Автор конспекта:
Автор(ы): — Феслер Н.Н.

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 7 города Георгиевска

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Алгебра
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

  • Расширить знания учащихся об алгоритме.
  • Изучить базовую алгоритмическую структуру «Ветвление» в полной и неполной формах.
  • Развивать навыки решения задач разветвляющейся структуры на алгоритмическом языке, с помощью блок-схем.
  • Отрабатывать навыки практической работы построения блок-схемы и ее отладки.
  • Закрепить материал по теме «Решение квадратных уравнений» по математике.
  • Развивать навыки самостоятельной работы учащихся.
  • Формировать навыки использования компьютерных технологий на уроках математики.
  • Развивать познавательный интерес учащихся.
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учеников в классе: — 30

Используемое оборудование: —

персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска

Краткое описание: —

  • Организационныймомент
  • Учителя проводят инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.

  • Фронтальный опрос теории
  • 1) Что такое алгоритм?

    2) Дайте определение величины

    3) Что называют типом величины?

    4) Какие типы величин вам известны?

    5) Что такое команда?

    6) На какие виды делятся команды?

    7) Приведите пример простой команды. Составной команды.

    8) В чем основное отличие простой команды от составной?

  • Вступительное слово учителя
  • Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. Линейный алгоритм: заваривание чая, приготовление бутерброда и т.д.

    К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.

    Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром мы всегда смотрим в окно, наблюдаем за погодой: если идет дождь, то надо взять зонт, если столбик термометра опустился вниз, то нужно одеть куртку. И такие условия встречаются в нашей жизни довольно часто.

    Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

    Таким образом, появляется новый вид алгоритма, который называется разветвляющимся или проще говоря развилкой.

    Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с базовой алгоритмической структурой ветвление, изучить полную и неполную формы команды ветвления.

    4. Изучение нового материала

    А) Понятие ветвления

    Составной называется команда, содержащая условие. Одной из составных команд является команда ветвления

    Ветвление — это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения (невыполнения) некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

    Команду ветвления называют также развилкой, так как в зависимости от условия исполнитель выполнит либо одну либо другую команду, (либо пойдет налево или направо)

    Б) Формы ветвления

    Различают полную и неполную формы ветвления.

    Полное ветвление

    Пояснение: Если условие верно (истинно), то исполнитель выполнит команду серия 1 после служебного слова то.

    Если условие неверно (ложно), то исполнитель выполнит команду серия 2 после служебного слова иначе

    Полное ветвление:

    если <условие>

    то серия 1

    иначе серия 2

    все

    Неполное ветвление

    Пояснение: Проверяется только истинность условия, серии команд при невыполненном условии нет.

    Вывод:

    Структура Ветвление обеспечивает выполнение одной из серий команд в зависимости от результата проверки истинности условия.

    В настоящее время существует несколько определений разветвляющегося алгоритма.

    Определение 1. Алгоритм, содержащий структуру ветвления, называется разветвляющимся

    Определение 2. Разветвляющимся называется алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий

  • Закрепление изученного материала
  • Составим алгоритм и блок-схему к нему для решения квадратного уравнения.

    ax2+bx+c=0

    начало

    вводим коэффициенты a,b,c

    находим дискриминант D=b2-4ac

    если 0> то находим корни x1=(-b-√D)/(2a)

    x2=(-b-√D)/(2a)

    выводим корни x1, x2на экран

    иначе

    если то находим корень x1=(-b)/(2a)

    выводим корень x1на экран

    иначе выводим на экран корней нет

    конец

    Блок-схема:

    начало

    вводим a,b,c

    D>0

    x1=(-b-√D)/(2a) x2=(-b-√D)/(2a)

    x1=(-b)/(2a)

    выводим x1, x2

    выводим x1

    Выводим

    корней нет

    D=0

    конец

    да

    да

    нет

    нет

    D=b2-4ac


    6. Подведение итогов урока

    -Какой алгоритм называется разветвляющимся?

    — Назовите формы ветвления.

    — В чем отличие полного ветвления от неполного?

    — В чем сходство?

  • Домашнее задание
  • § 31 (стр.170-174)

  • Организационныймомент
  • Учителя проводят инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.

  • Фронтальный опрос теории
  • 1) Что такое алгоритм?

    2) Дайте определение величины

    3) Что называют типом величины?

    4) Какие типы величин вам известны?

    5) Что такое команда?

    6) На какие виды делятся команды?

    7) Приведите пример простой команды. Составной команды.

    8) В чем основное отличие простой команды от составной?

  • Вступительное слово учителя
  • Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. Линейный алгоритм: заваривание чая, приготовление бутерброда и т.д.

    К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.

    Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром мы всегда смотрим в окно, наблюдаем за погодой: если идет дождь, то надо взять зонт, если столбик термометра опустился вниз, то нужно одеть куртку. И такие условия встречаются в нашей жизни довольно часто.

    Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

    Таким образом, появляется новый вид алгоритма, который называется разветвляющимся или проще говоря развилкой.

    Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с базовой алгоритмической структурой «ветвление», изучить полную и неполную формы команды ветвления.

    4. Изучение нового материала

    А) Понятие ветвления

    Составной называется команда, содержащая условие. Одной из составных команд является команда ветвления

    Ветвление — это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения (невыполнения) некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

    Команду ветвления называют также развилкой, так как в зависимости от условия исполнитель выполнит либо одну либо другую команду, (либо пойдет налево или направо)

    Б) Формы ветвления

    Различают полную и неполную формы ветвления.

    Полное ветвление

    Пояснение: Если условие верно (истинно), то исполнитель выполнит команду серия 1 после служебного слова то.

    Если условие неверно (ложно), то исполнитель выполнит команду серия 2 после служебного слова иначе

    Полное ветвление:

    если

    то серия 1

    иначе серия 2

    все

    Неполное ветвление

    Пояснение: Проверяется только истинность условия, серии команд при невыполненном условии нет.

    Вывод:

    Структура «Ветвление» обеспечивает выполнение одной из серий команд в зависимости от результата проверки истинности условия.

    В настоящее время существует несколько определений разветвляющегося алгоритма.

    Определение 1. Алгоритм, содержащий структуру ветвления, называется разветвляющимся

    Определение 2. Разветвляющимся называется алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий

  • Закрепление изученного материала
  • Составим алгоритм и блок-схему к нему для решения квадратного уравнения.

    ax2+bx+c=0

    начало

    вводим коэффициенты a,b,c

    находим дискриминант D=b2-4ac

    если 0> то находим корни x1=(-b-√D)/(2a)

    x2=(-b-√D)/(2a)

    выводим корни x1, x2на экран

    иначе

    если то находим корень x1=(-b)/(2a)

    выводим корень x1на экран

    иначе выводим на экран «корней нет»

    конец

    Блок-схема:

    начало

    вводим a,b,c

    D>0

    x1=(-b-√D)/(2a) x2=(-b-√D)/(2a)

    x1=(-b)/(2a)

    выводим x1, x2

    выводим x1

    Выводим

    «корней нет»

    D=0

    конец

    да

    да

    нет

    нет

    D=b2-4ac


    6. Подведение итогов урока

    -Какой алгоритм называется разветвляющимся?

    — Назовите формы ветвления.

    — В чем отличие полного ветвления от неполного?

    — В чем сходство?

  • Домашнее задание
  • § 31 (стр.170-174)

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология