Автор конспекта:
Автор(ы): — Никифорова Наталья Владимировна

Место работы, должность: — Учитель географии, МОУ «СОШ № 93″, г. Новокузнецка

Регион: — Кемеровская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Изложения нового материала при изучении темы «Воды суши». Введение и овладение новыми понятиями, установление свойств изучаемого объекта, построение правил. Сопровождается презентацией. Качайте с личного сайта учителя: http://www.nvkz.net/nv/

Река. Части реки. Речная система.

Цели урока:
1.Сформировать представление о реке, речной долине, речной системе и их частях. Научить определять истоки, устья рек, левые и правые притоки.
2. Воспитывать положительную мотивацию к знаниям, любовь к рекам, учить видеть красоту и неповторимость рек.
3. Развивать навыки, умения объяснять понятия, оценивать результаты действий, умения слушать товарищей.
Тип урока: изложение нового материала.
Оборудование: физические карты России, мира, Кемеровской области, презентация, иллюстрации рек.

Ход урока:

1. Организационный этап

2. Основная часть урока

А. Введение в новую тему
Тему сегодняшнего урока мы сможем узнать разгадав загадки.
Рукава есть у меня, рук хотя и нет. И хоть я не из стекла, я как зеркало светла… Кто я?
Не конь, а бежит, не лес, а шумит?
Течет-течет- не вытечет, бежит-бежит – не выбежит.
Тема сегодняшнего урока – река. Части реки. Речная система.
Сообщение задач урока.
Запишите тему урока в тетрадях (на экране).

Б. Представление о реках в произведениях художников, писателей, поэтов
Учащиеся выступают с творческими заданиями: зачитывают собственные стихи о реках, стихи поэтов (на экране фото рек)
«Река»
Река, из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Пора разливов миновала.
Река ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод она несет…
Нева всю ночь рвалася к морю..
И спорить стало ей невмочь..
.. Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
А.С.Пушкин
О, Волга! ..колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?…
Некрасов
Много красивых строк посвятили рекам и писатели.
Кто не помнит гоголевских строк «Чуден Днепр при тихой погоде…»

В. Понятие «река»
Мы познакомились с представлениями о рекаххудожников, поэтов, писателей. Попробуем самостоятельно выявить признаки реки и дать ей определение. Сравним его с определением, данным в учебнике (на экране: река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки).

Г. Понятие «речная долина»
Русло реки находится на дне более широкого углубления, называемого речной долиной. Рассмотрим её строение.
Работа с рис. «Строение речной долины» (на экране схема, определения поймы, русла речной долины, фото речной долины)
Учащиеся зарисовывают схему в тетрадях.
Д. Понятия «исток», «устье», «притоки», «речная система» (на экране схема и определения)
Река всегда течет по уклону земной поверхности. И ее начало расположено выше, чем окончание. Начало реки называется истоком.
Послушайте, как описывает исток Волги великий русский писатель Ю. Полозов: «На сумрачном фоне елового леса красуется игрушечно крохотный рубленый домик… И вот вы входите в него. Все сразу обволакивает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада… Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вы вдруг падаете на колени, всматриваетесь… Черной тушью таинственно мерцает глубинная холодная вода. Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот, где заветная ее колыбель!»
У каждой реки есть свое начало. Что является истоком Волги? Других рек? (на экране схема «Части реки», определения истока, устья)
Течет река сотни километров и где-то впадает в море, озеро, другую реку. Это место называется устьем.
Задание уч-ся: найти и показать на карте истоки и устья Ангары (исток – оз. Байкал, устье – р. Енисей), Печоры (исток – г. Урал, устье – Карское море), Инд, Нила, Волги.
Обратите внимание: Реки на карте показывают от истока к устью.
Учащиеся зарисовывают схему в тетради.
Итак: русло, исток и устье – части реки.
Впадая в реку, другая река становится ее притоком.
Например: Ока, впадая в Волгу, является ее притоком, Кама – тоже приток. Притоки бывают левые и правые. Как определить их?
Учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Задание уч-ся: Пользуясь картой, определить каким притоком для Оби является Иртыш, для Енисея — Ангара.
Главная река со всеми ее притоками называется речной системой (на экране: главная река + притоки = речная система).
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Назовите и покажите на карте речную систему Амазонки, Миссисипи.
Проведение физминутки: На раз – всем дружненько присесть, на два – подняли руки вверх, на три – носки свои достать и за парты сесть опять.
Работа с атласом Кемеровской области: какие крупные реки протекают по территории нашей области? Найдите и покажите на карте их истоки, устья, притоки (на экране физическая карта области).
Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое река, ее части, речная долина, научились правильно показывать реки на карте, определять правый и левый притоки.
3. Закрепление нового материала
(На экране схема речной долины и основные понятия темы: а. Терраса; б. Русло; в. Речная система; г. Пойма; д. Исток; е. Устье; ж. Приток; з. Речная долина.
Задание: каждой цифре на схеме необходимо подобрать соответствующую букву
Взаимопроверка. ( на экране правильные ответы и критерии оценки)
1з, 2б, 3а, 4г, 5е, 6д, 7ж, 8в.
8 правильных ответов – «5»
7, 6 правильных ответов – «4»
5, 4, 3 – «3»
Меньше 3 – «2»
4. Подведение итогов выполнения задания, выставление оценок.
Дополнительные загадки о реках (на экране)
Я – сибирская река! Широка и глубока! Букву «е» на «у» смени – стану спутником Земли. (Лена – Луна)
Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой. Но, если «л» на «н» сменяешь, сибирской стану я рекой. (Елисей — Енисей)
К животному — трудяге
Добавь одну из мер -
Получишь полноводную
Реку в России. (Волга)
Названия каких рек пропущены в стихотворных строках?
Дальше, вечно чуждый тени,
Моет желтый…
Раскаленные ступени
Царственных могил.
М.Ю.Лермонтов «Спор»
Чтоб лежать мне на кургане,
Над рекой могучей,
Чтобы слышать, как бушует
Старый … под кручей.
Т.Г.Шевченко «Завещание»
Там … чистою водой,
Как Нил, народы наполняет.
И бреги, наконец, теряет,
Сравнившись морю широтой.
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол»
… воет, дик и злобен, меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
М.Ю. Лермонтов
На огромном просторе ты рокочешь, как песня,
Горы вбив под себя, в себе отразив города,
Это ты, Ионесси, это ты, Ионесси,
… – Ионесси, Большая вода!
А. Прокофьев
5. Постановка домашнего задания
(на экране)
Стр. 87-88, на контурной карте мира подписать реки и уметь показать их: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Файлы: reki.ppt
Размер файла: 4360192 байт.

Рубрики: География Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология