Автор конспекта:
Автор(ы): — Ахмадуллина Г.М.

Место работы, должность: — ГБОУ СПО АКТТ, преподаватель

Регион: — Нижегородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

1. Образовательная:

• обобщить, систематизировать знания студентов по теме;

• рассмотреть особенности общественное движение в России в XIXвеке;

• помочь осмыслить роль России в современном мире.

2. Развивающая:

• Продолжить работу над формированием у студентов умений логически и творчески мыслить, анализировать документы, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитательная:

• Способствовать формированию гражданского мировоззрения.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: — Автор(ы): А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов
Издательство: Русское слово.
Год: 2006.

Используемая методическая литература: —

1. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задачи по отечественной истории. М., 2002г.

2. Сорокина Г.Н. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XXвека, Волгоград, 2006г.

3. Янко-Триницкая А. А. Обобщающе-повторительные уроки по истории. М, 1956

Используемое оборудование: —

  • карта «Россия в XIX- начале ХХ вв.»;
  • атласы по истории России;
  • родословная Романовых;
  • портреты монархов Российской империи XIXвека;
  • раздаточный материал: тесты «Николай Iи его империя», документ «Указ о вольныххлебопашцах» и др.;
  • герб России;
  • таблица «Общественное движение в России ХIХ в.»;
  • презентация «Фаберже».

Краткое описание: — Одной из принципиальных позиций, которые заложены в программу по истории России является ориентация на проблемное изложение курса. Программа также рассчитана на творческое самостоятельное применение и ориентацию на развитии учащегося, воспитание у него патриотизма, формирование умений, помогающих понять историю. Все это я, как преподаватель, постаралась применить на открытом занятии « Россия в XIX веке ». Учащиеся к моменту проведения урока изучили раздел «Россий-ская империя в XIX веке», что позволяет использовать имеющиеся знания при дальнейшей работе, а также они познакомились с такими терминами как: монархия, декабристы, циркуляр, Манифест, реформа. Данный урок предназначен для учащихся I курса, проводится по технологии КИМД. Эта методика применима для всех уроков гуманитарного цикла. Работа ребят в микрогруппах способствует активизации умственной деятельности. При анализе исторических документов, работе с тестами применяется дифференцированный подход. Взаимосвязь всех этапов урока позволяет студентам быстро переключиться с одного вида деятельности на другой и качественно, грамотно выполнять предложенные задания. На уроке сочетаются различные формы обучения: фронтальная и индивидуальная, групповая. Использование междисциплинарной связи позволяет осуществить развивать логическое мышление.

Структурная часть

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время, мин.

1. Организация начала урока.

Преподаватель приветствует студентов, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Студенты приветствуют преподавателя. На столах приготовлены все учебные принадлежности, дежурные рапортуют об отсутствующих на уроке.

3

2. Контроль знаний студентов.

Организация групповой работы, выдача заданий:

— документ «Указ о вольных хлебопашцах» (приложение № 1);

— тесты «Россия при Николае I» (приложение№2);

— «Соотнесите даты и события» (приложение №3);

— «Угадайте, о ком идет речь» (приложение №4)

Демонстрация презентации «Фаберже». Рассказ преподавателя: Изделия, созданные этим человеком, вызывают восхищение и зрителей, и коллекционеров. Свой блистательный путь фирма Карла Фаберже начала в 1842г., когда в Петербурге на Большой Морской улице никому неизвестный ювелир Густав Фаберже открыл мастерскую. Поначалу здесь делали небольшие работы: модные золотые браслеты, брошки, медальоны. Но вскоре в дело вступил сын — Карл. Он получил блестящее художественное образование в Германии. В 1870г. Карл Фаберже возглавил фирму, а в 1885г. к нему пришло международное признание. Вскоре на изделия ювелирной фирмы обратил внимание император Александр III. К празднованию Пасхи он заказал сувенир — пасхальное яйцо для супруги Марии Федоровны. Все изделия изготавливались из золота и драгоценных камней. После революции часть изделий была вывезена за границу, а часть хранится сегодня в Оружейной палате Московского Кремля (около 300 изделий, из них 10 пасхальных яиц).

Самая большая зарубежная коллекция Фаберже находится у английской королевы Елизаветы II.

Преподаватель делает обобщение: XIX век был одной из ярчайших, но в тоже время противоречивых страниц в русской истории, потому что каждый император пытался проводить свою политику, отличную от предшествующей. Эта атмосфера тяготила многих образованных людей России.

Слушают, обсуждают и выполняют задания, отвечают на вопросы, дополняют ответы товарищей.

Просматривают работы К. Фаберже (презентация). Слушают преподавателя, восхищаются увиденным.

25

3. Мотивация учебной деятельности студентов.

Проводит мотивацию через стихотворение.

Студентка читает стихотворение Д. Веневитинова (приложение

№5).

5

4. Актуализация опорных знании.

Организует беседу по вопросам:

1) Кто занимал российский престол в изучаемое нами время?

2)С какими событиями связано начало царствования Николая I?

3)Почему именно при Николае I могли появиться такие стихи?

Студенты отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.

12

5. Изучение дополнительного материала, систематизация приобретенных знаний.

Именно при Николае I была разработана консервативная «теория официальной народности» Уварова, но это было не единственное течение общественной жизни.

Преподаватель предлагает посмотреть сценку, затем ставит проблемный вопрос: По какому пути должна идти Россия сегодня? (записан на доске). Чтобы на него ответить нам нужно знать какие еще направления существовали в общественном движении XIX века.

Организует работу с таблицей «Общественное движение Х1Хв. в России» (приложение №7).

Разбирает значение терминов: либералы, радикалы, западники, славянофилы.

Вывод:Проблема западников и славянофилов оставалась актуальной и в XX веке. Многие писатели и поэты обращались к этой теме. Так, например А. Блок в своей поэме «Скифы» отмечал:

«Мы широко по дебрям и лесам,

Перед Европою, пригожей расступимся!

Мы обернемся к Вам своею азиатской рожей!

Да, скифы —мы! Да азиаты -мы!

С раскосыми и жадными очами!»

А. Блок — славянофил, он решает проблему в новой исторической обстановке, с позиции революционного поэта — трибуна, он прославляет и защищает Современную Россию, видит в ней оплот всего лучшего.

А сегодня эта проблема находит отражение в символике нашего государства. Посмотрите на герб России — это двуглавый орел (одна голова которого повернута на Запад, другая — на Восток). Орел — символ власти, зоркости и честности.

А сейчас, давайте вернемся к проблеме. По какому пути должна идти Россия сегодня?

Преподаватель подводит итог: Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, опираться на западную модель, но и не забывать национальные традиции. Не случаен призыв А. Пушкина (обращение к эпиграфу).

Студенты представляют сценку диалога двух молодых людей николаевской эпохи (приложение №6).

Заполняют таблицу. Записывают в тетрадь значение новых терминов, слушают, отвечают на вопросы преподавателя.

Студенты отвечают на поставленный вопрос,

высказывают свое мнение.

40

6. Подведение итогов урока

Анализирует работу студентов, объявляет оценки.

Испытывают чувство удовлетворения от работы на уроке.

3

7. Домашнее задание.

Записано на доске

1) Повторить даты, понятия.

2) Составить кроссворд «Россия в ХIХ веке».

Слушают, делают записи.

2


Файлы: Тест Индия45-2000.rar
Размер файла: 202785 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология