Автор конспекта:
Автор(ы): — Приуполина Надежда Георгиевна
Место работы, должность: — МОУ Гатчинская СОШ № 1, учитель химии
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: —
ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами, дать классификацию растворов.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник Габриеляна О.С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2008
Используемая методическая литература: —
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 8 класс. — М.: ВАКО, 2008
Используемое оборудование: —
Коллекция "Сплавы металлов", медный купорос, 3 стакана с водой, сахар.
Краткое описание: — Представлен полный конспект урока, 1 урок в теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов". Урок изучения нового материала, ориентирован на базовый уровень образования.
«Растворы. Растворимость веществ в воде»
Цель: ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами, дать классификацию растворов.
Задачи:
1) Обучающие — сформировать понятие о растворах, рассмотреть классификации растворов, рассмотреть теории растворения;
2) Воспитательная — разъяснить роль растворов в природе и технике;
3) Развивающая – формирование умений учащихся работать с таблицей растворимости.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (таблица растворимости, таблица «Химический состав Мирового океана и крови человека»)
Оборудование: раздаточный материал- таблица «Химический состав Мирового океана и крови человека», таблица растворимости на заднем форзаце учебника, коллекция "Сплавы металлов", медный купорос, 3 стакана с водой, сахар.
Метод, приём, пособие, время
Этапы урока и их содержание
Словесный:
Рассказ учителя
( 2 мин.)
I. Организационный момент
1. Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Надежда Георгиевна.
2. Цель урока (оглашение учащимся) – ознакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и растворами как физико-химическими системами.
3. Необходимый инструктаж, организация рабочих мест: открываем тетрадочки и записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
Оглашение темы учителем
Словесный:
Беседа с учащимися
(3 мин.)
Рассказ учителя
(3 мин.)
Наглядный: работа с таблицей
(2 мин.)
Словесный:
рассказ учителя
(2 мин.)
Практический:
запись в тетрадь схемы
(2 мин.)
Словесный:
рассказ учителя
(2 мин.)
Практический:
запись в тетрадь определения
(2 мин.)
Практический:
запись в тетрадь таблицы «Теории растворов»
(4 мин.)
Словесный:
рассказ учителя
(2 мин.)
Практический:
запись в тетрадь таблицы,
схемы
(4 мин.)
Наглядный:
Работа с графиком на рис.123
Практический:
Запись в тетрадь
(2мин.)
Беседа учителя с классом
(3 мин.)
Практический:
Запись в тетрадь схемы
(3 мин.)
II. Организация изучения нового материала
Тема урока: «Растворы. Растворимость веществ в воде»
С растворами вы встречаетесь в жизни неоднократно. Вопрос: А какие же вам известны растворы? Какова роль растворов в природе и технике?
Ответ: В природе и технике растворы имеют огромное значение:
1) Растения усваивают вещества в виде растворов;
2) Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор;
3) Все природные воды являются растворами;
4) Растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа и т.д.
5) Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах.
6) На лабораторных занятиях вы тоже работали в основном с растворами.
Таким образом, значение растворов велико.
Особую роль на нашей планете играет вода. Океан занимает 71% поверхности Земли. Большие запасы воды на земле создают впечатление об её неисчерпаемости. Однако на воду в действительности во всех её состояниях приходится меньше 0,001 массы планеты, и только незначительная часть запасов воды оказывается доступной и пригодной для практического использования. Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения. Например, тело человеческого трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды, тело взрослого человека – на 60-80%. В огурцах, салате вода составляет 95% их массы, в помидорах, моркови – 90%. Физиологическую потребность живого организма в воде можно удовлетворить только водой и ничем иным. Процесс пищеварения у человека протекает при участии не менее 9-10 л воды в сутки. Потери 10-20% воды животным организмом ведет к его смерти.
Согласно теории эволюции жизнь на земле зародилась в воде. В качестве доказательства этого сравнили химический состав некоторых растворенных солей морской воды и состав человеческой крови:
Химический состав Мирового океана и крови человек а
Посмотрите, в таблице видно, что состав Мирового океана и состав крови человека практически сходны, отличаются на доли %. Тем самым можно согласиться с теорией эволюции.
Вода является единственным веществом, существующим в природе в 3 агрегатных состояниях.
Запишем схему деления растворов на 3 группы. Понятие растворы связаны, не только с водой, с водными растворами. Существуют и многие другие растворители – спирты (различные лекарственные настойки, йод), органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Существуют растворы и твердые (всевозможные сплавы), и газообразные (воздух – кислород в азоте, смеси газов).
Растворы
Жидкие
Вода, спирты,
органические
растворители
Твердые
Сплавы
Газообразные
Воздух (кислород в азоте), смеси газов
Любой раствор состоит из растворенного вещества (1 или несколько) и растворителя. Тот компонент, который количественно преобладает и находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор, называют растворителем. Растворы отличаются от других смесей тем, что частицы растворенного вещества распределяются в растворителе равномерно. Рассматривать мы будем только водные растворы, т.к. они наиболее распространены.
Итак, запишем, что же такое растворы.
Растворы – это однородные смеси, состоящие из двух или более однородных частей и продуктов их взаимодействия.
Это представление исходило из физической теории растворов. В противоположность этой теории существовала и химическая теория. Основные положения этих теорий можно изобразить в таблице «Теории растворов»:
Физическая теория
Химическая теория
Растворение-результат диффузии (проникновение растворенного вещества в молекулы воды)
Растворение-это химическое взаимодействие растворенного вещества с молекулами воды (т.е. гидратация)
Растворы — это однородные смеси
Растворы- это химические соединения- гидраты
Сторонники: Вант-Гофф, Аррениус, Оствальд
Сторонники: Менделеев, Каблуков, Кистяковский, Коновалов
О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение (H2SO4, NaOH,ZnSO4)или поглощение тепла (NaNO3, K2SO4), т.е.тепловые явления, изменение цвета (CuSO4 – белого цвета, при растворении в воде голубого, CuSO4 ∙ H2O — синего).
Но и физическая, и химическая теория верны и поэтому их объединили в одну современную физико-химическую теорию растворов. В соответствии с современными взглядами, растворение – это физико-химический процесс, а растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Запишем схему состава раствора:
Состав раствора
Растворимое
вещество
растворитель
Продукты их взаимодействия
(гидраты)
Состав гидратов не постоянен в растворах и постоянен в кристаллогидратах (CuSO4 ∙ 5H2O; Na2CO3 ∙H2O)
КРИСТАЛЛОГИДРАТЫ
CuSO4 ∙ 5H2O Na2CO3 ∙H2O
КРИСТАЛЛИЗАЦИОННАЯ ВОДА
(входит в состав молекул кристаллогидратов)
Кристаллогидраты – это кристаллические вещества, содержащие молекулы воды.
Подзаголовок: Факторы, влияющие на растворимость.
Растворимость веществ в воде зависит от температуры. Как правило, растворимость твердых веществ в воде увеличивается с повышением температуры (рис.123), а растворимость газов – уменьшается, поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.
Итак, растворимость твёрдых веществ зависит от :
1) Природы растворенного вещества
2) Температуры
3) Природы растворителя
Существует мнение, что растворимость веществ всегда увеличивается с повышением температуры. Поэтому обратите внимание, что растворимость некоторых веществ (NaCl) от температуры практически не зависит (см. рис. 123 на стр.189)
Представьте себе, имеются 3 стакана: в первой чай не сладкий, во втором послащенный, в третьем сахар очень сладкий, даже на дне несколько кристалликов не растворилось.
- Какой из этих растворов более насыщен? Ответ: конечно, в 3-ем стакане раствор более насыщен.
Так вот, растворы ещё делятся по степени насыщаемости.
Зарисуем схему:
РАСТВОРЫ
Насыщенные-
Ненасыщенные-
Пересыщенные-
Такие растворы, в которых при данной температуре вещество больше не растворяется.
Такие растворы, в которых при данной температуре находится меньше растворенного вещества, чем в его насыщенном растворе.
Такие растворы, в которых при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.
Растворы (по растворимости веществ)
(на 100г воды при 200С)
Хорошо растворимые
>1г
мало растворимые