Автор конспекта:
Автор(ы): — Курганская Людмила Михайловна
Место работы, должность: — МБС(К)ОУ №10 VIII вида, учитель технологии
Регион: — Республика Тыва
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Технология
Цель урока: —
1.Научить выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.
2.Развивать эстетический вкус, творческое воображение, речь, мелкую моторику, стремление к самостоятельному творчеству.
3.Воспитывать интерес к народному творчеству, умение работать в коллективе, умение доводить работу до конца.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор, экран.
Краткое описание: — 111
ОТКРЫТЫЙ УРОК ТЕМА УРОКА: Русская тряпичная кукла – закрутка. Традиции и современность. ЦЕЛИ УРОКА: 1.Научить выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии. 2.Развивать эстетический вкус, творческое воображение, речь, мелкую моторику, стремление к самостоятельному творчеству. 3.Воспитывать интерес к народному творчеству, умение работать в коллективе, умение доводить работу до конца. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. -Здравствуйте. Дорогие гости, мы рады видеть вас на нашем уроке. Послушайте внимательно мое стихотворение. Свёрнута из тряпки Кукла у Наташи Маленькая, ладная Не отыщешь краше. Руки – словно лапки, Яркий сарафан, На голове – платочек, На фартушке – карман. Как Наташа любит Маленькую дочку, Нежит и голубит, И целует в щечку. - Как называется кукла, с которой, как с дочкой играет Наташа? «Свернута из тряпки» (тряпичная кукла — закрутка) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. Тема урока. «Русская тряпичная кукла – закрутка. Традиции и современность». Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня мы продолжим выполнение композиции — тряпичной куклы «Мамка», вспомним историю появления кукол и традиционную технологию изготовления куклы – закрутки. Сообщение цели урока. Покажите, пожалуйста, всем куклу, которую мы изготовили на прошлом уроке. Как она называется? - Она называется кукла «Мамка». Чем же она отличается от простой куклы? Почему её называют «Мамка»? Это значит, что у неё должны быть дети. Сегодня мы будем учиться делать деток для куклы «Мамка»– будем делать куклу «Пеленашку». БЕСЕДА. Кукла «Пеленашка» — это первая кукла ребенка. Сначала её давали будущему отцу, и до рождения ребенка он согревал и хранил эту куклу, клал её в кроватку, чтобы постель была согрета. Мужчина готовился стать отцом. И кукла помогала полюбить ещё не родившегося ребёнка. Такая хорошая традиция. И все верили, что дитя, в этом случае, вырастет здоровым и добрым. Куклу с детьми еще называют «Богатство и плодородие». Почему? В чем же сила и богатство матери? Как вы думаете? Самое главное богатство матери – это её дети. Конечно же, все девочки играли в куклы, а мальчики играли или нет? (Да, играли, почти до 10 лет). Потому, что через игру в куклы все дети – и мальчики, и девочки, знакомятся с укладом жизни и получают первые уроки нравственности. Девочка учится быть матерью, женой, хозяйкой. Мальчики учатся быть защитниками, добытчиками, ответственности за благополучие в семье. Как же появились первые куклы? Вокруг первобытного человека в природе, было много для него непонятного, пугающего и страшного. С неба лилась вода, смывала людей, жилища и посевы. Молнии убивали скот, поджигали дома. Солнце сжигало урожай, обрекая людей на голод. Люди думали, что разгневали богов, их надо задобрить, - Но, когда люди просили богов о чем – либо, то они благодарили их и приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Ответ: Но, однажды кто – то предложил в жертву вместо человека куклу – полено, наряженную в платок и сарафан, и боги жертву приняли. Так кукла спасла жизнь человека. Ответ: Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить разных кукол, которым давали разные имена: Кострома, Ярило, Купало. Эти куклы назывались – обрядовыми. Ответ: Наряженных кукол с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а затем «отдавали» богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям. А взамен просили здоровья, урожая, любви. - Где же рождается обрядовая кукла? В семье. Кто в семье делал кукол? Конечно, бабушки, мамы, старшие сестренки, то есть – женщины. Кукол было много, в прямом смысле, на всякий случай. Но их делали не бездумно, а по определённым правилам. ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ. (На доске) ОПРОС УЧАЩИХСЯ.
Ткань и нитки для кукол надо было рвать руками? Чтобы жизнь ребенка не была резаной и колотой.
Кукла с лицом по поверью, как бы обретала душу и могла стать опасной для ребенка. Могла его сглазить, принести несчастье.
Игра с безликой куклой будила воображение ребенка. Учила его фантазировать и представлять в разных игровых ситуациях.
Чтобы не накликать беду. ОЦЕНКИ. Кукол было много, до 100 штук и более, но почему – то обязательно в каждом доме должна была быть кукла с детьми, кукла «Богатство и плодородие» Почему в каждом доме должна была быть кукла «Богатство и плодородие»? Ответ 1.Считалось, что большое количество детей ведет к процветанию рода – это значит, что в доме всегда будут работники и достаток. Ответ 2.Эта кукла поселялась в доме навсегда, её никому не отдавали, считалось, что она приносит хозяйке счастье и благополучие. Ответ 3.По народному поверью, такая кукла помогает иметь здорового ребенка, иметь добрые отношения между детьми и родителями. Ответ 4.Зачастую такую куклу преподносили молодоженам в качестве подарка. Эта кукла – символ достатка и благополучия в семье. ОЦЕНКИ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ по теме «Ткани».
Напиши правильно – Бя-ь, м-д-п-лам, фл-нель, с-тин ФИЗМИНУТКА. Руки вверх, назад, вперед, согнулись, распрямились, потянулись, растянули спину, плечи, чтоб работать стало легче. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «ДЕТОК» или куклы «ПЕЛЕНАШКИ»
Вот и готова кукла! Эту первую, чудесную куклу, сделанную своими руками, по традиции нужно оставить себе. Пусть она радует вас и принесет в ваш дом удачу и счастье. Берегите её! ОЦЕНКИ. Все проявили творчество, все старались и у всех получились прекрасные куклы – обереги , куклы «Мамки» Посмотрите, какие красавицы у нас получились! ИТОГ УРОКА. Вам интересно было на уроке? Все научились этой простой технологии изготовления традиционной обрядовой куклы? Сможете сделать куклу самостоятельно, в подарок? Запомнили историю появления первых кукол? Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям. Пришло время расставанья. До свиданья! До свиданья! Всем спасибо! Материал к уроку ВОПРОС: Что приносила в дом кукла «Мамка»? 1.Считалось, что большое количество детей ведет к процветанию рода – это значит, что в доме всегда будет достаток. ВОПРОС: Что приносила в дом кукла «Мамка»? 2.Эта первая кукла поселялась в доме навсегда, её нельзя никому отдавать, она оберегает хозяйку и приносит счастье. ВОПРОС: Что приносила в дом кукла «Мамка»? 3.По народному поверью, такая кукла помогает иметь здорового ребенка, иметь добрые отношения между детьми и родителями. ВОПРОС: Что приносила в дом кукла «Мамка»? 4.Зачастую такую куклу преподносили молодоженам в качестве подарка. Эта кукла – символ достатка и благополучия в семье. ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ. 1.Почему при изготовлении обрядовых кукол нельзя было пользоваться колющими и режущими предметами? Ткань и нитки для кукол надо было рвать руками? Чтобы жизнь ребенка не была резаной и колотой. 2.Почему кукла не должна иметь лица? Кукла с лицом по поверью, как бы обретала душу и могла стать опасной для ребенка. Могла его сглазить, принести несчастье. 3.Что в ребенке развивала безликая кукла? Игра с безликой куклой будила воображение ребенка. Учила его фантазировать и представлять в разных игровых ситуациях. 4.Как можно было приобрести куклу, если её нельзя было продавать? Её можно было выменять – на место, где стояла кукла, клали выкуп – вещь или деньги, продукты, ткани… 5.Почему куклу надо было доделывать до конца, нельзя было бросать незаконченную работу? Чтобы не накликать беду.
Убери лишний образец. Напиши правильно: Бя-ь, 1.Выбери ткани для кукол. Убери лишний образец. Напиши правильно: М –Д – П — ЛАМ
Убери лишний образец. Напиши правильно: ФЛ — НЕЛЬ
Убери лишний образец. Напиши правильно: С — ТИН
Убери лишний образец. Напиши правильно: СИТ – Ц
Убери лишний образец. Напиши правильно: Б – ТИСТ ОЛЕСЯ: Но, однажды кто – то предложил в жертву вместо человека куклу – полено, наряженную в платок и сарафан, и боги жертву приняли. Так кукла спасла жизнь человека. КАТЯ: Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить разных кукол, которым давали разные имена: Кострома, Ярило, Купало. Эти куклы назывались – обрядовыми. ИРА: Наряженных кукол с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а затем «отдавали» богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям. А взамен просили здоровья, урожая, любви.
Файлы: УрокТрадиционная славянская тряпичная кукла «Мамка» 2 .pptx
Размер файла: 396448 байт.