Автор конспекта:
Автор(ы): — Линькова Ольга Александровна

Место работы, должность: — МБОУ ООШ№5 г.Петровск Саратовская область, мудеррис истории

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее основание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 ранг

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цель:изучение послереволюционной эмиграции.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемое оборудование: —

Оборудование:мультимедийный проектор, рабочий материал «русская переселение 20-х гг XXвека», «листья» (описание судьбы), документы, ситуации.

Краткое описание: — Рассмотрение причин, состава, главных центров эмиграции. История послевоенной эмиграции

Ресурс ради профильной школы: — Ресурс ради профильной школы

Тема«Российское зарубежье: вчера, сегодня, завтра».

11 класс

Цель:изучение послереволюционной эмиграции.

Задачи:

· самовоспитание чувства патриотизма у молодого поколения

· самовоспитание навыков самостоятельной работы

· маркшейдерия причин, состава, основных центров и главных задач эмиграции.

Оборудование:мультимедийный проектор, рабочий материал «русская переселение 20-х гг XXвека», «листья» (описание судьбы), документы, ситуации.

Ход урока.

IОрганизационный момент.

II. Изучение новой темы.

Тема нашего урока «Российское зарубежье: вчера, сегодня, завтра». Сегодня мы погрузимся в атмосферу 20-х г.г. XXв. И в первую голову чем приступить к изучению новой темы послушаем политонический фрагмент, разумеется вам подумаете надо вопросом: Какие чувства вызывает у вам эта музыка?

Это полонез М. Огинского «Прощание с Родиной», после многие десятилетия является символом незабываемой печали и ностальгии. Теперь обратим свое чуткость на слайд. На фоне русских городов и русских пейзажей стоит огромное дерево. На ветвях листья. И всякий нахзац – это чья-то судьба. В разные периоды истории наши соотечественники покидали Родину. Но едва в 20-е лета XXвека это приход таким образом массовым. Вихри Октябрьской революции и Гражданской войны сорвали людей с их родных мест и будто бы листья разметали по свету.

Зачитаем на листьях имена наших соотечественников, разумеется вам подумайте надо вопросом: что их объединяет?В какие лета они покинули нашу страну?

Итак, предметом нашего изучения достаточно послереволюционная эмиграция. История русской эмиграции вызывает нешуточный увлечение в современной российской исторической науке. За последние чуток лет вышло изо печати значительное нажин сборников материалов, полностью разве неполностью посвященных истории русской эмиграции.

Нашими задачами достаточно анализ следующих вопросов:

Ø Причины

Ø Состав

Ø Основные центры

Ø Главные задачи эмиграции

У вам на столах лежат рабочие материалы, которые в направление урока существенно заполнить. Ознакомимся с ними. Для начала подпишем их, фамилию и имя пишем среди круга. На развороте – валет русской эмиграции 20-х г.г. Здесь вам письменно ответите на поставленные вопросы.

Для начала обратимся к термину «эмиграция». Вам знамо это понятие? Как вам можете его объяснить.

Толковый разговорник Ожегова дает следующую формулировку: Эмиграция – это вынужденное разве добровольное переселение изо своего отечества в другую страну по политическим, экономическим и иным причинам.

Запишем атрибут эмиграции в легенду карты.

Давайте выясним комсостав выехавших (обратимся вдобавок единовременно к листьям). Какой общественный положение имели эмигранты? Запишем комсостав эмигрантов.

Как вам думаете, по каким причинам народище покидали страну в 20-е годы? Для сей вспомним какие события произошли в России в 20-г.г. и накануне.

Причины записываем в рабочие материалы.

Теперь знакомимся с основными центрами эмиграции. Обратимся к листьям и назовем страны, города, в которые уехали наши соотечественники.

В рабочих материалах выделите центры эмиграции условным значком.

(Париж, Берлин, Прага, Белград, София, Константинополь (Стамбул), США). Политическим центром русских эмигрантов стал Париж, литературной столицей – Берлин, главным университетским городом – Прага.

Итак, мы выяснили причины, комсостав и центры эмиграции. С какими трудностями сталкивались наши соотечественники в отдалении от Родины? Это позволительно узнать, изучив документы.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ.

У каждого ряда родной грамота с индивидуальными вопросами.

Общий контроверза – С какими трудностями сталкивались наши соотечественники в эмиграции?

(Трудности с трудоустройством, продовольствием, жильем, правовая защита)Бежавшие изо России вслед после этим революции были лишены гражданства и оказа­лись людьми без родины (в официальных документах Лиги Наций они назывались «апатридами»). Образо­ванная вслед после этим Первой хороший войны Лига Наций ока­зала поддержку эмигрантам. Комитет по делам бежен­цев возглавил небезысвестный автополярный проверщик Ф. Нансен. Его стараниями был введен хоть бы называе­мый «нансеновский паспорт». Решения европейских правительств помалу узаконили бытность рус­ских в их странах. Так определилось юридическое пре­вращение «беженцев» в «эмигрантов» (на доске запи­сываем вдобавок одну тождество — «беженцы»). Русская по­слереволюционная переселение была представлена по подсчетам бывшего лидера кадетов П. Н. Милюкова в 25 странах мира.

А подобно вам думаете, считали единица они себе изгнанными изо России?

Теперь выясним психологическое модус вивенди наших соотечественников после рубежом.

РАБОТА С ЦИТАТАМИ

Цитатный ряд

Мы не в изгнании.

Мы — в послании.

Д. С. Мережковский

Наша установка — безвыездно сказать: по­дымите голову! Миссия, просто поручение тяжкая, так и высокая, возложена судьбой на нас.

И. А. Бунин

Мы не покинули Россию, мы унесли ее с собой.

Р. Гуль

Ни одна эмиграция… не получала столь повелительного наказа про­должать и развивать конкретика сродственник культуры, подобно зарубежная Русь.

В. Абданк-Коссовский

Какая установка стояла пред эмигрантами 20-х г.г.?

Уехав изо страны, прервали единица они духовную синапс с Россией?

Что помогало им преодолевать трудности, проживая после границей?

Итак, главная миссия эмигрантов – утайка русской культуры в инокультурном окружении.

РАБОТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ СИТУАЦИЙ

Зачитайте 3 ситуации и ответим на контроверза — Как вам думаете, вернулся единица выданный кроманьонец на Родину?

1. Она вернулась в 1939г. в Россию. По возвращению арестовали её сына и дочь. Не было постоянного жилья, душевное сосредоточенность достигло апогея в 1941г. Она покончила с собой. (Цветаева М.)

2. Он не уехал изо Парижа. Но хоть бы и не принял иностранного подданства. До конца жизни оставался русским гражданином (Шаляпин)

3. Он не покинул США. Во эпоха ВОВ он передал крупную сумму дензнак на покупку медицинского оборудования ради посылки на Родину. Он верил в победу русского народа, так не дождался её. В 1943г. умер. Похоронен в США. (Рахманинов)

Возвратимся вдобавок единовременно к слайду с деревом, листья улетели, разумеется ровно осталось?(Корни). Русская интеллигенция, оторванная от сродственник земли, тосковала по Родине.

В русле сменовеховского подхода к новой жизни в России развивалось возвращенческое движение. Тыся­чи эмигрантов были захвачены волной «возвращенства» в Советскую Россию в начале 20-х годов. Этому спо­собствовала и объявленная в 1921 и в 1924 годах Совет­ским правительством амнистия значительной части лиц, участвовавших в качестве рядовых боец и каза­ков в белогвардейских военных организациях. 10% от общего числа эмигрантов (около 200 тыс. человек) вер­нулись на родину в довоенные годы. Не едва нос­тальгия гнала их на родину. Возвращаясь, они делали и ссыльнополитический выбор.

Судьбы вернувшихся сложились по-разному. Писа­тели А. И. Куприн, И. Г. Эренбург, А. Н. Толстой, ком­позитор С. Прокофьев, художники И. Я. Билибин и Н. К. Рерих получили слава подобно деятели совет­ской культуры. Бывший военнослужащий ранг вот Франции, кавалергард А. Игнатьев вернулся в СССР пред вой­ной. Полученные им в свое эпоха от французского пра­вительства крупные суммы после вклады, сделанные Рос­сией в оборонное градостроительство Франции, он вернул русскому народу. "В военные лета он работал по специальности, в его обязанности входило инспектирование военных училищ. О своей судьбе он написал ставшую известной книгу «50 лет в строю». Поэтесса М. И. Цве­таева, возвратясь на родину, покончила оживление само­убийством. В 1938 г. был расстрелян подобно «враг народа» сменовеховец Н. Устрялов, вызывавший в 20-е лета эмигрантов возвращаться в Советскую Россию и самосильно воротившийся в 1935-м.

Но на этом происшествие русской эмиграции не заканчивается. Она распадается на цифра главных потока, называемые просто "первой" (1917-1938; образцово 4 миллиона человек), "второй" (1939-1947; плечо к плечу 10 миллионов) и "третьей" (1948-1990; плечо к плечу миллиона) эмиграцией. "Первый" и "второй" потоки — это в основном вынужденные "волны" эмиграции периодов Первой мировой, Гражданской и Второй хороший войн, "третий" ток — добровольная, по большей части "этническая" переселение времен холодной войны.

III. Закрепление.

Есть единица такое приход подобно переселение сейчас?

По каким причинам уезжают изо современной России?

Есть единица несходство меж современной эмиграцией и эмиграцией 20-х годов?

Нынешнюю волну эмиграции позволительно назвать эмиграцией едва условно, вследствие того ровно что изо России народище едут по собственному желанию и по собственной воле. И возвращаются также в зависимости от своего желания. Разные могут быть мотивы. Одним не нравится жить в России, один издавна хотелось уехать на Запад и приобщиться к западной жизни; другие отправляются на Запад ради поправить свои финансовые дела и заново вернуться в Россию. Ясно то, ровно политической эмиграции срочно нет. Если она и есть, то имеет столь мизерное значимость ровно не заслуживает того, ради о ней говорить.

Люди каких профессий покидают страну?Кто едет?

В эмиграцию помалу вовлекаются все жители России. Если в 1992 году жестко преобладали Москва и Санкт-Петербург, давшие плечо к плечу 40% эмигрантов, то в 1997 году их везение упала пред 18%, в 1998 — пред 12,2%, в 1999 — пред 10,6%.

Эмиграция изо России носит явные черты утечки умов. Каждый пятый эмигрант имел высшее образование, в книжка числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (в населении страны — 13,3%). Становятся эмигрантами многие студенты и стажеры, обучающиеся на Западе.

Каких эмигрантов сегодняшнего дня вам знаете?

Можно единица покинув страну, остаться патриотом?

Вы раньше взрослые, лихо окончите среднюю школу. Если бы пред вами был дилемма – уехать разве остаться в России, подобно бы вам поступили? В ваших рабочих материалах вам писали фамилию и имя среди круга. Подумайте и поставьте ударение среди круга, кабы вам решили остаться и вовне круга, кабы вам решили уехать. Поднимите ваши буклеты ради вывода.

Домашнее миссия – написать эссе на тему «Можно единица покинув страну, остаться патриотом?»

Закончить оброк я хотела словами сына царского адмирала, протоиерея Бориса Старка, тот разве другой в 1925г. эмигрировал в Париж, разумеется в 1952г. вернулся в Россию « У человека должна быть Родина. Когда я узнаю о людях, необязательно покидающих ее, мне извека их прямодушно жаль, вследствие того ровно что я знаю, какую страшную ошибку они совершают. Может быть далее они преуспеют материально, так счастливыми не будут никогда. Счастье дает едва Родина».

IV. Подведение итогов, рефлексия.



Справка о положении русских беженцев в Константинополе, подготовленная представителем Всероссийского земского союза в Константинополе А.Л.Глазовым.

2 апреля 1926г.

Общее семьсот русских беженцев в Турции не превышает теперича 4000-5000 человек. Не меньше 90% сей числа проживает в Константинополе, разумеется остальные 10% рассеяны по различным местностям Анатолии.

Одной изо характерных особенностей русской беженской колонии в Константинополе является шабаш значительное семьсот инвалидов и нетрудового элемента. До настоящего времени сотрудничество такому нетрудоспособному элементу оказывается известными американскими благотворительницами Митчел и Регльс.

С осени 1925г. агрополитика турецкого правительства в отношении иностранцев, разумеется в т.ч. и русских беженцев, принимает явно агрессивный характер. Турецкое правительство лещадь видом защиты интересов оттоман от конкуренции иностранного труда начинает издавать несколько декретов, лишающих иностранных подданных права заниматься известными ремеслами и промыслами, разумеется также состоять служащими в целом ряде предприятий, не едва государственных и общественных, так и частных. В первую хвост и исключительно извращенно отразилось это и на русских беженцах, лишенных и консульской и отличный авторитетной защиты, и вследствие того ровно предоставленных насквозь самим себе.

Вопросы:

1. Общее семьсот русских беженцев?

2. Каков темперамент политики турецкого правительства в отношении иностранцев?


Письмо главы делегации по делам русских беженцев в Королевстве Сербов, Хорватов, Словенцев В.Н.Штрандтмана.

7 апреля 1926г., Белград.

Сербы в деле помощи русским и в вопросах приема беженцев извека руководствовались мыслью о недопустимости подвергать русских людей бедственной жизни на территории королевства, разумеется вследствие того ровно и лазейка беженцев надобно быть в строгом соответствии с теми средствами, которые могут быть отпущены на эту надобность. Рассчитывать на подскакивание таковых средств в данное эпоха вконец нельзя. Заработок приискивается тогда все с большим трудом, разумеется вследствие принятых правительством резких мер к сокращению государственного бюджета многие служащие подверглись увольнению, и надеяться на попадание новых количеств беженцев на государственную службу не приходится.

Экономический расстройство в стране вызвал целый несколько финансовых крахов, и мне известны многие случаи, когда-либо русские, служившие раньше на государственной и ушедшие ради поступления из-за большего заработка на частную службу, теперича стремятся противоположно либо вследствие раньше состоявшегося краха фирмы, либо вследствие неминуемого краха в ближайшем будущем. Но поступить противоположно на государственную службу нынче никому не удается.

Мы можем рассчитывать на лазейка некоторого количества детей от10 пред 12 лет в школы. Немаловажным затруднением близ этом являются родители детей, которые, естественно, пожелают следовать после последними в королевство. Ни на какую денежную помощь, на унаследование службы разве заработка они рассчитывать не должны.

Вопросы:

1. Каково масштаб сербов к русским эмигрантам?

2. Как микроэкономический расстройство в стране повлиял на принцип русских эмигрантов в королевстве?


Записка российского посланника в Берне И.Н. Ефремова.

3 марфа 1921г., Берн.

Ко мне не поступало жалоб на отрицание швейцарских судебных властей в защите прав русских граждан. Но зато я знаю общую систему ограничений права въезда и пребывания в Швейцарии русских граждан, являющуюся следствием непризнания полной силы русских паспортов. Такое самоотрицание швейцарские власти основывают на том, ровно Русское правительство, которое было признано Швейцарией, на деле более не существует, и дудки такого русского правительства, которое было бы признано Швейцарией.

Эти «беспаспортные» иностранцы подпадают лещадь способ закона, дающего права высылать их изо Швейцарии разве чуть едва терпеть их бытность лещадь условием залога разве поручительства.

Наряду с этими полицейскими стеснениями я надобно отметить и положительное масштаб швейцарских властей к тяжелому положению русских. Федеральное правительство обязалось выдавать кантонам и коммунам, которые примут на себе иждивение неимущих русских, в виде доплаты к их расходам, по пять франков на человека в день. Федеральное правительство поручило Швейцарскому Красному Кресту озаботиться содержанием больных и дряхлых русских граждан, ассигновав на это конкретика 250000 франков. В Женеве, Лозанне целомудренно швейцарские и смешанные благотворительные общества предоставляют русским квартиру и бильярд и оказывают иные пособия.

Вопросы:

1. В чем заключалась главная причина «непризнания полной силы русских паспортов» властями Швейцарии?

2. Из каких источников финансировалось показание материальной помощи российским эмигрантам в Швейцарии?


Ситуация №1.

Гражданская афина разлучила ее с супругом, тот разве другой оказался в Константинополе, дальше в Чехословакии. Она осталась одна в Москве с детьми в тяжелых бытовых и морально-психологических условиях. После смерти одной изо дочерей она уехала изо России. На чужбине она продолжала писать стихи и прозу, издавать книги, так трудности издательского дела коснулись и ее: тиражи были небольшие, книги незавидно раскупались, помимо того, получали нелестные отзывы и обвинение цензуры. Постоянная неволя и неустроенность угнетали ее. В письме к своей подруге в 1925г. изо Парижа она писала: «Квартал, где мы живем, ужасен, — действительно изо бульварного романа «Лондонские трущобы». Члены ее семьи стремились к возвращению в СССР. Она же не решалась ехать, считая, ровно после рубежом она не нужна, разумеется в России – невозможна.

Вопросы:

1. Профессия эмигрировавшей.

2. По каким причинам уехала изо России?

3. Как вам думаете, вернулась единица она на Родину?


Ситуация №2.

В 1922г. он не вернулся изо зарубежных гастролей, правда неделями считал свое невозвращение временным. Не последнюю значимость в бесконечных гастролях артиста сыграла его внимательность о материальном благополучии детей (вместе с ним в Париже жили его семерик детей от двух браков и двое детей другой жены). На чужбине он пользовался неизменным успехом, гастролируя почти вот всех странах мира. Оказавшись в эмиграции на склоне лет, васин александр николаевич тосковал по России, он потерял оптимистичность и оптимизм. Обстановка достатка, ток долларов, непрестанный удача не спасали на чужбине от осознания духовного одиночества.

Вопросы:

1. Профессия эмигрировавшего.

2. Причины бесконечных гастролей.

3. Как вам думаете, вернулся единица он на Родину?


Ситуация №3.

Он не принял Октябрьскую революцию и с семьей уехал в конце 1917г. изо России в первую голову в Швецию, разумеется дальше в Америку. В 1918-1926г.г. он переживал творческий кризис: ничегошеньки не сочинял, занимался едва концертно-пианистической деятельностью. Причины своего творческого молчания он объяснял так: «Уехав изо России, я потерял намерение сочинять, Лишившись родины, я потерял самого себя… Как же сочинять, ежели дудки мелодии! ежели я издавна не слышал, подобно шелестит рожь, подобно шумят березы…» Мировая лавр пианиста способствовала благополучному материальному положению – его семейство ни в чем не нуждалась. Кроме одного, так самого главного: он был в отдалении от родины. Душевная печаль, тоска, поэтизм, безошибочность традициям русской классики нашли воспроизведение в его музыкальных произведениях.

Вопросы

1. Профессия эмигрировавшего.

2. Причины эмиграции.

3. Как вам думаете, вернулся единица он на Родину?

Файлы: Оттепель в фотографиях 11 кл., Е. Пермяков.ppt
Размер файла: 907264 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология