Автор конспекта:
Автор(ы): — Киреева Наталья Владимировна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №33 Г. Муром, учитель физики

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — Образовательная : • показать практическое применение реактивных двигателей в современной авиации; Развивающая : подготовить учащихся к овладению следующими видами деятельности: • созданию экспериментальной установки по изучению реактивного движения; • умению работать с дополнительной литературой, анализировать биографии ученых, значение их работ для развития науки; Воспитывающая: • убедить учащихся в том, что представления о физических явлениях, которые возникают в нашем сознании в результате их изучения, соответствуют действительности, т. е. являются отражением объективно существующего мира; • знакомство с творчеством и биографией классика науки и техники: К.Э.Циолковского; • воспитание патриотизма и чувства гордости за успехи в развитии отечественной авиации и ракетостроения ( использование материалов музея «Дальняя авиация») • воспитание познавательного интереса к физике и науке в целом при изучении творчества ученых и инженеров (на примере нашего земляка Р.А. Белякова)для формирования личности учащихся.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Физика . 9кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений\А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.-7-е изд., испр.-М.: Дрофа 2008.-256с.:ил.

Используемая методическая литература: —

Журнал " Физика в школе"

Используемое оборудование: —

ПК, проектор, экран

Используемые ЦОР: —

электронная презентация

Краткое описание: — Урок с использованием краеведческого материала и материалов школьного музея "Дальняя авиация" Организационный момент(2 мин) Тестирование по теме «ЗСИ и реактивное движение» с самопроверкой (5 мин) Отчет творческих групп – демонстрация опытов по реактивному движению(8 мин); Сообщения К.Э. Циолковский (компьютерная презентация)(6 мин), Устройство современного реактивного двигателя и его применение в современной авиации(8мин) Р.А.Беляков- паириарх Российских МИГов(7мин) Решение задач(5 мин) 3 Итог урока 4 Д/з

1 Организационный момент(2 мин)
Проверяется готовность класса к уроку.
На протяжениидлительного времени мы с вами изучаем различные видыдвижение тел. На предыдущем уроке мы познакомились еще с одним видом движения.
Каким? ( с реактивным движением)
Выяснили, что такое движение объясняется? (ЗСИ.)
Сегодня на уроке мы с вами продолжимизучениереактивного движения, постараемся проследить как развивалась теория этого движения у нас в стране, определим какие физико-технические достижения есть в этой области физики и рассмотрим практическое применение этих достижений в современной авиации и космонавтике.
А как вы считаете , как мы можем сформулировать тему нашего урока?(варианты учащихся).
А для этого нам с вами необходимы прочные знанияпо уже изученным темам «Импульс, ЗСИ, реактивное движение».
2 Основная часть
· Тестирование по теме «ЗСИ и реактивное движение» с самопроверкой (5 мин)
· Отчет творческих групп – демонстрацияопытов по реактивному движению(8 мин);
· Сообщенияо К.Э. Циолковском (компьютерная презентация)(8 мин), записьв тетрадь
· Устройство современного реактивного двигателя и его применение в современной авиации(8мин)
Р.А.Беляков- патриарх Российских МИГов
· Решение задач.(5 мин)
3 Итог урока
4 Д/з
Тестирование по теме «ЗСИ, реактивное движение»
вариант
1Каким выражением определяют импульс тела?
1. ma
2. Ft
3. mv
4. mv/2
2 В каких единицах измеряется импульс тела?
1. 1 Н
2. 1 Н с
3. 1 кг м/с
4. 1 Дж
3 Какие из выражений соответствует закону сохранения импульсадля случая взаимодействия двух тел?
1. p=mv
2. m1v1н +m2v2н= m1v1к+ m2v2к
3. Ft= mv2- mv1
4 Реактивным движением называется:
1. Движение, которое возникает как результат отделения от тела какой–либо части
2. Движение ракеты
3. Движение тела под действием раскаленных газов
5 Укажите формулу для расчетаскорости ракеты при реактивном движении
1. V ракеты = Mг Vг /Mракеты
2. Vракеты =M ракеты /Mг Vг
3. Vракеты = ( Mг + Mр )/Vг

Проверка в парах и через проектор
Учитель
На предыдущем уроке нами были организованы творческие группы, и каждая из них получила домашнее задание: изготовить прибор для демонстрации реактивного движения и подготовить сообщения об ученых, занимавшихся изучением реактивного движения, и разобрать принцип работы реактивного двигателя.

Отчет творческих групп
1 Пластмассовый стаканчик и две гибкие соломинки, загнутые в противоположные стороны. Стаканчик подвешен на нити к штативу
2 Воздушный шарик с катушкой от ниток
Учитель
Что вы можете сказать , наблюдая за работой этих приборов? Могут ли прийти в движение другие тела, если из них выбрасываются вода, воздух? Приведите примеры.(медузы, осьминоги…)
Учитель
Какие ученые занимались изучениемреактивного движения?
Ученик
Сообщения о К. Циолковском
Учащиеся основные моменты записывают в тетрадь
Применение реактивных двигателей в современной авиации
Учитель
В наши дни реактивный способ сообщения движения получил широкое распространение. Реактивные снарядыи мины в большихмасштабах применялись во время ВОВ. Минометные части были вооружены специальными ракетными минометами – знаменитыми «Катюшами», которые наносили непоправимый уронгитлеровским войскам. Реактивный способ сообщения скорости снаряду оказался более рациональным, чем обычный выстрел из пушки или гаубицы т.к. реактивные снаряды могут быть заброшены на любую дистанцию.
Самолеты с реактивными двигателями постепенно вытеснли винтовые. В авиации реактивные двигатели оказываются гораздо более экономичными при полете на большой высоте при больших скоростяхдвижения.
Начиная с первого отечественного самолета, построенного в 1883 году Александром Федоровичем Можайским , российская авиация успела превратиться в средство передвижения и грозное оружие, стоящее на защите Отечества. Трудами нескольких поколений авиаторов – ученых, инженеров, конструкторов были созданы уникальные самолеты, работающие на различных реактивныхдвигателях.
А какие маркисамолетов с реактивными двигателями известны вам?
Конечно же, это МиГи ,сконструированные ОКБ им «Микояна»,пассажирские самолеты «Ил», знаменитые истребители «Су» ОКБ им «Сухого», которые базируются рядом с нашим городом в Сваслейке и радуют нас своими показательными выступлениями на празднике днягорода и , конечно, жеизвестные самолеты марки «Ту» ,сконструированныеОКБ «Туполева».
На самолетах именно этой марки несут службу летчики 121 дальнебомбардировочного полка авиабазы г. Энгельса, с которой мы вот уже несколько лет успешно сотрудничаем. Самолеты дальней авиации – это стратегические бомбардировщики, предназначенные для поражения различных целейкак подвижных так и неподвижных воперативной глубине обороны противника в любое время года и суток , в простых и сложных метеоусловиях . Такие бомбардировщики обладаютследующими техническими характеристиками:
· скорость полета до 2200км/ч,
· дальность полета до 14500 км,
· высота полета до 18000км.
Учитель
Давайте рассмотримосновные элементы современного турбовентиляторного двигателя, используемого в современной авиации.
Ученик Корпус двигателя представляет собой2 трубы , расположенные одна в другой. Во внутренней трубе расположен отдельный двигатель, который вращает вентилятор. Он гонит воздух между внешней и внутренней трубами, благодаря чему создается мощный поток воздуха, выбрасываемый из сопла двигателя. Во внутренней трубе установлен вал с закрепленным на нем большим вентилятором и многорядным вентилятором меньшего размера- компрессором. Он гонит воздух в камеру сгорания, где воздух сильно сжимается. Туда же поступает жидкое топливо. При сгорании топлива образуется большое количество газа, который стремиться вырваться наружу. В переднее отверстие ему не позволяет вырватьсянагнетаемый воздух, поэтому поток газаустремляется в открытое заднее отверстие .


Решите задачу: нареактивном бомбардировщике ТУ – 22 М3дальнего действия установлены три реактивных двигателя со взлетной тягой 103кН каждый. Определите массу газа, выбрасываемого ежесекундно из сопла двигателей, если изменение их скорости 550м/с?


А сейчас я попрошу ответитьвас на следующие вопросы:
1. Какие чувства вы испытали во время урока?
2. Что вам понравилось на уроке?
Д\з : п 23 , составитьзадачу, используя материалы экспозиции зала «Дальняя авиация» и решить ее.

Файлы: Циолковский.doc
Размер файла: 28160 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология