Автор конспекта:
Автор(ы): — Малькова Надежда Евгеньевна

Место работы, должность: — ГБОУ СОШ №1929

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цель:сформировать представление об особенностях населения и хозяйства Северной Европы; развивать картографические умения и умения работать со статистическим материалом; воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к окружающей среде и умение совместной работы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: —

презентация «Северная Европа» (сделана самостоятельно с использованием ресурсов Интернет), основа для графа «Северная Европа», таблица «Структура ВВП Финляндии», таблица «Статьи экспорта и импорта стран Северной Европы», стенная политическая карта, учебник В.П. Максаковского, атласы.

Краткое описание: — Урок по теме "Северная Европа"

Регионы Западной Европы. Северная Европа.

Цель:сформировать представление об особенностях населения и хозяйства Северной Европы; развивать картографические умения и умения работать со статистическим материалом; воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к окружающей среде и умение совместной работы.

Задачи:

  • Закрепить знания о составе Северной Европы.
  • Сформировать представление об особенностях населения и хозяйства Северной Европы.
  • Закрепить понятия «ВВП, ВВП на душу населения, экономическая модель, отрасль международной специализации».
  • Развивать картографические умения (посредством работы с политической картой, составления «графа»).
  • Развивать умения работать со статистическим материалом (посредством анализа и построения диаграмм, анализа таблиц).
  • Воспитывать чувство прекрасного бережного отношения к окружающей среде на основе рекреационных ресурсов региона.
  • Развивать навыки совместной деятельности посредством работы в парах.
  • Тип урока:урокформирования новых знаний, урок-практическая работ, элементы учебной лекции.

    Методы:объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, практический.

    Средства обучения и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Северная Европа» (сделана самостоятельно с использованием ресурсов Интернет), основа для графа «Северная Европа», таблица «Структура ВВП Финляндии», таблица «Статьи экспорта и импорта стран Северной Европы», стенная политическая карта, учебник В.П. Максаковского, атласы.

    План урока.

    I. Организационный момент. Мотивация: задание по картинкам (слайды 1-4), постановка целей и задач урока, план урока (слайды 5-6).

    II. Объяснение нового материала.

    1. Актуализация знаний: по изображению определить страну Северной Европы (слайды 7-8).

    2. Формирование знаний и умений.

    · Состав Северной Европы. Задание: по политической карте назвать страны Северной Европы и их столицы (слайды 9-12).

    · Задание: составить граф Северной Европы (в парах заполнить пустые кружки) (слайды 13-14).

    · ЭГП. Задание по карте выявить общую черту ЭГП стран региона (приморское положение) (слайды 15-16).

    · Политическая карта: сформировать главные черты (слайд 18).

    · Население: сформировать главные черты (слайды19-22).

    · Природные ресурсы: сформировать главные черты (слайд 23). Задание: на основе природных ресурсов определить ОСХ региона (слайд 24). Иллюстрация природных условий и ресурсов региона (слайды 25 — 35).

    3. Отрасли международной специализации региона (слайды 36-39).

    Практическая работа: расчет ВВП на душу населения Финляндии и Эстонии

    Финляндия: ВВП 186 млрд. долларов США;

    Эстония: ВВП 18 800 млн. долларов США (слайд 40, раздаточные материалы).

    Практическая работа: анализ диаграммы. На какой ступени находится экономика Норвегии?

    По статист. данным постройте и проанализируйте диаграмму. На какой ступени находится экономика Финляндии? (слайды 41-43).

    ВВП по секторам

    сельское хозяйство: 2,9%
    промышленность: 29%
    сфера услуг: 68,1%

    Практическая работа: по статьям экспорта и импорта определить страну (слайды 44-46).

    Страна

    Статьи экспорта

    Статьи импорта

    Финляндия

    машины и оборудование, химикаты, металлы, древесина, бумага, целлюлоза

    продукты питания, нефть и нефтепродукты, товары химической промышленности, транспортное оборудование, сталь, товары машиностроения, текстильная пряжа и ткани, зерно

    Исландия

    рыба и продукты из рыбы, алюминий

    машины и оборудование, текстиль, сырье, потребительские товары, нефть

    Дания

    молочные продукты, мясо, рыба, электрооборудование, транспортное оборудование.

    машины и оборудования, сырье, полуфабрикаты, потребительские товары

    Норвегия

    сырая нефть и природный газ, рыба, машины, оборудование и транспортные средства (суда старой и новой постройки), различные полуфабрикаты (по норвежской терминологии – «первично обработанные товары), главным образом цветные металлы (алюминий).

    готовые изделия, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

    На основе результатов практических работ сделать вывод об отраслях международной специализации стран региона (слайд 47).

    Иллюстрация ОСХ (слайды 48-50).

    4. Рекреационные ресурсы. Особенности отдельных стран (Финляндия, Норвегия, Исландия) (слайды 49-57). Охрана природы (слайд 58). Культурно-исторические достопримечательности (слайды 59-61).

    III. Закрепление: определить страну по контуру (слайды 62-63).

    Решить тест (слайд 64-64).

    Выводы (обсудить с учащимися, слайд 66):

    1. Приморское положение.

    2. Преобладают КМ и У государства.

    3. Развитые страны.

    4. Постиндустриальная стадия экономики.

    5. Высокий рекреационный потенциал.

    IV. Постановка Домашнего задания: (слайд 67).

    V. Рефлексия: игра «Камешек в ботинке» (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно).

    Ход урока

    Этап

    Познавательная задача

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I.

    Мотивация учебной деятельности.

    Постановка целей и задач урока.

    Мотивирует на работу: по картинкам определить страны. (слайды 1-4). Организует с учащимися беседу о задачах урока и его результатах (слайды 5-6).

    Знать:Состав Северной Европы. Особенности Северной Европы.

    Уметь:Называть состав и показывать регион на карте.

    Анализировать карты и диаграммы. Работать в парах.

    Настраиваются на работу. С помощью презентации и объяснения учителя формулируют задачи урока и его результаты. Записывают название темы в тетрадь.

    II.1

    Актуализация знаний.

    Рассмотрев слайды, по изображению определить страну Северной Европы (слайды 7-8).

    По слайду называют страны: Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия.

    II.2

    Анализ карт.

    Формулирует задачи практической работы. Задание: по политической карте назвать страны Северной Европы и их столицы (слайды 9-12).

    Задание: составить граф Северной Европы (в парах заполнить пустые кружки) (слайды 13-14) (работа в парах).

    Задание по карте выявить общую черту ЭГП стран региона (приморское положение) (слайды 15-16).

    Политическая карта: беседа с учащимися о главных чертах (слайд 18).

    · Конституционные монархии.

    · Унитарные государства.

    · Члены НАТО.

    · Члены ЕС.

    Население: беседа с учащимися о главных чертах (слайды19-22).

    · Пониженная плотность населения.

    · Тип воспроизводства— Первый. Во всех странах на данный момент димографический кризис.

    · Высокий уровень урбанизации.

    · Однонациональные страны (германская группа, финская группа).

    · Протестантизм.

    Природные ресурсы: беседа с учащимися о главных чертах (слайд 23).

    Выход к морю.

    · Горные и возвышенный рельеф.

    · Рудные полезные ископаемые.

    · Быстрые реки (Норвегия).

    · Влажный умеренно холодный климат (Дания).

    · Северный лесной пояс.

    · Геотермальные ресурсы.

    · Рекреационные ресурсы.

    Задание: на основе природных ресурсов определить ОСХ региона (слайд 24).

    · Выход к морю – судостроение, рыболовство, морской транспорт.

    · Горные и возвышенный рельеф.

    · Рудные полезные ископаемые – добыв. промышленность.

    · Быстрые реки – ГЭС, Al.

    · Влажный умеренно холодный климат – с/х (молочное животноводство).

    · Северный лесной пояс – лесная промыш.

    · Геотермальные ресурсы — ГеоТЭС.

    · Рекреационные ресурсы — туризм.

    Показывает иллюстрации природных условий и ресурсов региона (слайды 25 — 35).

    Называют страны.

    Составляют граф.

    Выявляю главную черту ЭГП – приморское положение.

    Участвуют в беседе.

    Участвуют в беседе.

    Участвуют в беседе.

    Конспектирую главные особенности.

    Участвуют в беседе.

    Конспектирую главные особенности.

    II.3

    Формирование умения работать со статистическим материалом (посредством анализа и построения диаграмм, анализа таблиц).

    Формулирует задачи практической работы.

    Практическая работа: расчет ВВП на душу населения Финляндии и Эстонии

    Практическая работа: анализ диаграммы. На какой ступени находится экономика Норвегии?

    По статист. данным постройте и проанализируйте диаграмму. На какой ступени находится экономика Финляндии? (слайды 41-43).

    Практическая работа: по статьям экспорта и импорта определить страну (слайды 44-46).

    На основе результатов практических работ сделать вывод об отраслях международной специализации стран региона (слайд 47).

    Иллюстрация ОСХ (слайды 48-50).

    Выполняют задания практической работы.

    Делают выводы:

    ОМС:

    · Машиностроение: судостроение, автомобилестроение, электроника, электротехника.

    · Цветная металлургия: выплавка алюминия (Норвения).

    · Лесная промышленность (Финляндия).

    · Молочное животноводство (Дания).

    · Морской транспорт (Норвегия, Дания).

    · Рыболовство (Норвегия).

    Смотрят слайды, конспектирую главные мысли.

    II.4

    Воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к окружающей среде.

    Организует беседу на тему «Рекреационные ресурсы. Особенности отдельных стран (Финляндия, Норвегия, Исландия) (слайды 49-57). Охрана природы (слайд 58). Культурно-исторические достопримечательности (слайды 59-61)».

    Участвуют в беседе, смотрят слайды.

    III.

    Повторение и закрепление, коррекция сформированных знаний и умений.

    Формулирует задания: определить страну по контуру (слайды 62-63).

    Решить тест (слайд 64-64).

    Выводы (обсудить с учащимися, слайд 66):

    Отвечают на вопросы (Норвегия, Финляндия, Дания, исландия, Швеция).

    Решают тест.

    Ответы:

    1.- б

    2. — а

    3.- а

    4. — б

    5. — в

    6. 1- 4 2- 1 3- 2 4 — 3

    Совместно с учителем формулируют выводы:

    · Приморское положение.

    · Преобладают КМ и У государства.

    · Развитые страны.

    · Постиндустриальная стадия экономики.

    · Высокий рекреационный потенциал.

    IV.

    Закрепление изученного материала через постановку домашнего задания.

    Формулирует домашнее задание:

    Записывают домашнее задание.

    V.

    Рефлексия результатов учебной деятельности.

    Организует игру «Камешек в ботинке» (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно).

    Участвуют в игре, высказывают свое мнение.

    Файлы: для учащихся.doc
    Размер файла: 54272 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология