Автор конспекта:
Автор(ы): — Каранаева Наталья Николаевна

Место работы, должность: — учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 78 им. А.С.Пушкина» города Набережные Челны Республики Татарстан.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

формирование устойчивого исторического мировоззрения, нравственности и патриотизма личности

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Сценарий исторического мероприятия. ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Действующие лица: -Ведущий — К.Ф.Рылеев (поэт, декабрист) — Тимирязев (сослуживец Рылеева) — Гадалка (мадам Ленорман) — Наталья Тевяшова (жена Рылеева) — Катерина Тевяшова (сестра Натальи) — Мейендорф (помещик, друг Рылеева) — Матрена Михайловна Тевяшова, мать Натальи — Михаил Андреевич Тевяшов, отец Натальи — Анастасия Матвеевна Рылеева (мать декабриста) — Александр Бестужев (декабрист) — Сергей Трубецкой (декабрист) — Петр Каховский (декабрист) — Иван Пущин (декабрист)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА

Ведущий: 19 октября 1811 года в России открылся Царскосельский императорский лицей. Пройдет время… 14 декабря 1825 года четверо, из тех беззаботных подростков, принятых тогда в лицей, выйдут на Сенатскую площадь с требованиями уничтожения самодержавия, введения свободы слова, уничтожения крепостного права. Они не захотели быть лишь исполнителями, лишь винтиками самодержавной системы.

Власть им этого не простила. Пятерых участников восстания приговорят к смертной казни, остальных сошлют на вечную каторгу в Сибирь.

Каждый прожитый в Сибири год, месяц, день – это борьба за сохранение человеческого достоинства, внутренней свободы и чести.

А ведь у них было все: блестящее образование, знатность, богатство, известность. Но была еще и страстная любовь к России и желание видеть ее свободной, была ненависть к крепостному рабству, которое уничтожало простого человека.

И они сделали свой выбор! Их ждала веревка палача и каторжная работа в Сибирских рудниках!

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (МОЛИТВА)

Сцена 1 (Рылеев: рассказ о себе)

Ведущий: Павел Пестель, Петр Каховский, Сергей Муравьев – Апостол, Михаил Бестужев Рюмин, Кондратий Рылеев

(на сцену выходит Рылеев).

Рылеев: Известно мне: погибель ждет

Того, кто первым восстает

На утеснителей народа,-

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благославляю!

В 1814 году, в разгар войны с Наполеоном, я выпустилсяиз корпуса прапорщиком в конную артиллерию, выехал в армию, находившуюся в заграничных походах. Два года провел в беспрерывных походах по Германии, Австрии, Фран­ции.

Свободомыслием заразился я во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах.

Доколь вам, други, пред тираном.

Склонять покорную главу?

Летим — и возвратим народу,

Залог блаженства чуждых стран:

Былую праотцов свободу,

И древние права граждан.

Моей задачей в поэзии я всегда считал возбуждение доблести сограждан под­вигами предков.

Ведущий:Говорят, что будучи в Париже, он посетил знамени­тую гадалку мадам Ленорман.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)

Сцена 2 (Мадам Ленорман и Рылеев)

Рылеев, обращаясь к Тимирязеву:Здравствуйте, поручик, вы не из первой резервной бригады?

Тимирязев: Из нее.

Рылеев:То-то я вижу, лицо мне Ваше знакомо. Видимо я встречал Вас в штабе. Позвольте представиться: прапорщик Кондратий Рылеев.

Тимирязев:Поручик Тимирязев.

Рылеев:Вы давно в Париже?

Тимирязев:Первый день.Нам можно посетить мадам Ленорман.

Рылеев:А чем она замечательна?

Тимирязев:Она известная прорицательница. Наполеон изгнал ее из Франции за то, что она предсказала его падение и восстановление династии Бурбонов.

Теперь она возвратилась в Париж, и многие ходят к ней, чтобы узнать свою судьбу.

Рылеев: Ну что ж, может с посещения мадам Ленорман и начнем?

Ведущий: Первым в комнату, где она принимала посетителей, вошел поручик Тимирязев. Глядя на его руку, она сказала:

Мадам Ленорман: Вы очень скоро вернетесь домой, ваши родители живы и здоровы, вы счастливо женитесь и будете жить в достатке.

Ведущий: Потом руку протянул Рылеев.

Гадалка взглянула на нее и с ужасом оттолкнула, быстро сказав:

Мадам Ленорман: Нет, нет, вам, молодой человек, я гадать не буду.

Рылеев: Почему?

Мадам Ленорман: Нет, нет, и даже не настаивайте!

Рылеев: Мадам, не бойтесь предсказать мне несчастья. Напротив, если я буду знать о нем, то постараюсь к нему приготовиться. Очень прошу Вас, мадам, откройте мне мое будущее.

Мадам Ленорман:Вы умрете насильственной смертью.

Рылеев:Я погибну на войне?

Мадам Ленорман:Нет.

Рылеев:Буду убит на дуэли?

Мадам Ленорман: Нет, нет.. все гораздо ужаснее. Более меня ни о чем не спрашивайте, я вам все равно ничего не скажу.

Рылеев:Я воин, мне ли бояться смерти, какой бы она ни была.

Ведущий:Товарищи Рылеева впоследствии вспоминали это страшное гадание, которое впоследствии оказалось пророческим.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ГРУСТНАЯ МУЗЫКА)

Сцена 3 (Кондратий и Наталья)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА

Рылеев: Пора мне навестить моего старинного друга Мейендорфа.

Мейендорф:Кондратий, ты к нам надолго. Хочу тебя познакомить с Михаилом Андреевичем Тевяшовым, майором в отставке, имеет, между прочим, 2-х дочерей на выданье.

Рылеев:Значит завтра к Тевяшову.

Тевяшов:Позвольте представить, дочери мои. Стесняются. Катерина, Наталья, идите к нам. (входят девушки). Старшая- Катерина, младшая — Наталья.

Катерина: Маменька велели просить за стол.

Матрена Михайловна: Прошу, господа, прошу к столу, у нас, правда, кухня деревенская, городских разносолов нет, зато все свежее, свое.

(садятся за стол)

Матрена Михайловна: Вот Вы, Карл Иванович, Кондратий Федорович, скажите, разьве можно сегодня девицам безо всякого образования? Вот вы часто стихи вспоминаете, поэтов разных , это потому, что вы учились, знаете. А мои дочери ничего не знают и даже порой разговор поддержать не могут.

Катерина:Маменька, мы тоже стихи читаем.

Рылеев:И какие же стихи вам нравятся?

Катерина:Про тайную любовь.

Тевяшов:Тьфу, дурынды!

Рылеев:А господина Сумарокова и Державина вам стихи нравятся?

Тевяшов:Откуда же нравятся, если в доме их сочинений и в глаза не видывали!

Рылеев: Я могу, если вы пожелаете, познакомить Катерину Михайловну и Наталью Михайловну с классическими образцами нашей словесности.

Рылеев:Прости, за славою летящий,

Прости, с тобой душа моя;

Стремись в бессмертья храм блестящий;

Но, ах ! не позабудь меня.

Наталья: Какие чудесные стихи!

Рылеев:Она вам нравятся?

Наталья:Очень! «Но, ах! Не позабудь меня». И кто же сочинитель этих стихов?

Рылеев: Их сочинил один мой приятель и прислал мне в письме.

Ведущий:Правда, Рылеев, как и всякий поэт на его месте, не смог долго скрывать, что стихи были написаны им самим. После этого он часто читал девушке свои произведения.

Рылеев: Наталья Михайловна, я должен с вами поговорить…

Мне необходимо знать…

Наталья: Я слушаю Вас.

Рылеев: Наталья Михайловна, Любите ли Вы меня, согласны ли Вы выйти за меня замуж?

Наталья:Да, я люблю Вас, я пойду за вас, если …

Рылеев:Ради вас я сделаю все, что в моих и даже больше! Говорите, что за препятствие нашему счастью?

Наталья: Если получу на это благословение своего отца.

Рылеев:Михаил Андреевич благородный человек, он не станет препятствовать счастию дочери.

Как сладко вместе быть!

Как те часы отрадны,

Когда прелестной

Я могу сто раз твердить:

«Люблю, люблю тебя,

Мой ангел ненаглядный;

Как мило близ тебя!

Как сладко вместе быть!»

Ведущий: В 1819 году Кондратий и Наталья обвенчались. В мае 1820 года у Рылеев родилась дочь. Ее назвали Анастасией. Через год молодая семья переехала в Петербург.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)

Сцена 4 ( Рылеев, Александр Бестужев, Иван Пущин )

Ведущий: Александр Александрович Бестужев — веселый, шумный, самоуверенный драгунский подпоручик – он служил адъютантом у генерал- адъютанта Бетанкура – сразу понравился Рылееву. Впервые он увидел его в Вольном обществе любителей российской словесности. Тогда их представили друг другу и этим знакомство ограничилось. Год спустя они встретились снова.

Однажды по окончании заседании Рылеев с Бестужевым вышли вместе на улицу, случайно им оказалось по пути и между ними завязался следующий разговор

Бестужев: Кондрат, недавно слышал про тебе чудесную историю, настоящий анекдот! Ты понимаешь, что это такое? Это же настоящая слава!

Рылеев:Прямо таки и слава!

Бестужев:Слушай, друг мой, не каждому дано услышать о себе такое! Недавно был схвачен полицией какой-то мещанин по подозрению не то в грабеже, не то в убийстве. Ввиду важности дела его допрашивал сам военный губернатор граф Милорадович. Мещанин стоял на своем: «Невинен-де и не желаю возводить на себя напраслины». Милорадовичу все это надоело и, зная, что наши простолюдины боятся суда, как огня, он объявил, что передаст дело в Уголовную палату. Он рассчитывал, что мещанин, испу­гавшись суда, во всем повинится, а тот вдруг упал ему в ноги и со слезами на глазах принялся благодарить за оказанную милость. «Какую же милость я оказал тебе?» — удивленно спрашивает Милорадович. «Вы меня отдали под суд, и теперь я знаю, что кончены мои муки и я буду оправдан,— ответил мещанин.— В суде есть Рылеев: он не даст погибнуть невинному!» После дела разумовских крестьян твое имя и твоя честность между простым народом вошли в пословицу.

Рылеев:Но что может поделать какой-то заседатель, хотя бы и с собственным «особым мнением» ?

Бестужев:Не говори так. Если хотя бы на четверть суды будут состоять из Рылеевых, то в России уничтожится половина. А знаешь, я слышал, что по твоему примеру поступил в суд Иван Иванович Пущин — лицейский друг нашего Дельвига и Пушкина, кстати, ты ведь знаешь, что он переведен в Петербургскую уголовную палату и теперь вы будете служить там вместе!

Ведущий: Лицейские лекции Александра Петровича Куницина по нравственной философии и по юридическим наукам, в том числе по российскому гражданскому и уголовному праву, запавшие в ум и память лицеистов более, чем другие науки, и живой интерес способствовали тому, что Пущин всего несколько месяцев спустя уже достаточно хорошо знал и порядок существующего судопроизводства.

С Рылеевым у них чаще всего разговор переходил на

общие проблемы, поскольку они оба ясно осознавали, что все недостатки судебного ведомства порождены отрица­тельными сторонами самого государственного устройства России. Либерализм был, что называется, в моде, критику действий министров и порицание правительственных постановлений можно было услышать повсюду, но Пущин с Рылеевым в своих логических построениях доходили до последней границы, которую застольные либералы не смели переступить,— до признания источником бед государства самого принципа монархического правле­ния.

Как-то, во второй половине октября, Рылеев и Пущин должны были присутствовать на очередном судебном заседании, но заседание не состоялось из-за болезни нескольких членов палаты. Стояла промозглая, с дождем и снегом, погода, и многие болели простудой.

Пущин: Может быть, зайдем ко мне? Выпьем рому. По такой погоде это просто необходимо.

Рылеев: Что ж, пойдемте,— согласился Рылеев.

Ведущий: На квартире у Пущина разговор зашел о крепостном праве, бесчеловечности его и невыгодности крепостного труда.

Пущин:Свобода крестьян есть одно из первейших условий прогресса нашего общества и обя­занность каждого здравомыслящего человека, понявшего это, склонять умы в пользу освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Рылеев:Жди, пока умы наших крепостников склонятся. Тут надо не только говорить, но и действовать.

Ведущий:Пущин ничего не ответил. Он пристально смотрел на Рылеева, и, когда после затянувшейся паузы заговорил снова, его слова прозвучали как-то особенно значительно.

Пущин:В России существует тайное общество, цель которого
восстановить попранные ныне права людей, и я — член
его. Вы пламенно любите Россию и готовы на любое
самоотвержение для блага ее. Я предлагаю вам вступить в члены общества.

Рылеев: Я счастлив вашим доверием, Иван Иванович. Я принимаю ваше предло­жение.

Рылеев:Скажите, если можно, Иван Иванович, Пушкин тоже состоит в тайном обществе?

Пущин:Нет, не состоит.

Рылеев:Каковы же цели тайного общества?

Пущин: Изничтожение рабства и введение представительного правления в России.

Рылеев:Иван Иванович, велико ли все общество?

Пущин:Количества нынешних членов я не знаю, да и никто не знает. Но все члены тайного общества единодушны в том, что в России необходимо ввести новый порядок.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)

Сцена 5 (Рылеев и Наталья)

Наталья: Кондратий, что ты пишешь?

Рылеев: Да так, переделываю песенку Юрия Александровича Нелединского- Мелецкого «Ох, тошно мне на чужой стороне».

Наталья: И что же у тебя получилось?, Позволь мне прочесть.

Читает стих: Ах, тошно мне

И в родной стороне…

Все в неволе,

В тяжкой доле,

Видно, век вековать.

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями, как скотами

Долго ль будут торговать?

Уж так худо на Руси,

Что и Боже упаси,

Всех Затеев Аракчеев,

И всему тому виной.

Он царя подстрекает,

Царь указ и подмахнет,

Ему шутка, а нам жутко!

Тошно так, что ой, ой, ой!

Наталья:Кондратий, что это? В этих стихах ты столь нелестно отзываешься о государе и графе Аракчееве, ты понимаешь, что за такие стихи полагается Сибирь!!!

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)

Сцена 6 (Рылеев и мать)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ГРУСТНАЯ МУЗЫКА)

Ведущий:В марте 1825 года из имения в Петербург приехала мать Рылеева Настасья Матвеевна. Сын не стал скрывать от нее своего участия в тайном обществе. Но она с испугом наблюдала за тем, что творилось в квартире сына, со страхом прислушивалась к громким и откровенным порицаниям действий правительства, а когда заговаривал сын, в отчаянье закрывала глаза. Месяц спустя Настасья Матвеевна собралась в обратный путь.

Несколько дней перед отъездом она ходила задумчивая, расстроенная, то и дело глаза ее наполнялись слезами.

Рылеев:Что с вами, матушка?

Мать:Ничего, Кондрата, но ради бога, поберег себя. Ты так неосторожен. Повсюду шпионы правительства.

Рылеев:Напротив, матушка, я очень осторожен и скрытен с чужими. С друзьями я откровенен.

Мать:Милый Кондрата, эта откровенность и убивает меня: я вижу, что у тебя есть важные замыслы, которые ведут за собой роковые для тебя последствия.

Рылеев: Поэтому я должен сказать вам, что я член

тайного общества, которое хочет ниспровержения деспо­тизма, счастья России и свободы всех ее детей…

Ведущий:Настасья Матвеевна побледнела, Рылеев обнял ее за плечи и подвел к дивану. Усадив мать, он сел рядом с ней и, не выпуская ее рук из своих, глядя ей в глаза, тихо и ласково продолжал:

Рылеев:Не пугайтесь, милая матушка, выслушайте, и вы успокоитесь. Вы отдали меня в военную службу Вы хотели, чтобы я служил отечеству, чтоб я исполнил долг мой. Я служил отечеству, пока оно нуждалось в моей военной службе, и не хотел продолжать ее, когда увидел, что буду служить только для прихотей самовластия. матушка, ныне наступил век гражданского мужества, я чувствую, что мое призвание выше — я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за счастье соотечественников , вот будут мои дела. Если я успею, счастие россиян будет лучшим для меня отличием. Если же паду в этой борьбе с самодержавной властью вы будете знать чистоту и святость моих намерений. Может быть, потомство отдаст мне справедливость, и история запишет имя мое вместе с именами великих людей, итак, благословите меня!..

Ведущий:Внутренний огонь, которым горел Рылеев, передался Настасье Матвеевне. Она любовалась сыном сквозь засти­лавшие глаза слезы.

Настасья Матвеевна наклонила его голову, перекре­стила, и Рылеев вместе с легким поцелуем почувствовал быстро пробежавшую через лоб горячую материнскую слезу.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ГРУСТНАЯ МУЗЫКА)

Сцена 7 (Совещание на квартире

Рылеева, накануне восстания)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)

Ведущий: В ночь с 13 на 14 декабря на Петербургской квартире Рылеева шли бесконечные совещания, на которых мятежники обсуждали план действий, связанный с захватом власти в столице.

Все уже знали, что гвардейские и армейские полки присягнули Константину. Нигде не выказали даже малейшего сомнения в законности его права на престол.

Трубецкой:Господа, не все потеряно! Во дворце
неспокойно,

Рылеев:Если мы не были готовы к кончине государя, то
теперь сама судьба дает нам возможность для выступле­
ния

Трубецкой: Но требуется занять дворец, Сенат и Синод одновременно.

Рылеев: Сколько же, вы полагаете, надобно войска, чтобы успешно совершить все это?

Трубецкой: Довольно одного полка.

Рылеев: Тогда нечего больше и хлопотать: можно ручаться за три, а уж за два-то — наверняка.

Трубецкой:Сколько сейчас в Петербурге членов общества и кто они?

Ведущий: Увы, как раз те, кто мог бы и должен был бы встать сейчас во главе общества, руководить его действиями, были далеко от Петербурга.

Рылеев: Руководители восстания вам известны, это Оболенский и я, вы займете место третьего руководителя.

Трубецкой: Если строевые офицеры смогут вывести свои части, то успех вполне возможен.

Бестужев: Почти все офицеры ручаются за свои роты.

Необходимо сегодня же собраться всем нам.

Каховский:Господа, да чтобы поднять нижних чинов, достаточно одного решительного капитана! Они же все полны негодования против начальства. Я готов застрелить императора Николая Павловича.

Ведущий:В последний момент Каховский откажется стрелять в императора.

Трубецкой:Возмутившиеся полки сходятся вместе, встают лагерем. Правительство и царь вынуждены будут вступить с нами в переговоры, и тут депутация, в которую войдут члены общества, выставит свои требования, на которые правительство опять-таки вынуждено будет согласиться.

Рылеев:Для успеха военных действий необходим единовла­
стный руководитель -диктато. Им по
справедливости должны стать Вы — князь Трубецкой.

Бестужев:Но поверят ли нам солдаты?

Рылеев: Это мы узнаем во время самого выступления.

Итак, господа, рано утром 14 декабря полки собираются на Сенатской площади, и уговорами или силой принуждают Сенат подписать «Манифест к русскому народу», в котором будет объявлено о низложении прежнего правительства, о гражданских свободах, значительном облегчении солдатской службы, созыва Учредительного Собрания и назначении Временного правительства.

Трубецкой:Господа, я страшусь кровопролития.

Рылеев:Судьба наша решиться завтра – 14 декабря. Принесем же жертву для будущей свободы Отечества.

С Богом, господа, идемте.

Сцена 8 (Прощание Рылеева с женой)

Ведущий:Вдруг распахнулась дверь спальни, в гостиную вбежала Наталья Михайловна.

Бестужев: Здравствуйте…— начал было Бестужев, но она схватила его за руку и быстро, горячо заговорила.

Наталья:Оставьте мне моего мужа, не уводите его! Я знаю, он идет на погибель!

Она заглядывала Бестужеву в глаза, и он чувствовал, что еще немного — и она, не выдержав, упадет на колени.

Наталья: Оставьте! Не уводите!

Бестужев:Ваш муж идет сам. Нас ожидает великое дело, ради которого, может быть, мы живем.

Рылеев:Душа, моя, я скоро возвращусь; в том, что мы намерены делать, нет ничего опасного,Не бойся за меня.

Ведущий:Наталья Михайловна замолчала и остановившимся, испытующим взглядом посмотрела на мужа, перевела взгляд на на Бестужева.

Бестужев не выдержал этого взгляда и отвел глаза.

Наталья Михайловна закричала, отчаянно и страшно:

Наталья: Настенька, доченька, проси отца за себя и за меня!

Ведущий:Настенька выбежала из спальни, рыдая, обхватила

колени отца. Наталья Михайловна покачнулась и в обморо­ке упала на грудь мужа. Рылеев положил ее на диван, снял ее руки со своей шеи, оторвав от колен, посадил рядом, на диван, дочку и выбежал из комнаты.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА).

Ведущий: 15 декабря, ночью Рылеева доставили в Петропавловскую крепость. В записке коменданту крепости Николай собственноручно написал:

«Присланного Рылеева посадить в Алексеевский равелин, не связывая рук, без всякого общения с другими, дать ему бумагу для письма, а то, что он будет писать ко мне присылать ежедневно. Николай».

Рылеева и еще 4-ых участников восстания повесят 13 июля 1826 года.

Дети 1812 года.

Тринадцатое июля.

Зловещая серость рассвета…

Cгероев Бородина

Срывают и жгут эполеты,

Бросают в огонь ордена!

И смотрит Волконский устало

На знамя родного полка —

Он стал в двадцать пять генералом,

Он все потерял к сорока…

Бессильная ярость рассвета.

С героев Бородина

Срывают и жгут эполеты,

Швыряют в огонь ордена!

И даже воинственный пристав

Отводит от виселиц взгляд.

В России казнят декабристов,

Свободу и совесть казнят

Файлы: Рылеев — Звезда надежды.doc
Размер файла: 94720 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология