Автор конспекта:
Автор(ы): — Яшина В.А.
Место работы, должность: — МОУ Данутинская СОШ Киржачский район
Регион: — Владимирская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Краеведение
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Тип ресурса: — другой тип
Краткое описание ресурса: — Из опыта работы учителя
«Реализациирегиональнойобразовательной
программы школы1ступени «НАШКРАЙ»
— — — —
( Изопыта работы учителя Данутинской среднейшколы
Яшиной ВалентиныАлександровны.)
— — — —
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Каждомучеловеку,времяотвремени,приходятмыслиотом,гдеегокорни,ктоегопредки,какимионибыли,чемзанимались?Этивопросывозникаютврамкаходнойсемьи,отдельногочеловекаисвязанысегомалойродиной.НоизтысячтакихмалыхродинсостоитнашаВеликаяРоссия.«ОткудаестьпошлаземляРусская?»-изглубинывековзвучитвопрослетописца. « СчегоначинаетсяРодина?»- спрашиваютнашисовременники.Наэтотвопросдолжныответитьи мы.
Обществодвижетсявперёдпопутипрогресса.Глобальныепроблемы,которыесейчасстремительнонарастаютпередчеловечеством,начинаясэкономических,экологическихикончаядуховно-нравственными,лишьподчёркиваютответственностьпедагогазасудьбубудущихпоколений.Однилишьдостижениянаукии техникинесмогутсделатьжизньчеловекагармоничной,полной,интересной.
ЗавтрашнийденьРоссиинапрямуюзависитоттого, чтоделаеммы,педагоги,дляформированияличностиученика,какиеморальные ценности,традицииРоссии,духовность заложиливнего. — Затридцатьлетработы населесмладшимишкольникамияпоняла,чтоучительдолженстроитьсвоюработутак,чтобыученикамбылиинтересныипонятнысведенияосвоейстране,родномкрае,чтобыонисамисобиралииосознавалиматериал,анализировалинакопленныезнания,делаливыводыотом,чтоже такоеРодина,роднойкрай.Чтобывиделиипонимали,какойвкладвисториюстранывносятихродители,родственники,земляки. — В90-егоды,когдаусложнилосьсоциальноеположениебольшинствароссиян,когдатеряласьверавбудущееипатриотическиечувстваподрастающегопоколениясталиподменятьсяденежнымиценностями,мы,учителянашейшколы,задумалисьотом,какчерезурок,групповоезанятие,внекласснуюработувернутьисторическуюпамятьнашимдетям,укрепитьверувзавтрашнийдень.Вреализацииэтихзадачтогданампомоглапрограмма«Истоки»профессора КузьминаИ.А,которуювнашейшколемыввеливкачествешкольногокомпонента8летназад,соединивначальнуюшколусосновной,гдеработалипопрограмме«Этнография-бытикультурародногокрая».
Многоинтересных,нужныхтемпредлагали«Истоки».Например:
2 класс- «Моясемья»,«Мойрод»,«Роднойочаг», «Труд -делочести».
3 класс- «Берегичестьсмолоду»,«Мирисогласиедобруюнадеждурождает».
Отдельныйблоктемкасалсяхристианства.Это«Храм», «Вера.Надежда.Любовь.Софья». Оригинальнапедагогическаяипсихолого-методическаясистема,котораяменялапривычнуюобстановкуурока.Здесьиработавпарах ,тройках,ресурсный круги созданиерукописныхкниг.НонехваталоматериаловпонашемуВладимирскому краю . — Наопытеяубедилась,чтокраеведческийматериалвызываетбольшойинтересумладшихшкольников.Онихотятзнать,какжилилюдираньше,вочтоодевались,кактрудились.Многовопросовзадаютониобисториинашего села,оКиржаче,Владимире.Этотматериал приходилосьбратьизразныхисточников.
В 2006-2007учебномгодувшколах1ступенинашейобластивведенарегиональная образовательнаяпрограмма«Нашкрай»автораХарчевниковойЕ.Л.Именно вэтойпрограммеянашлато,кчемуинтуитивношламногиегоды.Яизучилавсюпрограммувторого,третьегоичетвертогоклассов,годпонейпроработалаивижу,чточерезуроки«Нашегокрая»восстанавливаютсяутраченныесвязисовременногочеловекасисториейикультуройрусскогонарода. Имеяопытработыпопрограмме«Истоки»ианализируякурс«Нашкрай»,яувидела,чтоавторовэтихпрограммволнуютобщиепроблемы:какчеловекавернутьксвоимистокам,ксвоимкорням.,какотстоятьиприумножитьценностироссийскойкультуры,сохранитьсвоюсамобытность.Перекликаютсяитемызанятий.Например:
2класс«Нашкрай» — «Крестьянскаяутварь.Посуда»,«Особенностиархитектурыиукрашенийизбы.»,«Русскийкостюм».
2класс «Истоки»-«Изчегоели-пилинашипредки»,«Мастера- плотники»,«Мастерицы-ткачихи.Одежда нашихпредков».
Ноеслипрограмма«Истоки» -крупномасштабныйобразовательныйпроектВологодскойобласти,изучающийтрадиции,бытиремесласеверныхобластейРоссии, то«Нашкрай»-программа,разработаннаянасоциокультурномматериалеВладимирскогокрая.Учителюненадоискатькраевойматериал,т.к.естьзамечательноепрограммноеобеспечениекурса:интересныйкрасочныйучебник ,разработанконтрольприбезотметочномобучении,рекомендательныйматериалсновымиприемами работынауроке.Оченьмногополезногоиинтересногоматериалаянашла наСД-диске,которымсопровождаетсяпрограмма. — Влюбойтемекурсапросматриваетсялогикаидинамикастановленияжизнигорода,села,каждойсемьи. Каждыйурок,шагзашагом,детиощущаютинаходят своёместовокружающейжизни.Активновключилисьвработупосозданию«Портфолио»каждогоученикаихродители.Ихтожезаинтересовалпроцессизучения истории икультурысвоегокрая.Принципинтеграциикакодинизпринциповпостроениякурса позволилперевестиребёнкаизпассивногослушателя вактивногодеятеля,позволилвовлечьдетейиродителейвсовместныйпоискисозданиетрадицийсемьи.Таквподготовкукуроку«Мояродословная – летописьсемьи»сэнтузиазмомвключилисьродителиидажебабушкиидедушки.Наурокбылипредставленысемейныефотоматериалы,оформленыплакаты«Генеалогическоедревомоейсемьи»,выступление«Имигордитсямойрод».Априсутствиеродителейнаурокевызываетгордостьребятзасвоюсемьюиоказываетположительныйрезультатввоспитании.Замечательно,что впрограммеотведеновремянаподготовкуипроведениенародныхпраздников.Таквшколебылпроведенпраздник«Широкаямасленица».Каждыйребенокпринялвнёмучастие:с задоромиграливнародные игры,создалишумовойоркестр,разучилирусскиенародныепесни,вместесбабушкамиидедушкамивспоминализаклички,пеклиблины,готовиликостюмы. Исовсемдругойторжественный христианскийпраздникПасха.Длямногихдетейоноткрылсясовсемпо-иному.Ониузналиобисториипраздника,егосимволах,проявилисвоётворчество воформлениипасхальногопоздравления,врусскихтрадицияхрасписалияйцо.Свои новыезнанияребятапоказаливтестовыхработах,которыебылиданывкачествеконтроля.
Многоэкскурсийпредлагает программа. Носельскимдетямневсегда доступны экскурсиик ЗолотымворотамДревнейРусииливДетскиймузейныйцентр.Мынеимеемвозможностинаявуполюбоватьсякаменнымзодчествомкрая. Тогданапомощьприходятфотографии,книги,распечаткиизинтернета.Аещёунас естьзамечательныйшкольныймузей.Почтивсеуроки«Нашегокрая»я проводилатам. Крестьянскаяизбаслучиной,зыбкой,сундуком, иконами.Прялка,ткацкийстанок,мотало, трепало.Цеп,борона,серп. Когдаребятаприкасаютсякэтимпредметампо-особомугорятихглаза.
Внашейместностиестьдваприродныхпамятникаобластногозначения :сосновыйбор,которомуболее 100 летилиповаяаллея,посаженнаяещёграфомСалтыковымипродолженнаядекабристомКалошиным.Скакимудивлениемузналиобэтомребята.Акогдамыпоехалитуда,этознакомоеместоониоткрылидлясебявновь.
Интересной формой работы стала проектная деятельность. Так методом проекта была изучена тема «История села Кипрево». Ребята разбились на группы и собирали материал по выбранному вопросу. Это и первое упоминание о селе, и исторические памятники, и современность. А на школьнойкраеведческой конференции наши четвероклассникипродемонстрировали презентацию по данной теме. Используя эту же форму работыпроведен урок – презентация по теме «Кирилл иМефодий- учителя славян, составителирусской азбуки».Готовясь к данной презентации, мы пользовались и интернетом., что повышает интерес детей к глубокому изучению родного края.
Упедагоговнашейобластипоявиласьзамечательнаявозможностьчерезуроки«Нашегокрая»развиватьуподрастающегопоколениячувствосопричастностикроднойземле,еёхрамамижилищам,природеислову,к еётрадициям. — Да,школанедолжнапотерятьсвоёместовскладывающейсясистемеосвоения культурногонаследия,иначеэтоместобудетзаняточужимифильмами,чужоймузыкой,культурой,религией.
Яубеждена,чтозадуманоудивительное-научитьдетейоткрыватьглубокийсмыслвтом,чтобыуже7-8летний ребёноксумелувидеть,почувствоватьиосознатьсвоюпричастностькроднойземле,уверенностьвнейикровноеснейродство.Ачерезэто – уважениекдругимнародамикультурам.
— — — — — — — —
Файлы: Котельниково в годы войны краеведческая работа.doc
Размер файла: 1665536 байт.