Автор конспекта:
Автор(ы): — Овсянникова Галина Витальевна

Место работы, должность: — МБОУ «В(С)ОШ №1″ г. Альметьевск, учитель истории и обществознания

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

• вспомнить основные события Отечественной войны 1812 года;
• рассказать о патриотизме русского народа в ходе войны, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
• воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
• закрепить знания учащихся проверочным тестом;
• дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: —

презентация на тему "Русский патриотизм в Отечественной войне 1812 года"

Краткое описание: — На уроке использована презентация на тему "Русский патриотизм в Отечественной войне 1812 года". Учитель рассказывает учащимся о глубоком чувстве любви к родине, ее народу, культуре, готовности служить своей стране, защищать ее от захватчиков. Что в Отечественной войне 1812 года принимали участие не только воины-освободители, кадровые офицеры, но и простые граждане, крестьяне, женщины и дети.

Русский патриотизм в годы

Отечественной войны 1812 года

Цель урока:

  • вспомнить основные события Отечественной войны 1812 года;
  • рассказать о патриотизме русского народа в ходе войны, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
  • воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
  • закрепить знания учащихся проверочным тестом;
  • дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные методы: беседа и дискуссия. Работа состоит из методической разработки урока и приложения (тесты)

План урока:

  • 2012 – год российской истории
  • Вторжение Наполеона в Россию
  • Русский патриотизм
  • Отступление и гибель «Великой армии»
  • Новые термины и даты:

    1812, Отечественная война, 26 августа 1812 года – Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

    Оборудование:

    Использование мультимедийной установки, презентация, тесты

    Предварительная подготовка:

    Отдельные учащиеся готовят небольшие сообщения о партизанах, полководцах.

    Ход урока:

    Беседа с учащимися о наступившем годе – годе российской истории.

    Что такое патриотизм? (ответ на вопрос написан на первых трех слайдах)

    Ответы на вопросы:

  • Причины войны 1812 года между Россией и Францией.(В 1811 году противоречия между Россией и Францией крайне обострились. Купцы и дворяне требовали отказа от блокады Англии и тайно с ней торговали. Это было вызовом Наполеону. Он решил покорить Россию, превратить ее в аграрный придаток своей страны. Французская армия, перейдя Неман, вторглась на территорию России в ночь на 12 июня 1812 года).
  • Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий?
  • (Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов Европы, т.е. армия «двуна-десяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)

  • Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)
  • Как русский народ отреагировал на вторжение французской армии на территорию России?(Развернулось партизанское движение, на защиту Родины встал и стар, и мал)
  • Учитель: На защиту Родины встали не только те, кому было положено защищать государство от внешних вторжений, т.е. военные – офицеры, генералы, солдаты, но и простой люд. И сегодня мы поговорим о тех, кто защищал Россию в годы Отечественной войны 1812 года. Поговорим о том, как проявлялся русский патриотизм в разных социальных слоях: среди дворян и простых людей. И первый, о ком пойдет речь, потомственный дворянин, русский полководец – Николай Николаевич Раевский.

    Рассказ о генерале Николае Раевском (рассказывают учащиеся).

    (Раевский – русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. В том числе Отечественной войне 1812 года. Раевскай возглавлял 7-й пехотный корпус 2-й западной армии генерала П.И. Багратиона. Утром 23 июля у деревни Салтановка (11 км по Днепру от Могилева) начался ожесточенный бой. Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шел с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повел в атаку Смоленский полк со словами: Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!

    Сам Раевский был ранен картечью в грудь, но его героическое поведение вывело солдат из замешательства, и они, бросившись вперед, обратили противника в бегство. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай.

    В момент решительной атаки на французские батареи взял их с собою в главе колонны Смоленского полка, причем меньшего, Николая, он вел за руку, а Александр, схватив знамя, лежавшее подле убитого из предыдущих атак нашего подпрапорщика, понес его перед войсками. Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска.

    Однако сам Раевский позднее возражал, что хотя сыновья и были с ним в то утро, но в атаку не ходили. Тем не менее, после сражения под Салтановкой имя Раевского стало известно всей армии. Он стал одним из самых любимых солдатами и всем народом генералов.)

    Определение терминов:

    Флеши –полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла;

    Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа;

    Батарея – артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение;

    Кавалерия – конное войско;

    Пехота – пешее войско. В XIX в. – инфантерия;

    Артиллерия – 1. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2. Род войск с таким вооружением.

  • Кто такие партизаны? (партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)
  • Сообщения ребят о партизанах Денисе Давыдове, Василисы Кожиной и Герасиме Курине.

    (Денис Давыдов происходил из старого дворянского рода, который ведет свое начало от знатного татарского мурзы Минчака. С детства он мечтал быть военным и, по истечении срока, в 1801 году был зачислен, не без труда из-за своего небольшого роста, в Кавалергардский полк эстандарт-юнкером. Параллельно с военными занятиями шли литературные упражнения, и муза юного поэта приобретает сатирическое направление. Денис Давыдов принимал участие в войне с Пруссией и Турцией.

    Когда началась Отечественная война 1812 года, Денис Давыдов обратился к Багратиону с просьбой зачислить его в ряды Ахтынского гусарского полка и 8 апреля был пожалован в полковники и участвовал в различных сражениях под Миром, Катанью, Поповкой и Покровом.

    Но Давыдов тяготился положением рядового гусарского офицера и обратился к Багратиону с письмом, в котором просил позволения лично объяснить ему свои взгляд на партизанскую войну, мысль о которой уже давно бродила в его голове. 21 августа в овине при Колоцком монастыре Давыдов обстоятельно изложил князю свой взгляд на положение вещей и значение партизанской и народной войны, которая должна была возникнуть, по его предположению, в тылу неприятеля. С большим вниманием выслушал его Багратион и обещал немедленно представить все дело на усмотрение главнокомандующего.

    Объяснение учителя:

    (Кутузов соглашался, в виде опыта, дать Давыдову 50 гусар и 80 казаков для действия на неприятельских сообщениях. В жизни Давыдова наступила та пора, о которой он неоднократно и с особенной любовью вспоминал впоследствии. Предоставленный самому себе, автор плодотворной идеи о партизанской войне»зарубил», по собственному выражению, свое имя на этой грозной эпохе, и воспоминание об Отечественной войне неразрывно связано с воспоминанием о Денисе Давыдове. Тактика, которой решил держаться Давыдов, заключалась в том, чтобы, избегая открытых стычек с неприятельскими отрядами, налетать на них врасплох, отбивать обозы, провиант и боевые запасы. В случае неудачи нападения вся партия тотчас рассыпалась в разные стороны и собиралась в заранее условленном месте. Отнятым у неприятеля оружием Давыдов вооружал крестьян, научая их, каким образом следует действовать против общего врага.

    Одним из выдающихся подвигов Давыдова за это время было дело под Ляховым, где он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро; затем под г. Копысь он уничтожил французское кавалерийское депо, рассеял неприятельский отряд под Белыничами и, продолжая поиски до Немана, занял Гродно).

    — Кого из партизан вы еще знаете?

    — Василиса Кожина.(Во время французского нашествия в 1812 году Василиса Кожина организовала с Сычевском уезде Смоленской губернии партизанский отряд из подростков и женщин. Все вооружение партизан составляли вилы, рогатины и косы. При отступлении наполеоновских войск из Москвы партизаны нападали на французские отряды, захватывали пленных и после передавали их русским войскам. За этот подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия).

    _ (Еще один партизан – Курин Герасим Матвеевич – предводитель крестьянского партизанского отряда, действовавшего в Вохонской волости (район нынешнего города Павловский Посад Московской области). Благодаря историку Александру Михайловскому_Данилевскому к отряду Курина было привлечено широкое общественное внимание. Он был награжден Георгиевским крестом первого класса. Именем Герасима Курина в 1962 году названа улица в Москве. Герасим Курин был человеком личного обаяния и быстрого ума, выдающимся полководцем крестьянского восстания. И – главное – все ему почему-то подчинялись, хотя был он чуть ли ни крепостным. (Хотя это странно, потому что в селе Павловском, вроде бы, не было крепостных),

  • Работа с тестами.
  • Подводя итог нашего урока, еще раз хочу напомнить о патриотизме русских людей, без которых сложно было бы выиграть войну. Несмотря на то, что война длилась меньше года, значение ее было велико. Русский народ сплотился, отстоял национальную независимость и государственную самостоятельность России. Война имела большое международное значение, положив начало освобождению народов в Центральной и Западной Европе.

    6 января 1813 года Александр 1 издает манифест об окончании войны. В честь победителей в Москве была построена Триумфальная арка, как памятник участникам Отечественной войны 1812 года.

    Файлы: pervye_lyudi.docx
    Размер файла: 17830 байт.

    Рубрики: История Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология