Автор конспекта:
Автор(ы): — Мартыш М.А, Крухмалева В.И.
Место работы, должность: — моу сош №47 п.сенной Вольского района саратовской области, гувернер музыки.
Регион: — Саратовская отрасль
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее оврагообразование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 группа
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: — 1. познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма 2. закрепить навыки создания художественного образа на живописи и музыке.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся на классе (аудитории): — 20
Используемое оборудование: —
компьютер, гора доска, синтезатор, магнитофон, репродукции картин русских художников, акварель, кисти.русский народный комбинезон (женский мужской).
Краткое описание: — знание учащихся с историей возникновения сарафана. на примерах художественных и музыкальных шедевров учащиеся 5 класса узнают о том, какой рудимент оставил на русской душе сарафан.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
(Звучит фонограмма «Во стерня березонька стояла»)
Учитель Музыки:
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем мораль и все на этом уроке у нас полноте необыкновенным: плохо учителя – гриот и художник, великоватый планзифтер вместо доски, навалом музыки. Мы узнаем, как появился одежда и какой рудимент он оставил на русской душе.
Учитель ИЗО:
- А поможет нам на этом кончерто гроссо и живопись, однако вдобавок гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да в скором времени и они!
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
А) Театрализованное представление
Выход учащихся на русских народных костюмах подина фонограмму
1-й ученик:
- Представление начинается,
Сюда все приглашаются.
Билетик купите, к нам заходите!
2-ой ученик:
- Кто к нам зайдет, оный на ханаан попадет.
А кто не зайдет, со скуки пропадет.
1-й ученик:
- У нас гуляний немало, однако такого шуму и гаму вторично не бывало.
А затем скважина мораль начинать!
2-ой ученик:
- Ой, какая ты ж ты сегодняшний день красивая, по всем вероятиям и справедливость на крещение собралась, на самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (показывает на сарафан)
(Ответы учащихся)
1-й ученик:
Верно. А зачем представляет собой сарафан?
(Длинное, прямое татьянка без рукавов)
Б) РАБОТА С ИКТ
Учитель ИЗО:
- Правильно. Испокон веков обличье русской красавицы вдохновлял художников на строительство картин, где-либо главной фигурой была танец женщина.
- Теперь вспомните и назовите, как на русских народных сказках зовут – величают красавиц?
(Марья – Моревна, Василиса – Прекрасная, Аленушка)
2-ой ученик:
- А вторично лебедушка, утушка – голубка – примерно сказать любовно на народе называют русских женщин.
Учитель Музыки:
- Давайте посмотрим кусок хоровода, где-либо девушки одеты на сарафаны. Обратите внимание, как приглаженно и неспешно движутся они на танце.
(Просмотр видеофрагмента хоровода)
Учитель Музыки:
- Не напрасно А.С.Пушкин на своей сказке «О царе Салтане…» написал следующие строки:
А сама-то величава,
Выступает вроде бы пава.
- Вы, наверное, заметили, зачем и кончерто гроссо у хоровода особенная. Попробуйте описать сии особенности.
(Плавность, беспрестанность мелодии, многократные повторы)
Учитель ИЗО:
- Мелодия напоминает орнамент, какой вьется вдоль подолу сарафана и рукавам рубашки.
Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.
(слайды — подина народные мелодии демонстрируется картины с объяснениями)
Учитель ИЗО:
- Посмотрите предупредительно и подумайте, на какие две группы дозволяется разделить просмотренные картины, судя вдоль одежде и внешнему убранству?
(На праздничные и повседневные)
В) РАБОТА В ГРУППАХ
1 колонна – найти общие черты сарафанов
2 колонна – найти отличия группы сарафанов
3 колонна – найти москаль народный сарафан
Учитель ИЗО:
- Найдите общие черты ради обоих групп.
(Одинаковый вид сарафанов, одинаковое локализация орнаментов)
Учитель ИЗО:
- Вы отличие?
(Цвет, количество и богатство украшений)
Г) ИСТОРИЯ САРАФАНА
Учитель ИЗО:
- Как, вам думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда-либо он едва лишь появился на свет?
(Одеждой крестьян)
Учитель ИЗО:
- Нет. Сначала одежда был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь.
Только им разрешалось носить сии наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин состоятельно украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах большей частью использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и примерно сказать называемые орнаменты – обереги.
Д) РАБОТА СО СЛОВОМ
- Что такое «оберег», ото какого слова произошло?
В конце 17 века одежда вторично не был крестьянской одеждой. Но в скором времени наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает оконце на Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, а дворяне не хотят покупать их ради своего «европейского платья» — они предпочитают выписывать материю из–за границы. Выходит, зачем российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?
«Нет» — решает вступившая к тому времени на престол Екатерина и разрешает всему населению России – исключая дворян! – носить «старо-боярскую» одежду, на томик числе и сарафан. Так одежда стал народной одеждой.
- А теперь, вспомните, какой металлик был на Руси синонимом красивого?
(Красный)
Учитель ИЗО:
- Действительно, «красная девица», «красное солнышко» — примерно сказать называли на народе что–то красивое.
Вы уже поняли, зачем цвета нарядов – это необычайный язык, какой был понятен всем.
Учитель Музыки:
- Во многих песнях дозволяется было вдоль цвету одежды догадаться о сюжете песни.
А о каком событии изволь речь, коль первая ажур песни важно так:
- Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан.
- Конечно, о свадьбе. Молодцы! Давайте послушаем кусок песни «Красный сарафан» и убедимся на этом.
(Прослушивание фрагмента)
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учитель ИЗО:
- А в настоящий момент мы вам, ребята, предлагаем самим украсить сарафаны. Вспомните, какие бывают узоры, где-либо они заурядно размещены на сарафане.
4. РАБОТА НАД ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ
Учитель Музыки:
- Сегодня мы говорим о сарафане не едва лишь всерьез, а и на шутку. Давайте споем шуточную песенку «Во кузнице».
(Исполнение песни с движениями)
ВО КУЗНИЦЕ
Русская народная песня
Во ку, во кузнице
Во ку, во кузнице
Во кузнице молодожены кузнецы,
Во кузнице молодожены кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют – приговаривают,
Они куют – приговаривают.
Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Учитель Музыки:
- Как, вам думаете, благодаря этому я назвала эту песню шуточной?
(У ее задорная мелодия, бегучий темп, смешные слова)
- Вспомните, пожалуйста, из зачем сшили одежда Дуне?
(из лопуха)
- Молодцы, вам дюже внимательные.
6. ИТОГ УРОКА
А) ВЫСТАВКА РАБОТ
(раскрашенные сарафаны наклеиваются на декапир с нарисованными девушками на хороводе)
Учитель ИЗО:
- Итак, одежда мы сшили. Ребята, скажите, зачем вас, сегодняшний день вдохновляло на работу?
(Картины и музыка)
Учитель Музыки:
- А, зачем было центром, зачем объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?
(Сарафан)
Учитель ИЗО:
- Тогда дозволяется фривольно сказать о том, зачем москаль одежда оставил невероятный рудимент на душе русского народа. И дабы вам иногда вспоминали о нашем уроке, мы предлагаем нашу картину разместить на классе, и несомненно она поднимает вас самочувствие своими яркими красками.
Б) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Восстановить слова песни вдоль памяти и записать их на тетрадь
- Доработать рисуночек на акварели, кто не успел.
Учитель Музыки:
- Урок окончен. До свидания!
(Выход учеников из класса подина музыку)
Файлы: Poseu lebedu na beregu — narod orkestr.mp3
Размер файла: 872279 байт.