Автор конспекта:
Автор(ы): — Курманаевский Владимир Алексеевич

Место работы, должность: — учитель географии ГОУ РМЭ «Лицей Мегатех» г. Йошкар-Ола

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — Формирование у 10-классников понятия об основных факторах роста и сокращения населения и статистическая демонстрация темпов этих процессов.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — Статистическое исследование демографических последствий численности детей в семье на общую численнность населения страны.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

План урока «Рост и сокращение населения»

Тип урока Практическая статистическая работа с элементами объяснения учителя

Основные понятия: причины роста и сокращения населения, факторы роста и сокращения населения

Цель урока: сформировать понимание движущих сил демографических процессов

Средства обучения: решение поисковых задач, моделирование статистических картин.

1. Объяснение учителя

По данным науки после окончания последнего ледникового периода, т.е. приблизительно 20000 лет назад, на Земле осталось около 30 тысяч человеческих особей, разбросанных на большой территории в виде групп числом от нескольких десятков до 2-3 сотен человек. Всё Человечество было сосредоточено в эти 200 – 300 группировок. Сейчас на Земле около 220 государств. Можно предположить, что от этих группировок и появились страны-государства. Доказать это трудно, поэтому пусть это останется нашим предположением.

Итак, сейчас на Земле (20 тысяч лет спустя) проживает около 7 миллиардов человеческих особей.

Вопросы:

Равномерно ли прирастала численность людей за эти 30 тысяч лет? (экспоненциально).

Сколько поколений людей прошло с этого времени? (1200).

Насколько в среднем в каждом поколении увеличивалось население Земли? (фрактальная зависимость – показать на графике).

Сколько детей в среднем рождалось в каждой семье? (около 10 вплоть до 20 века)

Сколько семей прожило на Земле за это время? (В 2 раза меньше, чем число людей – около 40 млрд.).

Сколько человеческих индивидов прожило на земле от времени появления человека? (более 80 млрд.).

Какие ещё вопросы можно задать по данной тематике? Множество!

Как видите, вопросов тут может быть очень много и считать придётся долго даже с калькулятором. Поэтому мы возьмём и решим некоторую модельную, абстрактную задачу, чтобы понять наглядно, о чём мы говорим, когда говорим о росте численности населения.

2. Решение поисковой задачи

Итак, задача.

Жили – были три страны: Монландия, Диландия, Триландия. В них всё было одинаковое, кроме законов. Жило в них по 100 миллионов человек населения, всем было по 25 лет, мужчин и женщин всегда было поровну, все до последнего они обязательно женились и рождали детей в 25 лет и все они ровно в 75 лет умирали. Всё у них было хорошо – и климат, и отношения между людьми, и еда, и деньги, и жилище – всё было отличным. Только законы были разные: в Монландии был закон «одна семья – один ребёнок», в Диландии – «одна семья – двое детей», в Триландии был Закон «одна семья – трое детей». И был у них на общем для трёх стран календаре 1 января Нулевого Года.

Подсчитайте, каково стало население этих стран через 6 поколений по 25 лет каждое, т.е. через 150 лет 31 декабря 150-го года?

Ответ: в Монландии – 4 млн.801 тысяча 250 человек, в Диландии – 200 миллионов человек, в Триландии – 5 млрд. 895 млн. 890 тысяч 500 человек.

3. Выводы из полученного ответа на 1-ю задачу.

А) Наличие 2 детей в семье позволяет, начиная с третьего поколения сохранять численность страны на одном и том же уровне бесконечно долго.

Б) Наличие 1 ребёнка в семье неминуемо ведёт к уничтожению данной страны через 10-15 поколений.

В) Наличие 3 детей в семье обеспечивает данной стране мировое лидерство по численности населения.

4. Вторая задача: за 20000 лет население Земли увеличилось с 30000 чел до 7 млрд. Сколько детей в среднем было в семьях землян у последних 800 поколений? Не решая эту задачу, исходя из данных про Три Страны, скажите: к какому значению ближе число детей в среднестатистической земной семье за это время:

А) 1,1 ребенка, Б) 2, 2 ребёнка, В) 3.3 ребёнка?

Выводы из ответа на 2-ю задачу:

А) Человечеству очень повезло в последние 20000 лет – оно не исчезло с лица Земли.

Б) Вся история человечества – это маленькие семьи, с числом доживших до взрослого состояния 2,4 детей.

В) В России в 1990-2010 году рождалось в среднестатистической семье 1, 414 ребёнка, это значит, она неминуемо исчезнет с лица Земли, если не увеличит число детей в каждой семье до 3 человек.

5. Факторы роста населения: как их определить?

Вопросы что заставляет людей рождать детей?

Пример России и Китая

Россия стимулирует деньгами рождение детей – по 10000 долларов премии за второго ребёнка, а Китай – наказывает по 12000 долларов штрафа за второго, 20000 долларов штрафа за 3-его и до 40000 долларов штрафа за четвёртого, пятого детей. Результаты: в России сокращается население по 700000 человек в год, а в Китае увеличивается на 50-60 миллионов в год. Как объяснить?

6. Факторы сокращения населения. Как их определить?

А) Социальные

Б) Природные

В) Космические

Г) Духовные

7. Беседа по составу семей лицеистов

Поднимите руки те, у кого есть 1 брат или сестра….у кого 2 у кого 3…Средний размер детей в ваших семьях.

Домашнее задание: Учебник географии В.П. Максаковского, тема 3, с. 57-65.

Задача: Как и за какое время РМЭ сможет догнать по численности населения Китай?

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология