Автор конспекта:
Автор(ы): — Сафронова С.А.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №23 города Энгельса Саратовской области

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Английский язык
Предмет(ы): — Немецкий язык

Цель урока: —

Реализация компетентностного подхода на уроках английского и немецкого языков

Сообщение на МО учителей английского и немецкого языков подготовила учитель немецкого языка МОУ СОШ № 23 Сафронова С. А.

Сегодня мы живём в обществе бурно развивающихся технологий, где человек должен не только обладать специальной информацией, но и уметь ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, владеть на высоком уровне социальными, коммуникативными и другими ключевыми компетенциями. Поэтому основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков, сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выделены ключевые компетенции:

  • политическая и социальная;
  • культуроведческая;
  • коммуникативная;
  • информационная;
  • профессиональная.

В переводе с латинского языка компетентный — это знающий.

Согласно словарю русского языка, компетенция – это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен (Словарь русского языка, 1982)

Изучение иностранного языка в целом и английского и немецкого в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

2) развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Итак, приоритетная цель — коммуникативная компетенция. Однако существует парадокс:

иностранный язык — это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать.

Тем не менее, государство заинтересовано в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре

На первое место следует поставить лингвосоциокультурный метод, который предполагает изучение языка через понимание куль­туры той страны, чей язык ты изучаешь, через традиции. Я стараюсь знакомить детей с народными традициями, историей возникновения праздников, их символикой, что способствует расширению страноведческих познаний детей, приобщает их к народной мудрости. На уроках используются песни, пьесы, сказки, фильмы, как источник языкового и грамматического материала. На первом месте – жизнь, сам непосредственно язык общения, а на втором его теория, т.е. грамматика.

Осуществлять на практике принципы компетентностного обучения в младших классах мне помогают театральные и песенные технологии. Они раскрепощают де­тей, способствуют сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивают образное мышление, приближают их к знаниям не только через разум, но и через чувства, эмоции, развивают технику речи и артикуляцию. Разучивание песен и ролей в играх формирует дикцию, умеренный темп речи, интонацию, четкое произношение.

В формировании коммуникативной компетенции помогают такие виды деятельности как: парная работа, работа малыми группами, перекрестная ра­бота малых групп, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах учащиеся изу­чают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где учащиеся объ­ясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индиви­дуальная отчетность, личная ответственность, деятельность каждого ученика оценивается учителем с помощью тестов; учащиеся получают навыки работы в команде; важную роль имеет рефлексия или обсуждение работы группы, где учащимися могут быть названы члены группы, которые по­могли группе добиться успеха.

Использование игровой методики.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся
педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Лексические игры
1. “Цепочка слов”: пол – лев – ведро
Затем учитель дает задание составить цепочку из английских слов.
her – red – desk
her – red – dog – garden – name – eight – tram – map – play –
yes – stand – desk
2. “Вставьтепооднойбуквевслова”:
to – two pay – play
for – four may – many
tree – three
3. Игра используется при работе над любой темой. Учитель бросает мяч
одному из учеников и называет какое-либо слово по теме на
английском или русском языке. Играющий, поймав мяч, произносит
эквивалент данного слова.
Т.: Стол
Р.: atable
Т.: Кот
Р.: acatи т.д.
4. Оборудование: картинки, на которых представлены различные предметы,
цветы, животные и т.п.
Учитель показывает картинки. Ученик называет по английски то, что
на ней изображено и подбирает к этому слову слово, рифмующееся с
ним: cat – hat, ball – wall, bus – plus, lamp –map,
rose – nose и т.д.
5. “Where is the pen?”
Цель игры тренировка учащегося в употреблении предлогов. Учитель
прячет какой-нибудь предмет, затем спрашивает ученика: “Where is
the pen?”. Отгадчикотвечает: “The pen is on the table”, “The pen
is under the book” ит.д.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Использование метода проектовразвивает активное самостоятельное мышление ребенка, его творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения. Учащиеся учатся работать с текстом, выделять главную мысль, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы. Содержание текстов служит стимулом последующих высказываний уча­щихся, мысли поводом к общению. Использование этого метода развива­ет у учащихся умение вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, активно, самостоятельно, критически мыслить.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности — накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Дети учатся прогнозировать результат, планировать свою работу, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты публично.

На сегодняшний день мною на уроках английского языка реализованы следующие проекты:

-“My pet”

— “Christmas and New Year traditions”

-“My Family Tree ”

— “My summer adventure”

-“Environment”

— “Western Democracies”

— “Travelling around London”

Все реализованные проекты были осуществлены с использованием информационных технологий.

Использование ИКТ на уроках английского языка.

Чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более ус­пешно, я стараюсь искать новые методические приемы, кото­рые развивают познавательный интерес к учению и формируют устойчи­вую положительную мотивацию к предмету.

Одним из важнейших компонентов компетентностного подхода является использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационная технология (компьютерная технология) — это процесс подготовки и передачи информации ученику. Возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы.

Существует несколько вариантов использования курсов, основанных на новых информационных технологиях. Вот некоторые из чаще используемых мной технологий:

• использую ИКТ в классе в поддержку основного курса обучения;

• использую ИКТ на занятиях с учащимися, способными работать практически без поддержки учителя (Проектная деятельность), что более подходит одарённым детям, любящим и умеющим работать самостоятельно, но и неуспевающие дети подключаются к творческим микрогруппам.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что особенностями организации учебного процесса школьников с использованием ИКТ являются:

• больший акцент на самостоятельную работу школьников;

• обязательная компьютерная компетентность учащихся;

В XXI веке компьютеры в целом и сеть «Интернет», в частности, являются обязательным компонентом общей грамотности человека. Не обсуждая вопрос эффективности применения компьютерных технологий в обучении языку, можно утверждать, что для того, чтобы считаться грамотными людьми, ученикам нужно учиться использовать компьютеры для исследовательской работы, развития навыков письменной речи и формирования коммуникативной компетенции. Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в обучении языку на уроках позволяет мне достичь две цели:

— совершенствовать навыки владения языком

— повышать уровень компьютерной компетентности, необходимой для жизни и работы в современном обществе.

Еще одна технология, используемая мною на уроках для формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение (диалогическая речь) — интерактивный метод.

Новые информационные технологии, на мой взгляд, открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по каждому предмету. Это особенно почувствовали учащиеся, которые принимали участие в проектных работах по иностранному языку (Конкурс английских стихов , конкурс проектов «Хорошо быть молодым» и живой проект в начальной школе «Я и мои друзья»). Интернет — позволяет окунуться целиком в иностранный язык, использовать аутентичную информацию из иноязычных стран, позволяет нам (и учителям, и детям) участвовать в международных сетевых проектах. В 2010 уч.году учащиеся 2-4 классов участвовали во Всероссийском конкурсе по английскому языку «Британский бульдог». Главная задача этого игрового конкурса – вызвать интерес к изучению иностранного языка. И главный результат конкурса – это то, что ребята поверили в свои возможности, заинтересовались изучением иностранного языка.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без внимания ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования потребовали новых методов обучения и воспитания, которые формировали бы не просто умения, а компетентности, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.

I. Использование готовых компьютер­ных обучающих программ является наиболее распространенным в сфере обуче­ния иностранным языкам с помощью ИКТ. Но,по моему мнению, данные программы можно использовать в качестве дополнительной работы на уроке или кружковой работе, на дополнительных занятиях.

2. Создание собственных мультимедийных презентаций. Презентации, создаваемые учителем, позволяют быстро и эффективно решить проблему наглядности на уроке. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся допол­нительно акцентировать внимание на них.

Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изуче­нии новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационное вы­деление наиболее сложной или важной информации (например, можно по­казать способ образования множественного числа существительных). Для закрепления изученною материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, игровых методов, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования улучшению качества обучения, увели­чению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщен­ной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.

Литература

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10

2. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005

4. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с.152-154

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 №31.

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". — 2002. — 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm . — В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru .

8. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2001, № 4.

9.Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". — 2007. — 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm . — В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru .

Краткое описание: — Выступление на МО учителей иностранного языка.

Файлы: Реализация компетентностного подхода на уроках английского языка.doc
Размер файла: 57344 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология