавы металлов", медный купорос, 3 стакана с водой, сахар.

Краткое описание: — Представлен полный конспект урока, 1 урок в теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов". Урок изучения нового материала, ориентирован на базовый уровень образования.

«Растворы. Растворимость веществ в воде»

Цель: ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами, дать классификацию растворов.

Задачи:

1) Обучающие — сформировать понятие о растворах, рассмотреть классификации растворов, рассмотреть теории растворения;

2) Воспитательная — разъяснить роль растворов в природе и технике;

3) Развивающая – формирование умений учащихся работать с таблицей растворимости.

Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (таблица растворимости, таблица «Химический состав Мирового океана и крови человека»)

Оборудование: раздаточный материал- таблица «Химический состав Мирового океана и крови человека», таблица растворимости на заднем форзаце учебника, коллекция "Сплавы металлов", медный купорос, 3 стакана с водой, сахар.

Метод, приём, пособие, время

Этапы урока и их содержание

Словесный:

Рассказ учителя

( 2 мин.)

I. Организационный момент

1. Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Надежда Георгиевна.

2. Цель урока (оглашение учащимся) – ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами.

3. Необходимый инструктаж, организация рабочих мест: открываем тетрадочки и записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

Оглашение темы учителем

Словесный:

Беседа с учащимися

(3 мин.)

Рассказ учителя

(3 мин.)

Наглядный: работа с таблицей

(2 мин.)

Словесный:

рассказ учителя

(2 мин.)

Практический:

запись в тетрадь схемы

(2 мин.)

Словесный:

рассказ учителя

(2 мин.)

Практический:

запись в тетрадь определения

(2 мин.)

Практический:

запись в тетрадь таблицы «Теории растворов»

(4 мин.)

Словесный:

рассказ учителя

(2 мин.)

Практический:

запись в тетрадь таблицы,

схемы

(4 мин.)

Наглядный:

Работа с графиком на рис.123

Практический:

Запись в тетрадь

(2мин.)

Беседа учителя с классом

(3 мин.)

Практический:

Запись в тетрадь схемы

(3 мин.)

II. Организация изучения нового материала

Тема урока: «Растворы. Растворимость веществ в воде»

С растворами вы встречаетесь в жизни неоднократно. Вопрос: А какие же вам известны растворы? Какова роль растворов в природе и технике?

Ответ: В природе и технике растворы имеют огромное значение:

1) Растения усваивают вещества в виде растворов;

2) Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор;

3) Все природные воды являются растворами;

4) Растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа и т.д.

5) Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах.

6) На лабораторных занятиях вы тоже работали в основном с растворами.

Таким образом, значение растворов велико.

Особую роль на нашей планете играет вода. Океан занимает 71% поверхности Земли. Большие запасы воды на земле создают впечатление об её неисчерпаемости. Однако на воду в действительности во всех её состояниях приходится меньше 0,001 массы планеты, и только незначительная часть запасов воды оказывается доступной и пригодной для практического использования. Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. Например, тело человеческого трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды, тело взрослого человека – на 60-80%. В огурцах, салате вода составляет 95% их массы, в помидорах, моркови – 90%. Физиологическую потребность живого организма в воде можно удовлетворить только водой и ничем иным. Процесс пищеварения у человека протекает при участии не менее 9-10 л воды в сутки. Потери 10-20% воды животным организмом ведет к его смерти.

Согласно теории эволюции жизнь на земле зародилась в воде. В качестве доказательства этого сравнили химический состав некоторых растворенных солей морской воды и состав человеческой крови:

Химический состав Мирового океана и крови человек а

Посмотрите, в таблице видно, что состав Мирового океана и состав крови человека практически сходны, отличаются на доли %. Тем самым можно согласиться с теорией эволюции.

Вода является единственным веществом, существующим в природе в 3 агрегатных состояниях.

Запишем схему деления растворов на 3 группы. Понятие растворы связаны, не только с водой, с водными растворами. Существуют и многие другие растворители – спирты (различные лекарственные настойки, йод), органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Существуют растворы и твердые (всевозможные сплавы), и газообразные (воздух – кислород в азоте, смеси газов).

Растворы

Жидкие

Вода, спирты,

органические

растворители

Твердые

Сплавы

Газообразные

Воздух (кислород в азоте), смеси газов

Любой раствор состоит из растворенного вещества (1 или несколько) и растворителя. Тот компонент, который количественно преобладает и находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор, называют растворителем. Растворы отличаются от других смесей тем, что частицы растворенного вещества распределяются в растворителе равномерно. Рассматривать мы будем только водные растворы, т.к. они наиболее распространены.

Итак, запишем, что же такое растворы.

Растворы – это однородные смеси, состоящие из двух или более однородных частей и продуктов их взаимодействия.

Это представление исходило из физической теории растворов. В противоположность этой теории существовала и химическая теория. Основные положения этих теорий можно изобразить в таблице «Теории растворов»:

Физическая теория

Химическая теория

Растворение-результат диффузии (проникновение растворенного вещества в молекулы воды)

Растворение-это химическое взаимодействие растворенного вещества с молекулами воды (т.е. гидратация)

Растворы — это однородные смеси

Растворы- это химические соединения- гидраты

Сторонники: Вант-Гофф, Аррениус, Оствальд

Сторонники: Менделеев, Каблуков, Кистяковский, Коновалов

О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение (H2SO4, NaOH,ZnSO4)или поглощение тепла (NaNO3, K2SO4), т.е.тепловые явления, изменение цвета (CuSO4 – белого цвета, при растворении в воде голубого, CuSO4H2O — синего).

Но и физическая, и химическая теория верны и поэтому их объединили в одну современную физико-химическую теорию растворов. В соответствии с современными взглядами, растворение – это физико-химический процесс, а растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Запишем схему состава раствора:

Состав раствора

Растворимое

вещество

растворитель

Продукты их взаимодействия

(гидраты)

Состав гидратов не постоянен в растворах и постоянен в кристаллогидратах (CuSO4 ∙ 5H2O; Na2CO3H2O)

КРИСТАЛЛОГИДРАТЫ

CuSO4 ∙ 5H2O Na2CO3H2O

КРИСТАЛЛИЗАЦИОННАЯ ВОДА

(входит в состав молекул кристаллогидратов)

Кристаллогидраты – это кристаллические вещества, содержащие молекулы воды.

Подзаголовок: Факторы, влияющие на растворимость.

Растворимость веществ в воде зависит от температуры. Как правило, растворимость твердых веществ в воде увеличивается с повышением температуры (рис.123), а растворимость газов – уменьшается, поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.

Итак, растворимость твёрдых веществ зависит от :

1) Природы растворенного вещества

2) Температуры

3) Природы растворителя

Существует мнение, что растворимость веществ всегда увеличивается с повышением температуры. Поэтому обратите внимание, что растворимость некоторых веществ (NaCl) от температуры практически не зависит (см. рис. 123 на стр.189)

Представьте себе, имеются 3 стакана: в первой чай не сладкий, во втором послащенный, в третьем сахар очень сладкий, даже на дне несколько кристалликов не растворилось.

- Какой из этих растворов более насыщен? Ответ: конечно, в 3-ем стакане раствор более насыщен.

Так вот, растворы ещё делятся по степени насыщаемости.

Зарисуем схему:

РАСТВОРЫ

Насыщенные-

Ненасыщенные-

Пересыщенные-

Такие растворы, в которых при данной температуре вещество больше не растворяется.

Такие растворы, в которых при данной температуре находится меньше растворенного вещества, чем в его насыщенном растворе.

Такие растворы, в которых при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

Растворы (по растворимости веществ)

(на 100г воды при 200С)

Хорошо растворимые

>

мало растворимые

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология