Автор конспекта:
Автор(ы): — Александрова Надежда Александровна
Место работы, должность: — МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №2″
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Данилов А.А.Косулина Л.Г. История России: конец XVI — XVIII вв. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.
Краткое описание: — Урок направлен на осмысление значения петровских преобразований для истории России, обобщение знаний о Петре I и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.
Реформы Петра Первого
Цели: 1. Разъяснить обучающимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни, расширить представления о роли и значении личности в истории.
2. Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать документы, таблицы, схемы
3. Воспитывать патриотические чувства учащихся
Оборудование: контрольные листы с тестами, схема «Политическое устройство Российской империи в XVIIв.», схема «Управление Россией в Петровское время»; портрет Петра I, иллюстрация «Сенат Петровского времени» художника Д.Н.Кардовского; таблица «Табель о рангах», презентация к уроку «Реформы ПетраI» (Приложение)
Ход урока:
I.Орг. часть
II. Проверка домашнего задания. Выполнение тестового задания по теме «Северная война» по вариантам.
III. Изучение новой темы
План:
Реформы центрального управления
Указ о единонаследии. Табель о рангах
Реформы местного управления
Значение петровских преобразований
Учитель:Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые ещё его современниками. Нет однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований. Тем не менее, именно при Петре I было проведено множество реформ, случилось множество событий ( слайд 1)
На уроке мы должны познакомиться с важнейшими реформами и определить как изменилось управление при Петре I (проблемный вопрос слайд 2)
В начале царствования Петра 1 сохранялся государственный аппарат, унаследованный им от отца Алексея Михайловича.
Давайте вспомним как управлялась Россия в 17 веке (слайд 4)
Царь
Земский собор
Боярская дума
Патриарх
Приказы
В начале 18 века Петр 1 начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. Учитель: Обратимся к картине Д.Кардовского «Сенат Петровского времени»
(слайд5 )
Пётр I всё реже обращался к Боярской Думе. В 1699г. она была заменена Ближней канцелярией, а с 1708г. «консилией министров». Пётр хотел создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов и военных походов. Так в 1711г. появляется Сенат.
Сообщение ученика о создании Правительствующего Сената – высшего государственного органа, подчиненного императору.
Учитель: Прослушайте правило, предписанное сенаторам: «Если кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабкам торговкам». Запрещалось в Сенате говорить и на посторонние темы, произносить «непотребляемые и праздные слова»
Над деятельностью Сената был установлен контроль. В 1722г. была учреждена должность генерал-прокурора. Его главная задача — быть «оком государевым» в Сенате, то есть надзирать за работой сенаторов и обо всём доносить императору. Только генерал – прокурор мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Введение этой должности означало изменение самостоятельности Сената в управлении страной. На эту должность за свои личные качества — честность, прямодушие, неподкупность — был назначен П.И.Ягужинский,(слайд 6)
В 1712г. Пётр I отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления. За 1718—1720гг. появилось 12 коллегий. Первоначально их было 11. Каждую коллегию возглавлял президент, вице – президент, советник; в коллегии действовал принцип коллегиального обсуждения. Деятельность коллегии распространялась на всю территорию страны. Обязанности коллегий не дублировались, коллегии подчинялись императору и Сенату, коллегиям подчинялся местный аппарат управления.
Работа с учебником: Заполнение учениками таблицы в тетради ( с.116)
Коллегия
Функция
Коллегия иностранных дел
Ведала внешней политикой
Воинская
Сухопутной армией
Адмиралтейств-коллегия
Морским флотом
Юстиц-коллегия
Гражданским и уголовным судом
Берг-коллегия
Горно-заводской промышленностью
Мануфактур-коллегия
Мануфактурной промышленностью
Ревизион-коллегия – финансовый контроль, коммерц-коллегия – торговля, штатс-коллегия – государственные расходы, вотчинная-коллегия – земельные дела дворян.
В это время была проведена церковная реформа.
Каковы были отношения церкви и государства?
Сообщение ученика о положении Русской православной церкви во второй половине XVII века и создании Синода – государственного органа в России ведавшего делами православной церкви.
Учащиеся получают задание: по ходу рассказа учителя о новыхорганах власти и их функциях установить, какие органы власти и управления появились на смену данным учреждениям. Полученные данные обобщаются в виде схемы (слайд 8)
Земский собор
___
Боярская Дума
Сенат
Приказы
Коллегии
Патриарх
Святейший Синод
Воеводы
Губернаторы
Работа со словарем. - записываются даты образования и определения к словам.( слайд 9)
Синод - высший церковный орган (1721г)
Сенат - высший законодательный и распорядительный орган при царе (1711г.)
Коллегии - центральные государственные учреждения (1718-1720гг)
В начале XVIIIв. изменилось положение верхушки общества. В1714 г. Петр подписал указ о единонаследии.
Сообщение ученика Указ о Единонаследии
Работа с документом в учебнике «Из указа о единонаследии» стр 121, (слайд10) Вопрос классу:
-В чьих интересах был издан указ?
-Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?
Важнейшим итогом реформаторской деятельности явилась знаменитая Табель о рангах, введенная 24 января 1722 г. Четкая регламентация государственной службы предполагала создание слоя людей, связанных новой иерархией отношений: не по родовитости и связям, а по способностям и реальному вкладу в государственное дело (слайд 11)
Сообщение ученика Создание Табели о рангах – законодательного акта, определявшего порядок прохождения службы чиновниками
Работа со словарем. Табель о рангах - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.(1722)
Для закрепления знаний по «Табели о рангах», учитель дает следующее задание:
Зачитывает отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Нос»:
«Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором».
Беседа с классом по документу В чем разница между чинами коллежского асессора и майора? К какому классу относится чин коллежского асессора и майора? Значение принятия «Табели о рангах»? ( «Табель о рангах» давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.)
Учитель: Реформы Петра1 распространились и на местное управление. В 1708 году подписан указ,по которому вводилось губернское деление государства, всего 8 губерний во главе с губернатором, назначаемые царем, обладавшие административной, военной ,судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее на провинции.
Учащиеся работают с картой, определяют губернии и их границы и устанавливают, в составе какой губернии находился Марийский край. (слайд 13,14)
Работа со словарем. Губернии- территориально- административные единицы (1708г) –
Учитель: Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: как изменилась власть при Петре I?
Цитируется предисловие к принятому при Петре1 Воинскому уставу: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен. Он управляет государством «о своей воле и благомнению.»
Вопрос классу: Как вы понимаете смысл цитаты?
Делается вывод, что в результате реформ в России оформился абсолютизм (слайд15)
Что же такое абсолютизм?
Это форма монархии для которой характерны следующие признаки:
1.Власть монарха неограниченна
2. Монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную, и исполнительную власть.
Работа со словарем. Абсолютизм – это форма правления, при которой правитель располагает всей полнотой власти.
IV. Закрепление изученного материала. Соотнести понятия и определения к ним.(слайд16)
- Документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?
- Высшее правительственное учреждение, созданное в 1711 г?
- Название учреждения осуществлявшего управление Русской православной церковью?
-Неограниченная власть императора?
- Административно-территориальная единица?
- Новые органы созданные вместо приказов?
- Указ по которому поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам?
а) Губернии
б) Сенат
в) Абсолютизм
г) Табель о рангах
д) Указ о единонаследии
е) Синод
ж) Коллегии
V. Домашнее задание : читать параграф 15 заполнить таблицу (слайд 17)
Значение реформ Петра I
Реформа
Значение
Реформа центральных органов
Реформа местных органов
Указы о дворянстве
Файлы: Грамота.docx
Размер файла: 13412 байт.