Автор конспекта:
Автор(ы): — Четыркина В.Е.
Место работы, должность: —
Учитель истории
Регион: — Самарская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии «Шесть шляп мышления».
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
Волобуев О.В. «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века»
Используемое оборудование: —
персональные компьютеры с подключением к сети Интернет, мультимедиапроектор, доска-экран.
Краткое описание: —
План урока:
1. Мозговой штурм с использованием презентации Россия на рубеже веков. (Активизация знаний учащихся из курса истории России за 8 класс).
2. Работа в группах с материалами учебника (§ 41) и ресурсами Интернет, используя технологию Шесть шляп мышления.
3. Отчёт групп. Выводы.
4. Рефлексия.
Шесть шляп мышления.
• Белая шляпа — объективно перечислить исторические события, факты, новые сведения (иногда можно попросить выделить главные факты — не больше 10, например).
• Красная шляпа — выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала.
• Черная шляпа — выделить негативные последствия (или тенденции) и проблемы.
• Желтая шляпа — обобщить все положительное.
• Зеленая шляпа — в любой оригинальной, творческой форме представить результаты изученного.
• Синяя шляпа — сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи по поводу учебного материала (можно — извлечь уроки из исторических событий).
Ход урока.
1. Тема и цели урока.
Мы начинаем изучать новую главу «Россия на пути к модернизации». Тема урока «Российское государство в первой половине XIX века». Прежде чем начать изучение нового материала, вспомним:
2. Мозговой штурм. (Презентация «Россия в начале XIX в.»)
1.Как называлось государство в начале XIX века?
2. Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял?
3. Назовите правителей первой половины XIX века в последовательности правления.
4. Назовите особенности политического и социально-экономического развития России в начале XIX века.
5. На основе особенностей (Единая территория; многонациональное государство; многоконфессиональное государство; население делилось на привилегированные (дворяне, духовенство, купечество 1 и 2 гильдии) и непривилегированные (мещане, крестьяне, казаки, купцы 3 гильдии) сословия; Россия — аграрная страна, основная форма экономики — сельское хозяйство, 80% населения- крепостные (помещичьи и государственные) крестьяне; форма правления — самодержавная монархия (правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) сформулируйте наиболее важные проблемы, которые необходимо было решать в первой половине XIX века.
6. Что необходимо было сделать, чтобы решить проблемы?
3. Работа в группах.
На уроке мы должны с вами охарактеризовать основные направления внутренней политики самодержавия России в первой половине XIX века, проанализировать и обобщить материал данного периода на основе материала § 41 и ресурсов Интернет
Лица Николаевской эпохи: I http://www.hrono.info/proekty/nikolay1/nik_lica.html
Россия Николаевской эпохи http://www.hrono.info/1800nik.html
Реформы и преобразования Павла I http://www.hrono.info/biograf/pavel1.html
Николай I http://www.rulex.ru/01140174.htm
Александр I http://www.rulex.ru/01010228.htm
Ключевский. Крестьянский вопрос при Николае
http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec85.htm
Крестьянский вопрос Александр http://broodlord.narod.ru/klych12.html
Долгих. Крестьянский вопрос в 19 веке http://www.historia.ru/2002/03/dolg3.htm
Николай — абсолютный монарх
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000739/uroki/urok5-2.htm?page=print
Б.Башилов «Александр I и его время» http://history-ap.narod.ru/Book2/Rus/Alexander_1.htm
Е.П.Иванов «Проблемы, взгляды, люди». http://history-ap.narod.ru/Book2/Rus/Index.htm
с помощью приёма «Шесть шляп мышления».
Учащиеся получают шляпы, сделанные из цветной бумаги, на которых написаны задания.
Задания для групп: 1 группа «Белая шляпа» — объективно перечислить, главные на ваш взгляд, исторические события первой половины XIX века, факты (не больше 10-12). («Белая шляпа»)
2 группа «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала. («Красная шляпа»)
3 группа «Желтая шляпа» — обобщить все положительное. («Жёлтая шляпа»)
4 группа «Черная шляпа» — выделить негативные последствия деятельности императоров. («Чёрная шляпа»)
5 группа «Зеленая шляпа» — используя имеющиеся материалы, в любом электронном виде (Microsoft Power Point, Microsoft Word, Publisher) «смонтировать» репортаж выпуска новостей о каком-либо событии или деятеле (используя ресурсы CD и Интернет). («Зелёная шляпа». Приложение)
6 группа «Синяя шляпа» — сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи.
4. Отчёт групп. Выводы.
5. Рефлексия.
-
Смогли ли вы понять проблемы первой половины XIX века? Какие это проблемы?
-
Если бы вы оказались в тех исторических реалиях, что бы вы предложили от себя.
6. Домашнее задание:
Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть:
- отражены преобразования первой половины XIX века в государственном управлении и крестьянском вопросе: замыслы и результаты;
- использованы термины: Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм (пережиток старины);
- использован приём стилизации и выражено отношение к реформам от имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному статусу и материальному положению.
Дополнительное задание желающим:
- найти интересные факты (используя сайты Интернет, предложенные на уроке);
- придумать вопросы для дополнения выполненной ими на уроке работы.
Файлы: Россия на рубеже веков.ppt
Размер файла: 825856 байт.