Автор конспекта:
Автор(ы): — Тумаева Гульмира Исмаиловна

Место работы, должность: — МОУ СОШ п.Алгайский Новоузенского района Саратовской области учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Обучающая: определение смысловых отношений частей предложения с помощью союзов.

Развивающая: формирование умения определять союзы, характеризовать их; формирование умения уместно употреблять союзы в речи.

Воспитывающая: воспитание любви к языку, культуры устной и письменной речи.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2007;

Используемая методическая литература: —

толковый словарь С. И. Ожегова

Используемое оборудование: —

учебник, печатная основа урока; презентация Power Point; интерактивная доска, карточки, толковый словарь С. И. Ожегова.

Краткое описание: — Разряды союзов

Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ.

Класс: 7

Учебник: Учебник «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2007;

Программа: Львова С.И.

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приемы: работа с учебником, проблемные вопросы, практические упражнения, синтаксическая разминка.

Цели:

Обучающая: определение смысловых отношений частей предложения с помощью союзов.

Развивающая: формирование умения определять союзы, характеризовать их; формирование умения уместно употреблять союзы в речи.

Воспитывающая: воспитание любви к языку, культуры устной и письменной речи.

Оборудование: учебник, печатная основа урока; презентация Power Point; интерактивная доска, карточки, толковый словарь С. И. Ожегова.

Ход урока.

(Тема урока на доске не записана, только эпиграф). (Слайд 1)

Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но

(не) умеющий их и (з,с) пользовать,

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,

которая (не) умеет плавать. (А.Л. Минц)

Работа с эпиграфом, записанным на доске.

Учитель.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: «Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать». Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?

Ученики. На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.

Учитель. Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.

Сейчас запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтобы ваша запись была грамотна, а вы, делая ее, чувствовали себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм?

(Ответы учащихся).

Учитель. Восстановите предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. (Один ученик работает у интерактивной доски).

Обратите внимание: эпиграф записываем в правой части листа, без кавычек, фамилия автора без скобок, точка не ставится.

Синтаксическая разминка. (Слайд 2)

Задание: прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания.

А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель.

Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели.

В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника попавшего в неведомые страны.

Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(Один ученик работает у интерактивной доски)

1) А, Г, Б, В;

2) Г, А, В, Б;

3) Г, В, А, Б;

4) Г, Б, В, А.

2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) и – сочинительный союз;

2) привычный – причастие от глагола «привыкнуть»;

3) попавшего – причастие от глагола «попасть»;

4) на – предлог, непроизводный, простой.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

4. Укажите предложение без союза.

1) Г; 2) В; 3) Б; 4) А.

Проверка. Объяснение.

Изучение нового материала.

Работа с учебником (стр. 111-112).

Учитель. Просмотрите текст рубрики «Теоретические сведения», определите, почему он разделен на две части? Какая информация оказалась для вас новой? (Слайд 3,4,5,6) (Учащиеся поочереди записывают на интерактивной доске примеры).

Ответы учащихся. Из текста рубрики «Теоретические сведения» мы узнали, что союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные и подчинительные союзы делятся на разряды по значению: сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные; подчинительные союзы: изъяснительные, обстоятельственные.

Учитель. Попробуем сконструировать предложения (см. упражнение 734) с помощью сочинительных или подчинительных союзов. Пользуясь материалом рубрики «Теоретические сведения», проверим, как умеем различать сочинительные и подчинительные союзы.

Групповое выполнение упражнения.

1 группа первое предложение: Беспрерывно шел дождь, …

2 группа – второе предложение: Комната была светлой и уютной, …

Например. Беспрерывно шел дождь, когда мы отправились в путь.

Учитель. Проанализируйте текст, заполните пропуски союзами.

В указанных предложениях замените союзы, установите смысловые отношения между однородными членами, частями сложного предложения. Сделайте вывод по наблюдениям.

Задание 1. (по карточкам) (Слайд 7) (Один ученик работает у доски).

1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали … рассказывали разные истории. Солнце пряталось за тучи, … настроение все равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.

С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.

Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником … поэтом.

2. В предложении замените поочередно союзы И, А, ИЛИ. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза. (Слайд 8)( Один ученик работает у интерактивной доски)

По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.

3. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО. (Слайд 9) (Один ученик работает у интерактивной доски)

Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.

Вариант записи в ученической тетради.

1. По пути нам попадались пышные ели и стройные сосны.

(и это и то) – соединяет.

2. По пути нам попадались не пышные ели, а стройные сосны.

(не то, а это) – противопоставляет

3. По пути нам попадались пышные ели или стройные сосны.

(или то, или это) – разделяет.

Вывод: разные смысловые отношения между однородными членами устанавливаются с помощью союза.

1. [Лес загадочно шумел], и [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз соединяет.

2. [Лес загадочно шумел], а [мы любовались его таинственной красотой]. – Союз противопоставляет.

3. [Лес загадочно шумел], (когда мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на время.

4. [Лес загадочно шумел], (чтобы мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на цель.

5. [Лес загадочно шумел], (потому что мы любовались его таинственной красотой). – Указывает на причину.

Релаксация. (Слайд 10)

Учитель. Какова роль сочинительных союзов? Докажите на материале упражнения 731, используя подходящие по смыслу союзы.

Выполнение упражнения 731 по вариантам:

I вариант – 1-4 предложения;

II вариант – 5-8 предложения.

Например: Малыш то смеется, то плачет.

Андрей красив, зато неумен.

Река неглубокая, но широкая.

Старик не только умен, но и хитер.

Отработка навыка различения разрядов сочинительных союзов.

Учитель. Вернемся к упражнению 734. (Выполнение по рядам). (Слайд 11) (Трое работают у интерактивной доски)

Сконструируйте сложное предложение с помощью:

I ряд (5 предложение) - разделительного союза;

II ряд (6 предложение) - противительного союза;

III ряд: (7 предложение) — соединительного союза.

Запишите полученные предложения, начертите схемы.

Например:

То ли неожиданно набежала туча, то ли подул сильный ветер.

ТО ЛИ , ТО ЛИ

На дискотеке было очень весело, однако я пошла домой.

, , ОДНАКО

Новый фильм мне понравился, и я с удовольствием посмотрю его еще раз с друзьями.

, , И

Вывод: Союзы делятся на простые и составные.

Итог урока.

Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные, разделительные.

Подчинительные союзы по значению делятся на разряды: изъяснительные, обстоятельственные (времени, цели, условия, причины, следствия, сравнения).

Домашнее задание. (Слайд 12)

Дома вы закрепите теоретический материал, проверите свои знания о разрядах сочинительных союзов в упражнении 732.

Индивидуальное задание повышенного уровня сложности: составить сложные предложения с сочинительными союзами.

Рефлексия.

Графический диктант (Слайд 13)

Построить схемы данных предложений, пронумеровав их, расставить знаки препинания.

1. Умолк в тумане золотистом кудрявый сад и птичьим свистом он до зари не зазвучит.

2. С самого утра шел сильный дождь но к полудню небо прояснилось, и мы могли продолжить свой путь.

3. Недалеко от домика где жил писатель рос огромный тополь.

4. Я вернусь когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад.

5. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.

Проверь себя (Слайд 14)

1.[ ][ ].

2.[ ],но [ ], и [ ].

3.[….., ( где), ].

4.[ ],(когда…).

5.[ и ].

Оцени себя сам: за 5 правильных ответов – «5»;

за 4 –»4»; за 3 –»3»; за 2 –»2».

Учитель. Подведем итоги. Вернемся к эпиграфу: удалось ли вам воспользоваться своими знаниями, что нового вы узнали на уроке?

Ответы учащихся. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности.

Объявление оценок и выставление их в журнал и в дневники учащихся.

Файлы: Разряды союзов.ppt
Размер файла: 6394880 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология