Автор конспекта:
Автор(ы): — Татарко Наталия Викторовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ п. Индустриальный Екатериновского района Саратовской области.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели урока: • Формировать навыки анализа художественного произведения, развивать навык вдумчивого чтения; • Углубить и обогатить нравственные понятия. Способствовать становлению эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру; • Способствовать развитию фантазии, воображения, творчества учащихся. Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: • Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировтать своё мнение. • Содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, формирование умения работать в группе. • Способствовать формированию различных компетентностей (познавательной, личностной, социальной, коммуникативной и др.)

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Г.С. Меркин "Литература. 5 класс"

Используемая методическая литература: —

——-

Используемое оборудование: —

 Технические средства оснащения(музыкальный и визуальный ряд);  Мультимедийный продукт;  Карточки с заданиями

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Урок – путешествие с применением технологии компетентностного подхода

1. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Викторовна. Я сегодня проведу у вас урок литературы. Вы знаете, ребята, несмотря на то, что мы с вами едва знакомы, у нас наверняка, много общего. Я люблю петь. А вы? рисовать, читать стихи, дружу с компьютером, и просто обожаю сказки. Удивительно, но столько творческих натур я ещё никогда не встречала. И сегодня, я думаю, нам представится возможность проявить свои таланты в творческих группах за нашим творческим столом. А я хочу сообщить вам ещё о том, что я очень люблю путешествовать. А вы? Ну тогда у нас сегодня всё получится и я предлагаю вам вместе со мной отправиться в далёкую прекрасную страну Данию. Вы что – нибудь знаете об этой стране?

Она расположена на полуострове Ютландия. Это морская страна. Из любого места на суше до морского побережья не более 60 км. А восточный берег буквально изрезан заливами и бухтами. А это столица Дании – Копенгаген, один из старейших европейских городов, ему более 800 лет. Это крупнейший торговый порт. Мы приближаемся к центру города. Здесь, в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику Х.К.Андерсену. Вы слышали что – нибудь о нём?

2. Актуализация знаний.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городке Оденсе. Отец его был простым башмачником, мать – прачкой. Семья жила очень бедно, но для маленького Андерсена всё превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Он умел радоваться всему: сухому моху, рассыпающему из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, незамысловатому цветку подорожника, каждой травинке, наполненной пахучим соком, и очень любил цветы, особенно розы. Но самым интересным и важным в жизни Андерсена были истории и сказки, которые по вечерам рассказывали старшие. Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят. Даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете. Так случилось и с Андерсеном и пройдя через все тернии жизни, он стал великим сказочником, известном во всём мире. Знаете ли вы, что Андерсен за свою жизнь написал более 170 сказок? Наверняка многие из его сказок знакомы и вам. Попробуйте их назвать. « Что такое сказка? Настоящая сказка?» — задал однажды вопрос отцу маленький Андерсен. Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся». Иными словами, это связь реального мира с фантастическим. Как вы понимаете слово фантастический? Фантастический – значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок. А что значит мир реальный? Это мир, в котором мы живём.

3. Объявление темы и цели урока.

Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое, мы и узнаем сегодня, открыв страницу одной из самых известных его сказок «Снежная королева». Итак, переведём стрелки наших часов на зимнее время. Вот так. Видите? Пошел снег. Снежный вихрь подхватил снежинки и закружил их в своём танце. Возможно, среди этих снежинок носятся по воздуху и осколки зеркала злого Тролля… Как? Вы не слышали эту историю? Тогда послушаем её. Но прежде чем я познакомлю вас с этой историей, за творческий стол отправится 1 группа — мастера слова. Они сегодня будут учиться создавать синквейн. Инструкция у вас на столе. Внимательно изучите её и приступайте к работе.

4. Работа с текстом

4.1.Чтение текста учителем.

4.2.Анализ текста.

Вопросы: — Кто же главное действующее лицо этой истории? Тролль – великан( в германо – скандинавской мифологии). Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами.

- А что же мы можем сказать о тролле в сказке Андерсена? Тролль – дявол, злой дух, сатана, абсолютное воплощение зла? А каким вы себе его представляете? Опишите его. Какими красками вы написали бы его портрет? А каким нарисовала тролля наша творческая группа? Расскажите, что вы создавали? — Чему учит тролль своих учеников? – видеть в окружающем мире и в людях только самое плохое и безобразное.

— Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? ( зачитайте)…Он смастерил такое зеркало…. Зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде.» Какими становились люди, попадающие под власть тролля?( начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми, злыми, бессердечными, чёрствыми, эгоистичными, равнодушными, завистливыми, жадным. Посмотрите, сколько эпитетов мы с вами подобрали. Но ведь мы не найдём их у автора. Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? Да, ребята, к сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и в реальном мире.

А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала? А может, это именно они топчут цветы, ломают деревья, мучают животных, причиняют людям зло и обиды, обзывают и оскорбляют их? А может и кому – то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? Я этому очень рада. — Ребята, а как вы думаете, почему зеркало разбилось? Оно выскочило из рук слуг тролля в тот момент, когда он хотел посмеяться над самим творцом. Автор не позволил им сделать это.Почему? Да потому что для Андерсена, как для христианина, в творце, в Боге – воплощено абсолютное добро, которое зеркало не могло вместить и исказить . Значит, настоящее добро не по силам даже могущественному троллю! Если бы мы захотели нарисовать добро, каким бы мы его изобразили? – таково задание нашим художникам и ещё одна творческая группа отправляется за творческий стол.

Однако, ОСКОЛКИ НАДЕЛАЛИ БОЛЬШЕ БЕД, ЧЕМ САМО ЗЕРКАЛО. Какую из этих бед вы считаете самой ужасной? Почему?(«некоторым людям осколки попадали прямо в сердце. И это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда.») Почему сердце, в которое попадает осколок, становится ледяным (а не железным, не каменным)? Как вы понимаете эпитет ледяное сердце?(холодное, лишённое тепла, жизни).Тогда как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? – Горячим. У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным? А у кого горячим?

А теперь, ребята, давайте подумаем, случайно ли такое вступление к сказке. Ведь основное действие ещё не началось. Можем ли мы сказать, о чём будет идти речь в основном действии? О ледяном и горячем сердце, о добре и зле и о том, насколько они живучи в реальном мире. И прежде чем перейти к знакомству с главными героями, дадим задание группе «аналитиков», т. е. людям, желающим поразмышлять. Есть среди нас такие? Тогда прошу за творческий стол. У вас на карточке изложено задание. Вы должны его выполнить. Желаю успеха!

История 2. — Кто такие Кай и Герда? Что является их богатством?(любовь друг к другу, куст роз.) — Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем? (они любили друг друга как брат и сестра.) они чувствовали себя счастливыми. Примеры из текста. — Почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей? Выбирите верное утверждение.

a. Они просто любили розы

b. Потому что это любимые цветы родителей

c. В доме просто очень тесно

d. Роза – символ любви и преданности.

- Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Она как – нибудь характеризует Снежную королеву? Опишите Снежную королеву глазами Кая., который смотрит на неё из окна. —

- Чего испугался Кай, впервые увидев Снежную королеву? Он пугается её холодных глаз. — Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла не к Герде, а к Каю? – ведь осколок ещё не попал в его сердце. Напомним, что Кай ещё ничего не знает о Снежной королеве, добра она или зла., но уже говорит : « Я посажу её на тёплую печку, она и растает» С какой интонацией произнёс он эти слова? Как эти слова характеризуют Кая? Почему бабушка прерывает его?(что – то в словах внука ей не нравится, может быть, слишком гневная интонация? Может быть слишком поспешное желание причинить зло другому?)

— Можно ли предположить, что Снежная королева чувствовала в Кае что – то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу? Мстит ли ему Снежнаякоролева или относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам. А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться) После поцелуя Снежной королевы Кай стал другим. Докажите это. Доказывать это будут наши аналитики. Найдите примеры в тексте. Мы можем что – нибудь добавить? — почему автор говорит о нём «Бедняжка Кай»?(Перед нами другой мальчишка: грубый. Злой, жестокий. И близкие и чужие люди становятся для Кая предметом насмешек.. его уже не радует тепло, краски окружающего мира. Ему нравятся холодные снежинки, но не потому, что они были очень красивы или походили на роскошные цветы. Каю они теперь кажутся гораздо интереснее настоящих цветов. Его привлекает то, что они хорошо сделаны. «И какая точность! Ни одной кривой линии!» — восклицает он. А что на ваш взгляд, красивее, — розы или снежинки?(точность линий и форм и естественность) Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, — человек с холодными чувствами, холодным сердцем. Таким и становится Кай. Иной видится теперь ему и Снежная королева. Зачитать. — Почему же теперь он не боится её холодных глаз, её ледяного взгляда?( потому что сам стал таким!)

- Как вы думаете, что же может спасти Кая от этого холодного плена? Конечно же, любовь Герды. Но об этом вы узнаете уже на следующем уроке. Если бы вам представилась уникальная возможность написать письмо Каю, в котором вы можете сказать ему всё, что вы теперь о нём думаете. О чем бы вы ему написали?

Рефлексия.

Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги и заполнить таблицу. Что нового вы узнали сегодня?, где побывали? что же мы узнали, чему научились? что же сказка Андерсена помогла нам понять и увидеть в нашем , уже реальном мире? (Что зло ещё существует в разных его проявлениях, и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем – то и самим быть нравственнее, чище, добрее»

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и доброта всему венец!

(Стрелки перевожу на весну. Цветы распускаются).

Цветы улыбок ярко расцветают.

Сбывается заветная мечта.

И льды непонимания растают

Растопит их людская теплота.

Наш урок подходит к концу. Я хочу всех вас поблагодарить за активную работу на уроке и за великолепную атмосферу сотрудничества. А ещё я хочу вам кое – в чём признаться. Скажу вам правду, не тая: теперь вы все – мои друзья! Домашнее задание на выбор:

• Нарисуйте добро, зло, счастье. Каким вы себе их представляете?

• Сочинить синквейны «Герда», «Снежная королева»

• Подобрать пословицы о добре и зле, записать их в тетрадь.

Файлы: Урок в 7 классе.doc
Размер файла: 52224 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология