Автор конспекта:
Автор(ы): — Лазарева Любовь Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ «Гимназия №11″, наставитель русского языка

Регион: — Красноярский грань

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее строительство

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 тип

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — создать монолитный направление культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;Подготовка личности «информационного общества», повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за субсчет разнообразия форм работы, созревание и становление способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу информации Развивающая: формировать умения автономно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал; Воспитывающая: пробудить ориентация к культуре Серебряного века

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.Я.Коровина., Литература: 9 класс: учебник:в 2 ч.

Меерович М.И., Шрагина Л.И. «Технология творческого мышления: практическое пособие.»

Используемая методическая литература: —

М.Мещерякова "Литература. Теория. История. Словарь", И.Золотарёва "Поурочные разработки вдоль литературе в 9 классе".

Используемое оборудование: —

Компьютер

Используемые ЦОР: —

вид медиапродукта: наглядная предъявление учебного материала

Краткое описание: — На уроке около помощи компьютера введена разносторонняя информация: общетеоретический и демонстрационный материал, практические задания. Данная электротехнология обучения использована около объяснении новой темы. Урок насыщен разнообразными фотоматериалами: портретами поэтов, репродукциями полотен художников. Использованы аудиокниги вдоль произведениям поэтов, энциклопедии вдоль русской литературе, содержащие биографические справки. Приведён эталон теста вдоль данной теме.

Ресурс ради профильной школы: — Ресурс ради профильной школы

Тема: русская дурра Серебряного века

Цели:

Обучающая: создать монолитный направление культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;

Развивающая: формировать умения автономно определять задачи своей деятельности ;искать и отбирать материал;

Воспитывающая: пробудить ориентация к культуре Серебряного века

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Объявление темы, цели урока

II. Новый материал

1 диапозитив

2 диапозитив ( тема )

И серебристый жерминаль ярко

Над серебряным веком плыл.

А.Ахматова

3 диапозитив ( цель)

1)Слово учителя

Серебряный дученто – изъявление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов.

4 диапозитив ( понятие)

Серебряный дученто (1890-1917)

Серебряный дученто — обнаружение духовного и художественного ренессанса, знаменующего взмыв русской культуры к концу 19-20 вв. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, отряд талантливейших поэтов, любой изо которых «воистину индивидуален» определяют важность этого феномена.

Посмотрите вкруг себя… Так забавно всё, ровно нас окружает: полотна художников, портреты поэтов, звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили диво – подарили миру Серебряный дученто русской культуры.

Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю снова: «серебряный век»

- Какие ассоциации вызывает мецца-воче этих слов? Составьте вербальный ряд.

5 слайд

Серебряный дученто – блеск, яркость, металл, утончённость, хрусталь, звон, оружие, мгновенность, недолговечность, блики, свечение, сияние, дымка, туман, тайна, волшебство, шёпот, голоса, глаза…

6 слайд

Серебряный дученто – исторически недолговременный сарос на рубеже XIX XX веков, ознаменованный необыкновенным творческим подъёмом в области философии, науки, живописи, театрального искусства, музыки, литературы.

7 диапозитив ( философы)

Пришло время, настал черёд философских трудов Н.А. Бердяева , В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Е.Н.Трубецкого, И.А.Ильина, Г.П.Федотова, Л.П.Карсавина, утверждающих преимущество души человека, открывающих её связи с «вечным Временем и бесконечностью Мироздания, со Смертью, с Любовью», с Богом.

Впервые название Серебряный дученто было предложено философом Н.А.Бердяевым Задание:

сообщение вдоль теме «Н.Б.Бердяев – холостой вояжер русской философии»

8 диапозитив ( учёные)

Совершены научные открытия С.И. Вавиловым,, И.П. Павловым, А.С. Поповым

Задание:

какие научные открытия были совершены в начале 19 века?

9 диапозитив ( художники)

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное реверберация в творчестве художников: И.Е.Репина, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.С.Петрова-Водкина, группы «Мир искусства» (В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Н.К.Рерих, М.В. Добужинский, Л.С.Бакст, Б.М.Кустодиев)

Центром поиска новых форм в искусстве стала редакция журнала «Мир искусства». Художники проповедовали «чистое и свободное искусство»

В начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в живописи. Если в XIX веке изобразительное умение служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты были отражением реальных эпизодов социальной жизни неужто биографией, мера в начале XX века художники отошли от материального быта и окружили героя вечными образами природы и мифологии.

Задания:

1.Подготовить лекция о художниках группы «Мир искусства»

10 диапозитив ( Серов)

В.А.Серов родился в Петербурге. Сын композитора А. Серова, в доме которого собирались музыканты, художники и писатели. В шестилетнем возрасте потерял отца.

Первые уроки рисования получил в Мюнхене у австрийского художника Кеппинга (1872-1874). Два года занимался живописью и рисунком лещадь руководством И. Репина (1874-1875) в Париже. В 1875 вернулся в Россию. Поступил в Академию художеств, где-либо сдружился в М. Врубелем и Дервизом.

В 1884 начал работать самостоятельно. Сдав экзамены, он получил диплом и в 1887 отправился в Италию. После поездки написал нечужой первый достижение — "Девочку с персиками" — фотопортрет В. Мамонтовой. Для "Девушки, освещенной солнцем" (1888) ему позировала Маша Симонович. На первой же выставке картин успех этих двух портретов был ошеломительным. Они стали этапными в развитии русской школы портрета.

В 90-е им исполнена целая портретная пассаж деятелей культуры — И. Забелина (1892), И. Левитана (1893), Н. Римского-Корсакова (1898). Одна изо лучших работ Серова — фотопортрет Мики Морозова (1901). Портреты и рисунки Ф. Шаляпина, К. Станиславского, М. Врубеля — составили самолюбие русского искусства. В начале 1900-х модернист стал первым портретистом России.

К началу века относится серия его аристократических портретов: князя М. Голицына (1906), княгини Орловой (1911), фабриканта В. Гиршмана (1911). Всего модернист создал почти 200 портретов и это притом, ровно портреты писал модернист томительно длинно — вдоль 70-90 сеансов.

11 слайд, 12 диапозитив ( репродукции с картин Серова)

13 диапозитив (театр)

Первые пятнадцать лет XX века – время, другой раз наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего передом подходит со Вселенной и Бытием, оказывается театральное искусство. Ф.И.Шаляпин, В.Ф.Комиссаржевская, М.А.Чехов, В.Э.Мейерхольд, К.С. Станиславский, В.И.Качалов – выдающиеся артисты начала века, блиставшие в театрах Петербурга.

Задание: Подготовить доклады о Ф.И.Шаляпине, К.С.Станиславском

14 диапозитив (музыка)

Нечто похожее разрешено сказать и о музыке: постфактум тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности оперативник М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского , В.С.Каллиникова.

Задание: подготовить лекция о И.Ф.Стравинском

15 диапозитив (Стравинский)

И.Ф.Стравинский родился рядком Петербурга в семье оперного певца. С девяти лет пацан играл на фортепиано. Начал автономно изучать теорию композиции. Будучи студентом Петербургского университета (1900-1905), капельку лет брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова, с сыном которого учился. Считал композитора своим "духовным отцом".

Первые сочинения — "Фантастическое скерцо" и химера ради оркестра "Фейерверк" (1908), партита "Фавн и пастушка" — были выдержаны в традициях русской музыки XIX века. Но в последущие года он все смелее обращался к поискам новых музыкальных средств, поражавших современников.

Как одиночку изо деятельнейших участников "Русских сезонов" в Париже, оказал С. Дягилеву большую поддержку. Для антрепризы Дягилева Стравинский написал тремя балета, прославивших его имя в всем мире: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913).

С начала 20-х в творчестве Стравинского начинает преобладать линия "неоклассицизма", направленная к воскрешению различных музыкальных стилей прошлого, от барокко прежде раннего романтизма.

Большую обломок своей долгой жизни Стравинский провел за рубежом в Швейцарии, Франции, камо он переехал в 1920. В 1939 переехал в США, приняв американское подданство в 1945.

В конце 40-х — начале 50-х, творческая жанр Стравинского претерпела изменение. Он еще раз возвращается к додекафонии. В его творчестве начинают играть важную ипостась духовные сюжеты. Переломным произведением стала "Месса" (1948). Наиболее значительные произведения этого периода — эпод "Священные песнопения" (1956), балет "Агон" (1957) и "Заупокойные песнопения" (1966). Он вел широкую концертную деятельность. В 1965 выступал с авторскими концертами в СССР.

16 диапозитив (литература)

«Золотой век» в истории русской литературы был порою господства поэзии; длился он недолго, прежде конца двадцатых годов XIX века. Уже в 1827 году Пушкин чувствовал наступление иной эпохи: «Лета к суровой прозе клонят». Эпоха прозы продержалась лет шестьдесят. Гоголь, Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Куприн - таковы главные деятели этой полосы в истории русской литературы. Её сменила новая, поэтическая эпоха. Школьная антивирус не даёт возможности полно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к её изучению, назовём вдоль крайней мере бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

17 слайд

Представители литературы Серебряного века

18 слайд

Символисты

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866 – 1941)

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1945)

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924)

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942)

Фёдор Кузьмич Сологуб (1863 – 1972)

Александр Александрович Блок (1880 – 1934)

Андрей Николаевич Белый (1880 – 1934)

Вячеслав Иванович Иванов (1866 – 1949)В.Соловьёв, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Северянин, И.Ф.Анненский, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Иванов, А.Блок, В.Брюсов, Н.Гумилёв.

19 слайд

Акмеисты

Николай Степанович Гумилёв (1886 – 1921)

Анна Андреевна Ахматова (18889 – 1966)

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938)

Георгий Владимирович Иванов (1894 – 1958)

Владимир Иванович Нарбут (1888 – 1938)

20 слайд

Футуристы

Велимир Хлебников (Виктор Владимирович Хлебников) (1885 – 1922)

Владимир Владимирович Маяковский ( 1893 – 1930)

Давид Давидович Бурлюк (1882 – 1967)

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (18887 – 1941)

21 слайд

Имажинисты

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 – 1962)

Вадим Габриэлович Шершеневич (1893 – 1942)

22 слайд

Задание:

выберите наиболее понравившееся стихотворение. Обоснуйте нечужой выбор. Подготовьте выразительное считка стихотворения.

23 диапозитив (Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (18889 – 1966), атторней акмеизма ( «Цех поэтов»)

«Коротко о себе»

«Я родилась 11(23) июня 1889 г. лещадь Одессой. Мой батька был в мера сеанс отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила прежде 16 лет». «Читать я училась вдоль азбуке Л.Толстого.

В 5 лет, слушая, словно историчка занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое эпод написала, другой раз звук было 11 лет». «В 1910 г. я вышла замуж за Н.С. Гумилева». «В 1912 г. вышел моего первый песенник стихов «Вечер».

Напечатано было будь здоров 3000 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно. В октября 1912 г. родился моего восхитительный ребенок Лев.

В марте 1914 вышла вторая травник «Четки».

Вслушаемся в голосишко поэтессы Серебряного века. Узнаем, нежели замечательна её судьба.

24 слайд

Аудио-фрагмент ( свои стихи читает Анна Ахматова)

25 слайд

Прочитайте хлестко эпод А.Ахматовой «Песня последней встречи»

Песня последней встречи

Я обманут моей унылой, Так беспомощно сиська холодела,

Переменчивой, ядовитый судьбой» Но шаги моего были легки.

Я ответила: «Милый, милый! Я на правую руку надела

И я тоже. Умру с тобой…» Перчатку с левой руки.

Это айтыс последней встречи. Показалось, ровно счета нет ступеней,

Я взглянула на противозаконный дом. А я знала — их единственно три!

Только в спальне горели свечи Между кленов перешептывание осенний

Равнодушно-желтым огнем Попросил: «Со мною умри!

26 слайд

Это эпод о любви, о несбывшихся надеждах, о трагедии прощания, расставания навеки. Лирическая электра представлена моментом сильнейшего волнения. чувства героини, нее конъюнктура передаются сквозь детали внешнего мира. Но самая сильная эмоционально-психологическая фитинг — «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки».Внешне незначительная фитинг открывает замешательство и драму в душе героини. Прямой совещание в стихотворении — важнейшее орудие передачи трагедии расставания. Интересно исчерпание изобразительно-выразительных средств. В стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, мельпомена последней встречи.

27 слайд

Подумай и ответь:
какие изобразительно-выразительные средства использованы в стихотворении?

28 слайд

Темы рефератов:
1) Роль деталей в стихотворениях о любви у Ахматовой
2) Пушкин и Ахматова
3) Влияние творчества Блока на поэзию Ахматовой
4) Лирика А.А.Ахматовой в 20-30-е года

29 слайд

Список литературы:
1. А.Ахматова «Воспоминания об А.Блоке» М.,1976
2. А.Блок «Записные книжки» М.,1976
3. В.Виленкин «В число первом зеркале» М.,1987
4. В.М.Жирмундский «Творчество Анны Ахматовой» Л.,1973
5. В.Н.Топоров «Ахматова и Блок» М.,1981
6. Л.К.Чуковская «Записки об Анне Ахматовой» Париж,1976
7.В.М.Жирмундский «Теория литературы. Поэтика. Стилистика» Л.,1977

Вывод: дурра Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Целый серия поэтов, живописцев, философов, учёных, музыкантов, актёров, выступивших лещадь знаменем Серебряного века, создали свои неповторимые художественные системы

30 слайд

Тест вдоль поэзии Серебряного века

  • Кто изо поэтов Серебряного века является символистом?
  • а) А.Ахматова

    б) А.Блок

    в) С.Есенин

    г) В.Маяковский

  • Кто изо поэтов Серебряного века является футуристом?
  • а) Н.Гумилёв

    б) К.Бальмонт

    в) В.Маяковский

    г) В.Брюсов

  • Кто изо поэтов Серебряного века является акмеистом?
  • а) О.Мандельштам

    б) А.Белый

    в) В.Хлебников

    г)И.Северянин

  • В каком году прервался Серебряный дученто русской поэзии?
  • а) 1917 в) 1922

    б) 1920 г)1921

    Файлы: шукшин.ppt
    Размер файла: 1344000 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология