Автор конспекта:
Автор(ы): — Мацегорова Н.А.

Место работы, должность: — МБОУ КСОШ №32

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

-привлечь внимание учащихся к проблемам русского языка;

-способствовать развитию интереса к родному языку;

-воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову;

-развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи;

побуждать к самостоятельной работе со словарями.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 19

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник 9 класса под редакцией Бархударова

Используемая методическая литература: —

открытые уроки по курсу"Русский язык"5-11 класс

Используемое оборудование: —

плакат с высказыванием К.Паустовского: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности»;

карта России,

стрелки с названиями «врагов» русского языка,

магнитофонная запись песни группы «Корни» «Ты узнаешь ее …»,

словари русского языка

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — урок актуален среди 9-11 классов

Русский литературный язык в современном обществе

(устный журнал клуба любителей русского языка)

Подготовила учитель русского языка и литературы

Мацегорова Наталья Алексеевна

Задачи:

-привлечь внимание учащихся к проблемам русского языка;

-способствовать развитию интереса к родному языку;

-воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову;

-развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи;

побуждать к самостоятельной работе со словарями.

Участники:учащиеся 9 «а» класса.

Оборудование:

плакат с высказыванием К.Паустовского: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности»;

карта России,

стрелки с названиями «врагов» русского языка,

магнитофонная запись песни группы «Корни» «Ты узнаешь ее …»,

словари русского языка.

Подготовка:

изготовление стрелок с надписями «Неоправданное употребление иностранных слов», «Слова-паразиты», «Молодежный сленг», «Варваризмы», «Канцеляризмы», «Бедность словаря».


Ход мероприятия.

Ведущий. Уважаемые учителя, дорогие гости, друзья! Мы приветствуем вас на первом заседании общества любителей русского языка. Что же заставило нас объединиться и выступить сегодня в защиту русского литературного языка? Случай. Однажды на перемене учитель попросил: «Уберите из своей речи ненормативную лексику, слова-паразиты, слова-сорняки. Сколько слов останется в вашем обиходе?» Что было дальше? Наступила тишина. Мы не знали , что сказать.

Наверное, это было бы смешно, если б не было так грустно, как сказал классик. Вероятно. пришло время задуматься: имеем ли мы. соотечественники Грибоедова и Пушкина, Тургенева и Достоевского, Есенина и Цветаевой. право так бездарно относиться к родной речи, позволять глумиться над литературным языком, втаптывать в грязь «Великое русское слово»?!

Сегодня пойдет речь о врагах литературного языка и о нашем отношении к нему. Нам представится возможность посмотреть на себя со стороны, ответить на вопрос, какой язык мы, поколение 21 века, передадим потомкам.

(Звучит музыка)

Ученик.«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины -ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык…»

(Музыка смолкает)

Мог ли предположить Тургенев, что в начале 21 века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал , как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?

(Сценка в исполнении ученика и ученицы)

-Димка, ну, че, прочитал?

-Прочитал.

-Прикольно или стремно?

-Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером за жизнь перетирают. Запала на парнишу девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собою, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

-Вот лох!

-А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

-Ух, ты!

-Нехорошо получилось. Кровь полилась. Пацан в бега…Короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

— Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Александра Сергеевич Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты ,о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных.

Воспоминаний ли мятежных.

Отдохновенья от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Ученик. Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы подарили и который сейчас находится в окружении врагов».(Приклеивает на карту России стрелку с надписью «Молодежный сленг»).

Ведущий. Убогость языка отражает убогость мышления. Полистайте сочинения. Речевые ошибки, смешение стилей, неоправданное употребление просторечных слов. «После войны люди стали восстанавливать разруху», «Мцыри, любимый идеал Лермонтова, во многом смахивает на самого поэта». А вот еще один перл: «Приятно слушать грамотного человека, который сумел совладать со своим языком и направить его в нужное русло».

Ученица.Что там сочинения! Давайте послушаем, как звучит пересказ фрагмента из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя о способности Чичикова поддерживать любой разговор.

Ученица. (пародирует). О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда говорил, если говорили о лошадях, он тоже как бы говорил о лошадях, если говорили о собаках, он тоже говорил как бы о собаках. Он говорил то, что казенные палаты он знает, то, что проделки их тоже знает. Говорил о бильярде, потом о добродетелях, потом как бы про вино говорил.

Играя роль такой ученицы, я пыталась продемонстрировать еще одного врага-бедность словаря. (Приклеивает на карту России стрелку с надписью «Бедность словаря».)

А вот этот же фрагмент у Гоголя. Вопрос к зрителям. Сколько синонимов к слову «говорит» подбирает автор «Мертвых душ»?

«О чем бы разговор ни был, он (Чичиков) всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему не безызвестны и судебные проделки, было ли рассуждение о бильярдной игре- и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал очень хорошо, даже со слезами на глазах ;об выделке горячего вина- и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них он судил так, как будто сам был и чиновником, и надсмотрщиком».

Зрители . Гоголь подбирает к слову «говорить» 8 синонимов.

Ведущий. Наша Аня сыграла роль ученицы, речь которой не только бедна, но и засорена словами-паразитами, словами-сорняками — «как бы», «то, что». К ним можно добавить «так вот», «значит», «так сказать». Уместно вспомнить одну из реплик Епиходова в пьесе А.Чехова «Вишневый сад»: «Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим». (Приклеивает на карту России стрелку с надписью «Слова-паразиты».)

А вот те же самые ученики, речь которых так бедна, становятся взрослыми. Как они выглядят при исполнении служебных обязанностей?

Сценка «Милиционеры».

(Два ученика в милицейских фуражках работают с бумагами. Раздается телефонный звонок.)

-Да! Але! Нет. У меня нету время.

(Кладет трубку. Работает. Снова телефонный звонок.)

-Да…Я же сказал: у меня нету время.

(Бросает в сердцах трубку, говорит второму милиционеру.)

-Звонят (ударение на О), звонят. Не дают документы оформить.

-Что там у тебя?

-Утопленник. Не знаю, как дело назвать.

-Назови «Убийство».

-А вдруг не убили?

-Тогда «Самоубийство».

-А вдруг убили? Назову дело так: «Дело об утопатии».

-По-моему, такого слова нет. Напиши: «Дело об утонутии».

-Нет, не звучит. Назову так: «Дело о добровольном вхождении в воду и невыходе из нее».

_Здорово!

Встают, собирают бумаги на столе. Первый напевает «Наша служба и опасна, и трудна…». Обращается к зрителям:

-Ребята, во время сценки я допустил речевые ошибки, назовите их!

Зрители. В слове «звонят» ударение падает на последний слог; «нету» -правильная форма «нет»; «нету время»- нужно «нет времени»,а также ошибочны образования «утонутие и утопатие».

1-й милиционер. Совершенно правильно. Фраза «Умерщвление произошло по причине утонутия» принадлежит А.Чехову, который пародировал канцелярский стиль.

2-й милиционер. Канцеляризмы, или, как говорил Чуковский, канцеляриты -страшная вещь, так незаметно вошли в нашу речь, что мы их даже не замечаем. Канцеляризмы-враги литературного языка, лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности, нередко в подъездах можно встретить такие объявления.(Показывает). «Товарищи жильцы! Будем штрафовать за нарушение о недопущении загрязнения лестницы собаками и кошками».

(Приклеивает на карту России стрелку с надписью «Канцеляризмы»).

Ведущий. Ну ладно, подъезд. А речь высокопоставленных особ разве не заслуживает внимания?!

(Ученик в роли депутата. На сцене трибуна, микрофон.)

-Господа депутаты! В связи с вышеизложенной ратификацией релятивистского консенсуса, а также транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведших ко всеобщей сатисфакции, мы решили предупредить электорат о коррегирующем мониторинге.

Ведущий. Э-ка, завернул! Яша, сам-то понял, что сказал?

Ученик-депутат. Нет, не понял. Но знаю, что этот враг называется «Неоправданное употребление иностранных слов».

(Стрелку с такой надписью приклеивает на карту России).

Зачем употреблять слово «консенсус», когда есть русское слово «согласие»; «электорат»-«народ»; «легитимный»-«законный».Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи. Конечно, я не призываю совсем отказаться от заимствованных слов, еще В.Г.Белинский справедливо писал: «В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново, но неудачно придуманное русское слово для выражения понятия не только не лучше, а решительно хуже иностранного слова». Например, В.Даль придумал слова «мироколица, колоземица» (атмосфера), «ловкосилие»(гимнастика), «небозем»(горизонт), «рожекорча»(гримаса),но они не закрепились в русском языке,не вошли в его словарный запас.

Ведущий. Продолжая тему неоправданного употребления иностранных слов, хочу добавить, что такие слова, как «блокбастер», «бестселлер», «хедлайнер» и т.п. в англо-американской среде обозначают понятия рыночной экономики, коммерции, у нас же эти слова входят в русский язык как понятия искусства, стирая при этом подлинную ценность духовной культуры. К тому же подобные слова еще совсем не освоены русским языком, они сохраняют свой «иностранный» фонетический графический облик, часто пишутся латинскими буквами и являются варваризмами, то есть иностранными вкраплениями в русский текст. Варваризмы — тоже враг русского литературного языка. (Приклеивает стрелку с такой надписью)

Ученица.Если уж речь зашла об искусстве, мы хотим сказать, что большое количество жаргонизмов, слов сниженной лексики, просторечий проникли в тексты эстрадных песен: клевый, зажигают, «а крутой-крутой продюсер на тебя, видать, запал». С помощью сленга авторы таких песен хотят стать своими для молодежи, привлечь подростков; создается эффект подстраивания под аудиторию невзыскательную, с низким уровнем общей культуры и речевой культуры. Небрежное обращение с литературным языком приводит к созданию бессмысленных, нелепых образов.

(Включает диск с фрагментом песни группы «Корни» «Ты узнаешь ее…»)

Ученик. Да, женская красота во все времена вдохновляла писателей, поэтов и музыкантов. В двадцать первом веке юноши поют о девушке, вероятно, красивой, которая «любит пугливую…речь и у которой колосятся изумрудные брови. А вот что сказал Шекспир о женщине, не отличающейся необыкновенной красотой, но нежно любимой:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Ученица. Завершая тему искусства, мы споем вам романс Афанасия Фета «На заре ты ее не буди».

Ученик. Я вот подумал, может быть, мы зря волнуемся, и русскому литературному языку не угрожает забвение. Вспомните историю. Начало XXвека. Футуристы. Эгофутуристы, их новый язык, прославляющий цивилизацию – город, электричество, фабрики, машины –и отвергающий язык классиков.

Ученик.

Зима!…Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Плетется рысью как – нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Ученик.

А вот пародия на язык эгофутуристов.

Зима! Пейзанин, экстазуя,

Ренувелирует шоссе,

И лошадь, снежность ренифлуя,

Ягуарный делает эссе.

Пропеллером лансуя в али,

Снегомобиль рекордит дали,

Шофер рулит; он весь в бандо,

В люнетках, маске и манто.

Гарсонит мальчик в акведуке:

Он усалазил пса на ски,

Мотором ставши от тоски,

Уж отжелирлвал он руки.

Ему суфратный амюзман,

Вдали ж фенетрится маман.

Язык эгофутуристов не стал общеупотребительным, может быть, сегодняшние проблемы временны.

Ведущий. Нет, в наше время защищать язык просто необходимо, ситуация намного серьезнее, чем в начале XXвека. И мы еще о многом не сказали.

Ученица. Например, о языке рекламы: «наслаждайс», «дуйте на распродажу», «сникерсни». Последнее слово-мутант, оно не соответствует ни одному способу образования слов в русском языке.

Но если нельзя без рекламы, то давайте рекламировать друзей русского языка. Это словари!

РЕКЛАМА. Мальчик увлеченно читает какую-то книгу, периодически восклицает: «Не может быть! Вот это да! Кто бы мог подумать!» Его зовет друг на футбол , отказывается. Девушка – в кино. Отказался. Голос: «Юра, хочешь «Лейс»?». Мальчик: «Кто сказал «Лейс»?». Борется с желанием, но отказывается и снова погружается в чтение книги. Голос за кадром: знаете ли вы, почему Юра отказывается играть в футбол, не хочет смотреть кино? Юра: «Я читаю орфографический словарь!»

РЕКЛАМА. Ученица. Хотите узнать, что общего между капустой и капитаном? Хотите? Тогда я с этимологическим словарем иду к вам!

РЕКЛАМА. Ученик. Черное и белое. Лед и пламень. Жизнь и смерть. Любовь и ненависть. Читайте словарь антонимов русского языка!

( Выходят все участники, у них в руках словари русского языка. )

1-й участник. Берегите наш язык.

2-й участник. Наш прекрасный русский язык!

3-й участник. Этот клад!

4-й участник. Это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

Учитель. У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

А как бороться? Что для этого надо делать?

(Зрители отвечают).

Правильно, а начать надо с себя, потому что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности…(Плакат со словами Паустовского). И это правда!

Учитель. А теперь я предлагаю вам порассуждать над вопросом : Что будет с русским языком , если с ним обращаться так, как обращались герои сценок?» Написать мини-сочинение.

Русский литературный язык в современном обществе

(устный журнал клуба любителей русского языка)

Подготовила учитель русского языка и литературы

Мацегорова Наталья Алексеевна

Задачи:

-привлечь внимание учащихся к проблемам русского языка;

-способствовать развитию интереса к родному языку;

-воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову;

-развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи;

побуждать к самостоятельной работе со словарями.

Участники:учащиеся 9 «а» класса.

Оборудование:

плакат с высказыванием К.Паустовского: «…По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности»;

карта России,

стрелки с названиями «врагов» русского языка,

магнитофонная запись песни группы «Корни» «Ты узнаешь ее …»,

словари русского языка.

Подготовка:

изготовление стрелок с надписями «Неоправданное употребление иностранных слов», «Слова-паразиты», «Молодежный сленг», «Варваризмы», «Канцеляризмы», «Бедность словаря».


Ход мероприятия.

Ведущий. Уважаемые учителя, дорогие гости, друзья! Мы приветствуем вас на первом заседании общества любителей русского языка. Что же заставило нас объединиться и выступить сегодня в защиту русского литературного языка? Случай. Однажды на перемене учитель попросил: «Уберите из своей речи ненормативную лексику, слова-паразиты, слова-сорняки. Сколько слов останется в вашем обиходе?» Что было дальше? Наступила тишина. Мы не знали , что сказать.

Наверное, это было бы смешно, если б не было так грустно, как сказал классик. Вероятно. пришло время задуматься: имеем ли мы. соотечественники Грибоедова и Пушкина, Тургенева и Достоевского, Есенина и Цветаевой. право так бездарно относиться к родной речи, позволять глумиться над литературным языком, втаптывать в грязь «Великое русское слово»?!

Сегодня пойдет речь о врагах литературного языка и о нашем отношении к нему. Нам представится возможность посмотреть на себя со стороны, ответить на вопрос, какой язык мы, поколение 21 века, передадим потомкам.

(Звучит музыка)

Ученик.«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины -ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык…»

(Музыка смолкает)

Мог ли предположить Тургенев, что в начале 21 века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал , как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?

(Сценка в исполнении ученика и ученицы)

-Димка, ну, че, прочитал?

-Прочитал.

-Прикольно или стремно?

-Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером за жизнь перетирают. Запала на парнишу девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собою, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

-Вот лох!

-А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

-Ух, ты!

-Нехорошо получилось. Кровь полилась. Пацан в бега…Короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

— Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Александра Сергеевич Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты ,о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных.

Воспоминаний ли мятежных.

Отдохновенья от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Ученик. Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы подарили и который сейчас находится в окружении врагов».(Приклеивает на карту России стрелку с надписью «Молодежный сленг»).

Ведущий. Убогость языка отражает убогость мышления. Полистайте сочинения. Речевые ошибки, смешение стилей, неоправданное употребление просторечных слов. «После войны люди стали восстанавливать разруху», «Мцыри, любимый идеал Лермонтова, во многом смахивает на самого поэта». А вот еще один перл: «Приятно слушать грамотного человека, который сумел совладать со своим языком и направить его в нужное русло».

Ученица.Что там сочинения! Давайте послушаем, как звучит пересказ фрагмента из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя о способности Чичикова поддерживать любой разговор.

Ученица. (пародирует). О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда говорил, если говорили о лошадях, он тоже как бы говорил о лошадях, если говорили о собаках, он тоже говорил как бы о собаках. Он говорил то, что казенные палаты он знает, то, что проделки их тоже знает. Говорил о бильярде, потом о добродетелях, потом как бы про вино говорил.

Играя роль такой ученицы, я пыталась продемонстрировать еще одного врага-бедность словаря. (Приклеивает на карту России стрелку с надписью «Бедность словаря».)

А вот этот же фрагмент у Гоголя. Вопрос к зрителям. Сколько синонимов к слову «говорит» подбирает автор «Мертвых душ»?

«О чем бы разговор ни был, он (Чичиков) всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему не безызвестны и судебные проделки, было ли рассуждение о бильярдной игре- и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал очень хорошо, даже со слезами на глазах ;об выделке горячего вина- и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них он судил так, как будто сам был и чиновником, и надсмотрщиком».

Зрители . Гоголь подбирает к слову «говорить» 8 синонимов.

Ведущий. Наша Аня сыграла роль ученицы, речь которой не только бедна, но и засорена словами-паразитами, словами-сорняками — «как бы», «то, что». К ним можно добавить «так вот», «значит», «так сказать». Уместно вспомнить одну из реплик Епиходова в пьесе А.Чехова «Вишневый сад»: «Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим». (Приклеивает на карту России стрелку с надписью «Слова-паразиты».)

А вот те же самые ученики, речь которых так бедна, становятся взрослыми. Как они выглядят при исполнении служебных обязанностей?

Сценка «Милиционеры».

(Два ученика в милицейских фуражках работают с бумагами. Раздается телефонный звонок.)

-Да! Але! Нет. У меня нету время.

(Кладет трубку. Работает. Снова телефонный звонок.)

-Да…Я же сказал: у меня нету время.

(Бросает в сердцах трубку, говорит второму милиционеру.)

-Звонят (ударение на О), звонят. Не дают документы оформить.

-Что там у тебя?

-Утопленник. Не знаю, как дело назвать.

-Назови «Убийство».

-А вдруг не убили?

-Тогда «Самоубийство».

-А вдруг убили? Назову дело так: «Дело об утопатии».

-По-моему, такого слова нет. Напиши: «Дело об утонутии».

-Нет, не звучит. Назову так: «Дело о добровольном вхождении в воду и невыходе из нее».

_Здорово!

Встают, собирают бумаги на столе. Первый напевает «Наша служба и опасна, и трудна…». Обращается к зрителям:

-Ребята, во время сценки я допустил речевые ошибки, назовите их!

Зрители. В слове «звонят» ударение падает на последний слог; «нету» -правильная форма «нет»; «нету время»- нужно «нет времени»,а также ошибочны образования «утонутие и утопатие».

1-й милиционер. Совершенно правильно. Фраза «Умерщвление произошло по причине утонутия» принадлежит А.Чехову, который пародировал канцелярский стиль.

2-й милиционер. Канцеляризмы, или, как говорил Чуковский, канцеляриты -страшная вещь, так незаметно вошли в нашу речь, что мы их даже не замечаем. Канцеляризмы-враги литературного языка, лишают речь необходимой простоты, живости, эмоциональности, нередко в подъездах можно встретить такие объявления.(Показывает). «Товарищи жильцы! Будем штрафовать за нарушение о недопущении загрязнения лестницы собаками и кошками».

(Приклеивает на карту России стрелку с надписью «Канцеляризмы»).

Ведущий. Ну ладно, подъезд. А речь высокопоставленных особ разве не заслуживает внимания?!

(Ученик в роли депутата. На сцене трибуна, микрофон.)

-Господа депутаты! В связи с вышеизложенной ратификацией релятивистского консенсуса, а также транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведших ко всеобщей сатисфакции, мы решили предупредить электорат о коррегирующем мониторинге.

Ведущий. Э-ка, завернул! Яша, сам-то понял, что сказал?

Ученик-депутат. Нет, не понял. Но знаю, что этот враг называется «Неоправданное употребление иностранных слов».

(Стрелку с такой надписью приклеивает на карту России).

Зачем употреблять слово «консенсус», когда есть русское слово «согласие»; «электорат»-«народ»; «легитимный»-«законный».Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи. Конечно, я не призываю совсем отказаться от заимствованных слов, еще В.Г.Белинский справедливо писал: «В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново, но неудачно придуманное русское слово для выражения понятия не только не лучше, а решительно хуже иностранного слова». Например, В.Даль придумал слова «мироколица, колоземица» (атмосфера), «ловкосилие»(гимнастика), «небозем»(горизонт), «рожекорча»(гримаса),но они не закрепились в русском языке,не вошли в его словарный запас.

Ведущий. Продолжая тему неоправданного употребления иностранных слов, хочу добавить, что такие слова, как «блокбастер», «бестселлер», «хедлайнер» и т.п. в англо-американской среде обозначают понятия рыночной экономики, коммерции, у нас же эти слова входят в русский язык как понятия искусства, стирая при этом подлинную ценность духовной культуры. К тому же подобные слова еще совсем не освоены русским языком, они сохраняют свой «иностранный» фонетический графический облик, часто пишутся латинскими буквами и являются варваризмами, то есть иностранными вкраплениями в русский текст. Варваризмы — тоже враг русского литературного языка. (Приклеивает стрелку с такой надписью)

Ученица.Если уж речь зашла об искусстве, мы хотим сказать, что большое количество жаргонизмов, слов сниженной лексики, просторечий проникли в тексты эстрадных песен: клевый, зажигают, «а крутой-крутой продюсер на тебя, видать, запал». С помощью сленга авторы таких песен хотят стать своими для молодежи, привлечь подростков; создается эффект подстраивания под аудиторию невзыскательную, с низким уровнем общей культуры и речевой культуры. Небрежное обращение с литературным языком приводит к созданию бессмысленных, нелепых образов.

(Включает диск с фрагментом песни группы «Корни» «Ты узнаешь ее…»)

Ученик. Да, женская красота во все времена вдохновляла писателей, поэтов и музыкантов. В двадцать первом веке юноши поют о девушке, вероятно, красивой, которая «любит пугливую…речь и у которой колосятся изумрудные брови. А вот что сказал Шекспир о женщине, не отличающейся необыкновенной красотой, но нежно любимой:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Ученица. Завершая тему искусства, мы споем вам романс Афанасия Фета «На заре ты ее не буди».

Ученик. Я вот подумал, может быть, мы зря волнуемся, и русскому литературному языку не угрожает забвение. Вспомните историю. Начало XXвека. Футуристы. Эгофутуристы, их новый язык, прославляющий цивилизацию – город, электричество, фабрики, машины –и отвергающий язык классиков.

Ученик.

Зима!…Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Плетется рысью как – нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Ученик.

А вот пародия на язык эгофутуристов.

Зима! Пейзанин, экстазуя,

Ренувелирует шоссе,

И лошадь, снежность ренифлуя,

Ягуарный делает эссе.

Пропеллером лансуя в али,

Снегомобиль рекордит дали,

Шофер рулит; он весь в бандо,

В люнетках, маске и манто.

Гарсонит мальчик в акведуке:

Он усалазил пса на ски,

Мотором ставши от тоски,

Уж отжелирлвал он руки.

Ему суфратный амюзман,

Вдали ж фенетрится маман.

Язык эгофутуристов не стал общеупотребительным, может быть, сегодняшние проблемы временны.

Ведущий. Нет, в наше время защищать язык просто необходимо, ситуация намного серьезнее, чем в начале XXвека. И мы еще о многом не сказали.

Ученица. Например, о языке рекламы: «наслаждайс», «дуйте на распродажу», «сникерсни». Последнее слово-мутант, оно не соответствует ни одному способу образования слов в русском языке.

Но если нельзя без рекламы, то давайте рекламировать друзей русского языка. Это словари!

РЕКЛАМА. Мальчик увлеченно читает какую-то книгу, периодически восклицает: «Не может быть! Вот это да! Кто бы мог подумать!» Его зовет друг на футбол , отказывается. Девушка – в кино. Отказался. Голос: «Юра, хочешь «Лейс»?». Мальчик: «Кто сказал «Лейс»?». Борется с желанием, но отказывается и снова погружается в чтение книги. Голос за кадром: знаете ли вы, почему Юра отказывается играть в футбол, не хочет смотреть кино? Юра: «Я читаю орфографический словарь!»

РЕКЛАМА. Ученица. Хотите узнать, что общего между капустой и капитаном? Хотите? Тогда я с этимологическим словарем иду к вам!

РЕКЛАМА. Ученик. Черное и белое. Лед и пламень. Жизнь и смерть. Любовь и ненависть. Читайте словарь антонимов русского языка!

( Выходят все участники, у них в руках словари русского языка. )

1-й участник. Берегите наш язык.

2-й участник. Наш прекрасный русский язык!

3-й участник. Этот клад!

4-й участник. Это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

Учитель. У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

А как бороться? Что для этого надо делать?

(Зрители отвечают).

Правильно, а начать надо с себя, потому что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности…(Плакат со словами Паустовского). И это правда!

Учитель. А теперь я предлагаю вам порассуждать над вопросом : Что будет с русским языком , если с ним обращаться так, как обращались герои сценок?» Написать мини-сочинение.

Файлы: Конспект открытого урока по русскому языку в 7а.docx
Размер файла: 886261 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология