Автор конспекта:
Автор(ы): — Яшина В.А.

Место работы, должность: — МОУ Данутинская СОШ Киржачский район

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: — Из опыта работы учителя


«Реализациирегиональнойобразовательной

программы школы1ступени «НАШКРАЙ»


— — — —
( Изопыта работы учителя Данутинской среднейшколы

Яшиной ВалентиныАлександровны.)



— — — —
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Каждомучеловеку,времяотвремени,приходятмыслиотом,гдеегокорни,ктоегопредки,какимионибыли,чемзанимались?Этивопросывозникаютврамкаходнойсемьи,отдельногочеловекаисвязанысегомалойродиной.НоизтысячтакихмалыхродинсостоитнашаВеликаяРоссия.«ОткудаестьпошлаземляРусская?»-изглубинывековзвучитвопрослетописца. « СчегоначинаетсяРодина?»- спрашиваютнашисовременники.Наэтотвопросдолжныответитьи мы.
Обществодвижетсявперёдпопутипрогресса.Глобальныепроблемы,которыесейчасстремительнонарастаютпередчеловечеством,начинаясэкономических,экологическихикончаядуховно-нравственными,лишьподчёркиваютответственностьпедагогазасудьбубудущихпоколений.Однилишьдостижениянаукии техникинесмогутсделатьжизньчеловекагармоничной,полной,интересной.
ЗавтрашнийденьРоссиинапрямуюзависитоттого, чтоделаеммы,педагоги,дляформированияличностиученика,какиеморальные ценности,традицииРоссии,духовность заложиливнего. — Затридцатьлетработы населесмладшимишкольникамияпоняла,чтоучительдолженстроитьсвоюработутак,чтобыученикамбылиинтересныипонятнысведенияосвоейстране,родномкрае,чтобыонисамисобиралииосознавалиматериал,анализировалинакопленныезнания,делаливыводыотом,чтоже такоеРодина,роднойкрай.Чтобывиделиипонимали,какойвкладвисториюстранывносятихродители,родственники,земляки. — В90-егоды,когдаусложнилосьсоциальноеположениебольшинствароссиян,когдатеряласьверавбудущееипатриотическиечувстваподрастающегопоколениясталиподменятьсяденежнымиценностями,мы,учителянашейшколы,задумалисьотом,какчерезурок,групповоезанятие,внекласснуюработувернутьисторическуюпамятьнашимдетям,укрепитьверувзавтрашнийдень.Вреализацииэтихзадачтогданампомоглапрограмма«Истоки»профессора КузьминаИ.А,которуювнашейшколемыввеливкачествешкольногокомпонента8летназад,соединивначальнуюшколусосновной,гдеработалипопрограмме«Этнография-бытикультурародногокрая».
Многоинтересных,нужныхтемпредлагали«Истоки».Например:
2 класс- «Моясемья»,«Мойрод»,«Роднойочаг», «Труд -делочести».
3 класс- «Берегичестьсмолоду»,«Мирисогласиедобруюнадеждурождает».
Отдельныйблоктемкасалсяхристианства.Это«Храм», «Вера.Надежда.Любовь.Софья». Оригинальнапедагогическаяипсихолого-методическаясистема,котораяменялапривычнуюобстановкуурока.Здесьиработавпарах ,тройках,ресурсный круги созданиерукописныхкниг.НонехваталоматериаловпонашемуВладимирскому краю . — Наопытеяубедилась,чтокраеведческийматериалвызываетбольшойинтересумладшихшкольников.Онихотятзнать,какжилилюдираньше,вочтоодевались,кактрудились.Многовопросовзадаютониобисториинашего села,оКиржаче,Владимире.Этотматериал приходилосьбратьизразныхисточников.
В 2006-2007учебномгодувшколах1ступенинашейобластивведенарегиональная образовательнаяпрограмма«Нашкрай»автораХарчевниковойЕ.Л.Именно вэтойпрограммеянашлато,кчемуинтуитивношламногиегоды.Яизучилавсюпрограммувторого,третьегоичетвертогоклассов,годпонейпроработалаивижу,чточерезуроки«Нашегокрая»восстанавливаютсяутраченныесвязисовременногочеловекасисториейикультуройрусскогонарода. Имеяопытработыпопрограмме«Истоки»ианализируякурс«Нашкрай»,яувидела,чтоавторовэтихпрограммволнуютобщиепроблемы:какчеловекавернутьксвоимистокам,ксвоимкорням.,какотстоятьиприумножитьценностироссийскойкультуры,сохранитьсвоюсамобытность.Перекликаютсяитемызанятий.Например:
2класс«Нашкрай» — «Крестьянскаяутварь.Посуда»,«Особенностиархитектурыиукрашенийизбы.»,«Русскийкостюм».
2класс «Истоки»-«Изчегоели-пилинашипредки»,«Мастера- плотники»,«Мастерицы-ткачихи.Одежда нашихпредков».
Ноеслипрограмма«Истоки» -крупномасштабныйобразовательныйпроектВологодскойобласти,изучающийтрадиции,бытиремесласеверныхобластейРоссии, то«Нашкрай»-программа,разработаннаянасоциокультурномматериалеВладимирскогокрая.Учителюненадоискатькраевойматериал,т.к.естьзамечательноепрограммноеобеспечениекурса:интересныйкрасочныйучебник ,разработанконтрольприбезотметочномобучении,рекомендательныйматериалсновымиприемами работынауроке.Оченьмногополезногоиинтересногоматериалаянашла наСД-диске,которымсопровождаетсяпрограмма. — Влюбойтемекурсапросматриваетсялогикаидинамикастановленияжизнигорода,села,каждойсемьи. Каждыйурок,шагзашагом,детиощущаютинаходят своёместовокружающейжизни.Активновключилисьвработупосозданию«Портфолио»каждогоученикаихродители.Ихтожезаинтересовалпроцессизучения истории икультурысвоегокрая.Принципинтеграциикакодинизпринциповпостроениякурса позволилперевестиребёнкаизпассивногослушателя вактивногодеятеля,позволилвовлечьдетейиродителейвсовместныйпоискисозданиетрадицийсемьи.Таквподготовкукуроку«Мояродословная – летописьсемьи»сэнтузиазмомвключилисьродителиидажебабушкиидедушки.Наурокбылипредставленысемейныефотоматериалы,оформленыплакаты«Генеалогическоедревомоейсемьи»,выступление«Имигордитсямойрод».Априсутствиеродителейнаурокевызываетгордостьребятзасвоюсемьюиоказываетположительныйрезультатввоспитании.Замечательно,что впрограммеотведеновремянаподготовкуипроведениенародныхпраздников.Таквшколебылпроведенпраздник«Широкаямасленица».Каждыйребенокпринялвнёмучастие:с задоромиграливнародные игры,создалишумовойоркестр,разучилирусскиенародныепесни,вместесбабушкамиидедушкамивспоминализаклички,пеклиблины,готовиликостюмы. Исовсемдругойторжественный христианскийпраздникПасха.Длямногихдетейоноткрылсясовсемпо-иному.Ониузналиобисториипраздника,егосимволах,проявилисвоётворчество воформлениипасхальногопоздравления,врусскихтрадицияхрасписалияйцо.Свои новыезнанияребятапоказаливтестовыхработах,которыебылиданывкачествеконтроля.
Многоэкскурсийпредлагает программа. Носельскимдетямневсегда доступны экскурсиик ЗолотымворотамДревнейРусииливДетскиймузейныйцентр.Мынеимеемвозможностинаявуполюбоватьсякаменнымзодчествомкрая. Тогданапомощьприходятфотографии,книги,распечаткиизинтернета.Аещёунас естьзамечательныйшкольныймузей.Почтивсеуроки«Нашегокрая»я проводилатам. Крестьянскаяизбаслучиной,зыбкой,сундуком, иконами.Прялка,ткацкийстанок,мотало, трепало.Цеп,борона,серп. Когдаребятаприкасаютсякэтимпредметампо-особомугорятихглаза.
Внашейместностиестьдваприродныхпамятникаобластногозначения :сосновыйбор,которомуболее 100 летилиповаяаллея,посаженнаяещёграфомСалтыковымипродолженнаядекабристомКалошиным.Скакимудивлениемузналиобэтомребята.Акогдамыпоехалитуда,этознакомоеместоониоткрылидлясебявновь.
Интересной формой работы стала проектная деятельность. Так методом проекта была изучена тема «История села Кипрево». Ребята разбились на группы и собирали материал по выбранному вопросу. Это и первое упоминание о селе, и исторические памятники, и современность. А на школьнойкраеведческой конференции наши четвероклассникипродемонстрировали презентацию по данной теме. Используя эту же форму работыпроведен урок – презентация по теме «Кирилл иМефодий- учителя славян, составителирусской азбуки».Готовясь к данной презентации, мы пользовались и интернетом., что повышает интерес детей к глубокому изучению родного края.
Упедагоговнашейобластипоявиласьзамечательнаявозможностьчерезуроки«Нашегокрая»развиватьуподрастающегопоколениячувствосопричастностикроднойземле,еёхрамамижилищам,природеислову,к еётрадициям. — Да,школанедолжнапотерятьсвоёместовскладывающейсясистемеосвоения культурногонаследия,иначеэтоместобудетзаняточужимифильмами,чужоймузыкой,культурой,религией.
Яубеждена,чтозадуманоудивительное-научитьдетейоткрыватьглубокийсмыслвтом,чтобыуже7-8летний ребёноксумелувидеть,почувствоватьиосознатьсвоюпричастностькроднойземле,уверенностьвнейикровноеснейродство.Ачерезэто – уважениекдругимнародамикультурам.
— — — — — — — —
Файлы: Котельниково в годы войны краеведческая работа.doc
Размер файла: 1665536 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология