Автор конспекта:
Автор(ы): — Беспалова Ирина Владимировна

Место работы, должность: — МОБУ СОШ №2 имени Н.Я.Василенко города Лабинска Краснодарского края, учитель русского языка и литературы

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

ПРОЕКТ «Русские сказки» как средство литературного образования и духовно-нравственного воспитания школьников.

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемая методическая литература: —

  • Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник сценариев для библиотек, 3 выпуск – М., Издательство ЛИБИРЕЯ — БИБИНФОРМ, 1999г.
  • А.М. Прохоров: Большая Советская Энциклопедия (7), третье издание. – М., Просвещение, 1989 г.
  • Музыкальная энциклопедия. – М., Издательство Советская энциклопедия, 1978 г.
  • Библиотека русского фольклора (книга 2) Сказки — М., Советская Россия, 1988 г.
  • Всё обо всём. Школьная энциклопедия история России IX-XVIIвека. – Издательство Советская энциклопедия, 1980 год.
  • Коровина Е. В. Литература. 5 класс. – М., Дрофа, 2008 г.
  • Русские народные сказки — М., Художественная литература, 1979 г.
  • Литература Кубани. Хрестоматия (5-11 классы)- Краснодар, Советская Кубань, 1995 г.

Используемое оборудование: —

комьютер, интерактивная доска

Краткое описание: — Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам представить ПРОЕКТ «Русские сказки» как средство литературного образования и духовно-нравственного воспитания школьников.

Паспорт мультимедийной разработки

Автор Беспалова Ирина Владимировна

Образовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 имени Н.Я.Василенко Лабинского района Краснодарского края

Должность учитель русского языка и литературы

Предметлитература

Класс 5 «Б»

Тема проект«Русские сказки»

Тип презентация

Источник : собственная разработка

Вступление.

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам представить ПРОЕКТ «Русские сказки» как средство литературного образования и духовно-нравственного воспитания школьников.

Мой опыт работы сформировался на уроках литературы в условиях средней школы. В настоящее время я работаю в 5 классе.
В работе над данным проектом ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Я направляю внимание учащихся на задания: через задания, логическую структуру проекта осуществляю руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Дети сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.

Уважаемые коллеги! Обратите внимание на то, что на уроке-проекте очень важны атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с художественным текстом, обращение к личному опыту учащихся. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок самостоятельному творческому процессу. Так рождаются ученические исследования и вера в возможность открытия, надежда на успех. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Данный учебный монопроект по литературе является информационным .

Участники проекта ─учащиеся 5 класса. Длительность проекта ─два месяца.

В XX- XXIвеках очень актуальна тема защиты Родины, патриотизма. В русских сказках показан образ богатыря-защитника, который является праобразом современных героев-воинов.Предполагается реализация данного проекта, как в учебной, так и во внеклассной деятельности.

Результатом проекта будут: презентация, викторины, кроссворды, конкурс рисунков, создание собственных казачьих сказок, размещенных на сайте школы, участие в конкурсах проектов, презентация умений учащихся перед родителями.

Тема проекта

Русские сказки.

Творческое название

«Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…»

А.С. Пушкин

Этапы работы:

  • Обсуждение
  • Выбор работы
  • Формирование групп
  • Обсуждение плана работы
  • Работа групп с руководителем проекта
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Отчет о проделанной работе
  • Образовательные цели: актуализация знаний по темам:

    • «Фольклор»
    • «Выразительные средства языка»
    • «Средства создания образа»

    Воспитательная цель: способствовать воспитанию коммуникативной культуры и патриотизма

    Развивающая цель: способствовать развитию информационной культуры

    Основополагающий
    вопрос

    Почему героизм не знает времени?

    Проблемные вопросы.

    1. Кого считали героем во времена Древней Руси?

    2. Какие они, сказки, в памяти русского народа?

    3. Имеют ли герои казачьих сказок прототипы?

    Работа в группах над проблемными вопросами.

    1.Кого считали героем во времена Древней Руси?

    1.1. Древняя Русь – колыбель

    русских народных сказок (придумать викторину).

    1.2. Герои русских сказок (создать презентацию ).

    2. Какие они, сказки, в памяти русского народа?

    2.2. Художественные средства

    выразительности о богатырской

    силе и воинской доблести.

    (придумать кроссворды, нарисовать рисунки ).

    2.3. Сказка и искусство.

    (создать презентацию, придумать викторин у)

    3. Имеют ли герои казачьих сказок прототипы?

    3.1. «Казак Чигин» — приметы реального

    исторического прошлого

    ( создать презентацию).

    3.2. Создание собственной казачьей сказки

    (устная презентация в классе ).

    Более подробно остановлюсь на работе над третьим проблемным вопросом. Поскольку через познание литературы, в частности сказок, своей малой родины , я считаю, ребёнок соединяет прошлое и настоящее, начинает любить её героев и гордиться Кубанью.

    3.1. «Казак Чигин» — приметы реального

    исторического прошлого ( создать презентацию).

    Группа детей, работавшая над сознанием презентации к сказке «Казак Чигин», выбрала не только исторические фотографии казаков, иллюстрации с картин на заданную тему, но и фотографировала пейзажи Лабинска , памятник Екатерине Второй в Краснодаре , всевозможные казачьи праздники, своих одноклассников из казачьего класса. Таким образом, дети соединили далёкое прошлое и их сегодняшнюю жизнь. Вся дальнейшая работа позволяет ответить на основополагающий вопрос: почему героизм не знает времени?

    Кропотливая работа с текстом — следующий этап работы. Хочу отметить, что дети точно определили все главные составляющие казачества:

    • Палатки ветер полощет (защитник Отечества).
    • Смельство кандалы трёт, смельство мед пьет (храбрость).
    • Конь после бога другой защитник казаку. Казачий конь даль берет (значение коня для казака).
    • Что за страна расчудесная такая? Капказ (любовь к Родине).
    • Поедем со мной в родимые места , женой мне будешь (семья – главное после службы Отечеству).
    • Отобрал стадо, чтоб друзьям-товарищам на прокорм хватило (забота о товарищах).

    Замечу, что в данной сказке ничего не говорится о вере казачества, но дети , при иллюстрации эпизода о семье, вставили в слайд фотографии лабинских казаков именно в храме. Поэтому смело скажу, что ученики отметили в презентации и следующую составляющую казачества:

    • Христианская вера.

    …Не помнящий своего родства… Страшные слова. К счастью, в нашем крае казаки сохранили историческую память, во многих семьях сейчас восстанавливают родословную семьи. Этот слайд показывает, что ребят волнует вопрос РОДА, а значит

    • Традиции казачества

    3.2. Создание собственной казачьей сказки (устная презентация в классе ).

    Работа творческая, сложная. Дети создали новые образы: десятое царство, лошадь с золотой гривою, долина счастья родников , огонь-вода. В названии «Сила слабого» использован оксюморон, что делает название поэтическим образом.

    «Нет лучше Родины своей»- вывод первой сказки. Вот и патриотизм.

    «Трудные дела бывает, вершат и малые да слабые на вид люди»- вывод второй сказки. Глубокий философский вывод.

    Казачья сказка
    «Казак и Басурманин».

    Жил был Казак. Позвал его атаман и говорит: «Иди за тридевять земель в десятое царство и найди лошадь с золотой гривою. Это будет сделать нелегко. Тебе надо будет одолеть Басурманина лютого, и конь станет твоим.

    Попрощался Казак со своими и отправился в путь. Не скоро и не долго шел он. Идет ему навстречу старец и говорит: «Дай водицы испить, жажда мучает.» А Казак отвечает: « На тебе водицы». Напившись, старец поблагодарил Казака и говорит : «На тебе платочек с землицей, если помощь понадобиться — кинь его через левое плечо и к тебе придет войско казачье».

    И пошел Казак в тридевять земель в десятое царство, и видит он: на высокой горе стоит лошадь. Только подошел он к коню с золотой гривою, как из-за спины налетел лютый Басурманин со своим войском. Басурманин говорит : «Это мой конь, давай за коня сразимся!» А Казак видит, что силы неравны и вспомнил, что старец дал платочек с землей и кинул через левое плечо. И тут прибыло войско казачье, и началась битва. Долго или коротко длилась битва за коня с золотой гривою , и под конец битвы Казак победил со своим войском, а лютый Басурманин, падая на землю, говорит: «Лошадь с золотой гривою твоя. Договор дороже денег.

    И отправился Казак с казаками на свою Родину. Нет лучше Родины своей.

    Гранкин Алексей, учащийся 5 «Б» класса.

    Сын казака

    Казачья сказка
    «Сила слабого».

    Старый казак Тарас жил на берегу реки Кубани. И были у него жинка и три сына.

    Однажды он сильно заболел. Сыновья готовы были помочь больному отцу. Отец и говорит им: «Помочь мне может только огонь-вода. Но она далеко, по ту сторону высоких гор, дорог туда нет, пешком я туда не доберусь».

    Вызвался старший сын проводить отца. Шли молча и, не дойдя до горы, они очень устали и вернулись домой.

    На другой день вызвался нести отца средний сын. На какие уловки ни пускался сын, но перенести отца через горы ему не удалось.

    На следующий день младший сын сказал:

    -Я переведу тебя, отец, через горы.

    -Куда тебе, ты же мал да худ. Ты своими сказками уморишь отца,- сказали братья.

    -Трудные дела бывает вершат и малые да слабые на вид люди ,-и он с отцом двинулся в путь.

    Одну за другой сказку рассказывал младший сын отцу. Никто и не заметил, когда и каким образом они миновали горы. Вот и долина счастья родников, где находится огонь-вода.

    -Я не верю очам своим, ты так легко перенес меня через горы! Выходит, самой большой силой владеешь у нас ты!

    Игнатов Владимир, учащийся 5 «Б» класса

    Одна из главных традиций казачества — защита Отечества. Двести, сто лет назад… и сейчас. О героях слагают сказки…и сейчас. Поэтому героизм не знает времени.

    Файлы: Правда в пьесе На дне Efimova LA .ppt
    Размер файла: 4459008 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология