Автор конспекта:
Автор(ы): — Александрова Надежда Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2″

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Данилов А.А.Косулина Л.Г. История России: конец XVI — XVIII вв. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

Краткое описание: — Урок направлен на осмысление значения петровских преобразований для истории России, обобщение знаний о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Реформы Петра Первого

Цели: 1. Разъяснить обучающимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни, расширить представления о роли и значении личности в истории.

2. Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать документы, таблицы, схемы

3. Воспитывать патриотические чувства учащихся

Оборудование: контрольные листы с тестами, схема «Политическое устройство Российской империи в XVIIв.», схема «Управление Россией в Петровское время»; портрет Петра I, иллюстрация «Сенат Петровского времени» художника Д.Н.Кардовского; таблица «Табель о рангах», презентация к уроку «Реформы ПетраI» (Приложение)

Ход урока:

I.Орг. часть

II. Проверка домашнего задания. Выполнение тестового задания по теме «Северная война» по вариантам.

III. Изучение новой темы

План:

  • Реформы центрального управления

  • Указ о единонаследии. Табель о рангах

  • Реформы местного управления

  • Значение петровских преобразований

  • Учитель:Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые ещё его современниками. Нет однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований. Тем не менее, именно при Петре I было проведено множество реформ, случилось множество событий ( слайд 1)

    На уроке мы должны познакомиться с важнейшими реформами и определить как изменилось управление при Петре I (проблемный вопрос слайд 2)

    В начале царствования Петра 1 сохранялся государственный аппарат, унаследованный им от отца Алексея Михайловича.

    Давайте вспомним как управлялась Россия в 17 веке (слайд 4)

    Царь

    Земский собор

    Боярская дума

    Патриарх

    Приказы

    В начале 18 века Петр 1 начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. Учитель: Обратимся к картине Д.Кардовского «Сенат Петровского времени»

    (слайд5 )

    Пётр I всё реже обращался к Боярской Думе. В 1699г. она была заменена Ближней канцелярией, а с 1708г. «консилией министров». Пётр хотел создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов и военных походов. Так в 1711г. появляется Сенат.

    Сообщение ученика о создании Правительствующего Сената – высшего государственного органа, подчиненного императору.

    Учитель: Прослушайте правило, предписанное сенаторам: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабкам торговкам». Запрещалось в Сенате говорить и на посторонние темы, произносить «непотребляемые и праздные слова»

    Над деятельностью Сената был установлен контроль. В 1722г. была учреждена должность генерал-прокурора. Его главная задача — быть «оком государевым» в Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и обо всём доносить императору. Только генерал – прокурор мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Введение этой должности означало изменение самостоятельности Сената в управлении страной. На эту должность за свои личные качества — честность, прямодушие, неподкупность — был назначен П.И.Ягужинский,(слайд 6)

    В 1712г. Пётр I отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления. За 1718—1720гг. появилось 12 коллегий. Первоначально их было 11. Каждую коллегию возглавлял президент, вице – президент, советник; в коллегии действовал принцип коллегиального обсуждения. Деятельность коллегии распространялась на всю территорию страны. Обязанности коллегий не дублировались, коллегии подчинялись императору и Сенату, коллегиям подчинялся местный аппарат управления.

    Работа с учебником: Заполнение учениками таблицы в тетради ( с.116)

    Коллегия

    Функция

    Коллегия иностранных дел

    Ведала внешней политикой

    Воинская

    Сухопутной армией

    Адмиралтейств-коллегия

    Морским флотом

    Юстиц-коллегия

    Гражданским и уголовным судом

    Берг-коллегия

    Горно-заводской промышленностью

    Мануфактур-коллегия

    Мануфактурной промышленностью

    Ревизион-коллегия – финансовый контроль, коммерц-коллегия – торговля, штатс-коллегия – государственные расходы, вотчинная-коллегия – земельные дела дворян.

    В это время была проведена церковная реформа.

    Каковы были отношения церкви и государства?

    Сообщение ученика о положении Русской православной церкви во второй половине XVII века и создании Синода – государственного органа в России ведавшего делами православной церкви.

    Учащиеся получают задание: по ходу рассказа учителя о новыхорганах власти и их функциях установить, какие органы власти и управления появились на смену данным учреждениям. Полученные данные обобщаются в виде схемы (слайд 8)

    Земский собор

    ___

    Боярская Дума

    Сенат

    Приказы

    Коллегии

    Патриарх

    Святейший Синод

    Воеводы

    Губернаторы

    Работа со словарем. - записываются даты образования и определения к словам.( слайд 9)

    Синод - высший церковный орган (1721г)

    Сенат - высший законодательный и распорядительный орган при царе (1711г.)

    Коллегии - центральные государственные учреждения (1718-1720гг)

    В начале XVIIIв. изменилось положение верхушки общества. В1714 г. Петр подписал указ о единонаследии.

    Сообщение ученика Указ о Единонаследии

    Работа с документом в учебнике «Из указа о единонаследии» стр 121, (слайд10) Вопрос классу:

    -В чьих интересах был издан указ?

    -Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

    Важнейшим итогом реформаторской деятельности явилась знаменитая Табель о рангах, введенная 24 января 1722 г. Четкая регламентация государственной службы предполагала создание слоя людей, связанных новой иерархией отношений: не по родовитости и связям, а по способностям и реальному вкладу в государственное дело (слайд 11)

    Сообщение ученика Создание Табели о рангах – законодательного акта, определявшего порядок прохождения службы чиновниками

    Работа со словарем. Табель о рангах - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.(1722)

    Для закрепления знаний по «Табели о рангах», учитель дает следующее задание:

    Зачитывает отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Нос»:

    «Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором».

    Беседа с классом по документу В чем разница между чинами коллежского асессора и майора? К какому классу относится чин коллежского асессора и майора? Значение принятия «Табели о рангах»? ( «Табель о рангах» давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.)

    Учитель: Реформы Петра1 распространились и на местное управление. В 1708 году подписан указ,по которому вводилось губернское деление государства, всего 8 губерний во главе с губернатором, назначаемые царем, обладавшие административной, военной ,судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее на провинции.

    Учащиеся работают с картой, определяют губернии и их границы и устанавливают, в составе какой губернии находился Марийский край. (слайд 13,14)

    Работа со словарем. Губернии- территориально- административные единицы (1708г) –

    Учитель: Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: как изменилась власть при Петре I?

    Цитируется предисловие к принятому при Петре1 Воинскому уставу: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен. Он управляет государством «о своей воле и благомнению.»

    Вопрос классу: Как вы понимаете смысл цитаты?

    Делается вывод, что в результате реформ в России оформился абсолютизм (слайд15)

    Что же такое абсолютизм?

    Это форма монархии для которой характерны следующие признаки:

    1.Власть монарха неограниченна

    2. Монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную, и исполнительную власть.

    Работа со словарем. Абсолютизм – это форма правления, при которой правитель располагает всей полнотой власти.

    IV. Закрепление изученного материала. Соотнести понятия и определения к ним.(слайд16)

    - Документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?

    - Высшее правительственное учреждение, созданное в 1711 г?

    - Название учреждения осуществлявшего управление Русской православной церковью?

    -Неограниченная власть императора?

    - Административно-территориальная единица?

    - Новые органы созданные вместо приказов?

    - Указ по которому поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам?

    а) Губернии

    б) Сенат

    в) Абсолютизм

    г) Табель о рангах

    д) Указ о единонаследии

    е) Синод

    ж) Коллегии

    V. Домашнее задание : читать параграф 15 заполнить таблицу (слайд 17)

    Значение реформ Петра I

    Реформа

    Значение

    Реформа центральных органов

    Реформа местных органов

    Указы о дворянстве

    Файлы: Грамота.docx
    Размер файла: 13412 байт.

    Рубрики: История Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология