Автор конспекта:
Автор(ы): — Коротченко Ираида Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», учитель географии

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководная впадина (желоб), котловина.

2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его частях, образовании океана и изучении.

3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

География. Землеведение. 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Изд-во «Дрофа», 2009 год

География. Землеведение. 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Изд-во «Дрофа», 2009 год

Используемое оборудование: —

атласы, настенная карта океанов, настенная карта полушарий, настенная контурная карта, экран с проектором, компьютер, презентация, атласы, учебники, рабочие тетради.

Краткое описание: — Урок разработан по ФГОС с применением презентации и рабочих тетрадей на печатной основе к учебнику География. Землеведение. 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Изд-во «Дрофа», 2009 год. Используются различные формы и методы работы. Основная направленность на самостоятельный поиск знаний по данной теме.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Рельеф дна океана

Подготовила:

Коротченко Ираида Николаевна — МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Предмет

география

Класс

6

Тема

Рельеф дна океана

Базовый учебник

География. Землеведение. 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Изд-во «Дрофа», 2009 год

Тип урока — Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цель урока -

1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководная впадина (желоб), котловина.

2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его частях, образовании океана и изучении.

3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.

Задачи:

- образовательная: формирование представления у учащихся о рельефе дна Мирового океана и его частей: материковой отмели (шельф), материкового склона, ложе океана, срединно-океанических хребтов, котловин и глубоководных впадин (желобов).

- развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и электронными презентациями; развивать память, воображение, логическое мышление; развивать творческие способности; способствовать формированию навыков исследовательской работы.

- воспитательные: воспитывать любовь и уважение к природе Земли; повышать интерес к изучению предмета, формировать научное мировоззрение; воспитывать культуру учебного труда

Формы работы с учащимися — фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: атласы, настенная карта океанов, настенная карта полушарий, настенная контурная карта, экран с проектором, компьютер, презентация, атласы, учебники, рабочие тетради.

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД.

1

Организационный этап

— Подготовка учащихся к работе на уроке,

— обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;

— психологически подготовить уч-ся к работе на учебном занятии.

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

— Здравствуйте, ребята!

— Фиксация отсутствующих.

— Организация внимания.

Проверьте подготовку рабочего стола к уроку. На столе должны быть учебники, атласы, рабочие тетради на печатной основе, дневники, ручки.

— Прошу вас садиться.

— Начинаем урок.

Регулятивные УУД:

формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

2

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания

— На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

“Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами…”

“В телеге еду по холмам,

Порой для глаза нет границ,

И все поля по сторонам,

А над полями стаи птиц,

Я еду день, я еду два,

И все поля, поля, поля…” (Майков)

Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).

В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к. холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля

— Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий.

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

На доске перед учащимися открывается опорная схема:

Дети. Озвучивают схемы и приводят примеры к каждому блоку схемы, показывая географические объекты на карте.

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов и текстового материала делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания

— Сегодня мы будем изучать тему «Рельеф дна океана». Как вы думаете, какие задачи мы будем с вами решать на уроке?

Дети предполагают, о чём будет вестись речь на уроке.

Учитель сообщает задачи урока.

— Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф

суши.

— Сейчас мы посмотрим несколько слайдов (2, 3, 4, 5, 6) в презентации (прилагается) и увидим дно океанов Земли. То, что мы смогли увидеть на слайдах, несколько десятилетий никто не мог увидеть и даже предположить, что на дне океанов встречаются горы и равнины, глубоководные впадины и отвесные материковые склоны. Что или кто помогли нам узнать о том, что дно океанов неровное?

Дети. Учёные и изобретатели подводных аппаратов и приборов помогли изучить рельеф дна.

— Это действительно так. Показ 7, 8 и 9 слайдов презентации.

— А теперь совершим воображаемое путешествие по различным формам рельефа дна океана.

— Объяснение учителем нового материала с применением презентации (слайды 10 – 17).

— На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.

Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Шельф материков имеет различную ширину.

— Работаем с картой. По карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.

— Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м.

— Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие формы рельефа – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие вулканы извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседает на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)

— Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.

Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 1 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтовой магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы, т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между раздвигающимися литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане — Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

— На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны. Каковы же они?

Учащиеся говорят о границах столкновения литосферных плит.

Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.

Познавательные УУД:

Научатся- строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос;смысловому восприятию познавательного текста, проводить наблюдения.

Коммуникативные УУД:

Научатся –формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:формируем умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.

4

Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Знакомятся с заданием и выполняют задания

— Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана?

— Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.

— Учитель. Назовите основные формы рельефа дна океана и кратко их охарактеризуйте.

— Работаем по слайду презентации 10 и рисункам учебника 71, 72 и 74 на стр.74-76

— Учитель. Мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши.

— Какие же силы влияют на формирование рельефа дна океана?

Дети. Его также формируют внутренние и внешние силы.

— Учитель. Работая с презентацией – слайд 18 и картой атласа приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).

— Дети приводят примеры. Действие внутренних сил вызывает формирование срединно-океанических хребтов, вулканов, желобов. Действие внешних сил больше влияет на формирование шельфа и ложа океанов.

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;

Личностные УУД:

формируем интерес к предметно-иссле­довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Познавательные УУД:

формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

5

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Фиксируют информацию

— Ребята, запишите домашнее задание — §21 внимательно изучить, определения выучить наизусть. На к/к светло-голубым цветом закрасить районы материковой отмели вдоль материков. По желанию подготовьте сообщения об изучении Мирового океана и его дна.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

6

Этап закрепления изученного

1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Знакомятся с заданием и выполняют задания

— Учитель. Возьмите листочки, которые лежат у вас на краю парты, подпишите свою фамилию и имя. Мы решим с вами тест по новой теме, чтобы выяснить, как мы усвоили материал. Презентация, слайд 19, 20.

— Тест для проверки усвоения нового материала.

1.70% ложе океана занимают:

а) котловины; б) желоба;

в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана; б) материковый склон; в) шельф.

4. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба; б) материковый склон; в) котловины.

5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана; б) в желобах;

в) на материковой отмели.

7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в точке с координатами 40º ю. ш., и 60º з. д.

а) материковая отмель (шельф);

б) срединно-океанический хребет;

в) желоб.

— Учитель. Передайте соседу по парте листок с ответами. Проведём взаимопроверку.

Ответы к тесту:

1 — а; 2 — б; 3 – в; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – а.

7

Этап рефлексии

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.

— Что вам больше всего запомнилось на уроке?

— Что вы хорошо поняли?

— Какие ещё моменты необходимо более глубоко изучить?

— Какие проекты вы хотели бы разработать дома с родителями по изучаемой теме?

Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Файлы: Рельф дна Мирового океана.zip
Размер файла: 3671342 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология