Автор конспекта:
Автор(ы): — Мирданурова Мунира Амирхановна
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Цель урока: —
1) Помочь увидеть нравственно-эстетический идеал в художественных произведениях выдающих деятелей культуры России конца 19 века; выявить на примере художественных картин общечеловеческие духовные ценности, которые утверждают и передают от поколения к поколению великие творцы искусства разных эпох, задуматься о роли искусства среди других форм познания мира;
2) Раскрыть особенности художественного мира мастеров живописи, подвести к осмыслению характерной черты изобразительного искусства пореформенной России – чувства гражданственности ;
3) Р.Р. Пересказ, описание картин, выразительное чтение лирических произведений, развитие монологической и диалогической речи, умение обобщать и делать выводы; воспитание гражданственности.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Краткое описание: — Обобщение и углубление знаний по темам курсов мировой художественной культуры, литературы и истории, задача ваших выступлений – доказать, что критический реализм – это ведущее направление второй половины 19 века и на примере произведений живописи, литературы показать нравственно – эстетический идеал в художественных произведениях выдающихся деятелей культуры. Проведем своего рода диалог эпох – диалог культур, постараемся понять, какие общечеловеческие духовные ценности утверждают и передают от поколения к поколению великие творцы искусства, а также раскрыть особенности художественного мира мастеров живописи пореформенной России.
Ход урока:
Учитель: обобщение и углубление знаний по темам курсов мировой художественной культуры, литературы и истории, задача ваших выступлений – доказать, что критический реализм – это ведущее направление второй половины 19 века и на примере произведений живописи, литературы показать нравственно – эстетический идеал в художественных произведениях выдающихся деятелей культуры. Проведем своего рода диалог эпох – диалог культур, постараемся понять, какие общечеловеческие духовные ценности утверждают и передают от поколения к поколению великие творцы искусства, а также раскрыть особенности художественного мира мастеров живописи пореформенной России.
I. Повторение (звучит музыка И.С. Баха)
Учитель: Прежде чем мы будем говорить о живописи России конца 19 века, давайте вспомним этапы развития живописи, начиная с эпохи Возрождения:
а) Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи «Джоконда», Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», Микеланджело «Давид». О чем они, почему мы помним их? Человек – центр Вселенной, женщина – символ материнства, Давид – символ смелости, мужества, красоты.
б) Живопись 17 века. Кто представляет этот век? Пуссен, Рубенс, Веласкес, Рембрандт – «Возвращение блудного сына». О чем она? Чему учит?
в) 18 век. Просвещение. Представители: У. Хогарт «Девушка с креветками», Ж. Шарден «Прачка» — показали третье сословие, людей труда.
г) Просвещение в России. Никитин, Рокотов, Левицкий – утверждают гражданское предназначение искусства
д) Романтизм в России представлен именами: Кипренский, Тропинин, Брюллов «Последний день Помпеи» — показывает красоту человека, величие и силу человеческого духа.
II. Учитель: Мы продолжаем говорить о живописи России, сегодня речь пойдет о последней трети 19 века.
10 мая 1855 года в Петербургском университете молодой ученый заговорил об отношениях искусства и жизни: «искусство должно показывать настоящую жизнь, оно должно объяснять жизнь и выносить ей приговор. Прекрасное – это сама жизнь.» Этим ученым был Н.Г. Чернышевский. Он хотел, чтобы искусство помогало народу искать путь к свободной и счастливой жизни. Точно так же думал и художник И.Н. Крамской, который организовал «Товарищество передвижников». Давайте и мы с вами двинемся вслед за картинами…
1 ученик: Слово о И.Е. Репине…перед нами картина «Бурлаки на Волге» — 11 человек шагают по песку, тянут лямку. Сильные и слабые, непокорные и смирившиеся. Могучие, бодрые, несокрушимые, создавшие богатырскую песню «Дубинушка». (ученик читает отрывок стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге»)
Что толкает Репина на написание данной картины? Жалость? Нет. Любовь и уважение к этим людям.
2 ученик: Слово о В.Г. Перове… «Чаепитие в Мытищах» — жирный монах…несчастный слепой солдат…мы чувствуем душевную боль художника. Лучшие картины Перова полны чувства сострадания: «Проводы покойника»…«Тройка»…перед нами тройка измученных детей. Сколько боли и горечи в этом названии. (ученица читает стихотворение Н.А. Некрасова «Плач детей»)
3 ученик: Слово о В.И. Сурикове… «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» — в них воплощена идея физической и нравственной красоты подвига. Они помогают зрителю быть сильным, твердым в своих убеждениях…(зачитывается отрывок из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — «Смерть Базарова»)
III. Учитель: Какие общечеловеческие и духовные ценности вы поняли на основе анализа произведений великих мастеров культуры?
Ученики: чувства сострадания, любовь и уважение к людям труда, оставаться стойкими несмотря на трудности, любить жизнь…
Ученица А.Р. ответила следующими строками собственного сочинения:
Мы в «Моне Лизе» видим красоту людскую,
У Рембрандта все учимся ценить родных людей.
В Перовской «Тройке» -
Труд детей невинных,
Что тянут груз свой,
Изможденные нуждой.
У каждого художника свои
И принципы, и нравы,
Но все же их объединит одно:
Произведения всегда бывают актуальны,
Хоть каждое написано давно…
Домашнее задание: групповые выступления по творчеству И.И. Шишкина, И.И. Левитана и П.И.Чайковского
Файлы: Мет. разработка Московский Кремль.doc
Размер файла: 74752 байт.