Автор конспекта:
Автор(ы): — Никифорова Н.Н.

Место работы, должность: —

ГБОУ СО СПО Вольский пеадагогический колледж им. Ф.И. Панферова, преподаватель музыкальных дисциплин

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Вопрос о том, быть ли воспитателю или учителю эмоциональным или не быть, никогда не стоял в музыкальной педагогике. Всегда ценились учителя эмоциональные, тонко чувствующие музыку, владеющие ярким образным словом, обладающие пластикой движений, артистичные, умеющие выразительно исполнять музыкальное произведение.

Наше отношение к действительности выражают разнообразные эмоции радости, печали, гнева, грусти, страха, удивления. Даже отдельные ощущения — цвет, вкус, запах — не бывают для нас безразличными.

В различные моменты жизни мы то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, ненавидим и пр. Термин «эмоция» (от лат.emovere — потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в непосредственное переживание в данный момент; различные ситуации — разные эмоциональные состояния человека.

Значение эмоций и чувств в учебной деятельности огромно. Если учащийся испытывает на уроке приятные чувства и эмоции, ему интересно, нестрашно, он увлечён, то он будет хорошо учиться, а если учащийся на уроке равнодушен, проблем в его учебной деятельности будет много. Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — всё равно мы должны позаботиться, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоции окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».

Музыка как живое искусство может вызывать у человека самые различные эмоции от грусти и радости до эмоций высшего наслаждения. Потрясения мы наблюдаем от общения с музыкой, самые непосредственные и яркие эмоции у детей младшего дошкольного возраста. Дети ещё не могут сдерживать свои эмоции, и только путем героических усилий «серьёзных» учителей удается их «загнать» внутрь путем запретов, дисциплинарных «зажимов» и т.п.

В результате мы получаем зажатых, скованных, не умеющих проявлять чувства и стесняющихся своих эмоций учащихся, и, что ещё хуже, если музыка как внешнее выражение чувств их создателей — композиторов, не находит эмоционального отклика у студентов и не затрагивает их души.

Вопрос о том, быть ли воспитателю или учителю эмоциональным или не быть, никогда не стоял в музыкальной педагогике. Всегда ценились учителя эмоциональные, тонко чувствующие музыку, владеющие ярким образным словом, обладающие пластикой движений, артистичные, умеющие выразительно исполнять музыкальное произведение. Психология давно доказала, что самая прочная память – эмоциональная. Самый скучный урок «сухой» математики у эмоционального учителя запоминается надолго, а усвоение происходят в несколько.

На уроках в школе студентов — практикантов часто наблюдаем такую картину: ведет урок грамотно, говорит ясно, четко, играет стабильно, но дети скучают, им неинтересно. Почему?

— Причина в неэмоциональности, невыразительности, обусловленных, в 1-ю очередь, отсутствием опыта и недостаточным развитием эмоциональной восприимчивости.

На каких уроках этот процесс может быть наиболее эффективным?

В 1-ю очередь, на уроках хорового класса, вокально-хорового практикума, методики музыкального воспитания, где по сравнению с индивидуальными занятиями нет психологического «зажима» от общения один на один.

На уроках хорового класса с самых первых уроков на простейших распеваниях приходится учить выразительности исполнения и сразу обращать внимание на мышечные ощущения во время пения:

— Спойте равнодушно, ласково, гневно, радостно и т.д.

Это дает возможность посмотреть детям на себя как бы со стороны. Мышечной свободе и раскрепощению во время исполнения помогают дыхательные упражнения по методу Бутейко.

Большую роль в развитии эмоциональной восприимчивости играет эмоциональный выразительный показ произведения (предпочтительнее не в записи, а в исполнении преподавателем, т.к. чувства и эмоции, выраженные во время исполнения, передаются слушателям и обязательно найдут живой отклик). После такого эмоционального показа музыкального произведения или фрагмента педагогом на занятии изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ. Очень важно создать на уроке атмосферу творчества, доверия, желания работать.

И, конечно, в первую очередь, самое главное для развития эмоциональной восприимчивости важно слово педагога. Слово преподавателя, верное, точное, эмоционально яркое, образное, рождающее ассоциации, сравнения, затрагивающее самые тонкие струны души, способно заставить понять и почувствовать глубинную суть музыкального произведения, его красоту. На уроках методики музыкального воспитания для развития эмоциональной восприимчивости важно использование межпредметных связей, помогающих постичь образ музыкального произведения. Простейший пример: при работе над белорусской народной песней «Перепёлочка», добиваясь мягкого, тихого звучания, можно сказать:

-Пойте мягче, тише.

Можно предложить подобрать и выразительно прочитать детские стихи о доброте, сострадании — такие, как Е. Благинина «Мама спит, она устала…» или А. Барто «Мы не заметили жука, мы рамы зимние закрыли…», и тогда сами студенты запоют ласково, мягко. Слушая С. Прокофьева «Вставайте люди русские», важно читать фрагменты из повести Ю. Герасимова «Черкасов» и показывать триптих Корина.

При слушании арии И. Сусанина эффективно использовать стихотворение-думу Рылеева и репродукцию картины М. Фаюстова «Иван Сусанин». Результат всегда налицо и в дальнейшем, анализируя произведения, дети или студенты говорят, что «очень жалко Ивана Сусанина»,

«я почувствовала как ему тяжело»,

«я чуть не заплакала» и т.п.

Произведения для слушания и исполнения не должны быть случайными, они тщательно подбираются и должны быть глубокими по содержанию, высокохудожественными. Неизменно вызывают яркие эмоции такие произведения, как «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина, «Большой хоровод» Б. Савельева, «Песня о друге» В. Высоцкого, песни о маме, те произведения, эмоции и чувства которых близки учащимся.

Преподавателям следует помнить, что прежде, чем добиться выразительного исполнения, эмоционального отклика, надо преодолеть технические трудности, психологическую скованность, а иногда — страх и неуверенность в своих силах. Процесс развития эмоциональной восприимчивости длителен, многогранен и сложен, требует терпения, гибкости и, конечно, эмоциональности со стороны педагога.

Список использованной литературы

  • Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416 с.
  • Колесникова М.С. Как я работаю с одаренными детьми // Начальная школа.-2009.- №2. — С.7-9.
  • Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащегося// Вопросы психологии. 1984. — №1. — С. 20 — 26.
  • Шевелева Д.Е. Достоинства и недостатки различных организационных форм обучения одаренных учащихся // Инновации в образовании. — 2009. — №6. — С.42-52.
  • Файлы: 074_Sem not.mp3
    Размер файла: 721023 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология