Автор конспекта:
Автор(ы): — Коротченко Ираида Николаевна
Место работы, должность: — МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», учитель географии
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководная впадина (желоб), котловина.
2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его частях, образовании океана и изучении.
3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 23
Используемые учебники и учебные пособия: —
География. Землеведение. 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Изд-во «Дрофа», 2009 год
География. Землеведение. 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Изд-во «Дрофа», 2009 год
Используемое оборудование: —
атласы, настенная карта океанов, настенная карта полушарий, настенная контурная карта, экран с проектором, компьютер, презентация, атласы, учебники, рабочие тетради.
Краткое описание: — Урок разработан по ФГОС с применением презентации и рабочих тетрадей на печатной основе к учебнику География. Землеведение. 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Изд-во «Дрофа», 2009 год. Используются различные формы и методы работы. Основная направленность на самостоятельный поиск знаний по данной теме.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Рельеф дна океана
Подготовила:
Коротченко Ираида Николаевна — МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Предмет
география
Класс
6
Тема
Рельеф дна океана
Базовый учебник
География. Землеведение. 6 класс. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Изд-во «Дрофа», 2009 год
Тип урока — Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель урока -
1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководная впадина (желоб), котловина.
2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его частях, образовании океана и изучении.
3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Задачи:
- образовательная: формирование представления у учащихся о рельефе дна Мирового океана и его частей: материковой отмели (шельф), материкового склона, ложе океана, срединно-океанических хребтов, котловин и глубоководных впадин (желобов).
- развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и электронными презентациями; развивать память, воображение, логическое мышление; развивать творческие способности; способствовать формированию навыков исследовательской работы.
- воспитательные: воспитывать любовь и уважение к природе Земли; повышать интерес к изучению предмета, формировать научное мировоззрение; воспитывать культуру учебного труда
Формы работы с учащимися — фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: атласы, настенная карта океанов, настенная карта полушарий, настенная контурная карта, экран с проектором, компьютер, презентация, атласы, учебники, рабочие тетради.
№
Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формирование УУД.
1
Организационный этап
— Подготовка учащихся к работе на уроке,
— обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;
— психологически подготовить уч-ся к работе на учебном занятии.
Готовятся к уроку
Приветствуют учителя
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
— Здравствуйте, ребята!
— Фиксация отсутствующих.
— Организация внимания.
Проверьте подготовку рабочего стола к уроку. На столе должны быть учебники, атласы, рабочие тетради на печатной основе, дневники, ручки.
— Прошу вас садиться.
— Начинаем урок.
Регулятивные УУД:
формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ
2
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задания
— На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
“Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами…”
“В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)
Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).
В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к. холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля
— Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий.
Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.
На доске перед учащимися открывается опорная схема:
Дети. Озвучивают схемы и приводят примеры к каждому блоку схемы, показывая географические объекты на карте.
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов и текстового материала делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
3
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
1. Установить правильность и осознанность изученного материала.
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задания
— Сегодня мы будем изучать тему «Рельеф дна океана». Как вы думаете, какие задачи мы будем с вами решать на уроке?
Дети предполагают, о чём будет вестись речь на уроке.
Учитель сообщает задачи урока.
— Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф
суши.
— Сейчас мы посмотрим несколько слайдов (2, 3, 4, 5, 6) в презентации (прилагается) и увидим дно океанов Земли. То, что мы смогли увидеть на слайдах, несколько десятилетий никто не мог увидеть и даже предположить, что на дне океанов встречаются горы и равнины, глубоководные впадины и отвесные материковые склоны. Что или кто помогли нам узнать о том, что дно океанов неровное?
Дети. Учёные и изобретатели подводных аппаратов и приборов помогли изучить рельеф дна.
— Это действительно так. Показ 7, 8 и 9 слайдов презентации.
— А теперь совершим воображаемое путешествие по различным формам рельефа дна океана.
— Объяснение учителем нового материала с применением презентации (слайды 10 – 17).
— На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.
Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину.
— Работаем с картой. По карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.
— Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м.
— Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие формы рельефа – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие вулканы извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседает на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)
— Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 1 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтовой магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы, т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между раздвигающимися литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане — Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
— На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны. Каковы же они?
Учащиеся говорят о границах столкновения литосферных плит.
Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.
Познавательные УУД:
Научатся- строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос;смысловому восприятию познавательного текста, проводить наблюдения.
Коммуникативные УУД:
Научатся –формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:формируем умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.
4
Этап первичной проверки понимания изученного
1. Установить правильность и осознанность изученного материала.
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Отвечают на вопросы учителя
Знакомятся с заданием и выполняют задания
— Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана?
— Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.
— Учитель. Назовите основные формы рельефа дна океана и кратко их охарактеризуйте.
— Работаем по слайду презентации 10 и рисункам учебника 71, 72 и 74 на стр.74-76
— Учитель. Мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши.
— Какие же силы влияют на формирование рельефа дна океана?
Дети. Его также формируют внутренние и внешние силы.
— Учитель. Работая с презентацией – слайд 18 и картой атласа приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).
— Дети приводят примеры. Действие внутренних сил вызывает формирование срединно-океанических хребтов, вулканов, желобов. Действие внешних сил больше влияет на формирование шельфа и ложа океанов.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;
Личностные УУД:
формируем интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Познавательные УУД:
формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
5
Этап информации о домашнем задании
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Фиксируют информацию
— Ребята, запишите домашнее задание — §21 внимательно изучить, определения выучить наизусть. На к/к светло-голубым цветом закрасить районы материковой отмели вдоль материков. По желанию подготовьте сообщения об изучении Мирового океана и его дна.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
6
Этап закрепления изученного
1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Знакомятся с заданием и выполняют задания
— Учитель. Возьмите листочки, которые лежат у вас на краю парты, подпишите свою фамилию и имя. Мы решим с вами тест по новой теме, чтобы выяснить, как мы усвоили материал. Презентация, слайд 19, 20.
— Тест для проверки усвоения нового материала.
1.70% ложе океана занимают:
а) котловины; б) желоба;
в) срединно-океанические хребты.
2. Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
а) ложе океана; б) материковый склон; в) шельф.
4. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба; б) материковый склон; в) котловины.
5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб.
6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана; б) в желобах;
в) на материковой отмели.
7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в точке с координатами 40º ю. ш., и 60º з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
в) желоб.
— Учитель. Передайте соседу по парте листок с ответами. Проведём взаимопроверку.
Ответы к тесту:
1 — а; 2 — б; 3 – в; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – а.
7
Этап рефлексии
Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала
Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.
— Что вам больше всего запомнилось на уроке?
— Что вы хорошо поняли?
— Какие ещё моменты необходимо более глубоко изучить?
— Какие проекты вы хотели бы разработать дома с родителями по изучаемой теме?
Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Файлы: Рельф дна Мирового океана.zip
Размер файла: 3671342 байт.