Автор конспекта:
Автор(ы): — Бортников Павел Владимирович

Место работы, должность: —

Школа № 127

учитель истории и обществознания

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

познакомить учащихся с особенностями Реформации и религиозных войн во Франции

Задачи урока:

  • коррекционно-образовательные: развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем; обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся, умения, навыки составления схем.
  • коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие осязательных восприятий; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся;

коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать уважение к различным религиозным взглядам.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Юдовская А. Я. Новая история. 1500 — 1800: Учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П, А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2000. — 288 с.

Используемое оборудование: —

раздаточный материал для учащихся: схема «Распространение кальвинистского учения во Франции», документ «Нантский эдикт», выполненный по системе РТШ

Краткое описание: —

I. Один король, но две веры.

II. Начало жестоких религиозных войн.

III. Варфоломеевская ночь. Французы жертвы религиозного фанатизма.

IV. Физминутка.

V . Война трех Генрихов.

VI. Генрих IV “король, спасший Францию.

VII, Обобщение и закрепление.

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Орг.момент. Учитель проверяет посадку учащихся в соответствии с их зрительными диагнозами, наличие очков, осанку, освещение.

Вводное слово учителя

1.Учитель задает несколько вопросов:

2.Что такое Реформация?

3.В чем суть учения Жана Кальвина?

4.Когда Франция стала централизованным государством?

I.«Один король, но две веры».

Учитель, используя текст учебника, рассказывает о возникновении во Франции протестантизма, отношении к нему различных слоев населения, расколе Франции на два лагеря: католиков и гугенотов. Затем детям предлагается соединить с помощью карточек-схем слои французского населения и причины, побудившие их принять новую веру.

Представители старинной знати Недовольство укреплением королевской

власти и потерей политической независимости

Часть дворянства Дворянство, в особенности обедневшее, хоте-

ло прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан и буржуа-предприниматели Хотели вернуть старинные городские воль-

ности.

Некоторая часть крестьянства Переход в лагерь кальвинистов являлся вы-

ражением протеста в религиозной форме

против поборов сеньоров и католической

церкви

II.Начало жестоких религиозных войн.

Учитель, используя текст учебника, рассказывает о начале религиозных войн во Франции и правлении Карла IX, о перемирии между католиками и гугенотами, свадьбе Маргариты Валуа и Генриха Наварского, последовавшей за ней Варфоломеевской ночи с 24 на 25 августа 1572 года и массовом истреблении протестантов. Чтобы восстановить те далекие события, учитель привлекает фрагмент изкниги И.Клула «Екатерина Медичи». Детям предлагается найти ответы на следующие вопросы:

1.Какая обстановка была вПариже накануне Варфоломеевской ночи?

2.Тольколи религиозная вражда выплеснулась вэтом кровавом событии или кней прибавилось общее озлобление горожан?

Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен поотношению кгугенотам парижский люд. Эта толпабыла для него лучшей защитой отсуровости короля… Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной дофанатизма многочисленными священникамицерквей и монастырей. Вэти жаркие августовские дни вгород потоком хлынули дворяне-протестанты насвадьбу Маргариты; их разместили восновном вЛувреи поблизости отдворца, но также и впригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались кэтим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляети возмущает, что они смешались скатоликами. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. Кпостоянномугородскому населению вбольшом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал издеревень. Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож— католиков и протестантов и наблюдает запышными праздниками послучаю

свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как подеревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. Вглухие переулки доносятся отзвукипиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы кубийству.Всем ясно: готовится бунт. Впятницу, после покушения наКолиньи (вподготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был нетолько протестантом,но и политическим противником, призывавшим короля квступлению ввойну смогущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери),новость обэтом распространяется повсему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются вкварталах. Городской головаи городские старшины передают приказ ополченцам: подкомандованием своих капитанов явиться вгородскую ратушу «тайно, непривлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

Учитель еще аз зачитывает вопросы:

1.Какая обстановка была вПариже накануне Варфоломеевской ночи?

2.Тольколи религиозная вражда выплеснулась вэтом кровавом событии или кней прибавилось общее озлобление горожан?

IV. Физ.минутка.

Учитель проводит физ.минутку.

V. Война трех Генрихов.

Рассказывая о«войне трех Генрихов», учитель говорит, что обстановка встране кначалу правления ГенрихаIII была очень сложной. Католики, рассчитывавшие,что после Варфоломеевской ночи гугенотам придет конец, были разочарованы и недовольны новым королем. Им казалось, что он недостаточно ревностно защищает веру. До1572г. он (тогда молодой принц Анжуйский) прославился как фанатичный католик, враг гугенотов. Накануне Варфоломеевской ночи именно ГенрихIII настоял натом, чтобы неожиданно ударить поэтим «еретикам». Но, став королем, он разочаровал «добрых католиков», оказавшись весьма разумным политиком. Встране, где французы собеих сторон призывали кнасилию и убивали друг друга, он пытался установить мир. Будучи королем, он неказнит «еретиков», неведет крупных войн, предпочитает переговоры. Смерть бездетного младшего брата в1584г. означала, что наследником французской короны становится гугенот Генрих Бурбон, и тогда дворяне-католики восстановили Католическую лигу воглаве сГизами. Для них смена династии означала потерю доступа кказне, квысшим должностям и землям, и это сплачивало «добрых католиков». ВПариже параллельно создается Лига горожан, цель которой— недопустить резни католиков гугенотами. Особенно ревностные члены Лиги планировали нетолько занять укрепленные пункты столицы, но и захватить короля, постричь его вмонахи или даже убить. Эти события подтолкнули ГенрихаIII красправе сГенрихом Гизом и руководителями Лиги.

Дети выполняют следующее задание: записывают в тетрадь основные события правления Генриха III.

VI. Генрих IV – “король, спасший Францию».

Пятый пункт плана может быть рассмотрен путем рассказа учителя и работы сдокументом (Нантский эдикт). Затем ученики вформе плана записывают втетрадь те действия ГенрихаIV, которые позволили ему получить лестную характеристику «короля, спасшего Францию».

Пользуясь текстом учебника, учитель рассказывает о вступлении на престол Генриха IV, его правлении и принятии Нантского эдикта. Затем детям предлагается изучить документ и ответить на следующие вопросы:

1.Какова причина принятия Нантского эдикта?

2.Найдите в документе пункты, в которых говорится о равноправии между католиками и протестантами.

VII. Подведение итогов урока.

По результатам урока, учащимся выставляются оценки за работу.

Домашнее задание.

Прочитать о правлении Ришелье, изучить документ «Политическое завещание Ришелье» и ответить на вопросы 5, 6 после параграфа.

Файлы: Задания группам.doc
Размер файла: 41984 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология