Автор конспекта:
Автор(ы): — Овчинникова Елена Евгеньевна

Место работы, должность: — МОУ Бутылицкая СОШ, учитель русского языка

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Добиться понимания учащимися роли имен прилагательных в русском языке; развитие исследовательских и коммуникативных умений; создать условия для формирования убеждения в том, что красивая и образная речь — обязательная черта современного человека.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Русский язык. Авторы: С.И.Львова, В.В.Львов. М. — Мнемозина, 2008

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор, Экран.

Краткое описание: — Урок — исследование, тип урока — урок изучения нового материала. Основная форма деятельности учащихся на уроке — групповая деятельность. Цель использования экрана — иллюстративное сопровождение этапов урока.

Урок- исследование

«Роль имён прилагательных в русском языке».

6 класс

№ п/п

Этапы урока

№ слайда

Действия учителя

Действия учащихся

1

Организационно-мотивационный момент

Слайд 1

Позитивный образ-картинка, символизирующий

Имя прилагательное

Учитель рассказывает занимательную историю о прилагательном

Отвечают на вопрос: «О чём идёт речь?»

(об имени прилагательном)

2

Формулирование темы урока.

Слайды 2,3

«Имя существительное»

«Глагол»

Сообщает о роли существительного (носитель основной информации о мире) и глаголе

(портрет, высказывание А.Н.Толстого о глаголе: «выражает движение», «основа русского языка»), подводит учащихся к определению темы

Формулируют тему урока

( Роль имён прилагательных

в русском языке)

Формулируют цель урока.

3

Повторение и формулирование этапов исследовательской деятельности:

1) Формулирование цели исследования

Слайд 4

«Этапы исследовательской деятельности»

Слайд 5

«Цель исследования»

Предлагает учащимся побыть в роли исследователя и вспомнить этапы исследовательской деятельности

(«Памятка»)

Предлагает учащимся определить цель исследования

Называют этапы исследовательской

деятельности

Формулируют цель исследования: выявить, с какой целью в русском языке употребляются

имена прилагательные

2) Выдвижение гипотезы.

Слайд 6

«Гипотеза исследования»

Предлагает сформулировать гипотезу исследования

Выдвигают гипотезу: Имена прилагательные делают речь более выразительной. Может быть, есть другие функции, о которых мы не знаем?

3) Определение средств проверки гипотезы.

Слайд 7

«Средство работы»

Предлагает назвать средства (материал) для работы, в результате которой мы убедимся в правильности или неправильности гипотезы.

Предлагает три текста и

форму деятельности – групповая работа. (легче проверять результаты учебной деятельности, экономия времени)

В качестве такого средства предлагается текст

4) Составление плана работы.

Слайд 8

«План работы»

Корректирует деятельность учащихся по составлению плана работы

Составляют план работы:

-читаем текст;

-находим прилагательные в тексте

(вспоминают признаки прилагательного);

- подсчитываем количество прилагательных в тексте;

- примеряем гипотезу (убрать прилагательные из текста, а потом сравнить с исходным вариантом);

- сделать вывод.

4

Организация групповой работы.

Слайд 8

«План работы»

Сообщает время, отведённое на выполнение работы, каждой группе даёт один текст

Делятся на три группы, распределяют роли

5

Оформление результатов.

Слайд 9

«Оформление результатов»

Помогает определиться с оформлением результатов

Предлагают способ оформления результатов:

количество прилагательных в тексте;

вывод (после сравнения вариантов текста)

6

Проверка результатов.

Слайд 10

(Результат деятельности первой группы)

Слайд 11

(Результат деятельности второй группы)

Слайд 12

(Результат деятельности третьей группы)

Слушает сообщения групп, корректирует

Сообщение первой группы: в тексте одно прилагательное «гласный»; при его отсутствии меняется смысл высказывания, нет понимания, о каком звуке идёт речь ( о гласном? согласном?) Вывод: прилагательные выделяют нужный предмет – выделительная функция.

Сообщение второй группы: в тексте найдено 10 прилагательных, без них текст становится сухим, скучным, неинтересным Вывод: прилагательные помогают нарисовать яркую, образную картину (много эпитетов) и выразить отношение автора к предмету изображения

Сообщение третьей группы: в тексте нашли 2 прилагательных, но когда их убрали, не заметили особых изменений и поэтому не поняли, какую роль играют прилагательные

7

Завершение исследования Речеведческий анализ текстов.

Слайд 13

«Научный стиль»

Слайд 14

«Художественный стиль речи»

Слайд 15

«Описание»

Слайд 16

«Повествование»

Слайд 17

«Рассуждение»

Спрашивает:

- Если у 3 -й группы не получилось добиться результата таким способом, попробуйте другой способ.

- Как можно по-другому проанализировать текст?

Предлагает продолжить исследование , предварительно организуя повторение особенностей научного, художественного стилей речи и типов речи

Проверяет правильность выполнения

Отвечают на вопрос (речеведческий анализ текста); называют особенности стилей речи, типов речи.

Сообщают результаты:

1) научный стиль, рассуждение;

2) художественный стиль, описание;

3) художественный стиль, повествование

7

Общий вывод.

Слайд 18

« Итог исследования»

Задает вопросы.

Вместе отвечают, делают выводы: имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой

8

Домашнее задание

Слайд 19

«Домашнее задание»

Комментирует разноуровневые задания

Записывают в дневник

9

Рефлексия

Слайд20

«Поздравляю со званием «исследователь»!»

Оценивает деятельность групп, определяет лучшую группу

Самооценка, взаимооценка

Файлы: Несклоняемые существительные.rar
Размер файла: 216463 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология