Автор конспекта:
Автор(ы): — Зайцева Нина Петровна

Место работы, должность: — МОУ «Караульская СОШ» Инжавинского района учитель 1 категории

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Алгебра

Цель урока: — 1) закрепить навыки учащихся в решении квадратных уравнений; 2) расширить знания учащихся по истории и культуре Тамбовской области, привить любовь к родному краю.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

Алгебра 8. под редакцией Теляковского С.А.

Используемая методическая литература: —

Дидактические задания

Используемое оборудование: —

компьютер

Краткое описание: — Обычно интегрированный урок по математике проводится совместно с учителями смежных предметов (черчения, информатики, технологии и др.). Предлагаемый урок является необычным в том плане, что в нем принимают участие учителя истории и музыки.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ТОИПКРО

Кабинет математики

Тема:

«Реализация интегрированного подхода к процессу обучения математике».

Автор-составитель: Зайцева Н.П.

учитель математики

моу «Караульская сош»

Инжавинского района.

2010г.

Введение

В последние десятилетия все чаще речь идет о создании межпредметных связей в обучении.

В современной педагогической науке межпредметные связи определяются как необходимое условие процесса обучения. Вместе с тем, межпредметные связи — объективное требование развития самих наук, характеризующееся их дальнейшей дифференциацией — с одной стороны, и их интеграцией — с другой стороны.

В науке все труднее становится химику без математики, математику без физики, химии, общественных наук. Эта особенность современной науки — синтез знаний о мире — требует такого обучения, чтобы показывалась учащимся и усваивалась ими идея взаимосвязи и взаимообусловленности явлений реальной действительности, которые находят свое отражение в учебных предметах.

Межпредметные связи предусматривают: во-первых, взаимную согласованность программ и учебников; во-вторых, согласованную систему работы преподавателей различных дисциплин и всестороннее рассмотрение на уроках предметов и явлений; в-третьих, мыслительную деятельность учащихся по воспроизведению ранее усвоенных знаний смежных предметов и увязыванию их с новым материалом.

Учитель математики показывает роль в научно-техническом прогрессе теоретической и прикладной математики, он подчеркивает, что новые разделы математики введены в школьную программу в целях лучшей подготовки школьников к трудовой деятельности в современном обществе.

Обычно интегрированный урок по математике проводится совместно с учителями смежных предметов (черчения, информатики, технологии и др.). Предлагаемый урок является необычным в том плане, что в нем принимают участие учителя истории и музыки.

Интегрированный урок по алгебре в 8 классе.

Тема урока: «Решение квадратных уравнений».

Эпиграф: «Люблю тебя, мой край родной…»

Цели урока: 1) закрепить навыки учащихся в решении квадратных уравнений;

2) расширить знания учащихся по истории и культуре Тамбовской области, привить любовь к родному краю.

Содержание урока:

1. Повторение теоретического материала.

а) определение квадратного уравнения;

б) неполные квадратные уравнения;

в) формулы корней квадратного уравнения.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы проводим необычный урок, а урок интегрированный. Это значит, что кроме меня в уроке примут участие другие учителя, например, учитель истории Поветьев В.В., и учитель музыки Андрианова Т.В. Кроме знаний по математике вы узнаете много интересного о нашем тамбовском крае.

3. Ребята, составьте квадратное уравнение, чтобы 4 и 409 были его корнями (используя теорему Виета). Ответ: х2 – 413 х + 1636=0

q=1636 - это год основания города Тамбова. А сейчас слово предоставляется учителю истории.

Тамбов — слово мордовское. Означает оно омут. Исследователь Тамбовского края И.И. Дубасов говорит, что Тамбовские земли раньше были заселены Мордвою, отчего множество сел, деревень и урочищ получили и сохраняют ныне мордовские названия.

Город Тамбов возник в 1636 году, как укрепленный пункт на бывшем здесь "диком поле". В первое время своего существования Тамбов действительно защищал южные владения Московского государства от набегов кочевников, но, когда укрепленная черта отодвинута была далее на юг, — превратился в мирный пункт. Почти через полтораста лет после основания, в 1779 году, город Тамбов походил на большое черноземное село. Почти все дома его были крыты соломой, а болотистые улицы, выложены были фашинником, изрыты ямами и пересечены сорными буграми.

Академик Фальк, посетивший Тамбов в 1769 году, нашел, что «город необширный и некрасивый. Жители занимаются более земледелием, нежели ремеслами, однако-же, там были две суконные фабрики. Купцов считалось до 626 человек».

В том же году Тамбов сделан был главным городом Тамбовского наместничества, а через 7 лет, в 1786 году получил в правители известного поэта Г.Р. Державина.

В 1781 году утверждается герб города Тамбова — улей и три пчелы на лазоревом фоне как символ трудолюбия и бортного промысла (пчеловодства), которым с давних пор занимались жители Тамбовского края. Развитие Тамбова началось только в начале XIX века. В это время в нем насчитывалось 12 тысяч жителей. В 1872 году Тамбов имел 25 тысяч жителей, по переписи 1897 года в нем оказалось более 48 тысяч человек, а на 1 января 1910 года числится 68400 человек.

Теперь (на 1913 год) Тамбов сравнительно хороший город; в нем есть водопровод, электрическое освещение, несколько средних учебных заведений: две мужских и три женских гимназии, два реальных училища, учительский институт и более 30 других учебных заведений. Нельзя не отметить еще одного Тамбовского губернатора — Александра Алексеевича Корнилова (брата прославленного русского адмирала — героя Севастополя. На этой должности он пробыл пять лет — с февраля 1838 года по апрель 1843 года. Именно с этим временеми связаны многие важные изменения, происшедшие в жизни не только Тамбова, но и всего края.

В 1843 году открывается институт для воспитания дочерей обедневших дворян. В первый же год по приезде Корнилова в Тамбов здесь стала издаваться газета "Тамбовские губернские новости". В 1841 году из соседнего Воронежа в Тамбов перевели школу для обучения канцеляристов, а год спустя была построена губернская земская больница и заложено здание для публичного Дома культуры.

В середине XIX века в Тамбове началось строительство каменных зданий — гостинного двора, присутственных мест, мужской гимназии и Александровского института. Формирование центра города завершилось в конце XIX века строительством Нарышкинской читальни, здания Государственной думы и Дворянского собрания.

В XIX веке Тамбов был крупным центром оптовой торговли зерном. Промышленность развивалась медленно и в 1913 г. она давала лишь 2% всей продукции промышленности Европейской России. Перед Октябрьской революцией самыми крупными предприятиями Тамбова были железнодорожные мастерские (800 рабочих) и свечной завод (85 рабочих). Кроме них имелось еще порядка 30 мелких полукустарных заводиков.

О послереволюционном периоде можно сказать как о времени сноса церквей и строительства заводов, клубов, учебных заведений. Осуществлялось и жилищное строительство. Типовые пяти- и девятиэтажки хотя и не добавили красоты облику города, но позволили в какой-то мере решить жилищную проблему в Тамбове, ставшем промышленным центром.

Февральская и Октябрьская революции, прошли в Тамбове довольно мирно. В 1920-21 г. произошло крестьянское восстание под руководством А.С. Антонова. В 1928 г. Тамбовская губерния включена в состав Центрально-Черноземной области. В 1937 г.образовалась Тамбовская область, включавшая территорию Пензенской и Тамбовской областей, а в 1939 г. Тамбовскую область приняла практически современные границы; Великая Отечественная война унесла жизни тысяч тамбовчан и запомнилась изматывающим трудом, бомбежками города, открытием большого количества эвакогоспиталей…

В годы социалистического строительства Тамбов превратился в крупный индустриальный центр РСФСР. Ведущее место в промышленности занимает машиностроение и металлообработка: производство оборудования для химической промышленности (заводы "Полимермаш", "Комсомолец"), комплектующих деталей для автотракторных предприятий, запасных частей для автомобилей и тракторов, кузнечно-прессовых машин (заводы подшипников скольжения, технологического оборудования, ремонтно-подшипниковый), приборостроение и электротехническое производство (завод "Ревтруд" и др.), ремонт изотермических вагонов. Химическая промышленность выпускает красители, резинотехнические и резиноасбестовые изделия. Производство стройматериалов; швейная, обувная, пищевая, мебельная промышленность. ТЭЦ.

Город расположен пологим амфитеатром у излучины р. Цны. В 1781 утвержден генеральный план с радиально-полукольцевой системой улиц. Памятники архитектуры: Покровская церковь (1768), Гостиный двор (конец 18 в.), летняя церковь Казанского монастыря (1818). В советское время ведётся большое промышленное и жилищное строительство, возведён ряд значительных общественных зданий, в том числе: концертный зал филармонии (1967, архитектор В. Г. Самородов); Дворец культуры "Юбилейный" (1970), Всесоюзный институт электрификации сельского хозяйства (1973), Горком КПСС (1974) — все три по типовым проектам. В 1968 утвержден новый генеральный план, по которому комплексно создаются три больших жилых района — центральный, западный и северо-западный. Памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1967, скульптор П. И. Бондаренко), памятник воинам-тамбовцам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-45 (бронза, гранит, бетон, 1970, скульпторы К. Я. Малофеев и С. Е. Лебедев) — оба архитектор А. С. Куликов.

В городе: два университета, много средних специальных учебных заведений. Театры: драматический, кукол; филармония. Краеведческий музей, картинная галерея. В Тамбове — кардиологический санаторий.

4. Решить(устно) уравнения:

Х2-8х-9=0

Х2+9х+20=0

Х2-19х+18=0

Х2+5х-14=0

И выписать корни в порядке возрастания, каждое число заменить буквой по указанному коду:

р

в

н

е

а

ж

и

д

-4

2

18

-5

1

-1

9

-7

Ответ: -7; -5; -4; -1; 1; 2; 9; 18;

Д е р ж а в и н

Слово учителю истории:

Указом Екатерины II от 15 декабря 1785 года Г.Р.Державин был назначен правителем Тамбовского наместничества. С именем Державина традиционно связывают основание главного народного училища в Тамбове, училищ в Козлове, Лебедяни, Моршанске, театра в Тамбове, для которого Державин написал несколько пьес, губернской типографии, где печаталась первая в России провинциальная газета Тамбовские известия и др.

5. Ребята, с Тамбовским краем связана деятельность многих известных людей: политических деятелей, композиторов, литераторов, художников. Итак, решите уравнение:

3х2-2х-65=0 и вычислите значение выражения: (х1+х2)1167+1009=

Ответ: 1787 - это дата рождения М.С.Лунина – декабриста. Слово учителю истории, который расскажет о биографии М.С.Лунина.

Михаи́л Серге́евич Лу́нин (18 декабря (29 декабря) 1787, Санкт-Петербург — 3 декабря (15 декабря) 1845, Акатуйский рудник, ныне Борзинский район Читинской области) — декабрист, подполковник лейб-гвардии (1822), состоял в «Северном обществе», католик. М. С. Лунин родился в семье статского советника и богатого тамбовско-саратовского помещика, имевшего 1200 крепостных душ — Сергея Михайловича Лунина. Получил прекрасное образование. Он кроме французского языка, также хорошо знал английский, польский, латинский и греческий языки. Служил в Кавалергардском полку.

Участвовал в ряде исторических сражений, где отличался проявлениями храбрости.

В 1815 году М. С. Лунин ушёл в отставку с военной службы. Уехал за границу и год прожил в Париже, зарабатывая уроками и адвокатурой. В Париже он познакомился с Сен-Симоном и перешёл в католичество.

В 1817 году после смерти отца, став наследником большого состояния, вернулся в Россию. В Петербурге он вступил в «Союз спасения», и в дальнейшем был одним из основателей «Союза благоденствия», после прекращения деятельности которого Лунин стал членом «Северного тайного общества».

В событиях 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге М. С. Лунин не принимал участия, так как в то время находился на службе в Польше. В марте 1826 года вызывался свидетелем по делу о восстании в Варшавский следственный комитет. Из декабристов Лунин был арестован последним: 10 апреля 1826 г. отправлен в Петербург под конвоем и в сопровождении фельдъегеря. В ночь на 16 апреля помещён в Петропавловскую крепость.

Следственному комитету Лунин заявил: «Я поставил себе неизменным правилом никого не называть поимённо». Факт своего участия в тайном обществе не отрицал.

В 1826 году М. С. Лунин был осуждён в основном за план цареубийства 1816 года. Приговорён к пожизненной каторге. 10 июля 1826 года срок каторги сокращён до 20 лет, по манифесту от 22 августа 1826 г. — до 15 лет с последующим поселением в Сибири навечно. В 1832 году срок каторги был сокращён до 10 лет.

Перед судом всем декабристам было предложено написать завещание. Лунин по завещанию передал своё имение двоюродному брату с условием, чтобы тот отпустил крестьян на волю. Его сестра под давлением мужа оспорила завещание. Имение досталось ей.

После заключения в крепости Свеаборг и Выборгской тюрьме направлен в Читинский острог (доставлен 11 апреля 1828 года). Переведён на Петровский завод в августе 1830 года. В 1836 году вышел на поселение в с. Урик.

Лунинские письма из Сибири.

В 1837 году Лунин создаёт серию политических писем, адресованных сестре: он задался целью написать историю декабристского движения, предполагалось, что письма станут известны широкому кругу читателей. В начале 1838 года он пишет «Розыск исторический» (краткое обозрение прошлого Российского государства), в сентябре 1838 года «Взгляд на Русское Тайное Общество с 1816 по 1826 года» (очерк по истории тайных обществ), в ноябре 1839 года «Разбор Донесения, представленного императору Тайной комиссией 1826 г.» (содержит критическое исследование «Донесения» и взгляд автора на декабристское движение с обозначением его истинных целей). Лунин планировал написать «Разбор деятельности Верховного уголовного суда» для чего просил сестру прислать документы и материалы, касающиеся Восстания 14 декабря: публикации газет, рассказы очевидцев. Замысел не был осуществлён, так как Лунин не получил требуемые материалы.

В Иркутске сложился кружок распространителей сочинений Лунина: преподаватели местных училищ Журавлёв и Крюков, казачий офицер Черепанов, декабрист П. Ф. Громницкий. Чиновник особых поручений при иркутском губернаторе Руперте Успенский увидел список одного из произведений Лунина у Журавлёва, взял его якобы для прочтения, снял копию и переслал с донесением А. Х. Бенкендорфу. В ночь с 26 на 27 марта 1841 года Лунин был арестован, его бумаги изъяты. Сам Лунин сослан в Акатуй.

Лунин нисколько не удивился своему новому аресту; он всегда ожидал, что его снова засадят в тюрьму, и всегда говорил, что он должен в тюрьме окончить свою жизнь, хоть, впрочем, он очень любил свободно скитаться с ружьём и проводил большую часть своей жизни на охоте. Однажды я был у него на святках, и он спросил меня, что по мнению моему последует ему за его письма к сестре? Я отвечал, что уже четыре месяца прошло, как он возобновил переписку, и если до сих пор и не было никаких последствий, то, вероятно, никаких и не будет и впредь. Это его рассердило; он стал доказывать, что этого быть не может и что непременно его запрут в тюрьму, что он должен в тюрьме окончить жизнь свою.

«Записи С. П. Трубецкого на „Записки“ В. И. Штейнгеля»

3 октября 1845 года Лунин скончался в тюрьме. По официальной версии причина смерти был апоплексический удар. Современники, а позднее С. Б. Окунь и Н. Я. Эйдельман считали, что Лунин был убит.

6. При каком значении с уравнение 16х2-24х+с2=0 имеет равные корни?

Подбельский 1;-1;

Чичерин 3;-3;

Воронский 2;-2;

Ответ: с=3;-3; Речь пойдет о Г.В.Чичерине. Слово учителю истории:

Чичерин Георгий Васильевич (1872, с. Караул Тамбовской губернии — 1936, Москва) — советский партийный и государственный деятель, дипломат. Родился в дворянской семье, племянник Б. Н. Чичерина. В детстве серьезно занимался музыкой, увлекался историей. После окончания гимназии с золотой медалью Чичерин блестяще завершил образование на историко-филолгическом факультете Петербургского университета и отправился в заграничное путешествие. В 1898, по совету дяди, Чичерин поступил на службу в главный архив Министерства иностранных дел, где участвовал в написании истории Министерства иностранных дел России, работал над биографией А.М. Горчакова, которую так и не завершил, но приобрел прочные знания по истории отечественной дипломатии. Знакомство с социалистической литературой, сочувствие революционно настроенным друзьям и оказание им технической помощи сделали пребывание Чичерин в Петербурге небезопасным. В 1904 он легально выехал из России, надеясь изучить социально-демократическое движение на Западе для последующего использования этого опыта на родине. Жил в Германии, Франции, Англии. Общаясь с революционной эмиграцией, был близок к эсерам, потом к меньшевикам, находился под влиянием Г. В. Плеханова и был взят на заметку заграничным бюро департамента полиции. В 1905 Чичерин стал членом РСДРП, будучи богат, оказывал постоянную финансовую поддержку партии. Занимался публицистикой, входил в состав Заграничного центрального бюро РСДРП, был членом Британской социалистической партии и других организаций социалистической направленности. С началом первой мировой войны Чичерин приобрел широкую известность как меньшевик-интернационалист. В 1917 работал секретарем Российской делегатской комиссии для содействия возвращения эмигрантов на родину. Был заключен в английскую тюрьму за антивоенную пропаганду и "связи с врагом". В 1918 был обменен на английского посла в царской России Д. Бьюкенена и вернулся в Россию. Вступив в РСДРП(б), Чичерин сначала фактически, а затем и формально возглавил Наркомат иностранных дел. Участвовал в подписании Брестского мира (1918), возглавлял советскую делегацию в Генуе (1922) и Лозанне (1922 — 1923), подписал Раппальский договор с Германией. Выделявшийся образованностью, превосходными лингвистическими способностями (объяснялся на всех европейских и нескольких азиатских языках), одержимый работой и не имевший семьи, Чичерин фактически жил в Наркоме иностранных дел. Он верил в грядущую мировую революцию и был фанатично предан коммунистической идее, однако противоречия между действиями Коминтерна, готового экспортировать революцию, и необходимостью устанавливать нормальные отношения с другими странами приводили к внутреннему противоречию. Незадолго до отставки Чичерин закончил свою книгу о Моцарте ("У меня были революция и Моцарт…", — писал он в конце жизни). Тяжелая болезнь Чичерина, почти двухлетнее лечение за границей не были единственной причиной его отставки в 1930. Чичерин и И.В.Сталин не любили друг друга, но, т.к. Чичерин никогда не стремился к власти, Сталин всегда относился к нему достаточно тактично, чего нельзя сказать о К.Е. Ворошилове, М.И. Калинине и других "рабочих вождях". Борьбу с Чичериным начали люди, стремившиеся к руководству Наркомом иностранных дел, воевать с которыми у Чичерина не было ни желания, ни сил. В 1936 году Г.В.Чичерина не стало, он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. С 1972 года в Тамбове проводятся Чичеринские чтения. В 1987 году открыт Дом-музей Г.В.Чичерина. Именем Г.В.Чичерина названа одна из улиц Тамбова. Детский дом в селе Караул носит имя Г.В.Чичерина, там есть музей Г.В.Чичерина.

Мы, жители села Караул, гордимся своим земляком.

7. Сумма квадратов корней уравнения х2+рх-3=0 равна 10. Найти р.

Рахманинов 2;

Верта 3;

Агапкин -2;

Нестеров 4;

Ответ: р=-2;2.

Речь пойдет о композиторах С.В.Рахманинове и В.И.Агапкине. Слово предоставляется учителю музыки.

Ребята! Все вы слышали о замечательных композиторах Рахманинове и Агапкине. Я сейчас коротко расскажу о них.

Агапкин Василий Иванович (1884-1964). Композитор и дирижер. Автор популярнейшего марша «Прощание славянки» (1912). Участник Первой мировой войны. На фронтах гражданской войны воевал в 1-м Красном гусарском Варшавском полку. В мирное время был назначен военным капельмейстером одного из оркестров Тамбовского гарнизона. В 1922 г. оркестр Агапкина стал победителем смотра военных оркестров, который состоялся в Москве — там музыкантов и оставили для прохождения дальнейшей службы. В столице Агапкин продолжал сочинять музыку, причем особенно преуспел в жанре вальса. «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Голубая ночь» и многие другие его сочинения любили слушать москвичи в парках и с эстрады сада «Эрмитаж», где регулярно выступал оркестр под управлением Агапкина.

Звездным часом стал для него военный парад 7 ноября 1941 г. в Москве. Агапкин дирижировал сводным военным оркестром Московского гарнизона, провожая участников парада с Красной площади прямо в бой. Событие это в наши дни довольно подробно описано в книгах и очерках, авторы их не правы только в одном: на том памятном ноябрьском параде «Прощание славянки» оркестр не исполнял, поскольку этот марш был запрещен. А всему виной — песенные варианты, сочиненные на эту музыку в годы гражданской войны «по другую сторону баррикад». Уже после смерти Сталина фонограмму марша «подложили» под документальные съемки парада 1941 г. «задним числом». Не звучал этот марш и во время Парада Победы в июне 1945 г. Полковник Агапкин встречал на параде воинов-победителей как помощник главного дирижера сводного тысячетрубного оркестра генерал-майора С.А. Чернецкого.

«Реабилитировала» и вернула нам марш «Прощание славянки» кинокартина «Летят журавли» (1957). Он звучал потом и в «Белорусском вокзале» (1971), и в «Великой Отечественной» (1979), и во многих других фильмах, спектаклях и телевизионных передачах, посвященных военной теме. Марш «Прощание славянки» является гимном Тамбовской области.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года. Длительное время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода. Исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии.Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича Бутаковых, постоянно живших в Новгороде.

Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. С 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано, сначала под руководством матери, затем А.Д.Орнатской, знакомой родителей композитора. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые невзгоды, обрушившиеся на семью Рахманиновых: разрушение материального благополучия семьи, продажа Онега, переселение в Петербург.

Осенью 1882 года С.В. Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории и поселяется в семье Трубниковых. Однако, нелады в семье, отсутствие правильного надзора за мальчиком и его ранняя самостоятельность мало способствуют учению. Самым близким человеком для Рахманинова в те годы была его бабушка С.А.Бутакова. По окончанию каждого года занятий в Петербургской консерватории она берет внука к себе в Новгород или близлежащее имение Борисово. Там они посещают церкви, слушают духовную музыку. Большое впечатление произвели на юного композитора звон колоколов и служба в монастырях и соборах. Так как занятия С.В.Рахманинова в Петербургской консерватории в течение трех лет шли плохо, то мать его по совету А.И.Зилоти решает перевести сына в Московскую консерваторию и отдать на воспитание профессору Н.С.Звереву.

Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты замечательных пианистов А.Н.Есипова, А.И.Зилоти, А.Г.Рубинштейна и др., знакомится с С.И.Танеевым, В.И.Сафоновым, П.И.Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера. Громадные успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории.

В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С.Зверева и находит пристанище в семье Сатиных — Александра Александровича и Варвары Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. З0 января 1892 года, он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений.

29 мая 1892 года С.В.Рахманинов заканчивает консерваторию, с большой золотой медалью, его имя заносится золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора явилась одноактовая опера "Алеко",которая была поставлена в Большом театре, а позднее в Киеве, где композитор впервые встал за дирижерский пульт. Сезон 1892-93 гг. стал началом артистического пути "свободного художника" Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И.Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского. С весны 1894 года он начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, написанная в 1895-97 гг. Однако необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К.Глазуновым привели к провалу, который тяжело переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора моральная поддержка и забота близких ему людей. Лето 1897 года он проводит в семействе Скалон, в их нижегородском имении Игнатово. С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И.Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И.Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П.Чеховым. В начале 1899 года Рахманинов прошел курс лечения у врача-гипнотизера Н.В.Даля, что значительно улучшило его физическое и моральное состояние. Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В.Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занимает пост капельмейстера Большого театра. В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь.

В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года Татьяна. События 1905 года заставляют Рахманинова несколько раз выступать в печати в поддержку демократических реформ. Начиная с 1906 года Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене (летом семья Рахманиновых возвращалась в Ивановку). Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, Сергей Васильевич все же дает концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист. Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге 1910-х годов в творчестве С.В.Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни. В произведениях этих лет усложняется, становится более напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное начало. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве. Став в 1910 году совладельцем Ивановки Сергей Васильевич увлекается "сельскохозяйственной деятельностью". Любимым отдыхом для него становится езда на автомобиле, приобретенном в 1912 году. Разразившуюся мировую войну 1914-1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н.Скрябина.

Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В.Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке. Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. В Америке, в течение многих лет, Рахманинов пользовался услугами концертного бюро Чарльза Эллиса. Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе, возвращаясь осенью в Нью-Йорк. В 1926 году С.В.Рахманинов вернулся к композиторской деятельности и в течение года им были написаны четвертый концерт и "три русские песни" для хора с оркестром.

Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности. В 1930 году С.В.Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" (Сергей и Наталия Рахманиновы) и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни. В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В.Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне.

28 марта 1943 года С.В.Рахманинова не стало. Он был похоронен на русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.

8. Ребята! В этом году наша страна отмечает 65-летие победы советского народа в Великой отечественной войне. На фронтах войны храбро сражались и наши земляки. Многие получили звание Героя Советского Союза. Итак, составить приведенное квадратное уравнение так, чтобы числа 1+√2 и 1-√2 были его корнями.

Распопов: х2+2х+1=0

Синев: х2-2х-1=0

Космодемьянская: х2-2х+1=0

Ответ: х2-2х-1=0

А сейчас слово предоставляется учителю истории, который расскажет вам о нашем земляке, Герое Советского Союза Я.М.Синеве.

Синев Яков Михайлович родился в 1912 году в деревне Шумиловка Кирсановского уезда. Герой Советского Союза. Это звание он получил в 1943 году посметрно. Из крестьян. Окончил неполную среднюю школу, работал в колхозе, затем строителем в Сумгаите и Баку. В Красной Армии с 1941 года. Рядовой отдельного батальона 9-й стрелковой бригады (56-я армия, Северо-Кавказский фронт). В бою у станицы Крымская(ныне город Крымск Краснодарского края) закрыл собой амбразуру дзота. Награжден орденом Ленина, медалью. Навечно зачислен в списки воинской части. Имя Я.М.Синева носят улицы в п.г.т. Инжавино, Сумгаите.

9. а) Сколько действительных корней имеет уравнение: 49х2-84х+36=0?

Ответ: 1 корень.

б) при каком значении q уравнение х2-6х+q=0 имеет равные корни?

Ответ: q=9.

в) найти наибольший корень уравнения х2-10х+24=0

Ответ: х=6

г) найти среднее арифметическое корней уравнения: х2-14х+24=0

Ответ: 7.

Итак, выпишем в ряд полученные ответы:

а) б) в) г)

1 9 6 7 - год награждения Тамбовской области орденом Ленина за большие достижения во всех отраслях народного хозяйства.

В настоящее время наша область тоже занимает достойное место в народном хозяйстве России. Возглавляет нашу область О.И. Бетин, грамотный и достойный руководитель. О.И. Бетин избран главой администрации Тамбовской области в 1999 году.

10. Домашнее задание:

Придумать задания по теме «Квадратные уравнения», чтобы из ответов составить дату 1999. (по аналогии с заданиями, которые выполнялись в классе).

Спасибо за помощь в проведении урока, дорогие коллеги и спасибо за урок вам, ребята!

Файлы: коспект интегрированного урока.docx
Размер файла: 86156 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология