Автор конспекта:
Автор(ы): — Самойлова Алла Викторовна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 19 г. Коврова, учитель истории и этики

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Создание условий, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов по истории и духовно-нравственное развитие обучающихся через сведения о жизни, деятельности, особенностях личности землепроходцев и путешественников XIX века, крупнейших географических открытий XIX века и их значений для жизни и развития России.

АСПЕКТ ЦЕЛИ.

Формирование представлений о крупнейших географических открытиях XIX века, совершённых русскими исследователями, личностях первооткрывателей этого исторического периода, об историческом периоде развития России XIX века, в ходе которого были сделаны географические открытия, об исторических понятиях: землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, о сложности моральных качествах, присущих первооткрывателям XIX века: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УЧАЩИХСЯ (что будут делать?)

1. Получение новых знаний о важнейших географических открытиях XIX века, их результатах и значении для развития России, жизни и особенностях личности первооткрывателей XIX века, представлений о жизни в России XIX века с помощью поиска информации в учебнике, в Интернет-ресурсах, в справочной литературе, работы с картой, атласом, контурными картами.

2. Знакомство и осмысление понятий землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, расширение представлений о моральных понятиях: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм, трудностях нравственного выбора.

3. Осуществление учебной деятельности индивидуально с помощью различных информационных источников (учебник, справочная литература, информация и презентация учителя, фильм, Интернет-ресурсы) и в группе.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА, направленные на достижение планируемых результатов — СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

- для достижения личностных результатов и духовно-нравственного развития личности на примере сведений о жизни, деятельности, особенностях личности землепроходцев и путешественников XIX века (готовности и способности обучающихся к формированию мотивации в познании ценностно-смысловых установок в жизни, отражающих индивидуально-личностные позиции в отношении к укладу России XIX века, событиям жизни российского общества (организация кругосветных экспедиций, развитие географических знаний, выход российских кораблей в мировой океан и т.д.), людям (в частности — первооткрывателям);

для достижения метапредметных результатов (опора на сформированные в процессе начального общего образования и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД в процессе обучения в 8 классе):

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ УРОКА УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

  • Развитие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу
  • Установка на формирование позиции положительного отношения к себе, сверстникам, к людям.
  • Формирование эмпатии как понимания своих чувств, других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

  • Развитие умения планировать свои действия.
  • Развитие умения формулировать, принимать и сохранять цели и учебные задачи урока.

Познавательные УУД

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
  • Умение осмысленно воспринимать исторический познавательный текст, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
  • Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Умение строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД

  • Развитие умения выражать свои мысли

Вычленение новой лексики по теме урока в работе с учебным текстом и в процессе учебной лекции, а так же самостоятельного поиска определения значений понятий урока в интернете, справочной литературе.

ОПОРА НА СФОРМИРОВАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УУД:

Регулятивные УУД

  • Умение принимать учебную задачу
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
  • Умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и осуществлять констатирующий контроль по результату работы

Познавательные УУД

  • Развитие умения осваивать информацию в зрительно – наглядно — форме и интерпретировать её содержание
  • Умение формулировать выводы
  • Умение проявлять познавательную инициативу
  • Умение добывать новые знания; умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в учебнике

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем
  • Умение работать в постоянных парах
  • и умение координировать различные позиции в сотрудничестве

для достижения предметных результатов – освоения учащимися специфических для истории знаний о первооткрывателях XIX века, о новых географических открытиях, их историческом значении, расширения лексики за счёт освоения новых понятий по теме урока: землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, о расширения представлений о моральных понятиях: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «История России XIX век» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 8 класс. – М.: Просвещение, 2011, с. 108-11.

Используемая методическая литература: —

  • Энциклопедический словарь
  • Учебник «История России XIX век» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  • Великие тайны истории.
  • Контурная карта «Географические открытия XIX века»
  • Тексты исторических документов «Из докладной записки Ф.П. Литке об основании Русского географо-статистического общества. 1 мая 1845 года», «Из дневника мичмана П.М. Новосильского – участника первой антарктической экспедиции»

Используемое оборудование: —

  • Ноутбуки или компьютеры
  • Мультимедийный проектор
  • Настенная карта «Российская империя к кону XIX века»
  • Контурная карта «Географические открытия XIX века"

Используемые ЦОР: —

  • Презентация «Русские первооткрыватели, путешественники и их открытия в XIX веке»
  • Презентация «Портреты русских первооткрывателей XIX века»

Краткое описание: —

На уроке формируютя представления о крупнейших географических открытиях XIX века, совершённых русскими исследователями, личностях первооткрывателей этого исторического периода, об историческом периоде развития России XIX века, в ходе которого были сделаны географические открытия, об исторических понятиях: землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, о сложности моральных качествах, присущих первооткрывателям XIX века: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм.

Учащиеся получают новые знания о важнейших географических открытиях XIX века, их результатах и значении для развития России, жизни и особенностях личности первооткрывателей XIX века, представлений о жизни в России XIX века с помощью поиска информации в учебнике, в Интернет-ресурсах, в справочной литературе, работы с картой, атласом, контурными картами.

Знакомятся с понятиями: землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, расширение представлений о моральных понятиях: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм, трудности нравственного выбора.

3. Осуществление учебной деятельности индивидуально с помощью различных информационных источников (учебник, справочная литература, информация и презентация учителя, фильм, Интернет-ресурсы) и в группе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 Г. КОВРОВ

(МБОУ СОШ № 19 Г. КОВРОВА)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — КОНСПЕКТ УРОКА

ИСТОРИИ РОССИИ (XIX ВЕК)

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

ТЕМА: «Русские первооткрыватели и путешественники».

8 КЛАСС.

Самойлова Алла Викторовна,

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Учебник «История России XIX век» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 8 класс.

– М.: Просвещение, 2011.

КОВРОВ, 2014

ПАСПОРТ УРОКА

ПРЕДМЕТ: история России (XIX век).

КЛАСС: 8, второе полугодие

ТЕМА: Русские первооткрыватели и путешественники.

ТИП УРОКА. Открытие нового знания

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Создание условий, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов по истории и духовно-нравственное развитие обучающихся через сведения о жизни, деятельности, особенностях личности землепроходцев и путешественников XIX века, крупнейших географических открытий XIX века и их значений для жизни и развития России.

АСПЕКТ ЦЕЛИ.

Формирование представлений о крупнейших географических открытиях XIX века, совершённых русскими исследователями, личностях первооткрывателей этого исторического периода, об историческом периоде развития России XIX века, в ходе которого были сделаны географические открытия, об исторических понятиях: землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, о сложности моральных качествах, присущих первооткрывателям XIX века: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УЧАЩИХСЯ (что будут делать?)

1. Получение новых знаний о важнейших географических открытиях XIX века, их результатах и значении для развития России, жизни и особенностях личности первооткрывателей XIX века, представлений о жизни в России XIX века с помощью поиска информации в учебнике, в Интернет-ресурсах, в справочной литературе, работы с картой, атласом, контурными картами.

2. Знакомство и осмысление понятий землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, расширение представлений о моральных понятиях: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм, трудностях нравственного выбора.

3. Осуществление учебной деятельности индивидуально с помощью различных информационных источников (учебник, справочная литература, информация и презентация учителя, фильм, Интернет-ресурсы) и в группе.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА, направленные на достижение планируемых результатов — СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

- для достижения личностных результатов и духовно-нравственного развития личности на примере сведений о жизни, деятельности, особенностях личности землепроходцев и путешественников XIX века (готовности и способности обучающихся к формированию мотивации в познании ценностно-смысловых установок в жизни, отражающих индивидуально-личностные позиции в отношении к укладу России XIX века, событиям жизни российского общества (организация кругосветных экспедиций, развитие географических знаний, выход российских кораблей в мировой океан и т.д.), людям (в частности — первооткрывателям);

для достижения метапредметных результатов (опора на сформированные в процессе начального общего образования и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД в процессе обучения в 8 классе):

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ УРОКА УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

  • Развитие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу
  • Установка на формирование позиции положительного отношения к себе, сверстникам, к людям.
  • Формирование эмпатии как понимания своих чувств, других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

  • Развитие умения планировать свои действия.
  • Развитие умения формулировать, принимать и сохранять цели и учебные задачи урока.

Познавательные УУД

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
  • Умение осмысленно воспринимать исторический познавательный текст, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
  • Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Умение строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД

  • Развитие умения выражать свои мысли

Вычленение новой лексики по теме урока в работе с учебным текстом и в процессе учебной лекции, а так же самостоятельного поиска определения значений понятий урока в интернете, справочной литературе.

ОПОРА НА СФОРМИРОВАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УУД:

Регулятивные УУД

  • Умение принимать учебную задачу
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
  • Умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и осуществлять констатирующий контроль по результату работы

Познавательные УУД

  • Развитие умения осваивать информацию в зрительно – наглядно — форме и интерпретировать её содержание
  • Умение формулировать выводы
  • Умение проявлять познавательную инициативу
  • Умение добывать новые знания; умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в учебнике

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем
  • Умение работать в постоянных парах
  • и умение координировать различные позиции в сотрудничестве

для достижения предметных результатов – освоения учащимися специфических для истории знаний о первооткрывателях XIX века, о новых географических открытиях, их историческом значении, расширения лексики за счёт освоения новых понятий по теме урока: землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, о расширения представлений о моральных понятиях: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДЫ (СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ) И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

  • Работа с информацией в учебнике, энциклопедических словарях, Интернете.
  • Творческая работа в паре
  • Визуальное восприятие информации через презентацию, работу с различны истрическими источниками
  • Устные высказывания по теме урока
  • Метод исторической беседы
  • Самостоятельная работа: пропедевтическое индивидуальное задание
  • Применение приёмов работы: предварительное сообщение, конспектирование, использование презентации как вида наглядности, различных источников информации (учебник, словари, Интернет, презентация)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — КОНСПЕКТ УРОКА «Русские первооткрыватели и путешественники».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — КОНСПЕКТ УРОКА

«Русские первооткрыватели и путешественники».

ЭТАПЫ УРОКА

И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ УРОКА УУД

(универсальные учебные действия)

ОПОРА НА СФОРМИРОВАННЫЕ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- 5 мин.

Формулировка и осмысление темы, постановка задач урока

1. Просмотр учащимися презентации «Русские первооткрыватели, путешественники и их открытия в XIX веке».

2. Беседа с целью осмысления темы и постановки задач:

  • Соотнести свои знания и прежний ученический опыт по предмету история России и определите степень новизны темы урока
  • Какую цель урока для себя можно поставить, исходя из новизны содержания темы?

3. Конкретизация учебных задач урока учителем:

Кроме получения новых знаний об географических открытиях XIX века и их значениях для развития истории Российского государства, кроме изучения новых понятий по теме урока, вы узнаете о жизни, деятельности, особенностях личности землепроходцев и путешественников XIX века, расширить представления о моральных понятиях: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм, трудностях нравственного выбора.

  • Вы будете осуществлять учебную деятельность индивидуально с помощью различных информационных источников (учебник, энциклопедическая литература, информация и презентация учителя, вас, как учащихся, Интернет-ресурсы) и в паре, а значит, учиться добывать информацию лично или в сотрудничестве в паре.

Просматривают презентацию формулируют тему урока

Вступают в диалог с учителем:

отвечают на поставленные вопросы:

- с понятием «первопроходцы» встречались в 7 классе в ходе изучении темы по истории России «Образование и культура в XVII веке», фамилии Лазарева И Беллинсгаузена упоминались на уроках географии в 7 классе. Новизна сегодняшней темы в том, что услышаны новые имена в географических открытиях XIX века, вычленили новые понятия по теме, обратили внимание на общее значение новых открытий для развития России.

- получение новых знаний, знакомство с жизнью, деятельностью, особенностями личностей землепроходцев и путешественников XIX века, крупнейшими географическими открытиями XIX века и их значением для жизни и развития России.

Слушают учителя, обращают внимание на понятия, написанные на слайде презентации:

  • землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция,
  • долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм.

Коммуникативные УУД

Развитие умения выражать свои мысли

Регулятивные УУД

Развитие умения планировать свои действия; умения принимать и сохранять цели и учебные задачи урока

Регулятивные УУД

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

«ОТКРЫТИЕ» УЧАЩИМИСЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

- 18 минут.

- 1 мин.

- 10 мин.

- 5 мин.

1. Эмоциональный настрой учащихся на включение их в учебную деятельность через слайды презентации и учебная лекция о русских первооткрывателях и путешественниках XIX века с привлечением учащихся.

С какими новыми понятиями вы столкнулись в ходе сообщений одноклассников?

землепроходец,

первооткрыватель,

путешественник,

кругосветная экспедиция

Презентация: галерея портретов И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, А.А. Баранова, Г. И. Невельского, Е.В. Путятина.

Сообщения учащихся (опережающее задание) (в сообщениях: география путешествий, акцент на личностно – моральные качества первопроходцев):

И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен,

М.П. Лазарев,

А.А. Баранов,

Г. И. Невельский, Е.В. Путятин.

Работа в парах: при помощи текста учебника и справочной литературы находят значение определений

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; осмысленно воспринимать исторический познавательный текст; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить сообщение в устной форме.

Личностные УУД

Формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им

Коммуникативные УУД

Развитие умения выражать свои мысли

Вычленение новой лексики по теме урока в работе с учебным текстом и в процессе учебной лекции, а так же самостоятельного поиска определения значений понятий урока в интернете, справочной литературе.

Познавательные УУД

Развитие умения осваивать информацию в зрительно – наглядно — форме и интерпретировать её содержание

Коммуникативные УУД

Умение работать в постоянных парах

и умение координировать различные позиции в сотрудничестве

2. Постановка учебной проблемы урока.

2.1 Беседа с учащимися:

  • Можно ли на основании сообщений учащихся сказать, что это были великие люди, а их деятельность значимой для развития русского государства XIX века?

2.2 Постановка учебной проблемы: какие результаты дали экспедиционные путешествия, географические исследования в России в XIX веке?

Вступают в диалог с учителем:

отвечают на поставленный вопрос:

- Да, они имели вес в России: правительство доверило им расширение географических знаний;

- НО, чтобы сказать о значимости их деятельности для развития Российского государства, нужно чётко представлять результаты из деятельности.

Регулятивные УУД

Развитие умения планировать свои действия.

Развитие умения принимать и сохранять цели и учебные задачи урока

Регулятивные УУД

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

3. Решение проблемы урока.

3.1. Текст учебника (§ 16, с.108-111).

3.2. Интернет – ресурс.

3.3. Тексты исторических документов «Из докладной записки Ф.П. Литке об основании Русского географо-статистического общества. 1 мая 1845 года», «Из дневника мичмана П.М. Новосильского – участника первой антарктической экспедиции».

Работа в группах.

1. Используя текст учебника, данные интернета, исторических документов заполняют таблицу:

ФИО первооткрывателя

Открытие

Значение для развития России

2. Делают вывод о том, что продолжая традиции своих предшественников XVII и XVIII вв., первооткрыватели обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи, Россия впервые осуществила выход в мировой океан.

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение осмысленно воспринимать исторический познавательный текст, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Познавательные УУД

Умение

формулировать выводы

Умение проявлять познавательную инициативу

Регулятивные УУД

Умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и осуществлять констатирующий контроль по результату работы

4. Рефлексия.

Экспресс – анкета.

Каковы были главные цели создания Русского географического общества?

Для чего нужно активное исследование народов России?

Как предполагалось использовать географические знания в просвещении населения?

Совершать великие географические открытия людям помогали не только знания, компетентность, но и определённые моральные качества. Назовите их ещё раз.

Какие моральные качества ты хотел бы воспитать у себя? На кого из первооткрывателей хотел бы быть похожим?

Отвечают на вопросы экспресс- анкеты.

Вступают в диалог с учителем. Называют моральные качества, которые помогали выживать людям в далёких экспедициях.

Самоанализ.

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД

Развитие умения выражать свои мысли

Личностные УУД

Формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им

Познавательные УУД

Умение добывать новые знания; умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в учебнике

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

- 1 мин.

Учитель даёт и комментирует задание:

  • Выучить понятия:
  • землепроходец,

    первооткрыватель,

    путешественник,

    кругосветная экспедиция

  • Прочитать § 16 и дать развёрнутые ответы на вопросы на стр. 111.
  • Задание по контурной карте: зарисовать пути первопроходцев.
  • Презентация «Русские первооткрыватели и путешественники» (на дополнительную отметку)
  • Записывают в дневник, задают вопросы по выполнению

    Регулятивные УУД

    Умение принимать учебную задачу

    Регулятивные УУД

    Умение принимать учебную задачу

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Печатные источники

    1.1 Учебник «История России XIX век» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 8 класс. – М.: Просвещение, 2011, с. 108-11.

    1.2 Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 19 г. Ковров. 2011 г. С. 18-24, 46.

    2. Интернет-ресурсы

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология