Автор конспекта:
Автор(ы): — Маркелова Н.А. доработано
Место работы, должность: — МКОУ «Баррикадская СОШ», учитель географии
Регион: — Омская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Предметные задачи: • сформировать у обучающихся представление о факторах распространения и разнообразии живых организмов на Земле; • ввести понятия «природные зоны», «широтная зональность», «высотная поясность». Метапредметные задачи: • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; • формировать умения творчески мыслить, сравнивать, анализировать, работать самостоятельно. Личностные задачи: • развивать коммуникативные навыки; • воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: —
-учебник «ГЕОГРАФИЯ начальный курс 6 класс», под редакцией Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой;
Используемое оборудование: —
- глобус;
- персональный компьютер;
- проектор;
- экран;
- «Атлас география начальный курс 6 класс», под редакцией Т. П. Герасимовой;
- демонстрационная таблица «Область распространения организмов на Земле» (в презентации);
- демонстрационная таблица «Природные зоны Земли» (в презентации);
- ресурсы сети Интернет.
Краткое описание: — Методы и приемы обучения: словесные (рассказ учителя с элементами беседы, сообщения), наглядные (презентация учителя) и практические (работа с учебником, дополнительным материалом), сообщения обучающихся
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.
— Сегодня вы будете работать с
Мотивационная заставка – историческая справка о живых организмах:
Земля – это живая планета. Жизнь на нашей планете возникла 5- 4,5 млрд. лет назад. Примерно 400 млн. лет назад первые живые существа начали заселять сушу. Ныне на поверхности материков, в толще морей и океанов, в приземном слое атмосферы — почти всюду обитают многоликие потомки первых организмов. Все современные виды растений, животных и микроорганизмов в той или иной степени родственны друг другу и связаны между собой..
Эпиграф урока: «Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь!
(на доске) Нельзя любить то, чего не знаешь!»
— Как вы думаете, чему сегодня будет посвящен урок?
Мы сегодня на уроке поговорим о том разнообразии растений и животных, которое существует на нашей планете, и выделим закономерности их распространения. Слайд№1
II. Изучение нового материала.
1. Разнообразие живых организмов.
— Как вы думаете, сколько существует на планете видов живых организмов?
Сообщение №1 (слайд №2)
На Земле существует несколько миллионов видов живых организмов. Виды растений превышают 500 тысяч, животных — свыше 1 миллиона. Очень трудно сказать точно, сколько всего видов насекомых, тем более, сколько микроорганизмов — бактерий и грибков.
Все живые организмы составляют живое вещество Земли – биосферу.
Создал учение о биосфере Владимир Иванович Вернадский, основоположник учения о биосфере и ноосфере. «На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы».
Запись схемы в карту-конспект по ходу демонстрации презентации ( слайды 3- 17 ):
Организмы на Земле Слайд №3
Слайд №3,4 Слайд №6-8 Слайд № 9 Слайд №10-17
бактерии
растения
грибы
животные
— первые, очень маленькие организмы, появившиеся на Земле, состоят лишь из одной клетки, способны существовать по сути в непригодных для жизни условиях: в горячих источниках, в ледниках, на дне океана, при высоком радиационном фоне.
— папоротники, мхи, водоросли, деревья, цветковые растения и т. д.
— особое царство, раньше они считались растениями
— губки,
-кишечнополостные
(медузы, корал-ловые полипы ),
— иглокожие
(морские звёзды, морские ежи),
— моллюски,
— членистоногие (ракообразные, пауки, насекомые),
-хордовые
(рыбы; земноводные: саламандры, тритоны, лягушки;
пресмыкающиеся: черепахи, ящерицы, змеи, крокодилы; птицы;
млекопитающие ).
— более 500 тыс. видов
— свыше 1 млн. видов
Приведите примеры организмов.
2. Распространение живых организмов на Земле.
Ребята!
Откройте учебник стр. 143, рис. 92. Работа с учебником и демонстрационной таблицей «Область распространения организмов на Земле» (слайд 18). Выслушав ответы, заполните схемы в конспекте.
— Проанализируйте таблицу и скажите, в каких оболочках Земли встречаются живые организмы? (помечают в конспекте)
— Каковы пределы их распространения в этих оболочках? (помечают в конспекте)
— Что повлияло на такое распределение?
— Итак, какие факторы, определяющие распространение живых организмов можно выделить?
Факторы, определяющие распространение организмов:
- температура;
- влажность;
- световой режим. (помечают в конспекте)
— Какой вывод можно сделать о распределении организмов? Какова область максимального распространения организмов на Земле?
Вывод:
Они встречаются на поверхности материков, в толще морей и океанов, в приземном слое атмосферы.
3. Широтная зональность.
Существует определенная закономерность, т.е. соответствие установленным законам, в распространении растительности по земной поверхности.
— Как вы думаете, почему растения в полярных областях и по видам, и по численности незначительны, близ экватора их много и они разнообразны?
Широтная зональность — изменение соотношения тепла и влаги от экватора к полюсам.
— Как климат (распределение тепла и влаги) влияют на распространение растений и животных?
Работа с демонстрационной таблицей «Природные зоны Земли»(слайд 19).
· Какие природные зоны выделяют на планете?
· Какие части земной поверхности наименее богаты видами растений и животных?
· Есть еще азональные природные комплексы, как вы думаете какие? (горы, области высотной поясности)
4. Высотная поясность.
В горах почва, растительный покров и животный мир изменяются соответственно высотным поясам. (слайд 20)
— Ребята, как вы думаете, с чем это связано?
Это изменение с увеличением высоты соответствует изменению количества тепла и влаги, так же, как и на равнинах.
Высотная поясность — изменение соотношения тепла и влаги от подножия горы к её вершине.
III. Закрепление.Ознакомление с наиболее распространёнными животными Омской области (выступления обучающихся).
1. Белка.Широко распространенная по всей сибирской тайге белка обыкновенная обитает в темнохвойных лесах, где питается кедровыми орехами, семенами хвойных деревьев, почками, грибами, ягодами. Этот маленький пушистый, серебристо-серый зверек в своих гнездах заготавливает на зиму по нескольку килограммов орехов. Мягкий и красивый мех белки пользуется большим спросом. Слайд 21
2. Соболь.Еще более ценный пушной зверек — соболь чаще встречается в пихтовых и особенно в кедровых лесах, где много мелких грызунов, орехов, ягод, которыми он питается. Менее ловкий в лазании по деревьям соболь больше охотится в нижнем ярусе леса, но для выращивания детенышей забирается в высоко расположенные дупла. Густой шелковистый мех соболя отличается прочностью и необыкновенной красотой Слайд 22
Работа по вопросам: слайд 23
1. Какие организмы появились раньше всех?
2. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?
3. Главной причиной высотной поясности является…
4. Какие высотные пояса выделяются от подножия к вершине горы? (Слайд 20)
5. Раскройте, пожалуйста, смысл слов эпиграфа.
6. Определите в какой природной зоне мы живем? По атласу и слайду 19
7. Тренировочное задание «Установи соответствие» по слайду 24
Вывод по теме: Слайд 25
На Земле существует несколько миллионов видов живых организмов, но они неравномерно распространены на планете. Их распространение зависит от многих условий, в том числе, от климата (от распределения тепла и влаги).
Оценки за урок.
IV. Домашнее задание. Слайд 26
§46 (с. 142 – 145), вопросы и задания параграфа. Задание 4* (письменно)
Файлы: Разнообразие и распространение организмов.ppt
Размер файла: 4883456 байт.