Автор конспекта:
Автор(ы): — Маркелова Н.А. доработано

Место работы, должность: — МКОУ «Баррикадская СОШ», учитель географии

Регион: — Омская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Предметные задачи: • сформировать у обучающихся представление о факторах распространения и разнообразии живых организмов на Земле; • ввести понятия «природные зоны», «широтная зональность», «высотная поясность». Метапредметные задачи: • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; • формировать умения творчески мыслить, сравнивать, анализировать, работать самостоятельно. Личностные задачи: • развивать коммуникативные навыки; • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

-учебник «ГЕОГРАФИЯ начальный курс 6 класс», под редакцией Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой;

Используемое оборудование: —

  • глобус;
  • персональный компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • «Атлас география начальный курс 6 класс», под редакцией Т. П. Герасимовой;
  • демонстрационная таблица «Область распространения организмов на Земле» (в презентации);
  • демонстрационная таблица «Природные зоны Земли» (в презентации);
  • ресурсы сети Интернет.

Краткое описание: — Методы и приемы обучения: словесные (рассказ учителя с элементами беседы, сообщения), наглядные (презентация учителя) и практические (работа с учебником, дополнительным материалом), сообщения обучающихся

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.

— Сегодня вы будете работать с

Мотивационная заставка – историческая справка о живых организмах:

Земля – это живая планета. Жизнь на нашей планете возникла 5- 4,5 млрд. лет назад. Примерно 400 млн. лет назад первые живые существа начали заселять сушу. Ныне на по­верхности материков, в толще морей и океанов, в призем­ном слое атмосферы — почти всюду обитают многоликие потомки первых организмов. Все современные виды растений, животных и микроорганизмов в той или иной сте­пени родственны друг другу и связаны между собой..

Эпиграф урока: «Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь!
(на доске) Нельзя любить то, чего не знаешь!»

— Как вы думаете, чему сегодня будет посвящен урок?

Мы сегодня на уроке поговорим о том разнообразии растений и животных, которое существует на нашей планете, и выделим закономерности их распространения. Слайд№1

II. Изучение нового материала.

1. Разнообразие живых организмов.

— Как вы думаете, сколько существует на планете видов живых организмов?

Сообщение №1 (слайд №2)

На Земле существует не­сколько миллионов видов живых организмов. Виды растений пре­вышают 500 тысяч, животных — свыше 1 миллиона. Очень трудно сказать точно, сколько всего видов насекомых, тем более, сколько микроорганизмов — бактерий и грибков.

Все живые организмы составляют живое вещество Земли – биосферу.

Создал учение о биосфере Владимир Иванович Вернадский, основоположник учения о биосфере и ноосфере. «На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы».

Запись схемы в карту-конспект по ходу демонстрации презентации ( слайды 3- 17 ):

Организмы на Земле Слайд №3

Слайд №3,4 Слайд №6-8 Слайд № 9 Слайд №10-17

бактерии

растения

грибы

животные

— первые, очень маленькие организмы, появившиеся на Земле, состоят лишь из одной клетки, способны существовать по сути в непригодных для жизни условиях: в горячих источниках, в ледниках, на дне океана, при высоком радиационном фоне.

— папоротники, мхи, водоросли, деревья, цветковые растения и т. д.

— особое царство, раньше они считались растениями

— губки,

-кишечнополостные

(медузы, корал-ловые полипы ),

— иглокожие

(морские звёзды, морские ежи),

— моллюски,

— членистоногие (ракообразные, пауки, насекомые),

-хордовые

(рыбы; земноводные: саламандры, тритоны, лягушки;

пресмыкающиеся: черепахи, ящерицы, змеи, крокодилы; птицы;

млекопитающие ).

— более 500 тыс. видов

— свыше 1 млн. видов

Приведите примеры организмов.

2. Распространение живых организмов на Земле.

Ребята!

Откройте учебник стр. 143, рис. 92. Работа с учебником и демонстрационной таблицей «Область распространения организмов на Земле» (слайд 18). Выслушав ответы, заполните схемы в конспекте.

— Проанализируйте таблицу и скажите, в каких оболочках Земли встречаются живые организмы? (помечают в конспекте)

— Каковы пределы их распространения в этих оболочках? (помечают в конспекте)

— Что повлияло на такое распределение?

— Итак, какие факторы, определяющие распространение живых организмов можно выделить?

Факторы, определяющие распространение организмов:

- температура;

- влажность;

- световой режим. (помечают в конспекте)

— Какой вывод можно сделать о распределении организмов? Какова область максимального распространения организмов на Земле?

Вывод:

Они встречаются на по­верхности материков, в толще морей и океанов, в призем­ном слое атмосферы.

3. Широтная зональность.

Существует определенная закономерность, т.е. соответствие установленным законам, в распространении растительности по земной поверхности.

— Как вы думаете, почему расте­ния в полярных областях и по видам, и по численности незначитель­ны, близ экватора их много и они разнообразны?

Широтная зональность — изменение соотношения тепла и влаги от экватора к полюсам.

— Как климат (распределение тепла и влаги) влияют на распространение растений и животных?

Работа с демонстрационной таблицей «Природные зоны Земли»(слайд 19).

· Какие природные зоны выделяют на планете?

· Какие части земной поверхности наименее богаты видами растений и животных?

· Есть еще азональные природные комплексы, как вы думаете какие? (горы, области высотной поясности)

4. Высотная поясность.

В горах почва, растительный покров и животный мир изменяют­ся соответственно высотным поясам. (слайд 20)

— Ребята, как вы думаете, с чем это связано?

Это изменение с увеличением высоты соответствует изменению количества тепла и влаги, так же, как и на равнинах.

Высотная поясность — изменение соотношения тепла и влаги от подножия горы к её вершине.

III. Закрепление.Ознакомление с наиболее распространёнными животными Омской области (выступления обучающихся).

1. Белка.Ши­роко распространенная по всей сибирской тайге белка обыкновенная обитает в темнохвойных лесах, где питается кедровыми орехами, семенами хвойных деревьев, почками, грибами, ягодами. Этот маленький пушистый, серебристо-серый зверек в своих гнездах заготавливает на зиму по нескольку килограммов орехов. Мягкий и красивый мех белки пользуется большим спросом. Слайд 21

2. Соболь.Еще более ценный пушной зверек — соболь чаще встре­чается в пихтовых и особенно в кедровых лесах, где много мелких грызунов, орехов, ягод, которыми он питается. Менее ловкий в лазании по деревьям соболь больше охотится в нижнем ярусе леса, но для выращивания детены­шей забирается в высоко расположенные дупла. Густой шелковистый мех соболя отличается прочностью и необыкновенной красотой Слайд 22

Работа по вопросам: слайд 23

1. Какие организмы появились раньше всех?

2. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

3. Главной причиной высотной поясности является…

4. Какие высотные пояса выделяются от подножия к вершине горы? (Слайд 20)

5. Раскройте, пожалуйста, смысл слов эпиграфа.

6. Определите в какой природной зоне мы живем? По атласу и слайду 19

7. Тренировочное задание «Установи соответствие» по слайду 24

Вывод по теме: Слайд 25

На Земле существует не­сколько миллионов видов живых организмов, но они неравномерно распространены на планете. Их распространение зависит от многих условий, в том числе, от климата (от распределения тепла и влаги).

Оценки за урок.

IV. Домашнее задание. Слайд 26

§46 (с. 142 – 145), вопросы и задания параграфа. Задание 4* (письменно)

Файлы: Разнообразие и распространение организмов.ppt
Размер файла: 4883456 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология