Автор конспекта:
Автор(ы): — Каранаева Наталья Николаевна
Место работы, должность: — учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 78 им. А.С.Пушкина» города Набережные Челны Республики Татарстан.
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Цель урока: —
формирование устойчивого исторического мировоззрения, нравственности и патриотизма личности
Тип урока: — Комбинированный урок
Краткое описание: — Сценарий исторического мероприятия. ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Действующие лица: -Ведущий — К.Ф.Рылеев (поэт, декабрист) — Тимирязев (сослуживец Рылеева) — Гадалка (мадам Ленорман) — Наталья Тевяшова (жена Рылеева) — Катерина Тевяшова (сестра Натальи) — Мейендорф (помещик, друг Рылеева) — Матрена Михайловна Тевяшова, мать Натальи — Михаил Андреевич Тевяшов, отец Натальи — Анастасия Матвеевна Рылеева (мать декабриста) — Александр Бестужев (декабрист) — Сергей Трубецкой (декабрист) — Петр Каховский (декабрист) — Иван Пущин (декабрист)
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА
Ведущий: 19 октября 1811 года в России открылся Царскосельский императорский лицей. Пройдет время… 14 декабря 1825 года четверо, из тех беззаботных подростков, принятых тогда в лицей, выйдут на Сенатскую площадь с требованиями уничтожения самодержавия, введения свободы слова, уничтожения крепостного права. Они не захотели быть лишь исполнителями, лишь винтиками самодержавной системы.
Власть им этого не простила. Пятерых участников восстания приговорят к смертной казни, остальных сошлют на вечную каторгу в Сибирь.
Каждый прожитый в Сибири год, месяц, день – это борьба за сохранение человеческого достоинства, внутренней свободы и чести.
А ведь у них было все: блестящее образование, знатность, богатство, известность. Но была еще и страстная любовь к России и желание видеть ее свободной, была ненависть к крепостному рабству, которое уничтожало простого человека.
И они сделали свой выбор! Их ждала веревка палача и каторжная работа в Сибирских рудниках!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (МОЛИТВА)
Сцена 1 (Рылеев: рассказ о себе)
Ведущий: Павел Пестель, Петр Каховский, Сергей Муравьев – Апостол, Михаил Бестужев Рюмин, Кондратий Рылеев…
(на сцену выходит Рылеев).
Рылеев: Известно мне: погибель ждет
Того, кто первым восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной,-
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благославляю!
В 1814 году, в разгар войны с Наполеоном, я выпустилсяиз корпуса прапорщиком в конную артиллерию, выехал в армию, находившуюся в заграничных походах. Два года провел в беспрерывных походах по Германии, Австрии, Франции.
Свободомыслием заразился я во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах.
Доколь вам, други, пред тираном.
Склонять покорную главу?
Летим — и возвратим народу,
Залог блаженства чуждых стран:
Былую праотцов свободу,
И древние права граждан.
Моей задачей в поэзии я всегда считал возбуждение доблести сограждан подвигами предков.
Ведущий:Говорят, что будучи в Париже, он посетил знаменитую гадалку мадам Ленорман.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)
Сцена 2 (Мадам Ленорман и Рылеев)
Рылеев, обращаясь к Тимирязеву:Здравствуйте, поручик, вы не из первой резервной бригады?
Тимирязев: Из нее.
Рылеев:То-то я вижу, лицо мне Ваше знакомо. Видимо я встречал Вас в штабе. Позвольте представиться: прапорщик Кондратий Рылеев.
Тимирязев:Поручик Тимирязев.
Рылеев:Вы давно в Париже?
Тимирязев:Первый день.Нам можно посетить мадам Ленорман.
Рылеев:А чем она замечательна?
Тимирязев:Она известная прорицательница. Наполеон изгнал ее из Франции за то, что она предсказала его падение и восстановление династии Бурбонов.
Теперь она возвратилась в Париж, и многие ходят к ней, чтобы узнать свою судьбу.
Рылеев: Ну что ж, может с посещения мадам Ленорман и начнем?
Ведущий: Первым в комнату, где она принимала посетителей, вошел поручик Тимирязев. Глядя на его руку, она сказала:
Мадам Ленорман: Вы очень скоро вернетесь домой, ваши родители живы и здоровы, вы счастливо женитесь и будете жить в достатке.
Ведущий: Потом руку протянул Рылеев.
Гадалка взглянула на нее и с ужасом оттолкнула, быстро сказав:
Мадам Ленорман: Нет, нет, вам, молодой человек, я гадать не буду.
Рылеев: Почему?
Мадам Ленорман: Нет, нет, и даже не настаивайте!
Рылеев: Мадам, не бойтесь предсказать мне несчастья. Напротив, если я буду знать о нем, то постараюсь к нему приготовиться. Очень прошу Вас, мадам, откройте мне мое будущее.
Мадам Ленорман:Вы умрете насильственной смертью.
Рылеев:Я погибну на войне?
Мадам Ленорман:Нет.
Рылеев:Буду убит на дуэли?
Мадам Ленорман: Нет, нет.. все гораздо ужаснее. Более меня ни о чем не спрашивайте, я вам все равно ничего не скажу.
Рылеев:Я воин, мне ли бояться смерти, какой бы она ни была.
Ведущий:Товарищи Рылеева впоследствии вспоминали это страшное гадание, которое впоследствии оказалось пророческим.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ГРУСТНАЯ МУЗЫКА)
Сцена 3 (Кондратий и Наталья)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА
Рылеев: Пора мне навестить моего старинного друга Мейендорфа.
Мейендорф:Кондратий, ты к нам надолго. Хочу тебя познакомить с Михаилом Андреевичем Тевяшовым, майором в отставке, имеет, между прочим, 2-х дочерей на выданье.
Рылеев:Значит завтра к Тевяшову.
Тевяшов:Позвольте представить, дочери мои. Стесняются. Катерина, Наталья, идите к нам. (входят девушки). Старшая- Катерина, младшая — Наталья.
Катерина: Маменька велели просить за стол.
Матрена Михайловна: Прошу, господа, прошу к столу, у нас, правда, кухня деревенская, городских разносолов нет, зато все свежее, свое.
(садятся за стол)
Матрена Михайловна: Вот Вы, Карл Иванович, Кондратий Федорович, скажите, разьве можно сегодня девицам безо всякого образования? Вот вы часто стихи вспоминаете, поэтов разных , это потому, что вы учились, знаете. А мои дочери ничего не знают и даже порой разговор поддержать не могут.
Катерина:Маменька, мы тоже стихи читаем.
Рылеев:И какие же стихи вам нравятся?
Катерина:Про тайную любовь.
Тевяшов:Тьфу, дурынды!
Рылеев:А господина Сумарокова и Державина вам стихи нравятся?
Тевяшов:Откуда же нравятся, если в доме их сочинений и в глаза не видывали!
Рылеев: Я могу, если вы пожелаете, познакомить Катерину Михайловну и Наталью Михайловну с классическими образцами нашей словесности.
Рылеев:Прости, за славою летящий,
Прости, с тобой душа моя;
Стремись в бессмертья храм блестящий;
Но, ах ! не позабудь меня.
Наталья: Какие чудесные стихи!
Рылеев:Она вам нравятся?
Наталья:Очень! «Но, ах! Не позабудь меня». И кто же сочинитель этих стихов?
Рылеев: Их сочинил один мой приятель и прислал мне в письме.
Ведущий:Правда, Рылеев, как и всякий поэт на его месте, не смог долго скрывать, что стихи были написаны им самим. После этого он часто читал девушке свои произведения.
Рылеев: Наталья Михайловна, я должен с вами поговорить…
Мне необходимо знать…
Наталья: Я слушаю Вас.
Рылеев: Наталья Михайловна, Любите ли Вы меня, согласны ли Вы выйти за меня замуж?
Наталья:Да, я люблю Вас, я пойду за вас, если …
Рылеев:Ради вас я сделаю все, что в моих и даже больше! Говорите, что за препятствие нашему счастью?
Наталья: Если получу на это благословение своего отца.
Рылеев:Михаил Андреевич благородный человек, он не станет препятствовать счастию дочери.
Как сладко вместе быть!
Как те часы отрадны,
Когда прелестной
Я могу сто раз твердить:
«Люблю, люблю тебя,
Мой ангел ненаглядный;
Как мило близ тебя!
Как сладко вместе быть!»
Ведущий: В 1819 году Кондратий и Наталья обвенчались. В мае 1820 года у Рылеев родилась дочь. Ее назвали Анастасией. Через год молодая семья переехала в Петербург.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)
Сцена 4 ( Рылеев, Александр Бестужев, Иван Пущин )
Ведущий: Александр Александрович Бестужев — веселый, шумный, самоуверенный драгунский подпоручик – он служил адъютантом у генерал- адъютанта Бетанкура – сразу понравился Рылееву. Впервые он увидел его в Вольном обществе любителей российской словесности. Тогда их представили друг другу и этим знакомство ограничилось. Год спустя они встретились снова.
Однажды по окончании заседании Рылеев с Бестужевым вышли вместе на улицу, случайно им оказалось по пути и между ними завязался следующий разговор
Бестужев: Кондрат, недавно слышал про тебе чудесную историю, настоящий анекдот! Ты понимаешь, что это такое? Это же настоящая слава!
Рылеев:Прямо таки и слава!
Бестужев:Слушай, друг мой, не каждому дано услышать о себе такое! Недавно был схвачен полицией какой-то мещанин по подозрению не то в грабеже, не то в убийстве. Ввиду важности дела его допрашивал сам военный губернатор граф Милорадович. Мещанин стоял на своем: «Невинен-де и не желаю возводить на себя напраслины». Милорадовичу все это надоело и, зная, что наши простолюдины боятся суда, как огня, он объявил, что передаст дело в Уголовную палату. Он рассчитывал, что мещанин, испугавшись суда, во всем повинится, а тот вдруг упал ему в ноги и со слезами на глазах принялся благодарить за оказанную милость. «Какую же милость я оказал тебе?» — удивленно спрашивает Милорадович. «Вы меня отдали под суд, и теперь я знаю, что кончены мои муки и я буду оправдан,— ответил мещанин.— В суде есть Рылеев: он не даст погибнуть невинному!» После дела разумовских крестьян твое имя и твоя честность между простым народом вошли в пословицу.
Рылеев:Но что может поделать какой-то заседатель, хотя бы и с собственным «особым мнением» ?
Бестужев:Не говори так. Если хотя бы на четверть суды будут состоять из Рылеевых, то в России уничтожится половина. А знаешь, я слышал, что по твоему примеру поступил в суд Иван Иванович Пущин — лицейский друг нашего Дельвига и Пушкина, кстати, ты ведь знаешь, что он переведен в Петербургскую уголовную палату и теперь вы будете служить там вместе!
Ведущий: Лицейские лекции Александра Петровича Куницина по нравственной философии и по юридическим наукам, в том числе по российскому гражданскому и уголовному праву, запавшие в ум и память лицеистов более, чем другие науки, и живой интерес способствовали тому, что Пущин всего несколько месяцев спустя уже достаточно хорошо знал и порядок существующего судопроизводства.
С Рылеевым у них чаще всего разговор переходил на
общие проблемы, поскольку они оба ясно осознавали, что все недостатки судебного ведомства порождены отрицательными сторонами самого государственного устройства России. Либерализм был, что называется, в моде, критику действий министров и порицание правительственных постановлений можно было услышать повсюду, но Пущин с Рылеевым в своих логических построениях доходили до последней границы, которую застольные либералы не смели переступить,— до признания источником бед государства самого принципа монархического правления.
Как-то, во второй половине октября, Рылеев и Пущин должны были присутствовать на очередном судебном заседании, но заседание не состоялось из-за болезни нескольких членов палаты. Стояла промозглая, с дождем и снегом, погода, и многие болели простудой.
Пущин: Может быть, зайдем ко мне? Выпьем рому. По такой погоде это просто необходимо.
Рылеев: Что ж, пойдемте,— согласился Рылеев.
Ведущий: На квартире у Пущина разговор зашел о крепостном праве, бесчеловечности его и невыгодности крепостного труда.
Пущин:Свобода крестьян есть одно из первейших условий прогресса нашего общества и обязанность каждого здравомыслящего человека, понявшего это, склонять умы в пользу освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Рылеев:Жди, пока умы наших крепостников склонятся. Тут надо не только говорить, но и действовать.
Ведущий:Пущин ничего не ответил. Он пристально смотрел на Рылеева, и, когда после затянувшейся паузы заговорил снова, его слова прозвучали как-то особенно значительно.
Пущин:В России существует тайное общество, цель которого
восстановить попранные ныне права людей, и я — член
его. Вы пламенно любите Россию и готовы на любое
самоотвержение для блага ее. Я предлагаю вам вступить в члены общества.
Рылеев: Я счастлив вашим доверием, Иван Иванович. Я принимаю ваше предложение.
Рылеев:Скажите, если можно, Иван Иванович, Пушкин тоже состоит в тайном обществе?
Пущин:Нет, не состоит.
Рылеев:Каковы же цели тайного общества?
Пущин: Изничтожение рабства и введение представительного правления в России.
Рылеев:Иван Иванович, велико ли все общество?
Пущин:Количества нынешних членов я не знаю, да и никто не знает. Но все члены тайного общества единодушны в том, что в России необходимо ввести новый порядок.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)
Сцена 5 (Рылеев и Наталья)
Наталья: Кондратий, что ты пишешь?
Рылеев: Да так, переделываю песенку Юрия Александровича Нелединского- Мелецкого «Ох, тошно мне на чужой стороне».
Наталья: И что же у тебя получилось?, Позволь мне прочесть.
Читает стих: Ах, тошно мне
И в родной стороне…
Все в неволе,
В тяжкой доле,
Видно, век вековать.
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями, как скотами
Долго ль будут торговать?
Уж так худо на Руси,
Что и Боже упаси,
Всех Затеев Аракчеев,
И всему тому виной.
Он царя подстрекает,
Царь указ и подмахнет,
Ему шутка, а нам жутко!
Тошно так, что ой, ой, ой!
Наталья:Кондратий, что это? В этих стихах ты столь нелестно отзываешься о государе и графе Аракчееве, ты понимаешь, что за такие стихи полагается Сибирь!!!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)
Сцена 6 (Рылеев и мать)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ГРУСТНАЯ МУЗЫКА)
Ведущий:В марте 1825 года из имения в Петербург приехала мать Рылеева Настасья Матвеевна. Сын не стал скрывать от нее своего участия в тайном обществе. Но она с испугом наблюдала за тем, что творилось в квартире сына, со страхом прислушивалась к громким и откровенным порицаниям действий правительства, а когда заговаривал сын, в отчаянье закрывала глаза. Месяц спустя Настасья Матвеевна собралась в обратный путь.
Несколько дней перед отъездом она ходила задумчивая, расстроенная, то и дело глаза ее наполнялись слезами.
Рылеев:Что с вами, матушка?
Мать:Ничего, Кондрата, но ради бога, поберег себя. Ты так неосторожен. Повсюду шпионы правительства.
Рылеев:Напротив, матушка, я очень осторожен и скрытен с чужими. С друзьями я откровенен.
Мать:Милый Кондрата, эта откровенность и убивает меня: я вижу, что у тебя есть важные замыслы, которые ведут за собой роковые для тебя последствия.
Рылеев: Поэтому я должен сказать вам, что я член
тайного общества, которое хочет ниспровержения деспотизма, счастья России и свободы всех ее детей…
Ведущий:Настасья Матвеевна побледнела, Рылеев обнял ее за плечи и подвел к дивану. Усадив мать, он сел рядом с ней и, не выпуская ее рук из своих, глядя ей в глаза, тихо и ласково продолжал:
Рылеев:Не пугайтесь, милая матушка, выслушайте, и вы успокоитесь. Вы отдали меня в военную службу Вы хотели, чтобы я служил отечеству, чтоб я исполнил долг мой. Я служил отечеству, пока оно нуждалось в моей военной службе, и не хотел продолжать ее, когда увидел, что буду служить только для прихотей самовластия. матушка, ныне наступил век гражданского мужества, я чувствую, что мое призвание выше — я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за счастье соотечественников , вот будут мои дела. Если я успею, счастие россиян будет лучшим для меня отличием. Если же паду в этой борьбе с самодержавной властью вы будете знать чистоту и святость моих намерений. Может быть, потомство отдаст мне справедливость, и история запишет имя мое вместе с именами великих людей, итак, благословите меня!..
Ведущий:Внутренний огонь, которым горел Рылеев, передался Настасье Матвеевне. Она любовалась сыном сквозь застилавшие глаза слезы.
Настасья Матвеевна наклонила его голову, перекрестила, и Рылеев вместе с легким поцелуем почувствовал быстро пробежавшую через лоб горячую материнскую слезу.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ГРУСТНАЯ МУЗЫКА)
Сцена 7 (Совещание на квартире
Рылеева, накануне восстания)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА)
Ведущий: В ночь с 13 на 14 декабря на Петербургской квартире Рылеева шли бесконечные совещания, на которых мятежники обсуждали план действий, связанный с захватом власти в столице.
Все уже знали, что гвардейские и армейские полки присягнули Константину. Нигде не выказали даже малейшего сомнения в законности его права на престол.
Трубецкой:Господа, не все потеряно! Во дворце
неспокойно,
Рылеев:Если мы не были готовы к кончине государя, то
теперь сама судьба дает нам возможность для выступле
ния
Трубецкой: Но требуется занять дворец, Сенат и Синод одновременно.
Рылеев: Сколько же, вы полагаете, надобно войска, чтобы успешно совершить все это?
Трубецкой: Довольно одного полка.
Рылеев: Тогда нечего больше и хлопотать: можно ручаться за три, а уж за два-то — наверняка.
Трубецкой:Сколько сейчас в Петербурге членов общества и кто они?
Ведущий: Увы, как раз те, кто мог бы и должен был бы встать сейчас во главе общества, руководить его действиями, были далеко от Петербурга.
Рылеев: Руководители восстания вам известны, это Оболенский и я, вы займете место третьего руководителя.
Трубецкой: Если строевые офицеры смогут вывести свои части, то успех вполне возможен.
Бестужев: Почти все офицеры ручаются за свои роты.
Необходимо сегодня же собраться всем нам.
Каховский:Господа, да чтобы поднять нижних чинов, достаточно одного решительного капитана! Они же все полны негодования против начальства. Я готов застрелить императора Николая Павловича.
Ведущий:В последний момент Каховский откажется стрелять в императора.
Трубецкой:Возмутившиеся полки сходятся вместе, встают лагерем. Правительство и царь вынуждены будут вступить с нами в переговоры, и тут депутация, в которую войдут члены общества, выставит свои требования, на которые правительство опять-таки вынуждено будет согласиться.
Рылеев:Для успеха военных действий необходим единовла
стный руководитель -диктато. Им по
справедливости должны стать Вы — князь Трубецкой.
Бестужев:Но поверят ли нам солдаты?
Рылеев: Это мы узнаем во время самого выступления.
Итак, господа, рано утром 14 декабря полки собираются на Сенатской площади, и уговорами или силой принуждают Сенат подписать «Манифест к русскому народу», в котором будет объявлено о низложении прежнего правительства, о гражданских свободах, значительном облегчении солдатской службы, созыва Учредительного Собрания и назначении Временного правительства.
Трубецкой:Господа, я страшусь кровопролития.
Рылеев:Судьба наша решиться завтра – 14 декабря. Принесем же жертву для будущей свободы Отечества.
С Богом, господа, идемте.
Сцена 8 (Прощание Рылеева с женой)
Ведущий:Вдруг распахнулась дверь спальни, в гостиную вбежала Наталья Михайловна.
Бестужев: Здравствуйте…— начал было Бестужев, но она схватила его за руку и быстро, горячо заговорила.
Наталья:Оставьте мне моего мужа, не уводите его! Я знаю, он идет на погибель!
Она заглядывала Бестужеву в глаза, и он чувствовал, что еще немного — и она, не выдержав, упадет на колени.
Наталья: Оставьте! Не уводите!
Бестужев:Ваш муж идет сам. Нас ожидает великое дело, ради которого, может быть, мы живем.
Рылеев:Душа, моя, я скоро возвращусь; в том, что мы намерены делать, нет ничего опасного,Не бойся за меня.
Ведущий:Наталья Михайловна замолчала и остановившимся, испытующим взглядом посмотрела на мужа, перевела взгляд на на Бестужева.
Бестужев не выдержал этого взгляда и отвел глаза.
Наталья Михайловна закричала, отчаянно и страшно:
Наталья: Настенька, доченька, проси отца за себя и за меня!
Ведущий:Настенька выбежала из спальни, рыдая, обхватила
колени отца. Наталья Михайловна покачнулась и в обмороке упала на грудь мужа. Рылеев положил ее на диван, снял ее руки со своей шеи, оторвав от колен, посадил рядом, на диван, дочку и выбежал из комнаты.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА (ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА).
Ведущий: 15 декабря, ночью Рылеева доставили в Петропавловскую крепость. В записке коменданту крепости Николай собственноручно написал:
«Присланного Рылеева посадить в Алексеевский равелин, не связывая рук, без всякого общения с другими, дать ему бумагу для письма, а то, что он будет писать ко мне присылать ежедневно. Николай».
Рылеева и еще 4-ых участников восстания повесят 13 июля 1826 года.
Дети 1812 года.
Тринадцатое июля.
Зловещая серость рассвета…
—
Cгероев Бородина
Срывают и жгут эполеты,
Бросают в огонь ордена!
И смотрит Волконский устало
На знамя родного полка —
Он стал в двадцать пять генералом,
Он все потерял к сорока…
Бессильная ярость рассвета.
С героев Бородина
Срывают и жгут эполеты,
Швыряют в огонь ордена!
И даже воинственный пристав
Отводит от виселиц взгляд.
В России казнят декабристов,
Свободу и совесть казнят
Файлы: Рылеев — Звезда надежды.doc
Размер файла: 94720 байт.