Автор конспекта:
Автор(ы): — Ханычева Елена Николаевна

Место работы, должность: — учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — научиться находить мощность алфавита

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Тема урока: Решение задач Цели: • Научить учащихся находить количество информации, мощность алфавита, переводить количество информации в более крупные единицы измерения и наоборот. • Развивать внимательность при решении задач. • Воспитывать добросовестное отношение к труду. Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков. Ход урока. I. Организационный момент.(2 мин) Сообщение темы, постановка целей урока, перекличка. II. Проверка домашнего задания.(5 мин) Тестирование (см. тест из дидактического материала) III. Решение задач. (25 мин) Пояснение: 1. Задачи можно разбить на три группы: 1 – 2 устно, 3 – 6, 7 – 8, 9 – 10 – письменно. 2. Группы местами переставлять не рекомендуется, т.е. решать по порядку. Вы можете выбрать из каждой группы необходимое количество задач. Задача 1. Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несет 1 буква этого алфавита? Решение: 2 i = N, 2 i = 8, i= 3 бита. Ответ: 3 бита. Задача 2. Информационный объем одного символа некоторого сообщения из алфавита племени Пульти равен 6 битам. Сколько символов входит в алфавит этого племени, с помощью которого пультяне составили это сообщение? Решение: N = 2 i = 26 = 64 символа Ответ: 64 символа. Задача 3. Сообщение, записанное буквами из 128 – символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет? Дано: N = 128, K = 30 Найти: Iт — ? Решение: 1) Iт = K*I, где I – объем одного символа 2) 2 i = N, 2i= 128, i = 7 бит – объем одного символа 3) Iт = 30*7 = 210 бит – объем всего сообщения. Ответ: 210 бит – объем всего сообщения. Задача 4. Сообщение, составленное с помощью 32 – символьного алфавита, содержит 80 символов. Другое сообщение составлено с использованием 64 – символьного алфавита и содержит 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в сообщениях. Дано: N1 = 32, K1 = 80, N2 = 64, K2 = 70 Найти: Iт1, Iт2 Решение: 1) Iт = K*I, где I – объем одного символа 2) 2i = N, 2i = 32, i = 5 бит – объем одного символа первого сообщения; 3) 2i = N, 2i = 64, i = 6 бит – объем одного символа второго сообщения; 4) Iт1 = K1 * i = 80 * 5 = 400 бит – объем первого сообщения; 5) Iт2 = K2 * i2 = 70 * 6 = 420 бит – объем второго сообщения; Ответ: во втором сообщении информации больше, чем в первом. Задача 5. Информационное сообщение объемом 4 Кбайта содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение? Дано: К = 4096, Iт = 4 Кб Найти: N — ? Решение: 1) N = 2i; 2) Iт = K*I, I = Iт/K = 4*1024*8/4096=8 бит – объем одного символа; 3) N = 28 = 256 символов – мощность алфавита. Ответ: алфавит содержит 256 символов. Задача 6. Сколько килобайтов составляет сообщение из 512 символов 16 – символьного алфавита? Дано: N = 16, К = 500 Найти: Iт — ? Решение: 1) Iт = K*I, неизвестно I; 2) N = 2i, 16 = 2i, i = 4 бита – объем одного символа; 3) Iт = 4 * 512 = 2048 бит – объем всего сообщения; 4) 2048*8/1024 = 16 Кбайт. Ответ: 16 Кбайт объем всего сообщения. Задача 7. Для записи текста использовался 256 – символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц текста? Дано: N = 256, x = 30 – количество строк, y = 70 – количество символов в строке, M = 5 – количество страниц. Найти: Iт = ? Решение: 1) N = 2i, 256 = 2I, i = 8 бит = 1 байт – объем одного символа; 2) K = x*y*M = 30*70*5 = 10500 символов – в тексте; 3) Iт = I*K = 1 * 10500 = 10500 байт = 10 Кбайт – объем всего текста. Ответ: объем всего текста 10 Кбайт. Задача 8. Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов? Дано: Iт = 1125 байтов, x = 25 – количество строк, y = 60 – количество символов в строке, M = 3 – количество страниц. Найти: N — ? Решение: 1) N = 2i, неизвестно I; 2) Iт = K*I, I = Iт/ К; 3) K = x*y*M = 25*60*3 = 4500 символов – в тексте; 4) I = Iт/ К = 1125*8/4500 = 2 бита — объем одного символа; 5) N = 22 = 4 символа – в алфавите. Ответ: в алфавите 4 символа. Задача 9. Пользователь вводит текст с клавиатуры со скоростью 90 знаков в минуту. Какое количество информации будет содержать текст, который он набирал 15 минут (используется компьютерный алфавит)? Дано: V = 90зн/мин, t = 15мин, N = 256. Найти: Iт = ? Решение: 1) Iт = K*I; 2) K = V * t = 90*15 = 1350 символов содержит текст; 3) N = 2i, 256 = 2i, I = 8 бит = 1 байт – объем одного символа; 4) Iт = 1350 * 1 = 1350 байт = 1,3 Кбайт — объем всего текста. Ответ: текст содержит 1,3 Кбайт информации. Задача 10. Пользователь вводил текст с клавиатуры 10 минут. Какова его скорость ввода информации, если информационный объем полученного текста равен 1 Кбайт? Дано: Iт = 1 Кбайт, t = 10мин. Найти: V = ? Решение: 1) V = K/t, неизвестно К; 2) K = Iт / I, т.к. мощность компьютерного алфавита равна 256, то I = 1 байт. Поэтому К = 1 1024/1 = 1024 символов в тексте. 3) V = 1024/10 = 102 сим/мин. Ответ: скорость ввода текста 102 символа в минуту. IV. Подведение итогов урока. (3 мин) Выставление оценок с комментированием. V. Домашнее задание( 5 мин) Задача 1. Информационная емкость человеческой яйцеклетки приблизительно равна 233 бит. На скольких “винчестерах” ( по 20 Мбайт) можно уместить генетическую информацию одного человека? Решение. 1. Переведем биты в Мбайты: 233 бит = 230 байт=210 Мбайт (1 Гигабайт). 2. Найдем количесво “винчестеров”: 210Мбайт/(2*10) Мбайт=29/10=51. 2. Ответ:52”винчестера.” Задача 2. Ёмкость одного условного печатного листа равна приблизительно 32 Кбайта. Сколько чистого времени (без учета смены бумаги) потребуется для распечатки текста одной газеты ( 2 усл.п.л.); а) на матричном (64 символа в секунду) принтере; б) на лазерном (512 символов в секунду) принтере? Решение. 1. Представим все числовые данные в виде степеней двойки: 32=25; 64=26; 512=29. 2. На матричном принтере: 2*25*210/26=210=1024(с)=17(мин). Ответ: 17 мин. 3. На лазерном принтере: 2*215/29=27=128(с)=2(мин). Ответ: 2 мин. Творческое задание ( по желанию на отдельную оценку). Задача. ДНК человека (генетический код) можно представить себе как некоторое слово в четырехбуквенном алфавите, где каждой буквой помечается звено цепи ДНК (нуклеотид). Сколько информации (в битах) содержит цепочка ДНК человека, содержащая примерно 1,5 * 10 в 23? Решение: Дано: N = 4, K = 1,5 * 1023. Найти: Iт = ? Решение: 1) N = 4 = 2 i, i = 2 бита. 2) Iт = K * i= 1,5 * 10 23 * 2 = 3 * 10 23 бита. Ответ: 3 * 10 23 бита.

Краткое описание: — Задачи с решениями на кодирование.Алфавитный подход.

Файлы: Создание движущихся изображений наше.ppt
Размер файла: 3926016 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология