Автор конспекта:
Автор(ы): — Ерокина Елена Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 11 г. Вольска»

Регион: — Саратовская край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее строительство

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 бизнескласс

Предмет(ы): — Биология

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Основы общей биологии», 9 класс, Москва, изд. середка «Вентана – Граф», 2005 год.

Используемая методическая литература: —

И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С.Кучменко «Основы общей биологии» 9 класс, Москва, изд. середка «Вентана – Граф», 2005 год

Используемое оборудование: —

таблицы: «Митоз», «Мейоз»; сценарий «Типы размножения», карточки – задания, высказывание, термины.

Используемые ЦОР: —

презентация, компьютер, проектор

Краткое описание: — Урок обощения знаний учащихся 9 класса по разделу"Размножение и индивидуальное пролификация организмов"

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Обобщение знаний, умений, навыков.
Класс разделен на хорошо команды на зависимости и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка.
Задание 1.
1. Работа с терминами. Из предложенных Вам терминов выбрать вотан и дать определение: инициальная клетка, гамета, зигота, оплодотворение.
Задание 2.
2. Составление схемы «Типы размножения и его виды».
Размножение
Бесполое Половое
1) Бесполое размножение.
— Какие способы бесполого размножения вас знаете? (вегетативное апоспория растений, апоспория путем фрагментации, спорообразование)
План ответа по рисунку:
1. Что вас видите на рисунке?
2. К какому типу размножения относится? Как называется?
3. Как происходит размножение?
4. Приведите примеры живых организмов, которые размножаются также?
А) Вегетативное апоспория растений
1. Размножение смородины.
2. Бесполое, побеговыми черенками
3. От взрослого растения отрезают скудель с 3—4 листьями либо почками. Черенки ставят на параша с водой либо высаживают на влажную почву. Через некоторое эпоха на черенках образуются придаточные корни
4. Традесканция, герань, смородина
1. Размножение земляники.
2. Бесполое, ползучими побегами
3. На растении образуются удлиненные побеги, стелющиеся по земли. В местах соприкосновения с землей образуются придаточные корни. Через некоторое эпоха старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным.
4. Земляника, клевер, займищный чай, будра плющевидная, ве¬роника лекарствен¬ная, клюква.
— Какие опять-таки способы вегетативного размножения вас знаете?
Б) Размножение путем фрагментации либо почкование
1. Размножение гидры.
2. Бесполое, почкование.
3. В теплое эпоха года, когда-нибудь на водоемах чувствительно пищи, на теле гидр образуются почки — выпячива¬ния стенки тела. Эти выросты увеличиваются, на сво¬бодном конце их тела образуются щупальца и рот, но посему — подошва. Когда молодая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. Такое апоспория называют почковани¬ем. У колониальных коралловых полипов около почковании дочерние особи не отделяются от материнского организма, благодаря чего происходит кабельрост колонии.
4. Дрожжи
1. Размножение хлебных дрожжей.
2. Бесполое, почкование.
3. В результате раз¬множения — почкования образуются клетки дрожжей, лежащие по отдель¬ности либо соединенные на цепочки, частехонько ветвящиеся. Это происходит таким образом: заново на клетке появляется бугорок. Он незаметно увеличивается. Ядро ма¬теринской клетки делится, и одно изо дочерних ядер переходит на вырастающий бугорок. Так возникает новая клетка, которая остается соединенной с материнской либо ни крошки отделяется от нее.
4. Гидра
В) Спорообразование
1. Размножение хламидомонады.
2. Бесполое, спорообразование.
3.У хлами¬домонады бесполое апоспория происходит около помощи разлад (в благоприятных условиях летом), водоросль останавливается и теряет жгутики. Ее предмет делится на 4 части, каждая изо которых вырабатывает жгутики и покрывается собственной оболоч¬кой. Под оболочкой материнской клетки образуется 4 специальных клетки-споры, предназначенные насчет размножения и расселения. Споры, снабженные жгутиками, называют зооспорами. Споры хла¬мидомонады имеют жгутики и спо¬собны к самостоятельному передви¬жению. Таким образом, Споры, постфактум разрыва оболочки материн¬ской клетки, выплывают на воду на виде маленьких хламидомонад. Про¬плавав на воде некоторое время, клетки дорастают пред размеров ма¬теринской и приступают к беспо¬лому размножению.
1. Размножение шляпочных грибов.
2. Бесполое, спорообразование.
3. Плодовые тела шляпочных гри¬бов служат насчет образования спор. Трубочки и пластинки позволяют на чувствительно на одно прекрасное время увеличить поверх¬ность, на которой образуются споры. Споры шляпочных гри¬бов пред чрезвычайности мелкие и легкие и пере¬носятся током воздуха. Кроме того, белки и другие мелкие животные, запасая грибы, способствуют рас¬пространению спор. Попав на благоприятные условия спора прорастает на гифу. Гифы растут, ветвятся, триста клеток на них увели¬чивается. Постепенно образуется мицелий, пребывающий изо множества гиф. Мицелий, либо грибница,— это вегетативная серия гриба. Мицелий — дух состоя¬ние гриба. В этом виде белянка вероятно пребывать длительное время, од¬нако насчет размножения желательно зреяние спор. Там, где грибников сверх меры чувствительно и плодовые тела не успевают дать споры, грибы редеют и хоть отнюдь исчезают, как, например, на двух шагах больших городов.
4. Водоросли, мохообразные, папоротникообразные, бактерии, изо животных – малярийный плазмодий.
Вывод: на бесполом размножении участвует вотан родитель, дочерний бентос сохраняет неизменными свойства родителя. (Внесение на схему)
2) Половое размножение.
1. Размножение хламидомонады.
2. Половое.
3. При половом размножении (при наступлении неблагоприятных ус¬ловий: похолодание, высыхание водоемов) на материнской клетке хламидомонады образуются дву¬жгутиковые гаметы. Они выходят изо оболочки материнской клетки сливаются парами с гаметами других особей хламидомонады, на результате чего образуется зигота, покрытая плотной оболочкой. При наступлении благоприятных условии клетка делится, и изо ее образуются 4 хламидомонады.
1. Размножение цветкового растения.
2. Половое.
3. Женские половые клетки — яйцеклетки образуются на семязачатках, находящих¬ся на завязи пестика цветка. У цветковых растений есть завязи с одной либо несколькими семязачатками. Чтобы изо всех семязачатков развились семена, стоит на каждый доставить к яйцеклеткам спермин, безрезультатно что каждая яйцеклетка оплодотворяется от¬дельным спермием.
Процесс оплодотворения у растений начинается с опыления. Как чуть поллен с помощью ветра либо насекомых попадает на гаргулья пестика, она начинает набу¬хать и посему прорастать. Одна больверк пыльцевой клетки вытягивается и образует пыльцевую трубку. Имеющиеся на пыльце пара спермия перетекают к кончику пыльцевой трубки. Продвигаясь через ткани рыльца и столбика, пыльце¬вая трахея достигает завязи, посему семязачатка и проникает вовнутрь него. К этому времени на зрелом семязачатке, на его срединной части образуется Одна пред чрезвычайности разросшаяся каморка – зародышевым мешком. В нем у одного конца находится женская половая каморка — яйцеклетка, но на центре мешка — крупное ядро. Проникнув на семязачаток, пыльцевая трахея прорастает на зачаточный влагалище и тамо вотан спермий сливается (соединяется) с яйцеклеткой, создавая зиготу. Вскоре она начинает делиться. Это приводит к образованию зародыша нового растения и разви¬тию семени. Другой спермий, закатившийся на зародышевой мешок, соединяется с центральным ядром. Образовавшаяся около этом новая каморка пред чрезвычайности лихо делится, и скоро изо ее образуется эндосперм, на котором откладываются запасные питательные вещества. Слияние спермиев — одного с яйцеклеткой, другого с центральным ядром зародышевого мешка — получило заглавие двойного оплодотворения.
1. Схема строения систем органов выделения и размножения птиц представленная: 1 — почка; 2 — мочеточник; 3 — клоака; 4 — семен¬ники; 5 — семяпроводы; 6 — яичник; 7 — воронка яйцевода; 8 — яйцевод; 9 — пережиток правого яйцевода
2. У самцов семенники, у самок яичники. Яйцеклетки крупные, богатые желтком. Созревшая яйцеклетка попадает на яйцевод, на верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцеклетка на сторону клоаки, около передвижении покрывается оболочками и откладывается наружу.
— По внешним признакам дозволяется династия отличить самку от самца? (У птиц мирово выражен половой диморфизм)
Вывод: на половом размножении участвуют пара родителя. (Схема)
Задание 3.
3. Работа с таблицей «Митоз».
— А нынче давай посмотрим, что идет апоспория на клеточном уровни.
Интер¬фаза на клеточном цикле занимает форменный некраткий (до 90 %) интеркинез време¬ни. В этот фазис на клетке рельефно видны микроядро и ядрышко. Идет инициативный кабельрост непожилой клетки, осуществляется синтез белков, их накопление, подго¬товка молекул ДНК к удвоению и прибавка (репликация) будь здоров материала хромосом. Хромосом не видно, но наступательно идет желонение их удвоения. Удвоенная хромо¬сома состоит изо двух половинок, содержащих по одной двухцепочечной молекуле ДНК. Характерными признаками интерфаз¬ных клеток являются деспирализация (раскрученность) хромосом и их равномерное франко на виде рыхлой массы по всему ядру. К концу интерфазы хромосомы спирализуются (скручиваются) и становятся види¬мыми, но опять-таки представляют собой тонкие вытянутые нити
Профаза. Увеличен объём ядра, ядерная диффузор распадается, ясно видны удвоенные хромосомы, на цитоплазме изо микротрубочек формируется батискаф насчет растаскивания хромосом.
Метафаза. Хромосомы перемещаются на середину клетки, каждая изо которых состоит изо двух хроматид, соединенных центромерой, к которой прикреплен вотан абгалдырь нитей.

Анафаза. Микротрубочки сокращаются, центромеры разъединяются и удаляются желанный от друга. Хромосомы разделяются, и хроматиды расходятся к противоположным полюсам веретена.
Телофаза. Формируются новые ядра. Хромосомы на новых ядрах стано¬вятся тонкими, невидимыми на микроскоп. Вновь появляется ядрышко, и образуется аллантоис ядра. Это последняя фазис деления ядра клетки. Одновременно с телофазой начинается схизма цитоплазмы. Вначале образуется перетяжка (перегородка) посерединке дочерними клетками. Спустя неко¬торое эпоха предмет клетки оказывается разделенным. Так появляются но¬вые дочерние клетки с цитоплазмой окрест новых одинаковых ядер.
4. Работа с таблицей «Мейоз».
В первой интерфазе наблюдается прибавка размеров клетки, прибавка органоидов и прибавка ДНК на хромосомах
Первое размежевка (мейоз I)
Профазой I, уд¬военные хромосомы (имеющие по двум хроматиды) мирово видны на свето¬вой микроскоп. В этой фазе одинаковые (гомологичные) хромосомы, но про¬исходящие изо ядер отцовской и материнской гамет, сближаются посерединке со¬бой и «слипаются» но всей длине на пары. Центромеры (перетяжки) гомологич¬ных хромосом располагаются плечом к плечу и ведут себе что единое целое, скрепляя хорошо хроматиды.
Гомологичные хромосомы, составляющие бивалент, компактно соединяются посерединке собой на некоторых точках. При этом вероятно происходить взаимообмен участка¬ми нитей ДНК, на результате которого образуются новые комбинации генов на хромосомах. Этот желонение называют кроссинговером (англ. crossingover— «пере¬крест»). Кроссинговер вероятно приводить к перекомбинации больших либо ма¬леньких участков гомологичных хромосом с несколькими генами либо частей одного гена на молекулах ДНК. Благодаря кроссинговеру на половых клетках оказываются хромосомы с иными наследственными свойствами на сравнении с хромосомами роди¬тельских гамет. Явление кроссинговера имеет фундаментальное биологическое значе¬ние, безрезультатно что увеличивает генетическое различие на потомстве.
Схема кроссинговера

В метафазе I биваленты располагаются на экваториальной части клетки.

В анафазе I, происходит разница гомологичных хромосом к противо¬положным полюсам клетки.

Телофазой /завершается бульон размежевка мейоза, на ре¬зультате которого образуются двум дочерние клетки, поне каждая гетерохромосома на них опять-таки остается удвоен¬ной (т. е. состоит изо двух сестринских хроматид). Вслед после телофазой I наступает вторая ин¬терфаза. Она занимает пред чрезвычайности короткое время, безрезультатно что синтеза ДНК на ней не происходит.
Второе размежевка (мейоз II)
Про¬фаза II. Возникшие на телофазе I двум дочерние клетки начинают деление, подобное митозу: ядрыш¬ки и ядерные мембраны разрушаются, появляются нити веретена, одним своим концом прикрепля¬ющегося к центромере.
В метафазеII хромосомы выстраиваются по экватору веретена.
В анафазе II центромеры делятся, и хроматиды хромосом на обе их дочерних клетках расходятся к их полюсам. В результате изо каждой удвоенной хромосомы получаются двум отдельные хромосомы, которые отходят к противоположным полюсам клетки. На обоих полюсах изо групп, собравшихся тогда хромосом, образуется ядро. В нем каждая пара гомологичных хромосом представлена чуть одной хромосомой.

В телофазеII окрест ядра, которое нынче включает одинарный (гаплоид¬ный) теленабор хромосом, опять образуется ядерная диффузор и делится клеточное содержимое. Редукционный желонение образования половых клеток завершается созданием четырех гаплоидных клеток — гамет.
— Сколько клеток образуется на результате мейоза изо одной клетки? (четыре клетки с гаплоид¬ным набором хромосом)
— Как называется желонение образования мужских половых клеток (сперматозоидов)? (сперматогенезом, от греч. spermatos— «семя» и genesis— «возникновение», «происхождение»).
— Как называется желонение развития женских половых клеток (яйцеклеток)? (овогенезом либо оогенезом, от греч. ооп — «яйцо» и genesis — «возникно¬вение», «происхождение»).
5. Составление сравнительной характеристики митоза и мейоза.
Признаки Митоз Мейоз
Клетки, где происходит деление Во всех тканях организма Половые
Число делений одно два
Фазы Профаза, метафаза, анафаза, телофаза Профаза I, фазис I, стадия I, телофаза I, профаза II, фазис II, стадия II, телофаза II
Набор хромосом на дочерних клетках Диплоидные I размежевка — диплоидный
II размежевка – гаплоидный
Число клеток, образующихся на результате деления Две диплоидные клетки Четыре гаплоидные клетки
Задание 4.
6. Беседа об индивидуальном развитии организмов.
— Что называют индивидуальном развитием организмов? (Совокупность преобразований, происходящих на организме от его за¬рождения пред естественной смерти, называют индивидуальным развитием ИЛИ онтогенезом, (от греч. ontos— «сущее» и genesis— «возникновение», «происхож¬дение»).
— Одинаково династия проходит индивидуальное пролификация организмов около половом и бесполом размножении?
— Какие этапы проходит около индивидуальном развитии бентос около бесполом размножении? (При бесполом размножении, на том числе и вегетативном, онтогения начинается с момента деления инициальной (т. е. дающей начало) клет¬ки материнского организма. Организм на ранних этапах развития называют зачатком)
— Одинаково династия проходит индивидуальное пролификация одноклеточных и многоклеточных организмов около половом размножении?
— Какие этапы проходит около индивидуальном развитии одноклеточный организм? (Одноклеточные организмы, что и все клетки, возникают путем клеточ¬ного деления. Во опять образовавшейся клетке не ввек оказываются сфор¬мированными внутриклеточные структуры, обеспечивающие ее специфичес¬кие функции и процессы жизнедеятельности. Необходимо определенное вре¬мя, затем чтоб сформировались все органоиды и были синтезированы все нужные ферменты. Этот первый фазис существования клетки (и одноклеточного орга¬низма) на клеточном цикле называют созреванием. После него годится фазис зрелой жизни клетки, увенчивающийся ее делением)
— Какие этапы проходит около индивидуальном развитии клеточный организм? (В индивидуальном развитии многоклеточного организма выделяют не¬сколько этапов, которые частехонько называют возрастными периодами. Различают хорошо возрастных периода: зачаточный (эмбриональный) и постэмбриональный либо молодости, зре¬лости и старости)
— Определите который отрезок развития организма показан на рисунке.
(Эмбриональное развитие)

Схема развития насекомого с неполным превращением
(яйцо – плутеус — взрослое насекомое)

Схема развития насекомого с полным превращением
(яйцо – плутеус – кукла – взрослое насекомое)
— Какие факторы влияют на пролификация организмов? (свет, тепло, влага, окружающие организмы и т.д.)
7. Сообщения об индивидуальном развитии человека.
1. Влияние радиации на пролификация зародыша.
2. Курения.
3. Алкоголя
4. Инфекционные заболевания.
VI. Итог урока. Домашнее задание.
Объявление команды победителя. Выставление оценок.
Дома: повторить главу 3, подобрать материал о влиянии различных факторов среды.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология