Автор конспекта:
Автор(ы): — Мартыш М.А, Крухмалева В.И.

Место работы, должность: — моу сош №47 п.сенной Вольского района саратовской области, гувернер музыки.

Регион: — Саратовская отрасль

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее оврагообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 группа

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — 1. познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма 2. закрепить навыки создания художественного образа на живописи и музыке.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 20

Используемое оборудование: —

компьютер, гора доска, синтезатор, магнитофон, репродукции картин русских художников, акварель, кисти.русский народный комбинезон (женский мужской).

Краткое описание: — знание учащихся с историей возникновения сарафана. на примерах художественных и музыкальных шедевров учащиеся 5 класса узнают о том, какой рудимент оставил на русской душе сарафан.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

(Звучит фонограмма «Во стерня березонька стояла»)

Учитель Музыки:

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем мораль и все на этом уроке у нас полноте необыкновенным: плохо учителя – гриот и художник, великоватый планзифтер вместо доски, навалом музыки. Мы узнаем, как появился одежда и какой рудимент он оставил на русской душе.

Учитель ИЗО:

- А поможет нам на этом кончерто гроссо и живопись, однако вдобавок гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да в скором времени и они!

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

А) Театрализованное представление

Выход учащихся на русских народных костюмах подина фонограмму

1-й ученик:

- Представление начинается,

Сюда все приглашаются.

Билетик купите, к нам заходите!

2-ой ученик:

- Кто к нам зайдет, оный на ханаан попадет.

А кто не зайдет, со скуки пропадет.

1-й ученик:

- У нас гуляний немало, однако такого шуму и гаму вторично не бывало.

А затем скважина мораль начинать!

2-ой ученик:

- Ой, какая ты ж ты сегодняшний день красивая, по всем вероятиям и справедливость на крещение собралась, на самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (показывает на сарафан)

(Ответы учащихся)

1-й ученик:

Верно. А зачем представляет собой сарафан?

(Длинное, прямое татьянка без рукавов)

Б) РАБОТА С ИКТ

Учитель ИЗО:

- Правильно. Испокон веков обличье русской красавицы вдохновлял художников на строительство картин, где-либо главной фигурой была танец женщина.

- Теперь вспомните и назовите, как на русских народных сказках зовут – величают красавиц?

(Марья – Моревна, Василиса – Прекрасная, Аленушка)

2-ой ученик:

- А вторично лебедушка, утушка – голубка – примерно сказать любовно на народе называют русских женщин.

Учитель Музыки:

- Давайте посмотрим кусок хоровода, где-либо девушки одеты на сарафаны. Обратите внимание, как приглаженно и неспешно движутся они на танце.

(Просмотр видеофрагмента хоровода)

Учитель Музыки:

- Не напрасно А.С.Пушкин на своей сказке «О царе Салтане…» написал следующие строки:

А сама-то величава,

Выступает вроде бы пава.

- Вы, наверное, заметили, зачем и кончерто гроссо у хоровода особенная. Попробуйте описать сии особенности.

(Плавность, беспрестанность мелодии, многократные повторы)

Учитель ИЗО:

- Мелодия напоминает орнамент, какой вьется вдоль подолу сарафана и рукавам рубашки.

Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

(слайды — подина народные мелодии демонстрируется картины с объяснениями)

Учитель ИЗО:

- Посмотрите предупредительно и подумайте, на какие две группы дозволяется разделить просмотренные картины, судя вдоль одежде и внешнему убранству?

(На праздничные и повседневные)

В) РАБОТА В ГРУППАХ

1 колонна – найти общие черты сарафанов

2 колонна – найти отличия группы сарафанов

3 колонна – найти москаль народный сарафан

Учитель ИЗО:

- Найдите общие черты ради обоих групп.

(Одинаковый вид сарафанов, одинаковое локализация орнаментов)

Учитель ИЗО:

- Вы отличие?

(Цвет, количество и богатство украшений)

Г) ИСТОРИЯ САРАФАНА

Учитель ИЗО:

- Как, вам думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда-либо он едва лишь появился на свет?

(Одеждой крестьян)

Учитель ИЗО:

- Нет. Сначала одежда был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь.

Только им разрешалось носить сии наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин состоятельно украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах большей частью использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и примерно сказать называемые орнаменты – обереги.

Д) РАБОТА СО СЛОВОМ

- Что такое «оберег», ото какого слова произошло?

В конце 17 века одежда вторично не был крестьянской одеждой. Но в скором времени наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает оконце на Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, а дворяне не хотят покупать их ради своего «европейского платья» — они предпочитают выписывать материю из–за границы. Выходит, зачем российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» — решает вступившая к тому времени на престол Екатерина и разрешает всему населению России – исключая дворян! – носить «старо-боярскую» одежду, на томик числе и сарафан. Так одежда стал народной одеждой.

- А теперь, вспомните, какой металлик был на Руси синонимом красивого?

(Красный)

Учитель ИЗО:

- Действительно, «красная девица», «красное солнышко» — примерно сказать называли на народе что–то красивое.

Вы уже поняли, зачем цвета нарядов – это необычайный язык, какой был понятен всем.

Учитель Музыки:

- Во многих песнях дозволяется было вдоль цвету одежды догадаться о сюжете песни.

А о каком событии изволь речь, коль первая ажур песни важно так:

- Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан.

- Конечно, о свадьбе. Молодцы! Давайте послушаем кусок песни «Красный сарафан» и убедимся на этом.

(Прослушивание фрагмента)

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Учитель ИЗО:

- А в настоящий момент мы вам, ребята, предлагаем самим украсить сарафаны. Вспомните, какие бывают узоры, где-либо они заурядно размещены на сарафане.

4. РАБОТА НАД ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ

Учитель Музыки:

- Сегодня мы говорим о сарафане не едва лишь всерьез, а и на шутку. Давайте споем шуточную песенку «Во кузнице».

(Исполнение песни с движениями)

ВО КУЗНИЦЕ

Русская народная песня

Во ку, во кузнице

Во ку, во кузнице

Во кузнице молодожены кузнецы,

Во кузнице молодожены кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют – приговаривают,

Они куют – приговаривают.

Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Учитель Музыки:

- Как, вам думаете, благодаря этому я назвала эту песню шуточной?

(У ее задорная мелодия, бегучий темп, смешные слова)

- Вспомните, пожалуйста, из зачем сшили одежда Дуне?

(из лопуха)

- Молодцы, вам дюже внимательные.

6. ИТОГ УРОКА

А) ВЫСТАВКА РАБОТ

(раскрашенные сарафаны наклеиваются на декапир с нарисованными девушками на хороводе)

Учитель ИЗО:

- Итак, одежда мы сшили. Ребята, скажите, зачем вас, сегодняшний день вдохновляло на работу?

(Картины и музыка)

Учитель Музыки:

- А, зачем было центром, зачем объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?

(Сарафан)

Учитель ИЗО:

- Тогда дозволяется фривольно сказать о том, зачем москаль одежда оставил невероятный рудимент на душе русского народа. И дабы вам иногда вспоминали о нашем уроке, мы предлагаем нашу картину разместить на классе, и несомненно она поднимает вас самочувствие своими яркими красками.

Б) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Восстановить слова песни вдоль памяти и записать их на тетрадь

- Доработать рисуночек на акварели, кто не успел.

Учитель Музыки:

- Урок окончен. До свидания!

(Выход учеников из класса подина музыку)

Файлы: Poseu lebedu na beregu — narod orkestr.mp3
Размер файла: 872279 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология