Автор конспекта:
Автор(ы): — Симонова Людмила Васильевна

Место работы, должность: — МОУ «Лицей № 11″ учитель географии

Регион: — Псковская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — Познакомиться с исследованиями России в 18 – 19 веках. Задачи: • Образовательные — продолжить формирования умений использовать полученные знания на практике, оперировать ими в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картами атласа и настенными картами, с интерактивной доской, закрепить умение определять проблемы и находить нужные решения. • Воспитательные — развивать умение видеть прекрасное, вовлечь в активную деятельность урока, формирование культуры и гуманных качеств личности ученика, патриотическое воспитание, совершенствование навыков общения. • Развивающие – совершенствование навыков работы с различными источниками знаний, развивать творческие способности, умение высказывать свою точку зрения и грамотно её аргументировать, а также умение выделять из большого количества информации главное, определять проблемы и находить пути их решения, развивать познавательный интерес к окружающему миру, развивать умение видеть причинно – следовательные связи, формирование научных знаний.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 29

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Учебник "География России" 8 класс. Авторы: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Издательство "Вентана-Граф", 2010г.

2. Атлас для 8 класса.

Используемое оборудование: —

Портреты: М.В.Ломоносова, Петра Первого, В.Н.Татищева, В. Беринга(демонстрация портретов из интернета).

Географическая карта России (физическая) на интерактивной доске, карта урока, презентации-сопровождения по теме, ресурсы интернета.

Таблички: «Первая Камчатская экспедиция», «Вторая Камчатская экспедиция», «Краеведы», «Исследователи»

Для работы на уроке нам понадобятся: атласы – стр. 35-36, рабочие тетради, карта урока.

Используемые ЦОР: —

Краткое описание: — Необходимость исследований территории Сибири и Севера. Знакомство с исследованиями России в 19-20в.в. Накопление географических знаний по географии.

I- блок урока. Введение в тему урока.
— 1. Знакомимся с темой нашего урока. (Называем тему урока)
"Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
— Это слова М.В.Ломоносова, которые очень четко определяют тему нашего урока.
— Посмотрите, ребята, европейская часть заселена ещё не полностью. Только начали осваивать природные богатства этой территории. С другой стороны мы видим далёкую, суровую Сибирь, северные моря и моря Тихого океана.
— А теперь, постарайтесь, пожалуйста, назвать ключевой вопрос нашего урока.
(Зачем нужно было заниматься исследованием этих территорий ссуровыми условиями? — ПРОБЛЕМА.
-записать в тетрадь этот вопрос и на доске.
— Какие у вас имеются версии? (Записать на доске)
— — Как вы думаете, чтоимел в видуЛомоносов, говоря, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном»?
(Территория России будет увеличиваться по мере изучения северныхи восточных земель. Ломоносов также говорил, что этитерритории России таят в себе несметные богатства. Кроме этого, он предполагал, что по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, можно попасть в далекую Индию, которая в то время славилась своими богатствами и пряностями)
-Давайте познакомимся с краткой биографией, М.В. Ломоносова, которая нам позволит увидеть его роль в географии как науке. А вы в это время делайте записи в тетради.
Сообщение учащегосяо Ломоносове. На доске портрет М.В. Ломоносова. На интерактивной доске показывает географические объекты, названные именем М.В. Ломоносова. Дети записывают эти объектыв свою тетрадь. (Работа с картой на интерактивной доске)
Портрет М.В.Ломоносова работы неизвестного художника XVIII в.
— — — — 2. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, на портрет Петра Первого французского живописца Поля Деларош (1838г.)
— — Опишите Петра Первого таким, как вы видите его на этом портрете применительно к нашему уроку?
— А теперь подумайте, почему я его показала сегодня вам?
(Петр Первый уделял много внимания изучению территории России.)
Петр Первый, действительно уделял внимание Географическим исследованиям России и сочинению «ландкарт», потому что они позволяли решать государственные задачи.
— Ландкарты…это …?
3. В 1701году С. У. Ремизовым был составлен первый атлас из 23 карт, который называется«Чертёжная книга Сибири».

Чертёжная книгаПамятник С.У. Ремезову

4.По указанию Петра Первого под руководством В.Н.Татищева и И.К. Кириллова проводились исследования в европейской части и на Урале, а позднее геодезические работы были начаты в Сибири.
— (Сообщение о роли Василия Никитича Татищева в развитии географии как науки и в исследованиях России.
Дополнительный материал и стр.58 учебника)

II -Работа в группах.
1. По инициативе Петра Первого были организованы экспедиции на Камчатку иКурилы.
У вас было домашнее задание по группам: познакомиться с исследованиями этих экспедиций. Расскажите нам о результатах своих исследований. А все остальные не забывают заполнять карты урока.
2. Итак, знакомимся с результатами Первой Камчатской экспедиции
ПЕРВАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. 1725 – 1730 г.г.
картаатласа стр.35-36, работа с картой урока.

Сообщение.
23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера.
Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.
http://maps.monetonos.ru/maps/raznoe/Old_Maps/Old_Maps/Articles/010/01.jpg
(портрет Витуса Беринга.)
6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции.
Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.
В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.
Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.
22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск.
Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.
11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки.Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией. Позднее этот пролив назвали его именем.
15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-северо-восток.
Достигнув 67 ’18’ с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.
Как только наступило лето 1729 года, Беринг направился на восток.
На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки. 1 марта 1730 года Беринг со своей экспедицией возвратились в Петербург.
Итоги работы Первой Камчатской экспедиции.

  • Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки.
  • География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Создана серия географических карт.
  • Первая карта экспедиции,на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана.
  • Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск — Енисейск — Илимск — Якутск — Охотск—Камчатка—Чукотский Нос—Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».

— — — http://maps.monetonos.ru/maps/raznoe/Old_Maps/Old_Maps/Articles/010/05.jpg
Итоговая карта Первой камчатской экспедиции (фрагмент).
В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Каемчатое, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали («изобрели»), что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.— В. П.) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Левы к Камчатке прибыло».
— — Вспоминаем наш ключевой вопрос. Что является ответом на него?
(Результаты исследований)
Немного позднее были продолжены исследования Северных районов России иСибири.
В начале 1773 года из Петербурга отправляем Вторую Камчатскую экспедицию.
— — 3. ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ.
В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.
Беринг приехал в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг сам следил за работой строительства кораблей. .
В 1740 году было закончено строительство кораблей «Св. Петр» н «Св. Павел», на которых Витус Беринг и Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.
4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток. Главной своей задачей Беринг считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.
Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Корабль«Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.
«17 июля,— как записано в вахтенном журнале,— с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».
Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера, который провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.
Конец июля и август «Св. Петр» шел то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.
29 августа экспедиция снова приблизилась к земле Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.
Наступил сентябрь, океан заштормил.
Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. Витус Беринг был тяжело болен. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее.
С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли…
Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.
http://maps.monetonos.ru/maps/raznoe/Old_Maps/Old_Maps/Articles/010/07.jpg
Итоговая нарта плаваний В. Беринга и А. Чиринова к северо-западным берегам Америки.
В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.
Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.
http://maps.monetonos.ru/maps/raznoe/Old_Maps/Old_Maps/Articles/010/06.jpg
— Памятник В. Берингу в Петропавловске-Камчатском.
13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что корабль «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как и Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).
Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.
Карта Второй Камчатской экспедиции.

Результаты ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1733 – 1743г.г.)
Экспедиция состояла из 5 отрядов:
1. – В. Беринг и А.И. Чириков
2. –С.В. Муравьев, М.С. Павлов, С.Г. Малыгин
3. – Д.Л. Овцын, Ф.А. Минин
4 – В.В. Прончищев, С.И.Челюскин, Х.П. Лаптев
5. – П. Ласиниус, Д.Я.Лаптев
Результаты:
1. Исследовано побережье Северного Ледовитого океана от о. Вайгач до Камчатки Курильских островов и выполнено картирование.
2. Вторично открыт пролив между Азией и Америкой.
3. Создан атлас Российской империи.
4. Работа с картами учебника на стр. 59.

1. Сравните, пожалуйста, маршруты Семёна Дежнёва и второй Камчатской экспедиции и сделайте вывод.
( Вторая экспедиция совершила второе открытие Сибири и Дальнего Востока, но более подробно изучила эти районы, создала географические карты и сделала ряд открытий.)

2. Обратите, пожалуйста, внимание на имена путешественников. Есть ли среди них те, кого бы могли мы назвать нашими земляками?
(Дмитрий и Харитон Лаптевы)
Давайте послушаем ещё одних исследователей, которые познакомят нас с нашими земляками. Возможно вы захотите продолжить эти исследования, а весной сходите в поход на их Родину.
— (Сообщение КРАЕВЕДА)
Многие тысячи километров отделяют великолукскую землю от далекого арктического побережья страны. Немногим великолучанам удалось испытать суровость края вечной мерзлоты и прикоснуться к его несметным природным богатствам. Тем более отрадно, что у истоков освоения Арктики и Северного морского пути стояли наши талантливые земляки – двоюродные братья Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокофьевич Лаптевы. Их вклад в исследование таинственной ледяной пустыни и тундровой зоны, в результате которого на карту были занесены ранее неизвестные реки и моря, острова и архипелаги, открыты морские и речные пути, получил достойную оценку. Имена отважных первооткрывателей запечатлены в названииморя Лаптевых, пролива Дмитрия Лаптева, соединяющего море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, берега Харитона Лаптева в северо-западной части Таймыра, мыса Дмитрия Лаптева в дельте реки Лены и мыса Харитона Лаптева на острове Пилота Махоткина.
Есть на земле уголки, словно специально предназначенные для жизни людей, своей красотой вечно приносящие им радость. Нынешнее Покарево, родовое поместье Лаптевых, несмотря на близость шоссейной дороги, окружено пригорками, перелесками, небольшими водоемами.
Благодаря энтузиазму учащихся Купуйской средней школы и их преподавателя географии М.А.Иванова, появилась памятная стела, посвященная легендарным полярным путешественникам, и издалека на ее шпиле белеет кораблик, развернувший паруса навстречу неизведанному.Короткий текст на черной гранитной доске Купуйской школы рассказывает о том, что здесь, на нашей великолукской земле, в деревнях Покарево и Болотово родились и провели детство известные исследователи Арктики — братья Дмитрий и Харитон Лаптевы
Мемориал исследователям Арктики братьям Лаптевым
Место нахождения: д. Купуй,
Великолукский район
Расстояние от г. Великие Луки
до д. Купуй — 15 км
Деревня находится у дороги. На
машине — 20 минут,на автобусе
— 30 минут от районного центра.
Мимо деревни следуют все
автобусы и маршрутное такси,
которыеидут до Полибино .
Памятная стела, посвященная легендарным полярным путешественникам, Дмитрию и Харитону Лаптевым. На её шпиле издалека белеет кораблик,развернувшийсвои паруса паруса навстречу неизведанному
III -блок Вызов информации. Рефлексия.
Итак, наше исследование сегодня подходит к концу.
— — Сегодня познакомилисьс результатами экспедиций в 18 – 19 веков, которые совершили много открытий и выполняли государственные задачи.
1. Назовите, пожалуйста, ключевые слова урока. — 2. Вспоминаем ключевой вопрос.
1. Почему же тогда нам нужно было осваивать эти суровые территории?
2. Попробуйте теперь дать ответ на ключевой вопрос.
3. Чьи предположения подтвердились? (Похвалить)
4. Подводим итоги. Что было изучено в результате двух Камчатских экспедиций?
Д/З: *11, на стр. 61выполнить задание №3(п)
Задание по желанию. На контурной карте обозначьте маршруты путешествий Камчатских экспедиций, используя карту урока.
— 1. Знакомимся с темой нашего урока. (Называем тему урока)
"Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
— Это слова М.В.Ломоносова, которые очень четко определяют тему нашего урока.
— Посмотрите, ребята, европейская часть заселена ещё не полностью. Только начали осваивать природные богатства этой территории. С другой стороны мы видим далёкую, суровую Сибирь, северные моря и моря Тихого океана.
— А теперь, постарайтесь, пожалуйста, назвать ключевой вопрос нашего урока.
(Зачем нужно было заниматься исследованием этих территорий ссуровыми условиями? — ПРОБЛЕМА.
-записать в тетрадь этот вопрос и на доске.
— Какие у вас имеются версии? (Записать на доске)
— — Как вы думаете, чтоимел в видуЛомоносов, говоря, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном»?
(Территория России будет увеличиваться по мере изучения северныхи восточных земель. Ломоносов также говорил, что этитерритории России таят в себе несметные богатства. Кроме этого, он предполагал, что по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, можно попасть в далекую Индию, которая в то время славилась своими богатствами и пряностями)
— Давайте познакомимся с краткой биографией, М.В. Ломоносова, которая нам позволит увидеть его роль в географии как науке. А вы в это время делайте записи в тетради.
Сообщение учащегосяо Ломоносове. На доске портрет М.В. Ломоносова. На интерактивной доске показывает географические объекты, названные именем М.В. Ломоносова. Дети записывают эти объектыв свою тетрадь. (Работа с картой на интерактивной доске)
Портрет М.В.Ломоносова работы неизвестного художника XVIII в.
— — — — 2. А сейчас, посмотрите, пожалуйста, на портрет Петра Первого французского живописца Поля Деларош (1838г.)
— — Опишите Петра Первого таким, как вы видите его на этом портрете?
— А теперь подумайте, почему я его показала сегодня вам?
(Петр Первый уделял много внимания изучению территории России.)
Петр Первый, действительно уделял внимание Географическим исследованиям России и сочинению «ландкарт», потому что они позволяли решать государственные задачи.
— Ландкарты…это …?
3. В 1701году С. У. Ремизовым был составлен первый атлас из 23 карт, который называется«Чертёжная книга Сибири».

Чертёжная книга Памятник С.У. Ремезову

4.По указанию Петра Первого под руководством В.Н.Татищева и И.К. Кириллова проводились исследования в европейской части и на Урале, а позднее геодезические работы были начаты в Сибири.
— (Сообщение о роли Василия Никитича Татищева в развитии географии как науки и в исследованиях России.
Дополнительный материал и стр.58 учебника)

II -Работа в группах.
1. По инициативе Петра Первого были организованы экспедиции на Камчатку иКурилы.
У вас было домашнее задание по группам: познакомиться с исследованиями этих экспедиций. Расскажите нам о результатах своих исследований. А все остальные не забывают заполнять карты урока.
2. Итак, знакомимся с результатами Первой Камчатской экспедиции
ПЕРВАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. 1725 – 1730 г.г.
картаатласа стр.35-36, работа с картой урока.

Сообщение.
23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера.
Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.
http://maps.monetonos.ru/maps/raznoe/Old_Maps/Old_Maps/Articles/010/01.jpg
(портрет Витуса Беринга.)
6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции.
Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.
В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.
Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.
22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск.
Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.
11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки.Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией. Позднее этот пролив назвали его именем.
15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-северо-восток.
Достигнув 67 ’18’ с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.
Как только наступило лето 1729 года, Беринг направился на восток.
На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки. 1 марта 1730 года Беринг со своей экспедицией возвратились в Петербург.
Итоги работы Первой Камчатской экспедиции.

  • Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки.
  • География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Создана серия географических карт.
  • Первая карта экспедиции,на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана.
  • Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск — Енисейск — Илимск — Якутск — Охотск—Камчатка—Чукотский Нос—Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».

— — — http://maps.monetonos.ru/maps/raznoe/Old_Maps/Old_Maps/Articles/010/05.jpg
Итоговая карта Первой камчатской экспедиции (фрагмент).
В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Каемчатое, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали («изобрели»), что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.— В. П.) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Левы к Камчатке прибыло».
— — Вспоминаем наш ключевой вопрос. Что является ответом на него?
(Результаты исследований)
Немного позднее были продолжены исследования Северных районов России иСибири.
В начале 1773 года из Петербурга отправляем Вторую Камчатскую экспедицию.
— — 3. ВТОРАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ.
В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.
Беринг приехал в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг сам следил за работой строительства кораблей. .
В 1740 году было закончено строительство кораблей «Св. Петр» н «Св. Павел», на которых Витус Беринг и Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.
4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток. Главной своей задачей Беринг считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.
Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Корабль«Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.
«17 июля,— как записано в вахтенном журнале,— с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».
Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера, который провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.
Конец июля и август «Св. Петр» шел то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.
29 августа экспедиция снова приблизилась к земле Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.
Наступил сентябрь, океан заштормил.
Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. Витус Беринг был тяжело болен. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее.
С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли…
Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.
http://maps.monetonos.ru/maps/raznoe/Old_Maps/Old_Maps/Articles/010/07.jpg
Итоговая нарта плаваний В. Беринга и А. Чиринова к северо-западным берегам Америки.
В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.
Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.
http://maps.monetonos.ru/maps/raznoe/Old_Maps/Old_Maps/Articles/010/06.jpg
— Памятник В. Берингу в Петропавловске-Камчатском.
13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что корабль «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как и Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).
Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.
Карта Второй Камчатской экспедиции.

Результаты ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ (1733 – 1743г.г.)
Экспедиция состояла из 5 отрядов:
1. – В. Беринг и А.И. Чириков
2. –С.В. Муравьев, М.С. Павлов, С.Г. Малыгин
3. – Д.Л. Овцын, Ф.А. Минин
4 – В.В. Прончищев, С.И.Челюскин, Х.П. Лаптев
5. – П. Ласиниус, Д.Я.Лаптев
Результаты:
1. Исследовано побережье Северного Ледовитого океана от о. Вайгач до Камчатки Курильских островов и выполнено картирование.
2. Вторично открыт пролив между Азией и Америкой.
3. Создан атлас Российской империи.
4. Работа с картами учебника на стр. 59.

1. Сравните, пожалуйста, маршруты Семёна Дежнёва и второй Камчатской экспедиции и сделайте вывод.
( Вторая экспедиция совершила второе открытие Сибири и Дальнего Востока, но более подробно изучила эти районы, создала географические карты и сделала ряд открытий.)

2. Обратите, пожалуйста, внимание на имена путешественников. Есть ли среди них те, кого бы могли мы назвать нашими земляками?
(Дмитрий и Харитон Лаптевы)
Давайте послушаем ещё одних исследователей, которые познакомят нас с нашими земляками. Возможно вы захотите продолжить эти исследования, а весной сходите в поход на их Родину.
— (Сообщение КРАЕВЕДА)
Многие тысячи километров отделяют великолукскую землю от далекого арктического побережья страны. Немногим великолучанам удалось испытать суровость края вечной мерзлоты и прикоснуться к его несметным природным богатствам. Тем более отрадно, что у истоков освоения Арктики и Северного морского пути стояли наши талантливые земляки – двоюродные братья Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокофьевич Лаптевы. Их вклад в исследование таинственной ледяной пустыни и тундровой зоны, в результате которого на карту были занесены ранее неизвестные реки и моря, острова и архипелаги, открыты морские и речные пути, получил достойную оценку. Имена отважных первооткрывателей запечатлены в названииморя Лаптевых, пролива Дмитрия Лаптева, соединяющего море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, берега Харитона Лаптева в северо-западной части Таймыра, мыса Дмитрия Лаптева в дельте реки Лены и мыса Харитона Лаптева на острове Пилота Махоткина.
Есть на земле уголки, словно специально предназначенные для жизни людей, своей красотой вечно приносящие им радость. Нынешнее Покарево, родовое поместье Лаптевых, несмотря на близость шоссейной дороги, окружено пригорками, перелесками, небольшими водоемами.
Благодаря энтузиазму учащихся Купуйской средней школы и их преподавателя географии М.А.Иванова, появилась памятная стела, посвященная легендарным полярным путешественникам, и издалека на ее шпиле белеет кораблик, развернувший паруса навстречу неизведанному.Короткий текст на черной гранитной доске Купуйской школы рассказывает о том, что здесь, на нашей великолукской земле, в деревнях Покарево и Болотово родились и провели детство известные исследователи Арктики — братья Дмитрий и Харитон Лаптевы
Мемориал исследователям Арктики братьям Лаптевым
( в этой части урока звучит песня " С чего начинается Родина".На её фоне продолжается рассказ ученика)Место нахождения: д. Купуй,
Великолукский район
Расстояние от г. Великие Луки
до д. Купуй — 15 км
Деревня находится у дороги. На
машине — 20 минут,на автобусе
— 30 минут от районного центра.
Мимо деревни следуют все
автобусы и маршрутное такси,
которыеидут до Полибино .
Памятная стела, посвященная легендарным полярным путешественникам, Дмитрию и Харитону Лаптевым. На её шпиле издалека белеет кораблик,развернувшийсвои паруса паруса навстречу неизведанному
_-Ребята, Родина начинается, как видим сегодня на уроке, и со знаний, знаний о своём родномкрае. — III -блок Вызов информации. Рефлексия.
Итак, наше исследование сегодня подходит к концу, поэтому возвращаемся в свою родную школу (демонстрация фото школы)
— — Сегодня познакомилисьс результатами экспедиций в 18 – 19 веков, которые совершили много открытий и выполняли государственные задачи.
1. Назовите, пожалуйста, ключевые слова урока. — 2. Вспоминаем ключевой вопрос.
1. Почему же тогда нам нужно было осваивать эти суровые территории?
2. Попробуйте теперь дать ответ на ключевой вопрос.
3. Чьи предположения подтвердились? (Похвалить)
4. Подводим итоги. Что было изучено в результате двух Камчатских экспедиций?
Кто выполнил задания на карте урока, сдают их на проверку. Кто не уверен в правильности её заполнения, продолжит работу с картой урока дома.
Д/З: *11, на стр. 61выполнить задание №3(п)
Задание по желанию. На контурной карте обозначьте маршруты путешествий Камчатских экспедиций, используя карту урока.

Файлы: Тема Исследования России.doc
Размер файла: 3645440 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология