Автор конспекта:
Автор(ы): — Маляренко Зоя Евгеньевна

Место работы, должность: — С-Пб, школа № 551, учитель ИЗО, МХК

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

Основная цель урока

Развитие навыков творческого мышления и анализа у учащихся посредством знакомства с экспозицией Древнего Египта Эрмитажа.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Краткое описание: — Урок проводится в Египетском зале Государственного Эрмитажа в соответствии с программой Г.И. Даниловой и предназначен для учащихся 10 класса. Среднее количество учащихся 25 человек. Занятие рассчитано на один астрономический час. Методической прием: вопросы открытого типа как метод познания.

Маляренко Зоя Евгеньевна,

учитель МХК

школы № 551 г. Санкт-Петербурга

Тема урока: «РОЛЬ ИСКУССТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ»

(один из уроков цикла «Экскурсии в музейном пространстве Санкт-Петербурга»)

Пояснительная записка

к циклу внеаудиторным урокам (занятиям)

«Экскурсии в музейном пространстве Санкт-Петербурга»,

состоящему из 10 занятий

Цикл является актуальным и перспективным, так как образование должно иметь гуманистическую направленность, выполняющую социальный заказ по подготовке подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Общая культура, толерантность, позитивизм, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии, понимание интересов, мотивов и потребностей окружающих – именно эти личностные факторы выступают на первый план в решении данной задачи.

Педагогическая целесообразность. Изучение мирового художественного наследия в музейной среде на конкретных, доступных для осмотра объектах способствует раскрытию и развитию способностей, овладению навыками анализа, умения аргументированно излагать свои мысли.

Цикл занятий разработан в соответствии с программой «Мировая художественная культура: от XVIIвека до современности»Г.И. Даниловой для учащихся 10-11 классов и направлен на формирование исследовательских навыков, на понимание сути культурно-исторических процессов.

Целью данного цикла является формирование у учащихся целостной картины мира, четкой мировоззренческой позиции; осознание ими тенденций и динамики развития цивилизации; пониманию того, что культура является продуктом деятельности многих поколений, подготовивших почву для создания сегодняшнего и будущего культурного пространства.

По методике занятия цикла представляют собой компиляцию разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, умения и навыки, полученные при изучении гуманитарных наук в школе), затем предоставить ему новый материал и условия для его осмысления, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Успешное достижение поставленной задачи обуславливается применением трехступенчатой структуры занятия: стадия постановки проблемы – стадия осмысления – стадия рефлексии. Основные методические приемы работы: рассказ преподавателя, самостоятельный сбор материала, совместные беседы, анализ и сравнение культурных эпох, стилей, художественных произведений и т.д.

Задачи цикла — создание условий для:

формирования представление о музее как о важнейшем социально-культурном институте, научном центре, хранилище предметов художественной и материальной культуры,

создания представления о разнообразии культурных эпох, художественных произведений и предметов материальной культуры в экспозициях многочисленных музеях города,

формирования отношения к базовым общечеловеческим ценностям,

формирования убеждения о необходимости сохранения исторической памяти, связи поколений, бережном отношении к памятникам культуры,

формирования чувства гордости и ответственности за сохранение памятников культуры.

Критерии эффективности занятия:

· Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего учебного времени.

· Достижение эмоциональной сопричастности каждого ученика к результатам собственной деятельности и деятельности товарищей.

· Четкая мотивация познавательной деятельности ученика на уроке.

· Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего занятия.

· Наличие самостоятельной работы и творческих заданий на занятии.

Форма проведения занятияв музейном пространстве – групповая.

Вводный урок по теме:

«Роль искусства в Древнем Египте».

Урок проводится в Египетском зале Государственного Эрмитажа в соответствии с программой Г.И. Даниловой и предназначен для учащихся 10 класса. Среднее количество учащихся 25 человек.

Занятие рассчитано на один астрономический час.

Методической прием: вопросы открытого типа как метод познания.

Основная цель урока

Развитие навыков творческого мышления и анализа у учащихся посредством знакомства с экспозицией Древнего Египта Эрмитажа.

Цели и задачи урока

Обучающие:

· познакомить учащихся с отдельными объектами музейной экспозиции;

· дать базовые навыки самостоятельной деятельности в музейном пространстве;

· расширить представление учащихся о культурном наследии Древнего Египта;

· сформировать навыки аналитической деятельности.

Развивающие:

· развить у учащихся способность продуктивно работать в малых группах;

· развить коммуникативные умения, умения вести диалог на конструктивной основе;

· создать условия для понимания глубоких исторических корней многих современных предметов;

· дать представление о музее как о важном социально-культурном институте, хранилище исторической памяти, связующем звене между поколениями.

Воспитательные:

· создать отношение к базовым общечеловеческим ценностям;

· способствовать развитию толерантности;

· воспитывать бережное отношение к мировому историческому и культурному наследию;

· способствовать развитию культуры человеческих отношений;

· мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с культурой Древнего Египта.

Актуальность урока

Актуальность разработки данной темы определяется уникальной возможностью на базе экспозиции Эрмитажа заложить основу формирования эстетических вкусов подростков, находящихся в периоде переоценки ценностей, пробудить в них исследовательский интерес, в будущем обеспечивающий процесс непрерывного личностного роста.

На примере предметов выставочной экспозиции Эрмитажа учащиеся имеют возможность наглядно проследить преемственность этапов развития цивилизации, поступательность процесса социокультурного развития, убедиться в неразрывности эпох, подкрепленной наглядными доказательствами.

Ход урока

В вестибюле музея учитель произносит вступительное слово, в котором раскрывает значение музея как научного центра, исследовательской базы, хранилища культурного наследия различных эпох. Говоря об Эрмитаже, необходимо отметить его значение для города, а также мировое значение.

Класс разбивается на 3 группы.

Учитель объявляет тему урока и объясняет последовательность работы учащихся на экспозиции. Группам раздаются маршрутные карты с вопросами открытого типа. (варианты вопросов учителя и маршрутные листы для групп смотри ниже).

Учителю необходимо проследить за тем, чтоб группы нашли предлагаемые для исследования экспонаты.

В течение 20 минут учащиеся работают самостоятельно, анализируя объекты, опираясь на предложенные вопросы.

Учитель контролирует работу групп, при необходимости оказывает помощь, отвечая на возникшие в ходе работы вопросы.

По истечении отпущенного на самостоятельную работу времени, группы собираются вместе. Затем представители каждой группы поочередно выступают с рассказом об экспонатах, используя вопросы как план. Одноклассникам предлагается задавать вопросы участникам группы.

В ходе подведения итогов занятия учащиеся рассматривают саркофаг и отвечают на обобщающие вопросы учителя.

В результате занятия учащиеся должны прийти к выводу о том, что искусство Древнего Египта направлено на воспевание величия жизни.

Учитель объясняет домашнее задание:

1. Каждой группе предлагается расшифровать, что означают дошедшие до нас древнеегипетские выражения: «с легким сердцем», «красна девица».

2. Каждый учащийся должен оформить в виде творческого отчета ответ на общий вопрос (Какие предметы быта пришли к нам из Древнего Египта?), представив изображения современных аналогов предметов быта Древнего Египта, представленных в залах музея (формат А4).

Цели и задачи урока

Действия учитель

Действия учащиеся

время

Создать представление о музее как о важном социально-культурном институте, хранилище исторической памяти и

связи поколений.

Учитель произносит вступительное слово о значении Эрмитажа как о музее мирового значения.

Слушают учителя,
настраиваются на работу в музейном
пространстве.

5мин.

Сформировать базовые навыки самостоятельной работы на экспозиции музея.

Учитель делит класс на 3 группы;

ставит исследовательские задачи;

выдает маршрутные листы.

Делятся на группы,

знакомятся с маршрутными листами

3мин.

Мотивировать учащихся на знакомство с экс-

позицией.

Отслеживает поиск учащимися объектов, указанных в маршрутных листах.

Находят и рассматривают предложенные объекты.

2мин

Сформировать навыки аналитической деятельности. Развивать творческие способности

учащихся работать в малых группах. Способствовать формированию культуры человеческих отношений, умению вести диалог на конструктивной основе.

Контролирует работу и оказывает помощь учащимся, работающим в малых группах.

Активно рассматривают и исследуют

объекты, обсуждая

ответы на вопросы,

предложенные в маршрутных листах.

20мин

Расширить представление учащихся о культурном наследии Древнего Египта.

Учитель корректирует выступление представителей групп.

Представитель каждой группы выступает с результатами работы, одноклассники задают вопросы.

20мин

Сформировать отношение к общечеловеческим ценностям.

Формировать толерантность.

Воспитывать бережное отношение к мировому историко-культурному наследию.

Учитель подводит итоги коллективного исследования учащихся с помощью вопросов открытого типа.

Отвечая на вопросы, учащиеся делают вывод о роли искусства в Древнем Египте.

7мин

Подвести учащихся к

пониманию того, что

многое используемое

сегодня разработано

в глубокой древности.

Учитель объясняет домашнее задание:

1. Лингвистическое

2. Творческое

Записывают домашнее задание.

3мин

Файлы: роль искусства в Др. Египте.doc
Размер файла: 774144 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология