Автор конспекта:
Автор(ы): — Четыркина В.Е.

Место работы, должность: —

Учитель истории

Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии «Шесть шляп мышления».

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

Волобуев О.В. «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века»

Используемое оборудование: —

персональные компьютеры с подключением к сети Интернет, мультимедиапроектор, доска-экран.

Краткое описание: —

План урока:

1. Мозговой штурм с использованием презентации Россия на рубеже веков. (Активизация знаний учащихся из курса истории России за 8 класс).

2. Работа в группах с материалами учебника (§ 41) и ресурсами Интернет, используя технологию Шесть шляп мышления.

3. Отчёт групп. Выводы.

4. Рефлексия.

Шесть шляп мышления.

• Белая шляпа — объективно перечислить исторические события, факты, новые сведения (иногда можно попросить выделить главные факты — не больше 10, например).

• Красная шляпа — выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала.

• Черная шляпа — выделить негативные последствия (или тенденции) и проблемы.

• Желтая шляпа — обобщить все положительное.

• Зеленая шляпа — в любой оригинальной, творческой форме представить результаты изученного.

• Синяя шляпа — сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи по поводу учебного материала (можно — извлечь уроки из исторических событий).

Ход урока.

1. Тема и цели урока.

Мы начинаем изучать новую главу «Россия на пути к модернизации». Тема урока «Российское государство в первой половине XIX века». Прежде чем начать изучение нового материала, вспомним:

2. Мозговой штурм. (Презентация «Россия в начале XIX в.»)

1.Как называлось государство в начале XIX века?

2. Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял?

3. Назовите правителей первой половины XIX века в последовательности правления.

4. Назовите особенности политического и социально-экономического развития России в начале XIX века.

5. На основе особенностей (Единая территория; многонациональное государство; многоконфессиональное государство; население делилось на привилегированные (дворяне, духовенство, купечество 1 и 2 гильдии) и непривилегированные (мещане, крестьяне, казаки, купцы 3 гильдии) сословия; Россия — аграрная страна, основная форма экономики — сельское хозяйство, 80% населения- крепостные (помещичьи и государственные) крестьяне; форма правления — самодержавная монархия (правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) сформулируйте наиболее важные проблемы, которые необходимо было решать в первой половине XIX века.

6. Что необходимо было сделать, чтобы решить проблемы?

3. Работа в группах.

На уроке мы должны с вами охарактеризовать основные направления внутренней политики самодержавия России в первой половине XIX века, проанализировать и обобщить материал данного периода на основе материала § 41 и ресурсов Интернет

Лица Николаевской эпохи: I http://www.hrono.info/proekty/nikolay1/nik_lica.html

Россия Николаевской эпохи http://www.hrono.info/1800nik.html

Реформы и преобразования Павла I http://www.hrono.info/biograf/pavel1.html

Николай I http://www.rulex.ru/01140174.htm

Александр I http://www.rulex.ru/01010228.htm

Ключевский. Крестьянский вопрос при Николае

http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec85.htm

Крестьянский вопрос Александр http://broodlord.narod.ru/klych12.html

Долгих. Крестьянский вопрос в 19 веке http://www.historia.ru/2002/03/dolg3.htm

Николай — абсолютный монарх

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000739/uroki/urok5-2.htm?page=print

Б.Башилов «Александр I и его время» http://history-ap.narod.ru/Book2/Rus/Alexander_1.htm

Е.П.Иванов «Проблемы, взгляды, люди». http://history-ap.narod.ru/Book2/Rus/Index.htm

с помощью приёма «Шесть шляп мышления».

Учащиеся получают шляпы, сделанные из цветной бумаги, на которых написаны задания.

Задания для групп: 1 группа «Белая шляпа» — объективно перечислить, главные на ваш взгляд, исторические события первой половины XIX века, факты (не больше 10-12). («Белая шляпа»)

2 группа «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала. («Красная шляпа»)

3 группа «Желтая шляпа» — обобщить все положительное. («Жёлтая шляпа»)

4 группа «Черная шляпа» — выделить негативные последствия деятельности императоров. («Чёрная шляпа»)

5 группа «Зеленая шляпа» — используя имеющиеся материалы, в любом электронном виде (Microsoft Power Point, Microsoft Word, Publisher) «смонтировать» репортаж выпуска новостей о каком-либо событии или деятеле (используя ресурсы CD и Интернет). («Зелёная шляпа». Приложение)

6 группа «Синяя шляпа» — сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи.

4. Отчёт групп. Выводы.

5. Рефлексия.

  • Смогли ли вы понять проблемы первой половины XIX века? Какие это проблемы?

  • Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы предложили от себя.

6. Домашнее задание:

Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть:

- отражены преобразования первой половины XIX века в государственном управлении и крестьянском вопросе: замыслы и результаты;

- использованы термины: Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм (пережиток старины);

- использован приём стилизации и выражено отношение к реформам от имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному статусу и материальному положению.

Дополнительное задание желающим:

- найти интересные факты (используя сайты Интернет, предложенные на уроке);

- придумать вопросы для дополнения выполненной ими на уроке работы.

Файлы: Россия на рубеже веков.ppt
Размер файла: 825856 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология