Автор конспекта:
Автор(ы): — Мельник Н.С.

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 88 г. Ярославля учитель географии

Регион: — Ярославская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Работа состоит из введения, основной части из двух глав (первая — о методических аспектах основных направлений и результатах работы географического кружка МОУ СОШ № 88 — о краткой методике изучения природных комплексов в учебном процессе), заключения, списка литературы (десять источников), восьми приложений. В работе показаны возможности ландшафтного подхода при изучении природных комплексов своей местности через организацию исследовательской деятельности в рамках проблемно-целевого подхода с целью формирования у учащихся коммуникативной компетентности. Данная разработка может быть использована учителями географии в учебном процессе в внеклассной работе по предмету.

Оглавление

Введение (3)

Основная часть

I. Основные направления работы

географического кружка МОУ СОШ № 88 (с 1998 года) (4 – 8)

1. Изучение природных ландшафтов Ярославского района Ярославской области

Методика

2. Закономерности пространственного распределения железа в верхнем слое снежного покрова в районе «Липовой горы»

3. Мониторинг состояния луговых сообществ и ландшафтный дизайн не территории пришкольного участка

4. Результаты

II. Методика изучения природных комплексов

своей местности в рамках учебного процесса (8 – 10)

1. Источники географической информации

2. Изучение природных комплексов своей местности с использованием комплексных физико-географических методов

3. Использование УМК по географии Ярославской области в 6-м, 8-м и 9-м классах для обеспечения выполнения программных практических работ

Заключение (11)

Список литературы (12)

Введение

Одним из обязательных элементов современного географического образования школьников является включение в него сведений по краеведению, которые органически связаны с базовыми курсами географии. Особенно это касается начальной географии (6 класс) и географии России (8 и 9 класс)

Реализация краеведческого содержания может быть осуществлена как на уроках, так и во внеурочной деятельности, например, в работе географического кружка.

География призвана формировать у учащихся комплекс знаний о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах на Земле, на территориях локального, регионального и глобального масштабов. А в более широком смысле – географическую культуру как часть общей культуры человека. Важнейшей задачей преподавания современной школьной географии является овладение учащимися умениями самостоятельно работать с картой, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды. Исходя из этого целесообразно, на наш взгляд, усилить в преподавании географии, особенно физической географии России, такой аспект, как комплексно-географический, базирующийся на теоретических и прикладных положениях ландшафтоведения. Необходимо отметить, что познавательный и обучающий потенциал ландшафтоведения практически совсем не используется, а ведь именно прикладные аспекты этого направления представляют наибольший интерес в преподавании школьной географии в рамках регионального компонента, который немыслим без уроков (не экскурсий, а именно уроков) на местности.

Цель работы:

· показать возможности ландшафтного подхода при изучении природных комплексов (ПК) своей местности на примере работы географического кружка МОУ СОШ № 88 г.Ярославля;

· провести параллели между внеклассной и урочной работой по географии при изучении регионального компонента.

Методологическая основой работы является геоэкосистемная концепция и комплексный подход

Основная часть

I. Основные направления работы географического кружка МОУ СОШ № 88 (с 1998 года)

Цель создания географического кружка соответствует тем целям, которые ставит перед собой педагогический коллектив СОШ № 88, а именно – развитие творческого потенциала учащихся. В рамках данной цели первостепенное значение имеет решение задачи организации различных направлений творческой исследовательской деятельности учащихся.

В работе кружка выделяется три направления, по которым учащимися осуществляется исследовательская работа:

- мониторинг состояния луговых сообществ и прикладные аспекты ландшафтного дизайна на территории пришкольного участка;

- изучение элементов природных ландшафтов Ярославской области методом комплексного физико-географического описания фаций;

- выборочное площадное геохимическое обследование местных природных комплексов, на которые оказывают негативное воздействие различные локальные источники загрязнения.

Из тех указанных направлений ведущим и системообразующим направлением является второе, позволяющее осуществлять картографирование природных территориальных комплексов разных рангов, что является базой для работы по двум другим направлениям.

Рассмотрим некоторые результаты работы по всем этим направлениям.

1. Изучение природных ландшафтов Ярославского района Ярославской области (1998 – 2002)

(проводилось силами учащихся 6-х, 8-х и 9-х классов)

При изучении природных ландшафтов ставились следующие цели и задачи:

· собрать полевой материал, позволяющий составить представление о строении различных компонентов природных комплексов различных ландшафтов;

· изучить особенности пространственного размещения ПТК и качественно оценить состояние их антропогенной измененности;

· начать работу по созданию геоинформационной системы.

Полевые работы проводились около поселка Дятьково Ярославского района. Были выявлены пять природных комплексов ранга урочище, относящиеся к трем ландшафтам. Ландшафт Курбской возвышенности, представленный двумя доминантными урочищами:

1. водораздельными поверхностями с волнисто-холмистым рельефом со среднеподзолистыми пылевато-песчаными почвами преимущественно распахиваемыми, местами под березово-еловыми лесами;

2. приводораздельными склоновыми поверхностями с дерново-среднеподзолистыми и среднеподзолистыми , слабосмытыми, пылеватолегкосуглинистыми почвами, на покровных тяжелых суглинках, подстилаемых моренными тяжелосуглинистыми и супесчаными отложениями, распахиваемыми и под разнотравно-злаковыми лугами

Ландшафт озерно-водноледниковой равнины, представленный двумя доминантными урочищами, расположенными на двух высотных ступенях:

3. относительно повышенные, ровные и слабоволнистые, слабонаклонные в местах распашки – бороздчатые со среднеподзолистыми пылевато- легкосуглинистыми и легкосуглинистыми почвами на покровных суглинках и озерных песчаных отложениях под распашкой (посевы клевера), в местах выемки грунта – под пионерными разнотравно-злаковыми ассоциациями;

4. относительно пониженные озерно-водноледниковые равнины с фрагментами высоких озерных террас слабонаклонные, слегка волнистые со среднеподзолистыми пылевато-суглинистыми почвами на покровных суглинках и супесях на озерных террасах – с дерново-карбонатными супесчаными почвами на озерных слоистых песчаных и глинистых отложениях, главным образом распахиваемых.

Ландшафт долины малой реки Новая Курбица довольно однороден на участке исследования и может быть охарактеризован следующим образом:

5. высокая пойма на левом и правом берегах, бороздчатая мелкокочковатая с дерново-карбонатными среднесуглинистыми почвами на покровных суглинках, подстилаемых с глубины 50 см аллювиальными отложениями под разнотравно-злаковыми лугами, местами пойма осложнена западинами диаметром около 8-10 м с болотными перегнойно-глеевыми тяжелосуглинистыми почвами почвами на покровных тяжелых суглинках под разнотравно-злаково-осоковым лугом.

В ландшафты равнинной поверхности плавно вписываются эрозионная сеть, представленная в основном лощинами и балками, обычно облесенными. Комплексные описания в них не проводились.

Таким образом, на территории исследования общей площадью 8 кв.км была выявлена сложная морфологическая структура ландшафтов.

Антропогенный прессинг на территорию в целом можно оценить как сильной степени интенсивности.

Наиболее измененными, по нашей оценке, можно считать доминантные урочища основных водораздельных поверхностей Курбской возвышенности и озерно-ледниковых равнин различного гипсометрического уровня, которые интенсивно используются в сельскохозяйственном производстве, главным образом, под пашню с посевами Зерновых (на более повышенных участказ) и с пропашными культурами (на поверхностях с более близким залеганием грунтовых вод).

Средняя степень измененности характерна для приводораздельных склоновых поверхностей преимущественно залуженных или под лесными массивами.

Слабая степень измененности присуща урочищам высокой поймы, где антропогенное воздействие незначительно из-за слабого их использования.

Методика

Основной метод, используемый при изучении природных комплексов – ландшафтное картографирование.

Сущность метода:

1. комплексное описание ключевых точек (фаций) в форме бланков;

2. отрисовка контурной части на топографической карте крупного масштаба (1 : 25000)

Основные разделы, включенные в бланки полевого описания:

1. Адрес

2. Квадрат на крупномасштабной карте

3. Рельеф (мезоформа — генетическое название, морфометрические характеристики, элемент мезоформы, микрорельеф, положение разреза и ботанической площадки

4. Увлажнение (тип, степень, глубина залегания грунтовых вод, верховодка

5. Угодье

6. Почва (описание горизонтов: цвет, влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, переход между горизонтами, граница, замечания о выраженности свойств, особенностях строения почвы, сезонных процессах, полное название почвы и ее индекс)

7. Описание ботанической площадки (древостой – ярус, средняя высота, средний диаметр, состав древостоя, сомкнутость крон, состояние древостоя – фаутность, влияние человека, снеголом, ветровалы, замечания по динамике древостоя; подрост – название древесных пород, средняя высота, обилие, состояние, выраженность яруса, интенсивность возобновления, распределение; подлесок – названия кустарников, средняя высота, обилие, состояние, выраженность яруса, характер распределения; кустарничковый ярус – виды кустарничков, обилие, характер распределения, проективное покрытие кустарничками; лишайниково-моховой покров – виды мхов и лишайников, обилие, характер распределения, проективное покрытие мхами и лишайниками; травостой – наименование растений, обилие по Друде, фенофаза, средняя высота травостоя по господствующему ярусу, проективное покрытие; название фитоценоза)

8. Основные природные процессы (современные), их интенсивность

9. Влияние смежных ПТК

10. Выраженность границ фации, ее дешифровочные признаки

11. Место фации в структуре урочища (подурочища)

12. Антропогенное влияние на свойства фации.

2. Закономерности пространственного распределения железа

в верхнем слое снежного покрова в районе

«Липовой горы» (2002 – 2004)

(исследование проводилось учащимися 10-х – 11-х классов)

Целью работы было выявление закономерностей загрязнения снежного покрова тяжелыми металлами (железом) в районе «Липовой горы», определение источников загрязнения.

Методика: а) отбор дублирующих проб в шести точках района; б) проведение анализов на содержание ионов железа в отобранных пробах; в) анализ результатов с учетом особенностей природных комплексов.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты (приложение):

1. в лесопарковой зоне (район стройки), парке и на территории детского сада выявлено четырехкратное превышение содержания железа по отношению к допустимому фоновому значению;

2. на территории котельной, школы № 88, а также в непосредственной близости от жедезнодорожного полотна зафиксировано двадцатикратное превышение содержания железа по сравнению с допустимым фоновым значением.

Полученные результаты позволили сделать следующее заключение. Во-первых, в пределах участка сформировались локальные техногенные геохимические аномалии, связанные с рассеянием газопылевых выбросов от стационарных локальных источников загрязнения. В пределах аномальных участков содержание железа в два раза выше даже по сравнению со средним фоновым показателем по городу Ярославля, значение которого соответствует 10-кратному превышению по сравнению с фоновым.

Во-вторых, в силу того, что железо является потенциально токсичным веществом с высокой миграционной способностью в природно-антропогенных системах, велика опасность от подобных стационарных геохимических аномалий, которая заключается в том, что длительное воздействие на организмы повышенных концентраций может иметь кумулятивный эффект и способствовать возникновению техногенных биогеохимических эндемий, проявляющихся в нарушении жизненных функций поколений организмов (цирроз печени, заболевание кровеносной системы).

В-третьих, на распределение ореолов рассеяния железа несомненно оказывают влияние планировка жилых массивов, степень удаленности от локального источника загрязнения, а также направление преобладающих ветров и неровности рельефа Необходимо отметить, что неровности рельефа способствуют вторичному перераспределению концентрации данного загрязнителя, но эта закономерность не выявлена в виду малочисленности отобранных проб.

3. Мониторинг состояния луговых сообществ

и ландшафтный дизайн на территории

пришкольного участка (с 2003 года)

Основные направления работы:

1. составить описание луговых фитоценозов на пришкольном участке;

2. провести инвентаризацию учебно-опытных участков и составить их схемы

3. систематизировать полученные данные и на их основе проводить системное ландшафтное конструирование территории, прилегающей к школе

4. разработать принципы построения геоинформационной системы (ГИС) и, используя компьютерную базу школы, осуществить ее реализацию.

В настоящее время ведется работа по третьему направлению. Первые три в базовом варианте сделаны и регулярно проводится их корректировка (приложения)

4. Результаты

Некоторые результаты работы кружка были доложены на районной туристско-краеведческой конференции «Отечество» в 2004 году:

1 место – на районном туре

1 место – на городском туре

II. Методика изучения природных комплексов своей местности

в рамках учебного процесса

1. Источники географической информации

Основными источниками доступной географической информации по Ярославской области для школьников являются:

1) «География Ярославской области: Учебное пособие для учащихся основной общеобразовательной школы. – Ярославль, Рыбинск: Издательство ОАО «Рыбинский Дом печати», 2008. – 320 с.

2) Атлас Ярославской области. География. История. – М.: Издательство ДИК, 1999. – 48 с.

3) Научная и научно-популярная литература разных лет издания

4) Периодические издания

5) Средства массовой информации

6) Электронные ресурсы

7) Собственные наблюдения за компонентами природных комплексов и природными комплексами

8) Карты различных масштабов, в том числе топографические

2. Изучение природных комплексов своей местности с использованием комплексных физико-географических методов

Возможны два варианта изучения природных комплексов своей местности с использованием комплексных физико-географических методов (необходимо отметить, что сама природа накладывает ограничения на время проведения полевой части работ, которую предпочтительнее проводить в летнее время, но в любом случае данное неудобство поддается корректировке если использовать дифференцированно-индивидуальный подход) :

1) при наличии крупномасштабной картографической основы – площадная съемка территории (этот вариант является предпочтительным);

2) при отсутствии карт крупного масштаба – описание природных комплексов с помощью бланков, профилирование и укладка контуров на основу, полученную способом глазомерной съемки.

В обоих случаях целесообразно планировать работу следующим образом:

1. подготовить учебные материалы на территорию предполагаемого изучения (бланки участков с горизонталями или элементами глазомерной съемки, на которых разместить маршруты и наметить ключевые точки для описаний фоновых природных комплексов);

2. провести системную работу с учащимися по выполнению комплекса учебных заданий по отрисовке контуров природных комплексов, составлению и оформлению компонентных и комплексных карт, профилированию;

3. провести рекогносцировку на местности и закрепить участки территории между группами учащихся;

4. организовать самостоятельную работу ученических групп на закрепленных участках местности по детальному описанию в полевых дневниках и на бланках (с использованием системы значков) рельефа, растительности, горных пород ( в местах обнажений и в почвенных разрезах);

5. тренировка по обработке результатов и составлению сначала компонентных карт, а затем и комплексной карты фрагмента изучаемой территории

Полученные карты позволят осмысленно проводить слежение (мониторинг) за состоянием природных компонентов и, следовательно, природных комплексов подконтрольной учащимся терриории и делать выводы о направлении их изменения, что особенно важно в условиях современной экологической нестабильности. Кроме того, подобного рада работа не может быть грамотно и добротно выполнена без привлечения возможностей таких дисциплин, как химия (выявление геохимических связей между компонентами ПК, так и между самими природными комплексами), биологии (например, составление глоссария), физики (при изучении микроклимата), истории (как использовалась данная территория), информатики (при обработке данных, оформлении карт, создании учебных географических информационных систем на изучаемую территорию).

3. Использование УМК по географии Ярославской области на уроках географии в 6-м, 8-м, 9-м классах для обеспечения выполнения программных практических работ

В приложении представлен один из возможных вариантов поурочного планирования по курсу «География» для шестого, восьмого и девятого классов с акцентом на конкретных темах и практических работах, где наиболее целесообразно использовать материалы по географии своей местности.

Все выделенные практические работы, на наш взгляд, полностью обеспечены информационной базой в рамках указанного УМК и в полной мере работают на развитие навыков исследовательской деятельности учащихся.

Заключение

Требования к подготовке учащихся по географии задаются в деятельностной форме и определеяют, что в результате изучения географии учащиеся должны знать, уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

Если обучающиеся владеют способами практической деятельности, которые они умеют применять в различных ситуациях, то можно говорить о ее сформированности как таковой

В результате освоения краеведческого содержания учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять как общие, так и специальные географические учебные умения, навыки и способы деятельности необходимые для:

1) познания и изучения окружающей среды и выявления причинно-следственных связей;

2) сравнения объектов, процессов и явления, моделирования;

3) ориентирования на местности, плане, карте, в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

4) соблюдения норм поведения в окружающей среде, оценивания своей деятельности.

Организация работы географического кружка в значительной степени подчинена формированию всех указанных умений и навыков через четко организованную исследовательскую деятельность в рамках проблемно целевого подхода. Все это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Следует отметить, что существовали и существуют и объективные трудности в реализации всех направлений работы кружка, а именно — сезонность в проведении работ (в значительной степени не совпадает по времени с учебным процессом). В этом случае применяется индивидуально-ориентированный подход (составляются индивидуальные и групповые разноуровневые исследовательские программы).

Список литература

1) Беручащвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 320 с.

2) Дьяконов К.Н. и др. Современные методы географических исследований / К.Н.Дьяконов, Н.С.Касимов, В.С. Тикунов. – М.: Просвещение, 1996. – 207 с.

3) Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 288 с.

4) Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224 с.

5) Колбовский Е.Ю. История и экология ландшафтов Ярославского Поволжья. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1993. – 113 с.

6) Максаковский В.П. Географическая культура. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС. – 1998. – 416 с.

7) Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. – М.: «Блик и Ко», 2000. – 335 с.

8) Скиннер М., Редферн Д., Фармер Дж. География. А – Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 528 с.

9) Щенев В.А. Уроки и экскурсии по географии Ярославской области. Методические рекомендации. – Ярославль, 1999. – 112с.

10)Экология Ярославской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 кл. ср. шк ./ Е.Ю.Колбовский, В.Л.Рохмистров, В.А.Щенев и др.; — Общ. Ред. В.А.Щенева. – Ярославль: Верхн.-Волжс. Кн. Изд-во, 1996. – 176 с.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология