Автор конспекта:
Автор(ы): — Закирова Р.Р.

Место работы, должность: — МОУ Кугунурская СОШ

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учеников в классе: — 14

Используемые учебники и учебные пособия: —

книга русский язык

Используемая методическая литература: —

магариф,справочный материал

Используемое оборудование: —

Магнитофон,видеопроектор

Используемые ЦОР: —

журнал Русский язык в школе

Краткое описание: — Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. Чтение и проговаривание скороговорки. — Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча). — Докажите, что это деепричастия. — Доказательство.

Разминка:I. Графический диктант (составление схем предложений, зачитываемых учителем);

Взаимопроверка графического диктанта;

II. Скороговорка (запись на доске):Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.

Чтение и проговаривание скороговорки.

- Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча).

- Докажите, что это деепричастия.- Доказательство.Работа в группах:

III. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола).Совместное заполнение таблицы (в группах)

№ вопроса

причастие

деепричастие

1.От какой части речи образуются? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Что обозначают? 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? 5. Как изменяются? 6. Имеют суффиксы: Чем отличаются по морфемному составу? 8. Какими членами предложения могут быть? 9. На какой вопрос отвечают как член предложения? 10. Какую часть речи распространяют в предложении 11. Как обособляются? 12. Роль как средства выразительности

III а. Совместное обсуждение таблицы.

№ вопроса

причастие

деепричастие

1. От какой части речи образуются? От глагола 2.На какие вопросы отвечают?

Какой?

Каков?

Что делая?

Что сделав?

3. Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагола

прилагательного

Глагола

наречия

5. Как изменяются?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

6. Имеют суффиксы:

-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т-

-а- (-я-);

-вши- -ши-

-в-; -учи- (уст.)

Чем отличаются по морфемному составу?

Имеет окончание

Не имеет окончание

8. Какими членами предложения могут быть?

Определение, сказуемое

обстоятельство

9. На какой вопрос отвечают как член предложения?

Какой?

Каков?

Как?

Когда?

Почему?

10. Какую часть речи распространяют в предложении

Существительное, местоимение

глагол

11. Как обособляются?

После определяемого существительного

Всегда обособляется

12. Роль как средства выразительности

Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу”

Украшает глагол, дополняет его другими действиями;

“создает живописную картину действия”

IV. Работа с текстами:

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:


Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:

…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

5. Э.А. Асадова “Лес”:

…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!

6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

7. С.Я.Маршака “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…

8. И.А.Бунина “***”:

В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…

V. “Найди пару”:Представитель от каждой группы получает карточку с незаконченным текстом пословицы. Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару:

…, по волосам не плачут Снявши голову, … …, не умоешься Не замочив рук, … Что имеем, не храним, … …, потерявши, плачем. …, не всегда брани дорогу Спотыкаясь,… …, не суйся в воду Не зная броду, … Пирога ждать,… …, не евши, спать

V.а “Аукцион фразеологических оборотов”.

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

Работать хорошо — Засучив рукава

Работать плохо Спустя рукава

Бежать быстро, (мчаться) Сломя голову

Уйти (остаться ) ни с чем, не

добиться желаемого Не солоно хлебавши

Без особого на то желания Скрепя сердце.

- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)

- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).

-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)

- Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).

VI. Одинаковы ли деепричастия?

У Л. Козыря есть четверостишие:

Холмы, вырастая и в сумерках тая
и думу какую-то в складках тая,
о том и молчат, что совсем не простая,
совсем не простая планета моя.

От каких глаголов образованы деепричастия?

… в сумерках та?я (таять)
и думу какую-то в складках тая? (таить),…

VII. Коварство деепричастного оборота.

В сочинении ученика были такие предложения: “ … Открыв окно, запахло соснами. Сидя у окна, в комнату влетел воробей…” — Нет ли здесь ошибки?

Совместное составление предложений. Запись в тетрадь правильных вариантов.

VIII. Редактирование. Отредактировать данный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты.

  • чтение отредактированных текстов
  • подведение итогов урока. Рефлексия работы.

Домашнее задание : Решение кроссворда “Деепричастие”.

Задание. Выбрать из З предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.

По горизонтали:

3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назван.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.

По вертикали:

1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.

1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось.2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.3. Вот задрожала осиновая роща.4. Листья становятся мутного цвета. 5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. 6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух. 7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу. 8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. 9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология