Автор конспекта:
Автор(ы): — Маляренко Зоя Евгеньевна
Место работы, должность: — С-Пб, школа № 551, учитель ИЗО, МХК
Регион: — Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Цель урока: —
Основная цель урока
Развитие навыков творческого мышления и анализа у учащихся посредством знакомства с экспозицией Древнего Египта Эрмитажа.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Краткое описание: — Урок проводится в Египетском зале Государственного Эрмитажа в соответствии с программой Г.И. Даниловой и предназначен для учащихся 10 класса. Среднее количество учащихся 25 человек. Занятие рассчитано на один астрономический час. Методической прием: вопросы открытого типа как метод познания.
Маляренко Зоя Евгеньевна,
учитель МХК
школы № 551 г. Санкт-Петербурга
Тема урока: «РОЛЬ ИСКУССТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ»
(один из уроков цикла «Экскурсии в музейном пространстве Санкт-Петербурга»)
Пояснительная записка
к циклу внеаудиторным урокам (занятиям)
«Экскурсии в музейном пространстве Санкт-Петербурга»,
состоящему из 10 занятий
Цикл является актуальным и перспективным, так как образование должно иметь гуманистическую направленность, выполняющую социальный заказ по подготовке подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Общая культура, толерантность, позитивизм, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии, понимание интересов, мотивов и потребностей окружающих – именно эти личностные факторы выступают на первый план в решении данной задачи.
Педагогическая целесообразность. Изучение мирового художественного наследия в музейной среде на конкретных, доступных для осмотра объектах способствует раскрытию и развитию способностей, овладению навыками анализа, умения аргументированно излагать свои мысли.
Цикл занятий разработан в соответствии с программой «Мировая художественная культура: от XVIIвека до современности»Г.И. Даниловой для учащихся 10-11 классов и направлен на формирование исследовательских навыков, на понимание сути культурно-исторических процессов.
Целью данного цикла является формирование у учащихся целостной картины мира, четкой мировоззренческой позиции; осознание ими тенденций и динамики развития цивилизации; пониманию того, что культура является продуктом деятельности многих поколений, подготовивших почву для создания сегодняшнего и будущего культурного пространства.
По методике занятия цикла представляют собой компиляцию разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, умения и навыки, полученные при изучении гуманитарных наук в школе), затем предоставить ему новый материал и условия для его осмысления, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Успешное достижение поставленной задачи обуславливается применением трехступенчатой структуры занятия: стадия постановки проблемы – стадия осмысления – стадия рефлексии. Основные методические приемы работы: рассказ преподавателя, самостоятельный сбор материала, совместные беседы, анализ и сравнение культурных эпох, стилей, художественных произведений и т.д.
Задачи цикла — создание условий для:
формирования представление о музее как о важнейшем социально-культурном институте, научном центре, хранилище предметов художественной и материальной культуры,
создания представления о разнообразии культурных эпох, художественных произведений и предметов материальной культуры в экспозициях многочисленных музеях города,
формирования отношения к базовым общечеловеческим ценностям,
формирования убеждения о необходимости сохранения исторической памяти, связи поколений, бережном отношении к памятникам культуры,
формирования чувства гордости и ответственности за сохранение памятников культуры.
Критерии эффективности занятия:
· Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего учебного времени.
· Достижение эмоциональной сопричастности каждого ученика к результатам собственной деятельности и деятельности товарищей.
· Четкая мотивация познавательной деятельности ученика на уроке.
· Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего занятия.
· Наличие самостоятельной работы и творческих заданий на занятии.
Форма проведения занятияв музейном пространстве – групповая.
Вводный урок по теме:
«Роль искусства в Древнем Египте».
Урок проводится в Египетском зале Государственного Эрмитажа в соответствии с программой Г.И. Даниловой и предназначен для учащихся 10 класса. Среднее количество учащихся 25 человек.
Занятие рассчитано на один астрономический час.
Методической прием: вопросы открытого типа как метод познания.
Основная цель урока
Развитие навыков творческого мышления и анализа у учащихся посредством знакомства с экспозицией Древнего Египта Эрмитажа.
Цели и задачи урока
Обучающие:
· познакомить учащихся с отдельными объектами музейной экспозиции;
· дать базовые навыки самостоятельной деятельности в музейном пространстве;
· расширить представление учащихся о культурном наследии Древнего Египта;
· сформировать навыки аналитической деятельности.
Развивающие:
· развить у учащихся способность продуктивно работать в малых группах;
· развить коммуникативные умения, умения вести диалог на конструктивной основе;
· создать условия для понимания глубоких исторических корней многих современных предметов;
· дать представление о музее как о важном социально-культурном институте, хранилище исторической памяти, связующем звене между поколениями.
Воспитательные:
· создать отношение к базовым общечеловеческим ценностям;
· способствовать развитию толерантности;
· воспитывать бережное отношение к мировому историческому и культурному наследию;
· способствовать развитию культуры человеческих отношений;
· мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с культурой Древнего Египта.
Актуальность урока
Актуальность разработки данной темы определяется уникальной возможностью на базе экспозиции Эрмитажа заложить основу формирования эстетических вкусов подростков, находящихся в периоде переоценки ценностей, пробудить в них исследовательский интерес, в будущем обеспечивающий процесс непрерывного личностного роста.
На примере предметов выставочной экспозиции Эрмитажа учащиеся имеют возможность наглядно проследить преемственность этапов развития цивилизации, поступательность процесса социокультурного развития, убедиться в неразрывности эпох, подкрепленной наглядными доказательствами.
Ход урока
В вестибюле музея учитель произносит вступительное слово, в котором раскрывает значение музея как научного центра, исследовательской базы, хранилища культурного наследия различных эпох. Говоря об Эрмитаже, необходимо отметить его значение для города, а также мировое значение.
Класс разбивается на 3 группы.
Учитель объявляет тему урока и объясняет последовательность работы учащихся на экспозиции. Группам раздаются маршрутные карты с вопросами открытого типа. (варианты вопросов учителя и маршрутные листы для групп смотри ниже).
Учителю необходимо проследить за тем, чтоб группы нашли предлагаемые для исследования экспонаты.
В течение 20 минут учащиеся работают самостоятельно, анализируя объекты, опираясь на предложенные вопросы.
Учитель контролирует работу групп, при необходимости оказывает помощь, отвечая на возникшие в ходе работы вопросы.
По истечении отпущенного на самостоятельную работу времени, группы собираются вместе. Затем представители каждой группы поочередно выступают с рассказом об экспонатах, используя вопросы как план. Одноклассникам предлагается задавать вопросы участникам группы.
В ходе подведения итогов занятия учащиеся рассматривают саркофаг и отвечают на обобщающие вопросы учителя.
В результате занятия учащиеся должны прийти к выводу о том, что искусство Древнего Египта направлено на воспевание величия жизни.
Учитель объясняет домашнее задание:
1. Каждой группе предлагается расшифровать, что означают дошедшие до нас древнеегипетские выражения: «с легким сердцем», «красна девица».
2. Каждый учащийся должен оформить в виде творческого отчета ответ на общий вопрос (Какие предметы быта пришли к нам из Древнего Египта?), представив изображения современных аналогов предметов быта Древнего Египта, представленных в залах музея (формат А4).
Цели и задачи урока
Действия учитель
Действия учащиеся
время
Создать представление о музее как о важном социально-культурном институте, хранилище исторической памяти и
связи поколений.
Учитель произносит вступительное слово о значении Эрмитажа как о музее мирового значения.
Слушают учителя,
настраиваются на работу в музейном
пространстве.
5мин.
Сформировать базовые навыки самостоятельной работы на экспозиции музея.
Учитель делит класс на 3 группы;
ставит исследовательские задачи;
выдает маршрутные листы.
Делятся на группы,
знакомятся с маршрутными листами
3мин.
Мотивировать учащихся на знакомство с экс-
позицией.
Отслеживает поиск учащимися объектов, указанных в маршрутных листах.
Находят и рассматривают предложенные объекты.
2мин
Сформировать навыки аналитической деятельности. Развивать творческие способности
учащихся работать в малых группах. Способствовать формированию культуры человеческих отношений, умению вести диалог на конструктивной основе.
Контролирует работу и оказывает помощь учащимся, работающим в малых группах.
Активно рассматривают и исследуют
объекты, обсуждая
ответы на вопросы,
предложенные в маршрутных листах.
20мин
Расширить представление учащихся о культурном наследии Древнего Египта.
Учитель корректирует выступление представителей групп.
Представитель каждой группы выступает с результатами работы, одноклассники задают вопросы.
20мин
Сформировать отношение к общечеловеческим ценностям.
Формировать толерантность.
Воспитывать бережное отношение к мировому историко-культурному наследию.
Учитель подводит итоги коллективного исследования учащихся с помощью вопросов открытого типа.
Отвечая на вопросы, учащиеся делают вывод о роли искусства в Древнем Египте.
7мин
Подвести учащихся к
пониманию того, что
многое используемое
сегодня разработано
в глубокой древности.
Учитель объясняет домашнее задание:
1. Лингвистическое
2. Творческое
Записывают домашнее задание.
3мин
Файлы: роль искусства в Др. Египте.doc
Размер файла: 774144 байт.