Автор конспекта:
Автор(ы): — Гуськова елена Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ с.Б-Озёрки, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели урока: 1. Обучающие: • расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, А.Н. Майкове. • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств; 2. Развивающие: • развивать интерес к поэзии; • помочь понять настроение, чувства поэтов; • помочь создать зрительные образы при чтении стихов; • развить навыки подготовки, создания и защиты проекта. 3. Воспитательные: • воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, поддержки, взаимопомощи в условиях работы в проектных группах; • воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, Родине.

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник литературы под. ред. Т.Ф.Курдюмовой

Используемая методическая литература: —

Учебник — хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина, Москва, «Просвещение»;

Используемое оборудование: —

Презентация; фотографии и портреты поэтов;

рисунки учащихся; выставка книг;

музыкальные произведения П.И.Чайковского «Времена года», Джеймса Ласта; учебник литературы. 6 класс;

учебник — хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина, Москва, «Просвещение»;

тетради учащихся;

листы взаимоконтроля

Используемые ЦОР: —

Мультимедийное приложение к урокам литературы

Краткое описание: — Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (с применением компьютерных технологий). Презентация подготовлена в программе Microsoft Power Point совместно с учащимися школы. Её можно реализовать с помощью мультимедийного проектора, компьютера. На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. Взаимодействие детей при работе в группе способствует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их. Предусмотрена смена видов и форм деятельности. Физминутка для снятия зрительного утомления учащихся. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (с применением компьютерных технологий). Презентация подготовлена в программе Microsoft Power Point совместно с учащимися школы. Её можно реализовать с помощью мультимедийного проектора, компьютера. На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. Взаимодействие детей при работе в группе способствует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их. Предусмотрена смена видов и форм деятельности. Физминутка для снятия зрительного утомления учащихся. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (с применением компьютерных технологий). Презентация подготовлена в программе Microsoft Power Point совместно с учащимися школы. Её можно реализовать с помощью мультимедийного проектора, компьютера. На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. Взаимодействие детей при работе в группе способствует созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их. Предусмотрена смена видов и форм деятельности. Физминутка для снятия зрительного утомления учащихся.


Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Здесь мало всмотреться,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Н. Рыленков

window.google_render_ad(); Цели урока:

1. Обучающие:

· расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, А.Н. Майкове.

· закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

· развивать интерес к поэзии;

· помочь понять настроение, чувства поэтов;

· помочь создать зрительные образы при чтении стихов;

· развить навыки подготовки, создания и защиты проекта.

3. Воспитательные:

· воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, поддержки, взаимопомощи в условиях работы в проектных группах;

· воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, Родине.

Форма урока

творческий зачёт с использованием ИКТ.
Оборудование урока

презентация; фотографии и портреты поэтов;

рисунки учащихся; выставка книг;

музыкальные произведения П.И.Чайковского «Времена года», Джеймса Ласта; учебник литературы. 6 класс;

учебник — хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель В.П. Полухина, Москва, «Просвещение»;

тетради учащихся;

листы взаимоконтроля (Приложение 1).

Оформление урока

На доске тема урока, эпиграф; портреты поэтов; на выставке рисунки учащихся, словарная работа; выставка книг по данной теме.
Методические приемы:

Рассказы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, взаимооценивание.

Опережающие задания

Класс разделён на 3 группы, занимался творчеством одного из поэтов.

Задания группам

- Краткий рассказ по биографии и творчеству поэта;

- иллюстрации к стихотворению;

- музыкальное оформление выступления;

- презентации и показ её на уроке;

- выразительное исполнение стихотворения;

- анализ стихотворения по плану:

1. Название, своеобразие авторского замысла.

2. Тема.

3. Идея.

4. Изобразительно — выразительные средства языка.

На выполнение работы дается 3 недели.

Ход урока:

Слово учителя (Слайды № 1 – 2):
Сегодня заключительный урок по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов
XIX века», будет проходить в форме творческого зачёта.

Оценивать каждого, в том числе и себя, будете сами. Для этого вы получаете листы взаимоконтроля (Приложение 1), которые будете заполнять в ходе работы. В конце работы необходимо подвести итог урока (Приложение 3).

В ходе подготовки к уроку класс был разделен на творческие группы, каждая их которых занималась биографией и творчеством одного их поэтов.

Выступление I группы.

Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
Послушаем стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…».


Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.


Словарная работа:

Чу – призыв обратить внимание на какие-то звуки.

Нива – засеянное поле.

Смятенный – находящийся в волнении.

В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.

Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.

Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.

Не менее интересным является и другое стихотворение поэта.

Листья.


Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..



Словарная работа:

Зефиры – южные тёплые ветры.

Докучный – наводящий скуку.

Это стихотворение написано от лица осенних листьев, которым не терпится улететь вместе с ветром. Себя они противопоставляют хвое: «Их тощая зелень, / Как иглы ежа, /
Хоть ввек не желтеет, / Но ввек не свежа».

Листья называют себя «лёгким племенем», которое «краткое время гостит на сучьях». Они радуются, что «всё красное лето были в красе, играли с лучами, купались в росе». Но осенью им стало скучно, поэтому осенние листья обращаются за помощью к буйным ветрам и готовы улететь.
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.

Выступление II группы.

Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.

Он неутомимый фантазёр… Его часто видели с ружьём, верхом на коне… Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами… Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Словарная работа:

Гудёт (устар.) – гудит.

Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.

Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», — признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.

Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин — " самыми искренними, свежими".

Выступление III группы.

Аполлон Николаевич Майков родился в селе Никольском, недалеко от Москвы. Мать была у него писательница, отец – художник. Детей в семье было трое. Детство у них было вольное, радостное.

На 12 году Майкова увезли в Петербург готовиться к поступлению в университет. Трудно он привыкал к городской жизни.

Стихи начал писать с 15 лет и уже в студенческие годы получил признание.

Ему было 22 года, когда вышла его первая книга.

Замечательные стихи писал Майков о природе. Читаешь их, и за каждой строкой встаёт яркая картина. Кажется, будто сам бежишь по осеннему лесу, загребаешь осенние листья.
Осень.


Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.


Словарная работа:

Вешний – весенний.

Утеха – удовольствие, забава.

Совлечь – снять.

Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология