Автор конспекта:
Автор(ы): — Чурзина Ольга Васильевна

Место работы, должность: — мОУ СОШ № 3 г. Дубовки, социальный педагог, учитель литературы

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1) Формирование у учащихся взгляда на окружающий мир как на общечеловеческую ценность, требующую бережного заботливого отношения. 2) Развитие творческих способностей детей, умение выразительно читать стихи, петь, танцевать. 3) Воспитание гражданско-патриотических чувств, любовь к большой Родине и малой родине, родной природу. 4) Воспитание на народных традициях.

Используемые учебники и учебные пособия: — —

Используемая методическая литература: — 1. Агашина М.К. Девичник. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1972
2. Ваганова В.П. Люблю тебя, родина светлая! Мн.: Народная асвета, 1990
3. Свет-береза. Клллектив авторов. Стихи. – Воронеж, Центр.-Черноземное кн. Изд-во, 1984
4. Свирель: Лирика А.А.Фета, А.Н.Майкова, И.С.Никитина. –М.: Дет. лит., 1982
5. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.

Краткое описание: — Литературно-музыкальная композиция об одном из символов России — березке.









Цели:
1) Формирование у учащихся взгляда на окружающий мир как на общечеловеческую ценность, требующую бережного заботливого отношения.
2) Развитие творческих способностей детей, умение выразительно читать стихи, петь, танцевать.
3) Воспитание гражданско-патриотических чувств, любовь к большой Родине и малой родине, родной природу.
4) Воспитание на народных традициях.
Оборудование:
творческие работы учащихся: рисунки детей, рефераты; костюмы березки, коробейников, русские народные костюмы, картины русских художников оприроде, плакат с изображением дерева березы, магнитофон, грамзаписи с песнями: «С чего начинается Родина»,«Растет в Волгограде березка», «Березовый сок», выставка изделий из природного материала.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
(Музыка«С чего начинается Родина…»
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Ведущий:
С чего начинается Родина? С нашей реки, с песчаного берега, с улицы, на которой живем, а может она начинается с той березки, которая растет во дворе нашей школы и встречает каждого.
Береза… С незапамятных времен почитаема и любима она на Руси. Она стала своеобразным символом России. Почему? Это попытаемся сегодня понять.
Есть старинная поэтическая загадка: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник» Что это за дерево? – береза.
Уч-ся 1:
Многовековой опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза -–одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок и листья которых содержат ценные лекарственные вещества.
Автор «Повести временных лет» рассказывает: «И пришел к славянам, где нынче Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И направился к Варягам, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, обольются водою студеною, и тогда только оживут. И творят так всякий день, ничем не мучимые, но сами себя мучат, и этим совершают омовенье себя, а не мученье».
Уч-ся 2:
Второе «угодье» – это, конечно, лучина, применяемая прежде для освещения крестьянского жилища и березовые – лучшие изо всех прочих – дрова.
Уч-ся 3:
«Дряхлым пеленанье» – давний обычай скреплять берестой расколотые глиняные горшки, кувшины, корчаги, крынки.
Уч-ся 4:
И, наконец, четвертое «угодье» – сладковатый березовый сок, утоляющий жажду.
(Песня «Березовый сок»)
Уч-ся 5:
Велики заслуги у березовой коры. «Русский папирус», как прозвали бересту в иноземных краях, донес печатное слово наших далеких предков до нынешних времен.
В Новгородском историко-архитектурном музее-заповеднике собрана уникальнейшая берестяная «библиотека». Потемневшие от времени полоски березовой коры передают содержание удивительных посланий, свидетельствующих о широком распространенииграмотности на Руси. «Продав двор, идите сюда в Смоленск или Киев.. Дешев здесь хлеб», — приглашал в ХП веке заботливый сын Гордей отца с матерью. Отчаянный крик женской души несется из Х1У века: «Поклон от Февроньи к Филиксу с плачем. Бил меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город или сам приедешь сюда. Убитая».
Уч-ся 6:
Переписка на бересте велась даже в 18 веке – на Камчатке. Об этом свидетельствует манускрипт «Русские хартии, писанные на березовой коре», хранящийся в галерее рукописных редкостей Парижской национальной библиотеки.
Добрую службу сослужила береза советским партизанам в грозные дни Великой Отечественной войны. Среди сотен газет, выходивших в тылу врага, издавалась и белорусская «Партизанская правда». В лесной типографии часто не хватало бумаги, и тогда газету печатали на бересте.
Уч-ся 7:
Многообразен живой мир березы. В березовом семействе существует свыше 140 разновидностей. Береза Коржинского. Береза Медведева. Береза Голицына. Береза Кузмищева…
Ведущий:
Березы, березы… Они не только дарят человеку здоровье, свет, тепло, но и дружат с людьми бескорыстно и надежно. Милая наша березка всесторонне духовно обогащает нас питает человеческое сердце, служит источником рождения очарованных душ и высоких стремлений.
Готовясь к нашей встрече, ребята познакомились с различными особенностями березы, подготовили рефераты по темам:
О месте и роли березы в творчестве русских поэтов и художников рассказывают работы Кострюкова Александра «Береза в картинах Игоря Грабаря», Чурзиной Виктории «Образ березы в произведениях Сергея Есенина». О празднике русской березки расскажет работа Жуковой Аксиньи. О народных приметах, связанных с березкой,реферат Васильева Александра
А.Прокофьев
Упрекают критики всерьез
В том, что много мной посажено берез.
И не только по цветным моим лугам,
А по песням, по частушкам и стихам.
- Ну и что ж, — я отвечаю, — ну и что ж?
Ведь красивы так, что глазне отведешь!
Ведь в России где-то часом родилась,
Ведь в России побелилась, завилась!
И проходят то суглинком, то песком,
А на Север, а на Крайний лишь ползком!
Перед ними только камень, лед.
Мертвый холод подниматься не дает.
А березка, белой смерти вопреки,
Проползает, хоть на шаг из-за реки!
Уч-ся:
…Когда Михаил Иванович Глинка после долгого пребывания в чужеземных странах пересек границу, он остановил свой экипаж, сошел с дороги и низко-низко поклонился белокорой березке. Александр Сергеевич Пушкин вскоре после путешествия по Крыму, в декабре 1824 года писал своему другу А.Дельвигу:
Уч-ся:
«…Мы переехали горы (у Кикенеиза) и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось: я начал тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополя и виноградные лозы…»
Н.Заболоцкий «На закате»


Когда измученный работой,
Огонь души моей иссяк,
Вчера я вышел с неохотой
В опустошенный березняк.
На гладкой шелковой площадке,
Чей тон был зелен и лилов,
Стояли в стройном беспорядке
Ряды серебряных стволов.
Сквозь небольшие расстоянья
Между стволами, сквозь листву,
Небес вечернее сиянье
Кидало тени на траву.
Был тот усталый час заката,
Час умирания, когда
Всего печальней нам утрата
Незавершенного труда.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Несоответствия огромны,
И несмотря на интерес,
Лесок березовый Коломны
Не повторял моих чудес.
Душа в невидимом блуждала,
Своими сказками полна,
Незрячим взором провожала
Природу внешнюю она.
Так, вероятно, мысль нагая,
Когда-то брошена в глуши,
Сама в себе изнемогая,
Моей не чувствует души.


Ведущий:
Да, береза – «вдохновенное и вдохновляющее» дерево.Не только поэты и писатели искали в ней вдохновение. Многие картины русских художников, произведения скульптуров, композиторов навеяны ее образом. Чайковский, Куинджи, Голубкина, Грабарь…
Игорь Грабарь – ученик Ильи Репина и современник Левитана, выдающийся педагог, академик, автор исследований по истории искусства. Несколько лет художник жил за границей. «Вернувшись в Россию, — писал Грабарь, — я был несказанно потрясен красотой русского пейзажа. Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней, сверкающих инеев».
Ученица:
Я прочту отрывок из рассказа «Возвращение» С. Соловьева (книга «С веком наравне») о картине «Февральская лазурь».
Стояли крепкие морозные февральские дни. Грабарь бродил около усадьбы, радуясь зиме, и снегу, и этим высоким, сильным березам.
«Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свету имеют темные стволы! Фантастическое дерево, сверхъестественное дерево, дерево-сказка! Я страстно полюбил русскую березу и долго почти ее только и писал», — говорил потом художник.
Ведущий:
Березы озарили творческим вдохновением едва ли не каждого русского писателя. «Сколько Берез уже прошумело в русской поэзии! – восклицал Ярослав Смеляков. Полагаю, что на каждое прекрасное белоствольное дерево на русской земле приходится не меньше двух стихотворений. Большими поклонниками чудесного, милого деревца былиФедор Тютчев, Афанасий Фет, Сергей Есенин.


Афанасий Фет:
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней, и жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей. ( А.Фет)
— — Сергей Есенин:
Белая береза
Под мои окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С.Есенин)




Ведущий:
Не оставляют без внимания березу и наши современники: Рождественский, Тумарев, Андрей Дементьев.
Всеволод Рождественский «Береза»
Чуть солнце пригрело
Откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Все в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла, —
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза – и вновь весела.
(Выходит сказочница в костюме, ведет свое сказание о березке)
Сказочница:
В некотором царстве-государстве, а именно в том, в котором мы живем, жила-была березонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая. Спала она спала всю зимушку, веточки свои под снежком грустно опустив. Но вот пришла Весна-Красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела, ветерком обвеяла, дождиком обсеяла. И проснулась березонька-красавица, всем стала нравиться. Проснулась, на теплом ветерке прогнулась, листочками обернулась, украсилась сережками, всем совсем понравилась, на праздник направилась. Праздник-то на поляне строится, называется Троица. Да не простая, а Троица святая. Пошли к ней люди добрые, веселые. Хоробрые Весну провожать, лето встречать. Это сказке не конец, а начало, всех гостей, друзей, всех хороших людей березка встречала и привечала. И нам ее встречать-величать, а ей ветками качать! Встречайте белую березу, русскую березоньку!
(Выходит Береза- девочка, одетая в белое платье с зелеными листочками, с зелеными сережками, вся в цветных ленточках и венком из веточек березы на голове; девушки)
Береза:
Во зеленом поле,
Во зеленом гуде
Здравствуйте, гости,
Здравствуйте, люди!
Я березовая веточка,
Дочь березки русской Светочка,
К вам на праздник пришла
Лето вам привела.
Здесь мы с вами породнимся,
Породнимся, покумимся!
Девушки — «Зачинная песенка»
Завивайся ты, березка,
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли
По краю земли
Со яичками, со куличками
И печными птичками.
Яички-то красные,
Кулички прекрасные,
Пряники-то сдобные
Для еды удобные.
(Выходят коробейники.)
1 коробейник:
Подходи, честной народ,
Коробейник продает
Березовые веточки
Для Катеньки и Светочки,
Для Машеньки, Наташеньки,
Глашеньки и Дашеньки –
Для всех девчат, для всех ребят,
Для всех березовый наряд.
2 коробейник:
Есть веники для
Бани,
Для Маши и для
Вани.
Свежие, пахучие,
Нежные и жгучие!
А вот венички
Для Венечки и Сенечки.
А вот квас
Для всех вас!
1 коробейник:
Есть и сок березовый,
Чтоб были щечки розовы!
2 коробейник:
Березовая каша
Для Феди и для Маши!
1 коробейник:
Березовые почки
Берите на примочки!
2 коробейник:
Изделия из бересты
Бери -не пожалеешь ты!
1 коробейник:
В любой торговой точке
Березовые почки!
В любой торговой точке
Для девушек цветочки,
Для девушек платочки.
Оба: В любой торговой точке!
2 коробейник:
Пусть сердца раскроются
На святую Троицу.
1 коробейник:
Подходи, честной народ,
Начинаем хоровод.
(Начинается хоровод. Песня «Во поле береза стояла…»)
2 коробейник:
Ау, народ, тот, кто песни поет,
Кончай хоровод, выходи наперед.
1 коробейник:
А теперь аукцион, очень уж секретный он,
Впрочем, не такой секретный,
Но в познании заметный.
Ведущий:
Я вам буду задавать вопросы о нашей героине-березе, а вы рискните дать правильные ответы:
Вопросы:
1. Как в народе еще называли березу? (Преснец или бреснец, вьюнок, повитуха, бреза, повилка).
2. Какие породы берез, растущих в России, вы знаете? (Белая веселка, шерстолистная, болотная, глухая, карельская, каменная, кустовая, сланец, плакучая)
3. Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)
4. Какие есть грибы, чье название связано с березой? (Подберезовик, или березовик – съедобные, трут – несъедобные)
5. Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать)
6. У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делаютлыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста)
А что конкретно изготавливают из бересты? (Туесы, горшочки, табакерки, бутылочки, лодки, лукошки, лапти и т.д.)
Ведущий: А какие народные приметы, связанные с березой, вы знаете?
(Читают на плакате)
Береза (выходя на круг):
Уж вы милые девушки мои,
Уж вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
За хороводы народные,
За песни старые и модные.
За стихи и слова высокие,
Пожелания мне глубокие,
Ваши губы и щеки розовы.
Собирайте те почки заранее.
А когда уходить на свидания,
Растирайте почки в ладошках,
Руки будут пахнуть немножко.
Колдовской этот запах очень,
Аромат его силен к ночи,
Он дурманит и завораживает
И парней сильней привораживает.
Те, кто слушает Светочку-веточку,
Все возьмите себе на заметочку.
Всех прошу в хороводы строиться.
Завершаем наш праздник Троицу.
Ведущий:
Березка – постоянный спутник человека. Он не расстается с ней даже в заоблачных высотах Вселенной. В далеком космосе на люке, отделяющем корабль от станции, космонавты «Союза-29» Владимир Коваленок и Александр Иванченков прочли: «Дорога легче, если встретишь хорошего попутчика» Потом обнаружили записку с добрыми пожеланиями. И, наконец, увидели большую фотографию – девушка в березовой роще. Подмосковье. Такой далекий для них в те минуты и бесконечно близкий всегда крошечный уголок Родины. Отправляясь в свой звездный рейс, космонавт Борис Волынов взял с собой ветку подмосковнойберезы.
Летчик-космонавт Герман Титов в документальной повести «Голубая моя планета» пишет:
«В любом наряде прекрасны березки. Они стоят притихшие и застенчиво шепчутся, как девочки-подростки, пришедшие потанцевать на «взрослый» вечер… А налетит внезапно озорник-ветер, разметет по сторонам их зеленые волосы – и обнажатся прекрасные белые шеи березок».
А.Прокофьев «Березка»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, — но не ломится!
Ведущий:
Вспомните, наконец, кинофильм «Калина красная». Егор Прокудин едет в машине. Неожиданно просит остановиться. «Я своих подружек встретил, — говорит он и направляется к стоящим у шоссе березам. – Ну что, невестушка, матушка ты моя! – словно строкой из песни обращается он к белоствольному деревцу. Промелькнет на экране еще несколько кадров, но, когда вновь на пути Егора встретится береза, он опять не удержится и воскликнет: «Какая Василиса!» А незадолго до своей трагической гибели Прокудин видит совсем юные в нежной зелени деревья и произносит уже как-то покровительственно: «Маленькие, ишь, спрятались!.. Ишь стоят!.. Ну, стойте, стойте!
Чуткий к правдивому, нетерпимый к слащаво-сусальному писатель, режиссер и актер Василий Шукшин заставил трижды обратиться своего героя к березам, потому что они – и реальные, и символические вехи на нелегком, даже мучительном пути возвращения оступившегося человека к новой жизни.
Н. Рубцов«Березы»


Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
Ау нас в деревне у оград
С ветром и с дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я сними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
Ведущий:
Береза издревле – образ светлой памяти. Она -сивол памяти о погибших героях, о наиболее знаменательных событиях в жизни славянских народов. К столетию Бородинского сражения близ деревни Шевардино были посажены в форме гигантского креста сотни берест Могучие белоствольные деревья сопровождают теперь экскурсантов по дороге в Бородинский военно-исторический музей. В сибирском городе Ялуторовске есть березовая роща имени Декабристов.
Андрей Дементьев «Березы России»


Березы в ночи – как улыбки…
Вот так улыбается Русь
Сквозь беды свои и ошибки,
Сквозь майские грозы и грусть.
Березы – как давние даты,
Что все еще в сердце остры.
Похожи на русских солдаток
Березы военной поры.
Светлы, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожая на бой.
Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь…
Зимою бежали и летом.
И был нескончаем их путь.
Собой партизан укрывали,
Плечом подпирали жилье.
Бойцам на короткомпривале
Тепло отдавали свое.
Березы – разлуки и встречи,
Печаль над безмолвием трав…
Люблю ваши сильные плечи
И тихий приветливый нрав.
Березы, березы России –
Вы все вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.


Ведущий:
Всему миру известна белорусская Хатынь, дотла сожженная фашистами. Она не единственная. В Великой Отечественной войне в Белоруссии погибла четвертая часть населения республики. Теперь в центре величественного мемориала Хатыни три березки, символизирующие жизнь, и узкое белое пламя Вечного огня на месте четвертого деревца.
Б.Олейник
Три березы растут. А четвертой давно не видать…
Ты прости мою память…
В огне… та береза… когда-то…
Будут весны любимым зеленые письма писать,
Но вовек до четвертого
им не дойти адресата!
Пролились мои очи дождями на эту полынь.
Поседел я, как лунь. Тени ядерной стал я белее…
Ты простила б, как мать, неизбывную память,
Хатынь,
Но – коль ты сожжена –
Где прощенье найду на земле я?
Ты прости! Я не смею касаться былых твоих ран.
Но когда в меня вечер прольется
опять звездопадом, -
О, дозволь, Беларусь,
перейдя тот печальный курган,
Встать задумчивым явором
С теми березами рядом!
Ведущий:
Алтайское село Ключи не слышало раскатов минувшей войны, но…
В мемориальном парке села четыреста пятьдесят одна береза. Столько воинов не вернулось с войны.
Шведов «Березка»


Среди полей на перекрестке
Взлетел крылатый столб огня,
Снаряд ударил в ствол березки,
А показалось, что в меня.
В июльский полдень, под обстрелом
Я вспомнил детство, отчий дом,
Березку, что легко шумела
Своей листвою под окном.
Я вспомнил, как она собою
Нам украшала бедный сад,
Сквозная, чистая- весною
И золотая – в листопад.
…Пусть пулеметы снова брызнут
смертельным яростным огнем!
В бой за березку, за Отчизну,
За солнце яркое идем!
Идем за милый край отцовский,
И если сгинем мы в боях,
То пусть товарищи березку
У нас посадят в головах.
Не надо почестей и тризны
Погибшим в схватках боевых.
Им слово краткое «Отчизна»
Дороже было слов иных.
Идет огонь на нас стихией,
Летит трассирующая нить…
Березка, солнце и России
Живут и вечно будут жить.



Ведущий:
Русские березы – не только в России. В Болгарии есть аллея Героев России. На ней от Казалыкской долины до Шипкинской вершины посажено 18627 берез – по числу русских гренадеров, павших за свободу Болгарии. Шелестят березы в парке дружбы Нового Белграда, в сербском городе Нише, в Трептов-парке Берлина…

Н.Агеев «В Трептов-парке…»


В Трептов-парке белые березы,
Словно вдовы русские, стоят
И роняют слезы,
А не росы
На могилы братские солдат.
О березы!
Вас печаль России,
Вдовья неизбывная тоска
Сквозь ненастья, горем залитые,
Привела сюда издалека.
Привела,
Поставила навеки
У ступеней скорбной тишины.
С той поры вы, не смежая веки,
Навеваете солдатам сны.
Снятся им рязанские раздолья,
Астраханских плавней камыши
И бодрящий сердце нам до боли
Бой курантов в утренней тиши.
О березы,
Белые березы!
Часть России,
Частьмоей души!
Солнце не потушит ваши слезы,
Ветерок в листве не прошуршит…
Тяжелы шлифованные плиты
И суровы, как возмездья сталь.
Сын России с красного гранита
Через вас глядит в родную даль.
Видит он Россию до Вилюйска,
Слышит он свою родную речь…
Тишина.
И слышно,
Как до хруста
Он сжимает обнаженный меч!
Ведущий:
Волгоградской березе посвящено замечательное стихотворение Маргариты Агашиной. Благодаря музыке Григория Пономаренко родилась прекрасная песня.
(Звучит песня «Растет в Волгограде березка).
Г.Тумарев «Березы»
Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко:и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры
Костьми на жарких выгорях белели…
О, сколько же березовых дружин
С начальных дней великого боренья
В земле незавоеванной лежит…
А жизнь жива.И возле пней священных
Младое племя буйно зацвело!
От их неразделимого свеченья
На всей становится светло.
Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!
Ведущий:
Лесную красавицу очень любил Л.Н.Толстой. До настоящего времени сохранились созданные им Абрамовская и Митрофановская березовые рощи.
Весело танцуют солнечные блики, чистой, волнующей музыкой аккомпанирует мыслям шелест ветвей. Березка приветно, добро машет мне ими, вся светится в радости и довольстве. И насколько это значимо: ведь она, березка, — сама Россия, ее верная примета, радость и гордость! И счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.
…Светла Россия, конечно, не только от берез. Но и от них – тоже!
В.Туркин «Береза»


Может, есть деревья покрасивей.
Но она по-русски мне мила.
Сколько было всякого в России,
А береза все-таки бела.
Лошадь в нее брызгала грязищей,
Ветер на нее пылищу нес,
Обтирал лаптишки старый нищий
О тугие корни у берез.
А она – дождями обмывалась,
Сбрасывала с тела мутный след,
А она все белой оставалась,
Молодая – в тысячу-то лет.
Как ее ломали, мяли, гнули,
Разносили на домашний быт…
Чистою всегда была. Чистюлей
Не была и не хотела быть.
Из нее ль не делали рабыню,
Не секли в крутые времена?..
Черные-то меточки поныне
На себе хранит еще она.
Не ахти с какой судьбой счастливой, -
В пламени горевшая дотла,
Может, и похожая на иву,
Никогда плакучей не была.
Как в солдат, в нее стреляли тоже,
Рвал ее осколками снаряд…
Если говорят: мороз по коже! –
Это про березу говорят.
Хоть зимою всякие деревья
Вроде бы похожи на нее, -
У меня к ней главное доверье
За натуру чистую ее.


Сейчас мы с вами постараемся ответить на вопросы: Что же значит березка для русского человека? Почему она почитаема и любима на Руси с незапамятных времен?
У вас есть березовые листочки. Напишите каждый на своем листочке, чем для вас является березка. Может быть, после нашего мероприятия вы узнали что-то новое об этом удивительном деревце.
(Наряжаем березку)
П.Кудрявцев «Белая береза –русская земля»
Белая береза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая береза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая береза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая береза, он к тебе с высот
Из-за синя-моря песню принесет.
Белая береза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в соей судьбе.
Белая береза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
(Песня «На острове Княжно»)

Файлы: к юбилею Тютчева.rar
Размер файла: 7607555 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология