Автор конспекта:
Автор(ы): — Гончарова Наталья Николаевна

Место работы, должность: —

МБОУ Матвеево-Курганская сош №3; учитель географии

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Реализация регионального компонента на уроках географии.

Реализация регионального компонента на уроках географии.

Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География». Он разрабатывается на основе современных требований Государственного стандарта как основополагающего документа содержания общего образования. Термином «регион» в содержании стандарта обозначается Донской край, административно-территориальной единицей которого является Ростовская область.

Главное назначение регионального стандарта состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов; использовать результаты наблюдений для формирования географических понятий на основе полученных реальных представлений; применять полученные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач по защите окружающей среды и организации рационального природопользования на территории родного края, анализа социально-экономических проблем региона.

В связи с этим возникают проблемы в изучении курса«Краеведение», а также в изучении «малой Родины», ее географических особенностей. Решение этой проблемы позволит наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета, любовь к своему краю, своему району, своей стране; развивать экологическую культуру, позитивное отношение к окружающей среде, конструктивный географический подход. Поэтому у нас в районе была создана инициативная группа учителей географии, где я тоже принимала активную работу, для создания рабочей тетради по краеведению, которая поможет учащимся приблизиться к истокам нашего района, а преподавателям, верно, разработать уроки с применением регионального компонента. Работая над этими вопросами, в течение продолжительного времени,мы разработали богатейший материал по географии района для рабочей тетради по краеведению «Мой родной Матвеево-Курганский район». Она предназначена для учащихся 6 класса, а также в помощь учителям – предметникам. Печатается по решению редакционно-издательского совета ГБОУ ДПО РО «Ростовского института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования».

Тетрадь включает теоретическую часть, где изложен материал по темам. Каждая тема сопровождается рубрикой «Это интересно», содержащая исторический материал либо интересные факты. После изучения теоретического материала следует переход к практической части, которая связана с исследовательской деятельностью. Рабочая тетрадь содержит рисунки и фотографии, карты района, что немало важно. Также имеется подробное описание сел Матвеево-Курганского района.Сегодня рабочая тетрадьпо краеведению «Мой родной Матвеево-Курганский район» используется в школах Матвеево-Курганского района. Это дает возможность разнообразить курс географии и подробно изучить материал родного края. Надо отметить, что задания в рабочей тетради конкретные, направленные на закрепление фактического материала, творческие.Поэтому конечная цель – помочь ученику познать природу, население, экономику, проблемырайона, увидеть красоту родного края, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов, изучить, всё, что делается в районе по охране окружающей среды.

Использование краеведческого материала на уроках значительно облегчает усвоение курса, материал представлен в виде отдельных вопросов, изложения фактов.Его рассмотрение может быть на любом этапе урока.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Поэтомусчитаю необходимым изучение некоторыхблоков(«Наш край на карте» и «Начальный курс географии») наряду с темами «Краеведения». Например, такие, как, «Значение планов и географических карт в деятельности человека», «Подземные воды»,«Искусственные водоемы», «Загрязнение гидросферы» «Экскурсия на предприятия поселка», «Экскурсия на метеостанцию»,урок-игра «Путешествие по родному краю» и др., которые будут более понятны шестиклассникам. Практические работы, направленные на формирование навыков работы с различной географической информацией, также необходимо выполнять на том материале, который окружает ребят, является частью их повседневной жизни. Таким образом, краеведческий подход в процессе изучения географии будет способствовать осознанному усвоению учащимися изучаемого материала. Уроки географии при таком подходе будут носить больше теоретический характер, уроки по краеведению – практическую направленность, курс станет не только предметом изучения особенностей природы родного края, но и средством изучения основ географии на доступном, понятном шестиклассникам материале. В 8-9-ом классах, изучая природу и хозяйство России, учащиеся будут иметь возможность, познакомится с географией Ростовской области подробно, т. к. на изучение этого вопроса отводятся часы, поэтому в 6-ом классе объектом изучения должна стать природа поселка, района.

География – комплексная дисциплина, которая дает возможность показать уникальность любого уголка земного шара, используя при этом знания очень многих наук. Если положить эти знания на территории (поверхность Земли), то они могут получить совершенно иное звучание, а значит, и приобрести новое качество. В этом и состоит особое положение географии среди предметов, изучаемых в школе.
Введение регионального компонента в государственные стандарты общего образования и более глубокое изучение своего родного края — особенно значимо для Ростовской области, так как данная территория, входящая в состав ЮФО,имеет важное экономико-политическое значение для России в целом, отражая при этом национально-региональные особенности Донского края.

Введение элементов краеведения в структуру уроков способствует раннему формированию чувства сопричастности к прошлому и настоящему нашего края, ответственности за сохранение его природных богатств, национального культурного наследия и создает положительную эмоциональную среду на уроке для эффективного и продуктивного общения «учитель – ученик», «ученик – ученик».Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Учитель географии

первой категории

МБОУ Матвеево-Курганской сош№3

Гончарова Наталья Николаевна

Журнал «Региональная школа управления»

№3 2013год

Файлы: znaetelivyiafriku.ppt
Размер файла: 3724288 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология