Автор конспекта:
Автор(ы): — Лавренюк Ирина Анатольевна

Место работы, должность: —

МОУ г.Бузулука "СОШ № 10", учитель русского языка и литературы

Регион: — Оренбургская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — послевузовское профессиональное образование

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык
Предмет(ы): — Управление образованием

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Изучение гуманитарных дисциплин вводит нас в мир духовной культуры, позволяет не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль.

Когда ученики заканчивают школу, мы должны быть уверены, что основные нравственные заповеди проникли в их души, стали убеждением. Чтобы «не заплыла душа жиром», чтобы не забывали священных слов «отец» и «мать», чтобы не заработком, а работой научились жить, чтобы не превращали дом свой в некий храм вещей, чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значимости в нём — такими хочется видеть своих учеников в будущем.

Традиция изучения гуманитарных дисциплин в любом вузе составляет одну из важнейших особенностей нашего высшего образования. В чем смысл этой традиции? Что несет ее сохранение будущему специалисту в области, например, естественных и технических наук? Кроме того, все эти дисциплины составляют некий набор независимых в сущности своей наук, или между ними существует некая связь, настолько принципиального характера, что ее следует осознать?

Конечно, если понятно, с какой целью приходится осваивать тот или иной предмет, насколько эта цель согласуется с собственными профессиональными и в целом жизненными устремлениями, то появляется особый познавательный интерес, порождающий немало вопросов, для ответа на которые требуются все более глубокие знания.

Гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей и их потребителей. Они всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

Изучение гуманитарных дисциплин вводит нас в мир духовной культуры, позволяет не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические и, конечно, философские знания и др. Важно знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур.

Нет особой необходимости доказывать, насколько привлекательны для человека искусство, история, психология, философия и т.д. своим содержанием, теоретическими сюжетами, неожиданными поворотами мысли, своими отличиями от естественных и технических наук. Мир гуманитарного знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарная культура имеет своим предметом человека, человека в его человеческом обществе с проблемами человека и общества, в котором он живет. И эти проблемы могут носить как преходящий характер, так и вечный, разрешение которых происходит на протяжении жизни всех поколений, всех народов.

В последние годы стала гораздо заметнее роль религии в жизни нашего общества. И люди старшего поколения и молодёжь всё чаще обращаются к тому источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают всё больший интерес у наших учеников, и это естественно — хотя бы потому, что религия — это часть культуры русского народа, связанная великими страницами нашей истории. Когда человек силою искусства слова присоединяется к чужой судьбе, научится чувствовать чужую радость или боль, как свою собственную, ему уже мучительно больно совершить зло.

Гуманитарное знание так же, как и естественно-научное знание, стремится к достижению истины, то есть к тому, чтобы не просто накапливались сведения об общественных явлениях, не просто суммировались различные идеи и взгляды на природу человека и общества, чтобы эти идеи не были ошибочными, не были заблуждениями. Для человечества всегда важно было понять самого себя, понять человека, его поступки и мысли, характер его жизни и тех изменений, которые в ней происходят. Такому пониманию может способствовать только истинное знание, то есть такое знание, которое адекватно в соответствующих пределах и ракурсах отражает реальные процессы. Человеческая культура развивалась сложными путями, осмысливая общественную жизнь и человека, преодолевая различные, в том числе и великие, заблуждения, выдвигая массу разнообразных по своей значимости гипотез, соотнося результаты своих исследований с реальностью, осмысливая свой собственный опыт.

Современный этап развития общественных и гуманитарных наук связан с поиском путей решения глобальных проблем человечества, которые также имеют комплексный междисциплинарный характер. При этом доля социально-гуманитарных компонентов глобальных проблем, связанная с увеличением масштабов и глубины антропогенного воздействия на среду, неуклонно возрастает. Расширяется и сам спектр проблем: наряду с проблемами международной безопасности, борьбы за разоружение, демографической и экологической проблемами появились проблемы преступности, терроризма, наркомании, «вандализации» культуры. Процессы глобализации и информатизации еще более стимулируют интеграцию социально-гуманитарных наук.

Гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и конечным продуктом. Наряду с монографиями и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях. Неразрывная связь гуманитарного знания с художественным творчеством проявляется в том, что гуманитарные науки иные, нежели естественные. Они не могут претендовать на полное знание о мире человека, толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.

В самом деле, гуманитарные науки обращаются к человеку постольку, поскольку он живет, говорит, производит. Будучи живым существом, человек растет, функционирует, имеет потребности, видит, как перед ним раскрывается пространство, подвижные координаты которого пересекаются в нем самом; иначе говоря, его телесное существование так или иначе пересекается с остальной живой природой; производя продукты и орудия труда, выменивая то, в чем он нуждается, организуя всю систему обращения, по которой проходит все то, что он способен потреблять, и в котором сам он является лишь неким функциональным узлом, человек и все его существование оказываются непосредственно сплетенными с существованием других людей; наконец, обладая языком, он может построить себе символический мир, внутри которого он вступает в отношения со своим собственным прошлым, с вещами, с другими людьми, на основе которого он только и может построить какое-то знание (и особенно знание о самом себе, одной из возможных форм которого являются гуманитарные науки).

Современное гуманитарное знание должно служить той базой, на которой необходимо наладить междисциплинарный диалог между науками естественными, точными, социальными — одним словом, создавать условия для возникновения современного общества, основанного на знаниях, ориентированного на устойчивое развитие.

Список литературы

  • Бодина Е. Жизненность знаний как условие обновления содержания образования. // «Воспитание школьников. – 1997. — № 4.
  • Ионин Л. Социология культуры. — М., 1996.
  • Коган Л. Теория культуры. — Екатеринбург, 1993.
  • Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX в. -М., 1995.
  • Федоров Н. Сочинения. М.: Мысль, 1982.
  • Шестов Л. Собрание сочинений, т. 2. М.: Наука, 1993.
  • Файлы: Литер.-музык.композиция Неизвестный солдат.docx
    Размер файла: 52761 байт.

    Рубрики: Литература Метки:, , , ,
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология