Автор конспекта:
Автор(ы): — Малькова Надежда Евгеньевна
Место работы, должность: — ГБОУ СОШ №1929
Регион: — Город Москва
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Цель:сформировать представление об особенностях населения и хозяйства Северной Европы; развивать картографические умения и умения работать со статистическим материалом; воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к окружающей среде и умение совместной работы.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедийный проектор
Используемые ЦОР: —
презентация «Северная Европа» (сделана самостоятельно с использованием ресурсов Интернет), основа для графа «Северная Европа», таблица «Структура ВВП Финляндии», таблица «Статьи экспорта и импорта стран Северной Европы», стенная политическая карта, учебник В.П. Максаковского, атласы.
Краткое описание: — Урок по теме "Северная Европа"
Регионы Западной Европы. Северная Европа.
Цель:сформировать представление об особенностях населения и хозяйства Северной Европы; развивать картографические умения и умения работать со статистическим материалом; воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к окружающей среде и умение совместной работы.
Задачи:
Тип урока:урокформирования новых знаний, урок-практическая работ, элементы учебной лекции.
Методы:объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, практический.
Средства обучения и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Северная Европа» (сделана самостоятельно с использованием ресурсов Интернет), основа для графа «Северная Европа», таблица «Структура ВВП Финляндии», таблица «Статьи экспорта и импорта стран Северной Европы», стенная политическая карта, учебник В.П. Максаковского, атласы.
План урока.
I. Организационный момент. Мотивация: задание по картинкам (слайды 1-4), постановка целей и задач урока, план урока (слайды 5-6).
II. Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний: по изображению определить страну Северной Европы (слайды 7-8).
2. Формирование знаний и умений.
· Состав Северной Европы. Задание: по политической карте назвать страны Северной Европы и их столицы (слайды 9-12).
· Задание: составить граф Северной Европы (в парах заполнить пустые кружки) (слайды 13-14).
· ЭГП. Задание по карте выявить общую черту ЭГП стран региона (приморское положение) (слайды 15-16).
· Политическая карта: сформировать главные черты (слайд 18).
· Население: сформировать главные черты (слайды19-22).
· Природные ресурсы: сформировать главные черты (слайд 23). Задание: на основе природных ресурсов определить ОСХ региона (слайд 24). Иллюстрация природных условий и ресурсов региона (слайды 25 — 35).
3. Отрасли международной специализации региона (слайды 36-39).
Практическая работа: расчет ВВП на душу населения Финляндии и Эстонии
Финляндия: ВВП 186 млрд. долларов США;
Эстония: ВВП 18 800 млн. долларов США (слайд 40, раздаточные материалы).
Практическая работа: анализ диаграммы. На какой ступени находится экономика Норвегии?
По статист. данным постройте и проанализируйте диаграмму. На какой ступени находится экономика Финляндии? (слайды 41-43).
ВВП по секторам
сельское хозяйство: 2,9%
промышленность: 29%
сфера услуг: 68,1%
Практическая работа: по статьям экспорта и импорта определить страну (слайды 44-46).
Страна
Статьи экспорта
Статьи импорта
Финляндия
машины и оборудование, химикаты, металлы, древесина, бумага, целлюлоза
продукты питания, нефть и нефтепродукты, товары химической промышленности, транспортное оборудование, сталь, товары машиностроения, текстильная пряжа и ткани, зерно
Исландия
рыба и продукты из рыбы, алюминий
машины и оборудование, текстиль, сырье, потребительские товары, нефть
Дания
молочные продукты, мясо, рыба, электрооборудование, транспортное оборудование.
машины и оборудования, сырье, полуфабрикаты, потребительские товары
Норвегия
сырая нефть и природный газ, рыба, машины, оборудование и транспортные средства (суда старой и новой постройки), различные полуфабрикаты (по норвежской терминологии – «первично обработанные товары), главным образом цветные металлы (алюминий).
готовые изделия, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
На основе результатов практических работ сделать вывод об отраслях международной специализации стран региона (слайд 47).
Иллюстрация ОСХ (слайды 48-50).
4. Рекреационные ресурсы. Особенности отдельных стран (Финляндия, Норвегия, Исландия) (слайды 49-57). Охрана природы (слайд 58). Культурно-исторические достопримечательности (слайды 59-61).
III. Закрепление: определить страну по контуру (слайды 62-63).
Решить тест (слайд 64-64).
Выводы (обсудить с учащимися, слайд 66):
1. Приморское положение.
2. Преобладают КМ и У государства.
3. Развитые страны.
4. Постиндустриальная стадия экономики.
5. Высокий рекреационный потенциал.
IV. Постановка Домашнего задания: (слайд 67).
V. Рефлексия: игра «Камешек в ботинке» (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно).
Ход урока
Этап
Познавательная задача
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.
Мотивация учебной деятельности.
Постановка целей и задач урока.
Мотивирует на работу: по картинкам определить страны. (слайды 1-4). Организует с учащимися беседу о задачах урока и его результатах (слайды 5-6).
Знать:Состав Северной Европы. Особенности Северной Европы.
Уметь:Называть состав и показывать регион на карте.
Анализировать карты и диаграммы. Работать в парах.
Настраиваются на работу. С помощью презентации и объяснения учителя формулируют задачи урока и его результаты. Записывают название темы в тетрадь.
II.1
Актуализация знаний.
Рассмотрев слайды, по изображению определить страну Северной Европы (слайды 7-8).
По слайду называют страны: Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия.
II.2
Анализ карт.
Формулирует задачи практической работы. Задание: по политической карте назвать страны Северной Европы и их столицы (слайды 9-12).
Задание: составить граф Северной Европы (в парах заполнить пустые кружки) (слайды 13-14) (работа в парах).
Задание по карте выявить общую черту ЭГП стран региона (приморское положение) (слайды 15-16).
Политическая карта: беседа с учащимися о главных чертах (слайд 18).
· Конституционные монархии.
· Унитарные государства.
· Члены НАТО.
· Члены ЕС.
Население: беседа с учащимися о главных чертах (слайды19-22).
· Пониженная плотность населения.
· Тип воспроизводства— Первый. Во всех странах на данный момент димографический кризис.
· Высокий уровень урбанизации.
· Однонациональные страны (германская группа, финская группа).
· Протестантизм.
Природные ресурсы: беседа с учащимися о главных чертах (слайд 23).
Выход к морю.
· Горные и возвышенный рельеф.
· Рудные полезные ископаемые.
· Быстрые реки (Норвегия).
· Влажный умеренно холодный климат (Дания).
· Северный лесной пояс.
· Геотермальные ресурсы.
· Рекреационные ресурсы.
Задание: на основе природных ресурсов определить ОСХ региона (слайд 24).
· Выход к морю – судостроение, рыболовство, морской транспорт.
· Горные и возвышенный рельеф.
· Рудные полезные ископаемые – добыв. промышленность.
· Быстрые реки – ГЭС, Al.
· Влажный умеренно холодный климат – с/х (молочное животноводство).
· Северный лесной пояс – лесная промыш.
· Геотермальные ресурсы — ГеоТЭС.
· Рекреационные ресурсы — туризм.
Показывает иллюстрации природных условий и ресурсов региона (слайды 25 — 35).
Называют страны.
Составляют граф.
Выявляю главную черту ЭГП – приморское положение.
Участвуют в беседе.
Участвуют в беседе.
Участвуют в беседе.
Конспектирую главные особенности.
Участвуют в беседе.
Конспектирую главные особенности.
II.3
Формирование умения работать со статистическим материалом (посредством анализа и построения диаграмм, анализа таблиц).
Формулирует задачи практической работы.
Практическая работа: расчет ВВП на душу населения Финляндии и Эстонии
Практическая работа: анализ диаграммы. На какой ступени находится экономика Норвегии?
По статист. данным постройте и проанализируйте диаграмму. На какой ступени находится экономика Финляндии? (слайды 41-43).
Практическая работа: по статьям экспорта и импорта определить страну (слайды 44-46).
На основе результатов практических работ сделать вывод об отраслях международной специализации стран региона (слайд 47).
Иллюстрация ОСХ (слайды 48-50).
Выполняют задания практической работы.
Делают выводы:
ОМС:
· Машиностроение: судостроение, автомобилестроение, электроника, электротехника.
· Цветная металлургия: выплавка алюминия (Норвения).
· Лесная промышленность (Финляндия).
· Молочное животноводство (Дания).
· Морской транспорт (Норвегия, Дания).
· Рыболовство (Норвегия).
Смотрят слайды, конспектирую главные мысли.
II.4
Воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к окружающей среде.
Организует беседу на тему «Рекреационные ресурсы. Особенности отдельных стран (Финляндия, Норвегия, Исландия) (слайды 49-57). Охрана природы (слайд 58). Культурно-исторические достопримечательности (слайды 59-61)».
Участвуют в беседе, смотрят слайды.
III.
Повторение и закрепление, коррекция сформированных знаний и умений.
Формулирует задания: определить страну по контуру (слайды 62-63).
Решить тест (слайд 64-64).
Выводы (обсудить с учащимися, слайд 66):
Отвечают на вопросы (Норвегия, Финляндия, Дания, исландия, Швеция).
Решают тест.
Ответы:
1.- б
2. — а
3.- а
4. — б
5. — в
6. 1- 4 2- 1 3- 2 4 — 3
Совместно с учителем формулируют выводы:
· Приморское положение.
· Преобладают КМ и У государства.
· Развитые страны.
· Постиндустриальная стадия экономики.
· Высокий рекреационный потенциал.
IV.
Закрепление изученного материала через постановку домашнего задания.
Формулирует домашнее задание:
Записывают домашнее задание.
V.
Рефлексия результатов учебной деятельности.
Организует игру «Камешек в ботинке» (что было сложно, непонятно на уроке, мешало, помогало; что было понятно и приятно).
Участвуют в игре, высказывают свое мнение.
Файлы: для учащихся.doc
Размер файла: 54272 байт.