Автор конспекта:
Автор(ы): — Курганская Людмила Михайловна

Место работы, должность: — МБС(К)ОУ №10 VIII вида, учитель технологии

Регион: — Республика Тыва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: —

 

1.Научить выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.

2.Развивать эстетический вкус, творческое воображение, речь, мелкую моторику, стремление к самостоятельному творчеству.

3.Воспитывать интерес к народному творчеству, умение работать в коллективе, умение доводить работу до конца.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, экран.

Краткое описание: — 111

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ТЕМА УРОКА: Русская тряпичная кукла – закрутка. Традиции и современность. ЦЕЛИ УРОКА: 1.Научить выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии. 2.Развивать эстетический вкус, творческое воображение, речь, мелкую моторику, стремление к самостоятельному творчеству. 3.Воспитывать интерес к народному творчеству, умение работать в коллективе, умение доводить работу до конца. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. -Здравствуйте. Дорогие гости, мы рады видеть вас на нашем уроке. Послушайте внимательно мое стихотворение. Свёрнута из тряпки Кукла у Наташи Маленькая, ладная Не отыщешь краше. Руки – словно лапки, Яркий сарафан, На голове – платочек, На фартушке – карман. Как Наташа любит Маленькую дочку, Нежит и голубит, И целует в щечку. - Как называется кукла, с которой, как с дочкой играет Наташа? «Свернута из тряпки» (тряпичная кукла — закрутка) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. Тема урока. «Русская тряпичная кукла – закрутка. Традиции и современность». Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня мы продолжим выполнение композиции — тряпичной куклы «Мамка», вспомним историю появления кукол и традиционную технологию изготовления куклы – закрутки. Сообщение цели урока. Покажите, пожалуйста, всем куклу, которую мы изготовили на прошлом уроке. Как она называется? - Она называется кукла «Мамка». Чем же она отличается от простой куклы? Почему её называют «Мамка»? Это значит, что у неё должны быть дети. Сегодня мы будем учиться делать деток для куклы «Мамка»– будем делать куклу «Пеленашку». БЕСЕДА. Кукла «Пеленашка» — это первая кукла ребенка. Сначала её давали будущему отцу, и до рождения ребенка он согревал и хранил эту куклу, клал её в кроватку, чтобы постель была согрета. Мужчина готовился стать отцом. И кукла помогала полюбить ещё не родившегося ребёнка. Такая хорошая традиция. И все верили, что дитя, в этом случае, вырастет здоровым и добрым. Куклу с детьми еще называют «Богатство и плодородие». Почему? В чем же сила и богатство матери? Как вы думаете? Самое главное богатство матери – это её дети. Конечно же, все девочки играли в куклы, а мальчики играли или нет? (Да, играли, почти до 10 лет). Потому, что через игру в куклы все дети – и мальчики, и девочки, знакомятся с укладом жизни и получают первые уроки нравственности. Девочка учится быть матерью, женой, хозяйкой. Мальчики учатся быть защитниками, добытчиками, ответственности за благополучие в семье. Как же появились первые куклы? Вокруг первобытного человека в природе, было много для него непонятного, пугающего и страшного. С неба лилась вода, смывала людей, жилища и посевы. Молнии убивали скот, поджигали дома. Солнце сжигало урожай, обрекая людей на голод. Люди думали, что разгневали богов, их надо задобрить, - Но, когда люди просили богов о чем – либо, то они благодарили их и приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Ответ: Но, однажды кто – то предложил в жертву вместо человека куклу – полено, наряженную в платок и сарафан, и боги жертву приняли. Так кукла спасла жизнь человека. Ответ: Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить разных кукол, которым давали разные имена: Кострома, Ярило, Купало. Эти куклы назывались – обрядовыми. Ответ: Наряженных кукол с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а затем «отдавали» богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям. А взамен просили здоровья, урожая, любви. - Где же рождается обрядовая кукла? В семье. Кто в семье делал кукол? Конечно, бабушки, мамы, старшие сестренки, то есть – женщины. Кукол было много, в прямом смысле, на всякий случай. Но их делали не бездумно, а по определённым правилам. ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ. (На доске) ОПРОС УЧАЩИХСЯ.

  • Почему при изготовлении обрядовых кукол нельзя было пользоваться колющими и режущими предметами?
  • Ткань и нитки для кукол надо было рвать руками? Чтобы жизнь ребенка не была резаной и колотой.

  • Почему кукла не должна иметь лица?
  • Кукла с лицом по поверью, как бы обретала душу и могла стать опасной для ребенка. Могла его сглазить, принести несчастье.

  • Что в ребенке развивала безликая кукла?
  • Игра с безликой куклой будила воображение ребенка. Учила его фантазировать и представлять в разных игровых ситуациях.

  • Как можно было приобрести куклу, если её нельзя было продавать? Её можно было выменять – на место, где стояла кукла, клали выкуп – вещь или деньги, продукты, ткани…
  • Почему куклу надо было доделывать до конца, нельзя было бросать незаконченную работу?
  • Чтобы не накликать беду. ОЦЕНКИ. Кукол было много, до 100 штук и более, но почему – то обязательно в каждом доме должна была быть кукла с детьми, кукла «Богатство и плодородие» Почему в каждом доме должна была быть кукла «Богатство и плодородие»? Ответ 1.Считалось, что большое количество детей ведет к процветанию рода – это значит, что в доме всегда будут работники и достаток. Ответ 2.Эта кукла поселялась в доме навсегда, её никому не отдавали, считалось, что она приносит хозяйке счастье и благополучие. Ответ 3.По народному поверью, такая кукла помогает иметь здорового ребенка, иметь добрые отношения между детьми и родителями. Ответ 4.Зачастую такую куклу преподносили молодоженам в качестве подарка. Эта кукла – символ достатка и благополучия в семье. ОЦЕНКИ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ по теме «Ткани».

  • Выбери ткани для кукол.
  • Убери лишний образец.
  • Напиши правильно – Бя-ь, м-д-п-лам, фл-нель, с-тин ФИЗМИНУТКА. Руки вверх, назад, вперед, согнулись, распрямились, потянулись, растянули спину, плечи, чтоб работать стало легче. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «ДЕТОК» или куклы «ПЕЛЕНАШКИ»

  • В основе куклы «Пеленашки» лоскут белой ткани 10 на 4см., его плотно скручивают. Получают закрутку.
  • Выполняют голову из квадрата ткани, завязывая косыночку, и закрепляют, перетягивая ниткой по — середине.
  • Закрутку в платочке кладут на пеленку и, запеленав, перевязывают веревочкой. Готово! Мальчики, в голубых пеленках, девочки, в розовых пеленках.
  • Вот и готова кукла! Эту первую, чудесную куклу, сделанную своими руками, по традиции нужно оставить себе. Пусть она радует вас и принесет в ваш дом удачу и счастье. Берегите её! ОЦЕНКИ. Все проявили творчество, все старались и у всех получились прекрасные куклы – обереги , куклы «Мамки» Посмотрите, какие красавицы у нас получились! ИТОГ УРОКА. Вам интересно было на уроке? Все научились этой простой технологии изготовления традиционной обрядовой куклы? Сможете сделать куклу самостоятельно, в подарок? Запомнили историю появления первых кукол? Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям. Пришло время расставанья. До свиданья! До свиданья! Всем спасибо! Материал к уроку ВОПРОС: Что приносила в дом кукла «Мамка»? 1.Считалось, что большое количество детей ведет к процветанию рода – это значит, что в доме всегда будет достаток. ВОПРОС: Что приносила в дом кукла «Мамка»? 2.Эта первая кукла поселялась в доме навсегда, её нельзя никому отдавать, она оберегает хозяйку и приносит счастье. ВОПРОС: Что приносила в дом кукла «Мамка»? 3.По народному поверью, такая кукла помогает иметь здорового ребенка, иметь добрые отношения между детьми и родителями. ВОПРОС: Что приносила в дом кукла «Мамка»? 4.Зачастую такую куклу преподносили молодоженам в качестве подарка. Эта кукла – символ достатка и благополучия в семье. ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ. 1.Почему при изготовлении обрядовых кукол нельзя было пользоваться колющими и режущими предметами? Ткань и нитки для кукол надо было рвать руками? Чтобы жизнь ребенка не была резаной и колотой. 2.Почему кукла не должна иметь лица? Кукла с лицом по поверью, как бы обретала душу и могла стать опасной для ребенка. Могла его сглазить, принести несчастье. 3.Что в ребенке развивала безликая кукла? Игра с безликой куклой будила воображение ребенка. Учила его фантазировать и представлять в разных игровых ситуациях. 4.Как можно было приобрести куклу, если её нельзя было продавать? Её можно было выменять – на место, где стояла кукла, клали выкуп – вещь или деньги, продукты, ткани… 5.Почему куклу надо было доделывать до конца, нельзя было бросать незаконченную работу? Чтобы не накликать беду.

  • Выбери ткани для кукол.
  • Убери лишний образец. Напиши правильно: Бя-ь, 1.Выбери ткани для кукол. Убери лишний образец. Напиши правильно: М –Д – П — ЛАМ

  • Выбери ткани для кукол.
  • Убери лишний образец. Напиши правильно: ФЛ — НЕЛЬ

  • Выбери ткани для кукол.
  • Убери лишний образец. Напиши правильно: С — ТИН

  • Выбери ткани для кукол.
  • Убери лишний образец. Напиши правильно: СИТ – Ц

  • Выбери ткани для кукол.
  • Убери лишний образец. Напиши правильно: Б – ТИСТ ОЛЕСЯ: Но, однажды кто – то предложил в жертву вместо человека куклу – полено, наряженную в платок и сарафан, и боги жертву приняли. Так кукла спасла жизнь человека. КАТЯ: Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить разных кукол, которым давали разные имена: Кострома, Ярило, Купало. Эти куклы назывались – обрядовыми. ИРА: Наряженных кукол с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а затем «отдавали» богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям. А взамен просили здоровья, урожая, любви.
    Файлы: УрокТрадиционная славянская тряпичная кукла «Мамка» 2 .pptx
    Размер файла: 396448 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология