Автор конспекта:
Автор(ы): — Бурда В.Д.

Место работы, должность: — МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа», наставитель биологии

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 чин
Класс(ы): — 10 чин

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Задачи:

  • учебная – повторить и обобщить материал по теме «Размножение растений»;
  • коррекционная – ход творческой активности учащихся;
  • воспитательная – развитие любви к предмету.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Ботаника" Е.А. Васильев., М., "Просвещение", 1978

Используемая методическая литература: —

Методическое субсидия для учителя, "Дрофа", 2008г.

Используемое оборудование: —

Видоизменённые побеги: клубень, корневище, луковица. Плоды.

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — Урок обобщающий, для 6 или 10 классов

Ход урока:
1. Организационная часть.
2. Основная часть.
Каковы способы размножения растений?
(семенное, вегетативное)
Что называют вегетативным размножением?
(размножение вегетативными органами или их частями)
Специализированным для размножения вегетативным органом является …
(демонстрация клубня)
Клубень – это ……?
(клубень часто называют плодом, не допустить такой ошибки нам поможет стихотворение)
Клубень – это не плод! Слайд 2
Он на подземном столоне растёт, Слайд 3
Вот слой и древесина,
Виден ткань и сердцевина.
На нём чешуечки — листки,
Почки – глазки и ростки.
На свету он зеленеет,
И семян он не имеет…
Так запомним же навек
Клубень — это самолично побег!
Что называют побегом? (стебель с листьями и почками) Слайд 4
В который части клубня находятся питательные вещества? Слайд 5
Что является запасным веществом у растений?
Качественная теломеризация на крахмал? Мономером крахмала является… Древесина деревьев жёсткая, махагони клубня мягкая, почему?
На свету зеленеет… Что при этом происходит? Картофель относится к семейству… (паслёновые), однако вислоплодник называется? (ягода) Слайд 6

Специализированным для вегетативного размножения органом является также …(луковица). Слайд 7
Луковица тоже видоизменённый побег. Назовём составные части побега. Где находятся питательные вещества у лука? (в сочных видоизменённых листьях)
А сегодня сами назовём запасающие части побега. Слайд8
Лук заключает особые летучие вещества, которые называют…(фитонциды).
Если будут фитонциды на вашей комнате летать, Слайд 9
То для сопли и простуду позволяется решительно забывать.
Лук относится к семейству (лилейные).
У гладиолуса видоизменённым побегом является клубнелуковица. Чем отличается глава от клубнелуковицы? Питательные вещества на клубнелуковице находятся на (стеблевой части). Слайд 10
И ещё подземным органом размножения является корневище. Чем корневище отличается от корня? Без труда запомнить помогут рифмованные строки. Слайд 11
Корень с чехликом родится,
Вглубь и вглубь земли стремится.
Корневище же, буквально,
Растёт на земле горизонтально.
Хоть корневищу словно собак нерезанных лет,
Но помни – чехлика после того нет,
А есть почки и ростки,
Чешуйчатые листки.
Не прожить и пару дней
Без придаточных корней,
Корневище, к сожаленью,
Служит для возобновленья.
(сожалеем мы часто, вследствие того словно многие корневищные растения злостные
сорняки).
Что позволяется сказать по поводу корневого чехлика у водных растений? Слайд 12
Столоны. Столоны – дочерние побеги, могут быть и надземными. Слайд 13
Примером надземных являются усы. Интересной особенностью является то, словно корневая радиосистема у земляники вегетативного происхождения мочковатая, однако у растений семенного происхождения – стержневая, после того на первом и втором случае формируется корневище.

Филлокладии. Слайд 14
Зеленый, расплющенный при том,
Нам покажется листом.
Так похожи на листки,
Но на них сидят цветки.
Цветы на листьях не бывают,
Они на стеблях вырастают.
Хоть недолог его век
Филлокладий наш побег.
Ещё видоизменёнными побегами могут быть усики и колючки, они не являются органами вегетативного размножения, но, говоря о побегах, вспомним и для них. Колючки могут иметь вариа происхождение, запоминается трудно, облегчат задачу следующие стишки «запоминалки».
Кактус листочком-колючкой гордится, Слайд 15
Съесть его сомнительно ли кто-то решится
И ягода защититься решил,
В колючки пай листьев своих превратил.
У боярышника, тёрна, сливы и груши Слайд 16
Побеги-колючки вцепятся на уши.
Цветом акации не наслаждайся, Слайд 17
Колючек-прилистников остерегайся.
А алую розу захочешь сорвать, Слайд18
Колючек из кожицы не миновать.
Колючки служат растению для (защиты).
Усики также имеют различное происхождение.
У бобовых всех усы Слайд19
Изменившиеся листы.
У тыквы спелой, сортовой
Усик тоже листовой.
Виноград, словно было сил
Из побега река растил.
Усы нужны, не красоваться,
А дабы за что–нибудь … цепляться.
Каудекс (сообщение уч-ся 10 класса).
Мы назвали видоизменённые побеги, которые на основном являются органами вегетативного размножения. А запомнить их нам поможет песенка:
Корневище, клубенек и столон, Слайд 20
Филлокладий, каудекс, колючка,
Назову ещё, не ошибусь, Слайд 21
Клубнелуковицу, луковицу, ус.
Все побеги повторили и примеры привели,
Их немудрено мы заучили, недурно година провели.
(демонстрация корнеплодов)
Вывод: Слайд 22
Морковь – это корнеплод. Образован … утолщённым главным корнем и наполовину стебля. Чтобы не забыть об этой важной детали предлагается «запоминалка»:
Корнеплод съедим немедля, Слайд 23
Съедим причина и пай стебля
Корнеплоды это хранилища запасных питательных веществ. Случается требуется помнить на который части корнеплода сосредоточены запасные питательные вещества: на коре, древесине?
Морковь у нас выну ленится,
Запас у ней на коре хранится.
А редис, хватило сил, на древесину положил Слайд24
Оранжевый зелень моркови придаёт липофусцин каротин, из которого образуется никотинамид А. Какое заболевание возникает при недостатке витамина А? (куриная слепота)
Слепота, промедление роста,
Предупредить симптомы просто,
Ешь морковь, зелёный самострел и забудешь для недуг.
Корнеплоды участия на вегетативном размножении не принимают, но играют важную миссия при образовании плодов и семян.
Яблоко – это плод. Почему? Образуется из …завязи пестика.
Плоды
Знает селение достойный народ, Слайд25
Завязь образует плод!
И в настоящее время мы разберемся,
Как катагенез нынешний идет.
Но начнем издалека,
Со строения цветка.
Цветок вишни передо вами, Слайд26
Называем части сами…
Цветоножка, цветоложе,
Лепестки, каликс тоже -
Эти части цветка славные,
Но на цветке они не главные. Слайд27
Чашечка и живописный корона -
Это чуть околоцветник,
А в настоящее время пестики, тычинки –
Важны для всякий травинки.
Тычинка – дядечка Андроцей,
А матуар – тётя Гинецей.
У тычинки — кетгут и пыльник,
В нём находится пыльца,
В пылинке спермии мужские -
Два бесхвостых сорванца,
Пестик – это требуется знать
И помнить о кормильце,
Что он имеет у себя: Слайд28
Завязь, столбик, рыльце.
А у завязи есть дочки-
Маленькие семяпочки,
На стенках завязи сидят Слайд29
И ждут спермиев-ребят.
Нужно спермиев дождаться,
Без них нельзя им развиваться.
А почему? Хотите знать?
Хотите истину понять?
Так, страницу открываем,
Что написано читаем
В семязачатке завязи
Всегда живут двум клетки,
Важные, преважные,
Но дружные соседки.
Одна сентиментальная –
Зовут её центральная,
А другую, детка,
Зовут – яйцеклетка.
Спермий и яйцеклетка,
Это начинание времени,
Развивается всегда
В вислоплодник семени,
А центральная и спермий,
Этого дано не всем,
Образуют постепенно
Триплоидный эндосперм.
Такое в настоящее время явление –
Двойное оплодотворение,
Открытое учёным нашим –
Имя его Сергей Навашин Слайд30
Как на природе полагалось, Слайд 31
Слияние клеток состоялось.
В разгаре лето, к лицу время…
Семязачаток в настоящее время семя.
Стенка завязи не ждет,
Околоплодником стает.
Вот он вырос и созрел,
Угощайтесь, вислоплодник поспел
(презентация 2)
А в настоящее время мы повторим виды плодов.
Как пошли наши подружки,
В кибела по ягоды гулять
И плоды растений разных,
По корзинкам собирать.
Я буду называть растения, однако вы мне
подсказывайте, ровно называются плоды этих
растений.
У подсолнуха … семянка, Слайд2
У черёмухи … костянка,
У лещины взять не грех
Вкусный, маленький… орех.
У капусты и редиса, Слайд3
Как электроигла или крючок
Плодик у них тонкий, долгий –
Называется… стручок.
У гороха и люпина, Слайд4
У фасоли, сои, чины,
Стебли складывают на стог,
А плоды их называют, непременно,
Только – боб. Слайд5
Вот у мака, чисто пробочка,
Называется… коробочка. Слайд6
Плоды пшеницы съели совки
И не досталось нам… зерновки. Слайд7
Колорадский жук не спал, Слайд8
Плод у картофеля жевал,
Грызть вислоплодник такая тягота,
А он зовётся – ягода.
Их мы не возьмём
Зелены, плодовиты,
Но они ядовиты.
Здесь на грядке огурцы, Слайд9
Просто диковина – молодцы.
На нём колючки – рытвины,
Плод называют – тыквина.
Вот и малины полна банка, Слайд10
А вислоплодник у ней… многокостянка.

Земляника подо листом, Слайд11
Светит ярким огоньком,
На бочках, ровно вешки,
Плодики – орешки.
Цветок, вислоплодник и семечко – генеративные органы, обеспечивают половое размножение. Слайд12
Размножение растений

Бесполое (вегетативное и др) Половое (семенное)

В жизненном цикле растений происходит ротация поколений:
Бесполое поколение – спорофит, половое поколение – гаметофит
Чередование поколений у споровых растений

Поколение бесполое есть спорофит, Слайд13
Он, безусловно, споры растит.
В спорангиях споры родятся безо слёз
Деление при этом бывает мейоз.

Спор много, по ветру наволок летит,
Из них вырастает гаметофит.
Гаметофит опять холостой,
Но начинается катагенез тут половой

В архегониях «митоз» яйцеклетки образует,
В антеридиях по ним сперматозоиды тоскуют.
Лишь выпадет дождь, и они не ждут,
К своим ненаглядным насупротив плывут.
Гаметы сливаются и вся забота,
Образуется диплоидная зигота.
Зигота достаточно потом жить,
Цикл требуется опять повторить.
Гаметы у мхов и папоротников образуются на антеридиях и архегониях, у голосеменных растений антеридиев нет, однако архегонии находятся среди семязачатка. Слайд 14-15
Термины значительно помнить, поможет нам по-новому «запоминалка».
Андроцей и антеридий – мужской домик Слайд16
И членораздельно тут, воскресенье за днем, и годик за годом
Наши спермии живут
Гинецей и архегоний, ты запомни это друг,
Там живут яйцеклетки на окружении подруг.
Выводы по уроку
3.Задание на дом.
«Вегетативное амфимиксис растений»,
владеть понятиями, которые прозвучали на уроке.

Файлы: сопровождение 2.ppt
Размер файла: 4470272 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология