Автор конспекта:
Автор(ы): — Мирданурова Мунира Амирхановна

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

1) Помочь увидеть нравственно-эстетический идеал в художественных произведениях выдающих деятелей культуры России конца 19 века; выявить на примере художественных картин общечеловеческие духовные ценности, которые утверждают и передают от поколения к поколению великие творцы искусства разных эпох, задуматься о роли искусства среди других форм познания мира;

2) Раскрыть особенности художественного мира мастеров живописи, подвести к осмыслению характерной черты изобразительного искусства пореформенной России – чувства гражданственности ;

3) Р.Р. Пересказ, описание картин, выразительное чтение лирических произведений, развитие монологической и диалогической речи, умение обобщать и делать выводы; воспитание гражданственности.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Краткое описание: — Обобщение и углубление знаний по темам курсов мировой художественной культуры, литературы и истории, задача ваших выступлений – доказать, что критический реализм – это ведущее направление второй половины 19 века и на примере произведений живописи, литературы показать нравственно – эстетический идеал в художественных произведениях выдающихся деятелей культуры. Проведем своего рода диалог эпох – диалог культур, постараемся понять, какие общечеловеческие духовные ценности утверждают и передают от поколения к поколению великие творцы искусства, а также раскрыть особенности художественного мира мастеров живописи пореформенной России.

Ход урока:

Учитель: обобщение и углубление знаний по темам курсов мировой художественной культуры, литературы и истории, задача ваших выступлений – доказать, что критический реализм – это ведущее направление второй половины 19 века и на примере произведений живописи, литературы показать нравственно – эстетический идеал в художественных произведениях выдающихся деятелей культуры. Проведем своего рода диалог эпох – диалог культур, постараемся понять, какие общечеловеческие духовные ценности утверждают и передают от поколения к поколению великие творцы искусства, а также раскрыть особенности художественного мира мастеров живописи пореформенной России.

I. Повторение (звучит музыка И.С. Баха)

Учитель: Прежде чем мы будем говорить о живописи России конца 19 века, давайте вспомним этапы развития живописи, начиная с эпохи Возрождения:

а) Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи «Джоконда», Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», Микеланджело «Давид». О чем они, почему мы помним их? Человек – центр Вселенной, женщина – символ материнства, Давид – символ смелости, мужества, красоты.

б) Живопись 17 века. Кто представляет этот век? Пуссен, Рубенс, Веласкес, Рембрандт – «Возвращение блудного сына». О чем она? Чему учит?

в) 18 век. Просвещение. Представители: У. Хогарт «Девушка с креветками», Ж. Шарден «Прачка» — показали третье сословие, людей труда.

г) Просвещение в России. Никитин, Рокотов, Левицкий – утверждают гражданское предназначение искусства

д) Романтизм в России представлен именами: Кипренский, Тропинин, Брюллов «Последний день Помпеи» — показывает красоту человека, величие и силу человеческого духа.

II. Учитель: Мы продолжаем говорить о живописи России, сегодня речь пойдет о последней трети 19 века.

10 мая 1855 года в Петербургском университете молодой ученый заговорил об отношениях искусства и жизни: «искусство должно показывать настоящую жизнь, оно должно объяснять жизнь и выносить ей приговор. Прекрасное – это сама жизнь.» Этим ученым был Н.Г. Чернышевский. Он хотел, чтобы искусство помогало народу искать путь к свободной и счастливой жизни. Точно так же думал и художник И.Н. Крамской, который организовал «Товарищество передвижников». Давайте и мы с вами двинемся вслед за картинами…

1 ученик: Слово о И.Е. Репине…перед нами картина «Бурлаки на Волге» — 11 человек шагают по песку, тянут лямку. Сильные и слабые, непокорные и смирившиеся. Могучие, бодрые, несокрушимые, создавшие богатырскую песню «Дубинушка». (ученик читает отрывок стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге»)

Что толкает Репина на написание данной картины? Жалость? Нет. Любовь и уважение к этим людям.

2 ученик: Слово о В.Г. Перове… «Чаепитие в Мытищах» — жирный монах…несчастный слепой солдат…мы чувствуем душевную боль художника. Лучшие картины Перова полны чувства сострадания: «Проводы покойника»…«Тройка»…перед нами тройка измученных детей. Сколько боли и горечи в этом названии. (ученица читает стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей»)

3 ученик: Слово о В.И. Сурикове… «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» — в них воплощена идея физической и нравственной красоты подвига. Они помогают зрителю быть сильным, твердым в своих убеждениях…(зачитывается отрывок из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — «Смерть Базарова»)

III. Учитель: Какие общечеловеческие и духовные ценности вы поняли на основе анализа произведений великих мастеров культуры?

Ученики: чувства сострадания, любовь и уважение к людям труда, оставаться стойкими несмотря на трудности, любить жизнь…

Ученица А.Р. ответила следующими строками собственного сочинения:

Мы в «Моне Лизе» видим красоту людскую,

У Рембрандта все учимся ценить родных людей.

В Перовской «Тройке» -

Труд детей невинных,

Что тянут груз свой,

Изможденные нуждой.

У каждого художника свои

И принципы, и нравы,

Но все же их объединит одно:

Произведения всегда бывают актуальны,

Хоть каждое написано давно…

Домашнее задание: групповые выступления по творчеству И.И. Шишкина, И.И. Левитана и П.И.Чайковского

Файлы: Мет. разработка Московский Кремль.doc
Размер файла: 74752 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология