Автор конспекта:
Автор(ы): — Наумова Марина Леонидовна

Место работы, должность: —

ФГКОУ "Казанское суворовское военное педучилище МО РФ", репетитор истории и обществознания.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее конкреция
Уровни образования: — среднее (полное) общее конкреция
Уровни образования: — среднее профессиональное конкреция

Класс(ы): — 9 автокласс
Класс(ы): — 11 автокласс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое реляция ресурса: —

Урок разработан в рамках технологии развивающего обучения, рядом котором биогенность и торг урока призваны активизировать самостоятельную труд учащихся и нацелить их на разгадывание познавательных проблем (учебных задач). Теме Россия на пути к первой революции в тематичнском плане отводятся цифра урока: Российское эмират в начале ХХ в., Особенности российской экономики, Российское товарищество в начале ХХ в., Русско-японская война. Тема урока 3 Российское товарищество в начале ХХ в., точно правило, не вызывает особого энтузиазма ни у преподавателя, ни у школьников: отсутствует ярких сюжетов. Традиционно наставление сводится к перечислению и характеристике положения различных социальных групп с воспроизведением информации изо учебника. Идея построения общественной пирамиды, предложенная заведующим отделом методики журнала Преподавание истории в школе Александром Юрьевичем Морозовым, позволила, на мой взгляд, сделать наставление вдоль этой скучной теме достаточно интересным и эффективным. Такую общественную пирамиду мы не крат строили на уроках обществознания, но что-то не приходило в голову использовать эту форму работы на уроках, посвященных истории России азбука ХХ в. Безусловно, оживило эту сухую тему и употребление интерактивной доски.

Цели урока:

образовательные:

– упорядочить имеющиеся у учащихся представления о экономическом,политическом положении основных социальных групп и о

противоречиях в российском обществе в конце XIX– начале XXвв.;

– подвести учащихся к пониманию специфики социальной структурыроссийского общества в начале ХХ в.;

развивающие:

– совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся;

– формировать опытность логично, хронологически излагать учебныйматериал;

– развивать сиддхи формулировать оценочные суждения;

– развивать умения работы с документами, наглядностью;

– развивать опытность работать с ТСО (интерактивной доской);

воспитательные:

– развивать любопытство к отечественной истории;

– привлечь интерес к переломным моментам российской истории,

историческим личностям;

– способствовать формированию у учащихся чувства сопереживания за судьбу своей страны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: беседа с элементами лабораторной и практической работы.

Основные понятия:

абсолютизм, буржуазия, бюрократия, выкупные платежи, интеллигенция, кулаки, мещанство, отработки, отходничество, пролетариат, революция, «Ходынка», чиновники, элита.

Оборудование:

фотодокументы:изображения представителей различных социальных слоев, императора Николая IIи его семьи;

видеофрагмент «Коронация Николая II»;

аудиоматериалы: отрывок песни «Смело, товарищи, в ногу!..» (1896 г., слова Л. Радина, джаз народная) в исполнении Большого танец Всесоюзного радио и телевидения;

отрывки изо документов, иллюстрирующих аут различных слоев российского общества;

репродукции картин И.Е. Репина «Портрет Николая II»; Н.А. Касаткина «Жена заводского рабочего»; В.Г. Перова «Тройка»; Г.Н. Горелова «Разгром крестьянами помещичьей усадьбы. 1905 год»; «Убийство великого князя Сергея Александровича социалистом-революционером И. Каляевым» (из журнала «LePetitJournal».1905 г.); М.А. Врубеля «Савва Иванович Мамонтов» и другие;

интерактивная доска.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Опрос

по раньше изученному материалу

3 минуты

Организация проверки знаний вдоль вопросам, изученным на предыдущих уроках:

1. Фронтальный анкетирование «Власть в России в начале ХХ в.»

2. Задания, связанные с определением особенностей развития российской экономики в начале ХХ в.

1. Краткие устные ответы с места

2. Выполняют задания на интерактивной доске

II. Постановка учебной задачи

5 минут

Работа надо понятием «революция»

Учащиеся подводятся к формулированию учебной задачи урока: вначале ХХ в. российское товарищество поднялось на революцию. Почему?

- Что представляло внешне российское общество?

- Какие противоречия в нем имелись?

Дают топкросс понятия «революция»

Формулируют учебную задачу урока

Записывают тему урока

III. Изучение новой темы (самостоятельная учебная труд учащихся)

25 минут

1.Социальные группы в России.

Организация задания 1 «Социальные группы в России».

Начало построения общественной пирамиды на экране интерактивной доски.

Демонстрация фото- и видеофрагментов, посвященных императору Николаю IIс кратким комментарием учителя;

Рассказ о чиновничестве в России

2. Положение социальных групп.

Организация задания 2 «Общественная пирамида»

(возможна групповая работа

или служба в парах)

3. Социальные противоречия в России

Организация задания 3 «Россия – сантехузел противоречий».

Демонстрация слайдов с изображениями студенческих волнений, погромов имений крестьянами. Комментарии

1.С помощью учебника (стр. 7 – 10) выявляют основные социальные группы.

Создают свои разве подбирают изо предложенных учителем символы для того чтобы каждого социального слоя на экране доски.

Возможные варианты работы учащихся:

–сообщение о Николае IIкак человеке и правителе;

–работа с отрывками изо документов – отзывами современников о Николае II.

Объясняют сущность понятий «чиновничество», «бюрократия»

2.Работают с документами рабочих листов –материалами о крестьянстве, дворянстве, рабочих, буржуазии, интеллигенции. Представляют карточка «своей» социальной группы классу. Располагают символы на этажах общественной пирамиды на экране доски.

3.Показывают стрелками на экране противоречия промеж общественными группами (рисуют «узел противоречий»).

Выявляют главные противоречия в российском обществе

IV. Контроль и тонкоррекция

10 минут

Решение учебной задачи урока:

что порождало и накаляло противоречия в российском обществе настолько, словно товарищество поднялось на революцию?

Заключительное омограф учителя. Выстраивание ориентира для того чтобы следующего урока

В трех предложениях формулируют причины революции в России

Знакомятся с фрагментом дневниковой записи А. В. Богданович. Передают свое чувство от портрета Николая IIкисти И. Репина.

Слушают отрывок песни «Смело, товарищи, в ногу!..»

V. Домашнее задание

2 минуты

§3 (стр. 19–22) (А.А. Данилов. История России. 9 класс. М., 2008); записать причины

революции; нарисовать общественную пирамиду в тетради

Записывают задание

Ход урока

I. Опрос вдоль раньше изученному материалу.

Учитель:совсем внове мы начали проработка ХХ века Российской истории. На кой вопрос мы ищем ответ? Над кой проблемой работаем?

Ученик:почему Россия подошла к первой в своей истории революции?

Учитель:вспомним то, словно узнали ранее:

–какой басилевс правил страной? Назовите даты правления(демонстрация слайда 1 «Николай II»)

–кому принадлежала высшая законодательная власть?

– кому принадлежала высшая исполнительная власть?

–кому принадлежала высшая судебная власть?

–какова была конформация правления в настоящий период?

Учащиеся дают краткие ответы.

–Выполните задания:

1. Укажите органы управления, НЕ существовавшие в России в начале ХХ в.:

1) Государственный Совет 5) Комитет министров

2) Дворянская Ассамблея 6) Совет народного хозяйства

3) Святейший Синод 7) Военное министерство

4) Министерство внутренних дел 8) Правительствующий Сенат

Ученик указывает верные положения 2 и 6.

2. Что НЕ относится к особенностям экономики России в конце ХIX– начале XXв.?

1) повальный прилив рабочей силы изо стран Западной Европы

2) больше высокие, чем в большинстве европейских стран, темпы развития промышленности

3) отстование России от развитых стран в производстве товаров на душу населения

4) подверженность экономики кризисам

5) многоукладность хозяйства

6) активное проницание иностранного капитала в экономику

7) метаморфоз помещичьих хозяйств в фермерские

8) устройство монополий в промышленности

9) напечатание правительством антимонопольных законов

Ученик указываетверные положения на экране доски:1, 7, 9.

3. Что является лишним в ряду: картель; трест; фабрика; синдикат; концерн? Поясните ответ.

Ученик:лишнее –«фабрика», т. к. картель, синдикат, автоконцерн и трест – формы монополистических объединений.

Учитель: какая конформация объединений преобладала в России?

Ученик: синдикат – конформация монополистического объединения, заключенного для того чтобы совместного сбыта товаров. Примеры монополий: «Подуголь»; «Продамет; «Продвагон».

Учитель: как дозволяется охарактеризовать тесситура экономического развития России в настоящий период?

Ученик: Россия – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна, обладавшая огромным потенциалом развития.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель: мы еще знаем, какими были владение Россия к началу ХХ века, обитатель Российской империи. Мы выяснили, кой была власть, микроэкономика страны – страны, которая двигалась к первой в своей истории революции.

– Что такое революция?

Учащиеся дают определения понятия революция.

Учитель:революция – сельхозпродукт общественных противоречий. Чтобы чернь поднялся с оружием в руках, негодование в обществе должно полагать достичь наивысшей точки кипения. Следовательно, должен выяснить, словно порождало и накаляло противоречия в различных группах российского общества настолько, словно товарищество поднялось на революцию.

Пока сего сделать мы не можем, так точно не знаем, словно представляло внешне российское общество.

Учащиеся формулируют учебную задачу урока и выделяют основные вопросы для того чтобы её решения:

Почему российское товарищество поднялось на революцию?

Вопрос 1: словно представляло внешне российское общество?

Вопрос 2: какие противоречия в нем имелись?

III. Изучение новой темы (самостоятельная учебная труд учащихся)

1.Социальные группы в России

Учитель: попробуем нарисовать карточка российского общества азбука ХХ века. Кто были его представители? Дворяне? Рабы? Менеджеры? Олигархи?..

Выполните задание «Социальные группы в России»: вспомните, какие социальные (общественные) группы существовали в России. Выпишите их названия в тетрадь. Если затрудняетесь – воспользуйтесь текстом учебника на стр. 7 – 10.

Учащиеся выполняют план 1, называют основные группы: дворянство; крестьянство; буржуазия; пролетариат; интеллигенция.

Учитель: подберем символы для того чтобы каждого социального слоя.

Учащиеся создают свои разве подбирают изо предложенных учителем символы для того чтобы каждого слоя на экране доски (Приложение 1).

2. Положение социальных групп

Задание «Общественная пирамида» выполняется на экране интерактивной доски. Это – ключевое план урока (Приложение 2).

Учитель: пока у нас не общество, а… кодла – кодла человечков. Надо распределить общественные группы вдоль социальным этажам.

На экране доски выстраивается стойка в цифра этажа: покрывной (элита); средний; нижний. На вершину пирамиды «водружается» императорская корона. Далее пристало краткая объективка Николая II, сопровождающаяся показом слайдов и видеофрагмента коронации.

– Восемнадцатый, завершительный басилевс России вступил на седалище в двадцать шесть лет. Всегда идея о грядущей царской ноше приводила его в ужас: «Для меня худшее случилось, именно то, что я безрезультатно боялся всю жизнь», –записал он в дневнике, вступив на трон… 18 июня 1896 г. – Ходынская трагедия…

Знакомство учащихся с дневниковыми записями Николая II, сделанными в ультимо трагедии; показ слайда «Трагедия на Ходынском поле».

– Уже в начале царствования Николая IIпрозвали «ходынским» и «кровавым».

В «сильном» классе минута позволяет выполнить план «Личность

Николая II» (Приложение 3) .

Обобщенно ответы учащихся сводятся к следующему.

Суждения о личности российского императора противоречивы. Он обладал хорошими человеческими качествами: воспитанностью, образованностью; был спокоен и ровен в общении; любил семью; был аккуратен, добросовестен в делах. Но, вдоль отзывам современников, он не обладал качествами, необходимыми правителю России. Был безвольным, хоть бесхарактерным, нерешительным; проявлял политическую близорукость.

Учитель: существует такое мнение: благо бы Николай IIродился в обыкновенной семье, мера прожил бы счастливую жизнь; его бы ценило и уважало главенство и окружающие. Многие считали, словно он – индивидуум «среднего масштаба», упрекали в «обыкновенности». Принимая решение, басилевс руководствовался главным критерием: точно бы поступил в подобной ситуации его отец? Отвечая на вопрос переписи населения о роде занятий, Николай IIнаписал: «хозяин земли русской».Но был он настоящим заботливым «хозяином»?…

Император управлял страной с помощью армии чиновников. Кто такие чиновники?

Ученик:чиновник – это правительственный служащий. И уже чиновники обладают значительной властью с России.

Учитель: и высшее, и низшее хозбюрократия играло огромную роль, управляя государством, точно своей собственностью. Привлечь к суду чиновника могли чуть лишь с согласия вышестоящего начальства. От чиновника зависел каждый. Чтоб получить справку, разрешение, помощь, требовалось добиться расположения страна разве иного чиновника. Обычными были деспотизм и волокита.

На пирамиде от императорской короны долу рисуем буж – чиновничество. Символические фигурки высших чиновников размещаем неподалеку с императором.

– Как называют диктатура чиновников, которая осуществляется с помощью аппарата власти?

Ученик: это – бюрократия.

Учитель: встарь чем расположить социальные группы вдоль этажам пирамиды, надо познакомиться вблизи с каждой изо них. Составьте портреты (подготовьте презентации) социальных групп.

Учащиеся работают с вариантами рабочих листов, содержащих подборку материалов о крестьянстве, дворянстве, рабочих, буржуазии (Приложение 4). Ориентирами для того чтобы ответа служат вопросы к заданию 2 на школьной доске.

Представители каждой группы учащихся представляют карточка «своей» социальной группы классу. На экране демонстрируются фотографии, картины, отражающие житуха страна разве иного слоя общества.

Учащиеся выходят к интерактивной доске и размещают символы на этажах общественной пирамиды на экране, аргументируя свойский оптация (Приложение 5). Некоторые группы занимают не одинехонек этаж, а неуд и хоть цифра (например, дворяне – посредь них были и представители элиты, и средней руки помещики, и целиком разорившиеся. Так, о помещике, служившем у зажиточного крестьянина кучером, повествует справка рабочего листа 1).

Положение интеллигенции выясняется в ходе беседы.

Учитель: кого дозволяется отнести к интеллигенции?

Ученик:обычно к интеллигенции относят людей, уместно образованных, имеющих законченное разве неполное высшее образование, занимающихся больше умственным трудом.

Учащиеся размещают символы представителей интеллигенции на нижнем и среднем этажах, опираясь на имеющиеся у них представления.

Это дозволяется дополнить пояснением:

– В России в начале ХХ в. слой (с семьями) составляла плечо к плечу 2,2% населения – предположительно 800 тыс. человек. К ней относились чиновники высоких рангов (сословно-дворянская и буржуазная интеллигенция). Основную массу составляли учителя, профессора, ученые, адвокаты, литераторы, государственные служащие, студенты, учащиеся старших классов и реальных училищ.

Многие представители интеллигенции, видя бедственное аут народа, негодовали на власть. Интеллигенция отличалась повышенной общественной активностью и политическим влиянием на другие слои общества. Мнение

П. Струве: «Идейной основой российской интеллигенции являлось “её отщепенчество, её неприветливость от государства и противоположность к нему”».

Николай IIотвечал тем же: «Как мне противоположно это слово!» –имелось в виду омограф «интеллигенция» – и предлагал вычеркнуть его изо словаря…

Учитель: были единица слои, группы в российском обществе, которые поддерживали императора?

Ученик: были: чиновники; крупная буржуазия; верх дворянства.

Учитель: какие группы общества находились в самом тяжелом положении?

Ученик: нижний слой: крестьяне-бедняки, рабочие.

Учитель: проанализируйте данные:

за 10 лет на рубеже веков (в 1894 – 1904 гг.) в 12 крат увеличилось величина дел вдоль преступлениям вопреки власти. О чем свидетельствует настоящий факт?

Ученики: в обществе бойко нарастало недовольство. И благо диктатура усиливает меры вдоль борьбе С своим народом, это значит, словно она боится его. Чрезвычайные меры – пробуждение кризиса власти.

Демонстрируются слайды с изображениями студенческих, рабочих волнений, погромов имений крестьянам. Комментарии.

Учитель: не довольны самодержавием хоть крупные предприниматели. Савва Морозов о самодержавии: «Прогнило насквозь! Россию перестроить дозволяется чуть лишь снизу».

Ученики поясняют, словно Савва Морозов имел в виду приближавшуюся революцию.

3. Социальные противоречия в России

Учитель: какие же противоречия накопились в российском обществе? Покажите на нашей модели, промеж каким группами общества существовали противоречия?

Учащиеся выходят к доске; формулируют основные проблемы и требования рабочих, крестьян, интеллигенции, буржуазии, помещиков в начале ХХ в. Двусторонними стрелками показывают, промеж кем и кем были противоречия; рисуют «узел противоречий»; видят, словно их точно собак нерезаных (Приложение 6).

Учитель: какие противоречия были главными и почему?

Ученики: самыми острыми пристало признать такие противоречия:

промеж крестьянами и помещиками, т. к. затрагивали почти 80% населения и бессменно обострялись;

промеж рабочими и буржуазией (рабочие были организованной, сплоченной и сознательной до некоторой степени общества; их число бойко увеличивалась с ростом промышленности);

промеж всеми слоями общества и властью, обществом и чиновничеством.

Учитель: чего ожидала и требовала от власти земская интеллигенция?

Ученик: ввести представителей земств в численность Государственного совета.

IV. Заключительная доза урока (контроль и коррекция).

Учитель: можем единица мы еще уже ответить на допоставленный нами вопрос: вследствие того Россия подошла к своей первой революции? Что происходило с российским обществом? Еще крат подожди на нашу общественную пирамиду.

Ученик: в начале ХХ в. российское товарищество превратилась в сантехузел неразрешимых противоречий, избежать революции было еще невозможно.

Учитель: сформулируйте в трех предложениях, вследствие того началась революция?

Обобщенно ответы учеников сводятся к следующему:

Россия пришла к своей первой революции, т.к. в обществе накопились разнообразные противоречия, которые его взорвали. Революция явилась закономерным итогом всего только пореформенного развития, породившего острейшие и десятилетиями не решавшиеся проблемы (крестьянский вопрос, вопрос о представительстве). Успехи индустриализации усиливали контрасты и вели к обострению рабочего вопроса.

Заключительное омограф учителя.

Великосветская тетка А.В. Богданович в октябре 1904 возраст записала в дневнике: «…Злая изошутка ходит вдоль Петербургу. Спрашивают: вследствие того целый настоящий шум? что все сии толпа хотят? Ответ на это: хотят конституцию, ограничить монархию. – Почему это единовременно понадобилось? Ведь еще десяток лет мы имеем ограниченного царя…»

Можно единица считать Николая II«ограниченным царем»? Взгляните на карточка Николая IIкисти И.Е. Репина. Какое чувство он на вам производит?

На экране появляется карточка Николая II. Ученики видят, словно Репин изобразил императора необычно. На портрете – не сильный правитель, а усталый, размечтавшийся человек!

Учитель: Николай IIискренне был уверен, словно благополучие для того чтобы России – самодержавная власть, которая должна хранить основы государства. В этом, быть может, его трагедия. Общество, не дождавшись преобразований от власти, поднялось на революцию.

Прослушайте отрывок песни, слова которой я приводила на одном изо первых уроков. Тогда оказалось, словно варшавянка вам не знакома…

Звучит варшавянка «Смело, товарищи, в ногу!..». Некоторые признаются, словно музыку тем не менее слышали.

Учитель: царь и его сановники попытались отвлечь чернь от революции. Как? И словно изо сего получилось – вы узнаете на следующем уроке. Мы поговорим о русско-японской войне.

V. Задание на идущий урок

Учащиеся записывают план на идущий урок: §3 (стр. 19 – 22); сформулируйте причины революции. Нарисуйте общественную пирамиду в тетради.

Выставление оценок.

Приложение 1. Задание «Социальные группы в России»

Приложение 2. Задание «Общественная пирамида»

Приложение 3. Задание «Личность Николая II»

Прочитайте отзывы людей, собственноручно знавших Николая II.Какими качествами человека и правителя обладал Николай II?

1. «…император Николай II, …представляя собою человека доброго, неблизко не глупого, но неглубокого, слабовольного, в конце концов человека хорошего, …не был создан, для того чтобы быть императором вообще, а неограниченным императором таковой империи, точно Россия, в особенности. Основные его качества – любезность, иной раз он сего хотел, маневр и полная слабохарактерность и безвольность». (С. Ю. Витте)

2. «Царь был не чуть лишь вежлив, но хоть предупредителен и ласков С всеми теми, кто приходил с ним в соприкосновение… Как для того чтобы министра, безрезультатно и для того чтобы последнего камердинера у царя искони было ровное и вежливое обращение».

(А. Мосолов, генерал, атаман канцелярии Министерства императорского двора)

3. «Внешняя скромность, печальные глаза и недобрая улыбка губ; чадолюбие и безразличие к чуждый жизни. Домоседство и алкоголь; апатия к делам и жесткость суждений. Подозрительность и вероисповедание на омограф каждому проходимцу. Любовь к преступлениям… и дикая … вероисповедание в божество».

(В. Н. Обнинский)

(Камердинер – домашний фактотум рядом господине в богатом дворянском доме)

Приложение 4.

Рабочий бланк 1

Крестьянство в начале ХХ в.

1.Крестьянство было самой многочисленной группой населения России, составлявшей 3/4 общей численности. Ускоренно шел гранитизация расслоения крестьянства на разные вдоль социальному положению группы.

Кулаки составляли 2-3% крестьянского населения. Главным источником их богатства была служба наемного труда, торговля, ростовщичество. К ним примыкали предположительно 15% зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности было наличие определенного количества скота – больше четырех лошадей, так же коров. Зажиточные сельчане покупали землю, усовершенствованные машины (жатки), минеральные удобрения.

На другом полюсе деревни – бедняки, безлошадные хозяйства (25% населения). Крайним проявлением бедности было анофтальм коровы – таких хозяйств насчитывалось плечо к плечу 10%. Крестьянство задыхалось от малоземелья. Чтобы выжить, приходилось арендовать землю у помещиков. Расплачивались работой в пользу помещика – отработками1. Раньше сельчане работали на помещика, т.к. были крепостными, нынче – из-за нужды, голода, нехватки собственной земли.

Многие сельчане уходили в городах, где вхолостую пытались получить работу на фабрике, становились отходникакми2. Кто-то нанимался на работу к кулаку. Многие занимались промыслами (охотой, рыбной ловлей), но и это не спасало. Даже в урожайные года бедняцкие хозяйства чуть сводили концы с концами.

2. Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В. А. Оболенского:

«В Торопецком уезде богател и скупал дворянские земли зерновод Яковлев. Окрестные помещики занимали у него бабки под большие проценты, ездили к нему в гости и величали на «ич» –Василий Яковлевич, но за глаза относились к нему свысока, называя Василием Яковлевым разве просто Василием.

А он основательно их презирал. Нанял себе кучером спившегося целиком и разорившегося дворянина с громкой фамилией – Долгово-Сабуров, кой лихо правил его тройкой. «Все хочу ему дворянскую фуражку купить, –говорил Яковлев, –довольно дворяне на нас, мужиках ездили. Пускай смотрят теперь, точно мужичонка на дворянине катается».

1Отработки – работа крестьян С своим инвентарем и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в обращение землю.

2Отходничество – эксплуатация крестьян на заработки в города разве на сельскохозяйственные работы в другие местности. Усилилось после отмены крепостного права.

Рабочий бланк 2

Дворянство в начале ХХ в.

1.Дворянство рассматривалось точно палладиум самодержавия (1,5% населения). Оно пользовалось множеством привилегий, в микротом числе рядом приеме на гражданскую и военную службу. Дворянство являлось наиболее образованным и культурным слоем – главным поставщиком кадров политической элиты государства. Помещики владели огромной земельной собственностью. Но в их жизни происходили перемены.

Многие помещики не сумели после отмены крепостного права (1861г.) приспособиться к новым условиям ведения хозяйства и разорялись. Раньше крепостные обязаны были работать на помещика, а нынче с крестьянами приходилось договариваться. Это не у всех получалось. А многие и не желали хорошо менять, жили привычной расточительной жизнью и не замечали, точно дряхлеют их имения, накапливаются долги. Только 3% помещиков обзаводились сельскохозяйственным инвентарем, нанимали работников и становились деревенскими предпринимателями.

Если в 1860-е года дворяне имели 87 млн. десятин1 земли, мера к 1905 г.

лишь 53 млн. Отсюда негодование властью: не себя же обвинять в неумении хозяйствовать!

Раздражали дворян и высокие тарифы на ввозимые из-за границы промышленные изделия. Они защищали русскую петрургия от дешевого импорта. Но помещики, покупавшие товары для того чтобы своих хозяйств, жаловались на их дороговизну.

2. Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В. А. Оболенского:

«Две дочери дворянина Арбузова, в молодости славившегося своей веселой жизнью, унаследовали от него заложенное и перезаложенное имение. Тщетно искали они женихов, пока, наконец, не решились выйти замуж за соседних крестьян. Стали бабами, и пшик в их виде не напоминало бывших барышень. Зато финансово процветали, язык трудовое их подворье гладко справилось с неоплатными отцовскими долгами».

«Встретил я вот минута оно одного дворянина. Владелец небольшого имения изо прямого хозяйственного расчета стал крестьянствовать на своей земле. Но случаи такого разумного поведения были редки».

1 Десятина – мера площади; равнялась предположительно 1,097 га

Рабочий бланк 3

Рабочие в начале ХХ в.

К началу ХХ в. в России было предположительно 13 млн. наемных рабочих. Численность их по причине развитию промышленности расторопно росла. Многие рабочие сохраняли земельный лан в общине и возвращались в родную деревню вот минута страды. Появились и потомственные рабочие – плечо к плечу 2,8 млн. человек.

Положение большей части рабочих было тяжелым:

–средняя зарплата чуть достигала прожиточного минимума (200-300 руб. в годик на человека); предприниматели выдавали её нерегулярно;

–на предприятиях действовала драконовская учение штрафов – они забирали нота 30% зарплаты;

–угнетали плохие жилищные условия, рабочие ютились в казармах рядом фабриках;

–Россия занимала один изо первых мест в мире вдоль уровню производственного травматизма;

–у рабочих не было элементарных гражданских прав.

В 1897 г. был принят закон, вдоль которому трудящийся ультимо составлял 11, 5 часов. Но предприниматели частенько увеличивали его нота 14–15 часов.

Был принят закон, согласно которому платеж штрафов не должна была превышать 1/3 заработка рабочего. Но в законе не определялось, за какие проступки пристало штрафовать рабочих. Это решал судохозяин предприятия.

Рабочие Москвы и Петербурга отличались высоким культурно-образовательным уровнем. В Петербурге посредь рабочих грамотных было 82 %, в Москве – 76%.

Образованность рабочих, направление их на крупных предприятиях, тяжелые условия жизни и труда делали их самым организованной группой общества в борьбе с самодержавием.

Пролетариат– дернина наемных работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу владельцу капитала.

Рабочий бланк 4

Буржуазия в начале ХХ в.

1.Наиболее могущественным с экономической точки зрения классом российского общества являлась буржуазия1. Крупная буржуазия составляла 0,02% населения, средняя – 0,2%.

Среди крупных промышленников были выходцы изо разных сословий: купцов (С. И. Мамонтов); дворянства (Бобринские, фон-Мекк); крестьян (Морозовы и Рябушинские).

Самой богатой являлась петербургская, новая, буржуазия. Она формировалась изо числа чиновников высокого ранга: директоров и членов правлений акционерных обществ и банков. Петербургские предприниматели получали правительственные заказы и предпочитали все вопросы решать, договариваясь с чиновниками.

Московская (старая) буржуазия состояла больше изо представителей старых купеческих фамилий. Московские фабриканты дешевле зависели от заказов правительства, но однако страдали от мелочного контроля чиновников. Некоторые изо них были отрицательно настроены вдоль отношению к существующему строю и хоть оказывали поддержку революционерам.

2.По словам писателя М. Горького, Савва Морозов (известный меценат2, лесовладелец текстильной фабрики в Орехово-Зуеве) всерьез считал, словно толькореволюция расчистит путешествие к власти. Когда Максим Горький спрашивал Морозова: “Скажи, наконец, прямо, что тебе надо от революции”, оный отвечал : “Твердой власти и порядка!”. На протест Горького, словно для того чтобы сего существует самодержавие, последовал ответ: “Прогнило насквозь. Россию дозволяется перестроить чуть лишь снизу”.

1Буржуазия (от фр. bourgeoisie– горожане) – автокласс собственников, реализующий финансовую и торгово-предпринимательскую труд с использованием наемного труда.

2 Меценат (от имя древнеримского покровителя поэтов) – безбедный разве высокопоставленный музагет художников, поэтов, архитекторов и т. д.

Приложение 5. Общественная пирамида

Приложение 6. Россия – «узел противоречий».

Файлы: Наумова М.Л._Российское товарищество в начале ХХ в.notebook
Размер файла: 2934339 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология