Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашпирова Ольга Сергеевна

Место работы, должность: — МБОУ «Лукашевская СОШ»

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Учить различать предлоги и приставки.

1. Учить правильно писать предлоги и приставки.

2. Формировать умение обосновывать написание слов, распознавать орфограммы.

3. Воспитывать трудолюбие

4.. Развивать речь, мышление, память.

5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русский язык. 3 кл. в 2 ч.: учебник \ Т.Г. Рамзаева – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007

Используемая методическая литература: —

1. Дмитриева О.И., Фефилова. Поурочные разработки по русскому языку: 3 кл. – М.: ВАКО, 2006.

Используемое оборудование: —

Учебник, записи на доске, карточки со словарными словами, сигнальные карточки.

Краткое описание: — С целью формирования универсальных учебных действий(навыков контроля) учащиеся в словарной работе проверяют слова самостоятельно.Учитель на уроке создаёт проблемную ситуацию. Учащиеся решают проблему и делают вывод.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Цель: Сегодня на уроке будем учиться различать предлоги и приставки, учиться правильно употреблять их в речи и писать.

II.Повторение изученного материала.

Цель: Начнём урок с повторения изученного материала. Даня, Юля, Ира будут работать самостоятельно на карточках. Задание записано на карточках. Даня, вспомни правило, как проверить безударную гласную в корне слова.

— Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

-Правильно, садись и выполняй задание на карточке.

Карточка 1.

Вставь пропущенные буквы.

Д_ лить, к_си ть, к_ рмить, т_ нцевать, зап_ сать, ст_ лить, скр_петь, стр_ить, б_леть, ст_нать, св_стеть, гл_зеть, зв_нить, м_стерить, п_щать, сл_дить, в_рить.

-Юля и Ира прежде чем выполнять задание, внимательно прочитайте текст и вспомните правила.

Карточка 2

Вставь пропущенные буквы.

Хоро_ пру_ около нашего сада. К пруду ведёт у_кая доро_ка. На б_регу ст_ит ни_кая бесе_ка. Вокру_ пруда растут ли_ки, бере_ки и ду_ки. На лугу у пруда с_неют незабу_ки. В-да в пруду прозрачная, гла_кая.

— Когда сделаете работу, отложите карточки и продолжайте работать с нами.

— Остальные работают с сигнальными карточками. На доске записан текст. В словах этого текста пропущены буквы. Необходимо показать, какая буква пропущена, объяснить почему.

Закрутила метель. Белка посп_шила к гн_зду. Гн_здо у зв_рька тёплое. Забр_лась белка в гн_здо, прикрылась пуш_стым хвостиком. Х_лодный ветер и мороз не стр_шны зв_рьку. Утихла непогода. Выл_зла белка из гн_зда. Она ловко поск_кала с дер_ва на дер_во.

-Прочитайте первое предложение, какая буква пропущена во втором слове? Покажите на карточке эту букву.

-Почему вставили букву е?

-Так как проверочное слово «спешить».

-Кто считает по-другому?

— Проверочное слово «спешка».

—Какая буква пропущена в третьем слове?

— Пропущена буква е, так как проверочное слово «гнёзда».

— Прочитайте третье предложение. Покажите, какая буква пропущена в первом слове?

-Правильно. Какая буква пропущена во втором слове? Почему буква е.

-Так как проверочное слово «зверь».

— Прочитайте третье предложение. Покажите букву, пропущенную в первом слове. Почему буква а?

— Так как проверочное слово «забрал».

— Ребята, забрал, значит взял, а белка забралась, значит залезла. Какое проверочное слово у слова «забралась»?

-Пишем букву а, так как проверочное слово «забраться».

-Какую букву надо вставить в четвёртое слово, покажите.

-Какая буква пропущена в следующем слове, покажите. Как проверить это слово?

— Сочетание жи — ши пиши с буквой и. Буква и.

— Какая буква пропущена в следующем слове, покажите. Как проверить это слово?

— Проверочное слово холод, поэтому буква о.

— Какая буква пропущена в следующем слове, покажите. Как проверить это слово?

— Буква а, такая как проверочное слово «страшный».

— Какая буква пропущена в следующем слове, покажите.

— Прочитайте следующее предложение. Есть слова, которые надо проверять?

— Нет.

— Прочитайте следующее предложение. Покажите букву, которая пропущена, назовите проверочное слово.

— Пишем букву е, так как проверочное слово «лез».

— Какая буква пропущена в следующем слове, покажите.

— Прочитайте следующее предложение. Покажите букву, которая пропущена, назовите проверочное слово.

— «Скачет» , значит пишем а.

— Какая буква пропущена в следующем слове, покажите. Как проверить это слово?

— Проверочное слово «деревья», значит, пишу е.

— Какая буква пропущена в следующем слове, покажите.

— Ребята, какое правило помогло нам правильно вставить буквы в слова? Расскажите его ещё раз.

— Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

— Верно.

Итог: — Справились с заданием верно. Работали хорошо.

III.Каллиграфия.

Цель: — Свою работу мы продолжим в тетради. Сядьте правильно. Откройте тетради. Запишите число. Будем писать соединения со строчной буквой «п». (па, пу, пи, пы, по)

1. Запись.

— Посмотрите на доску, как написано у меня. Сядьте правильно. Запишите целую строчку.

— На следующей стоке, будем записывать слова с этими соединениями. Прочитайте первое слово, запишите. Прочитайте второе слово, запишите. Прочитайте третье слово, запишите. ( палка, пятница, пуговица) (Слова записаны на доске.)

Итог: Написали правили верно. Сидели правильно.

IV.Словарная работа.

Цель: -На следующей строчке будем записывать словарные слова.

— Первое слово с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую. Запишите слово «пальто». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.

— Запишите слово «помидор». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.

— Запишите слово «пенал». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.

— Запишите слово «погода». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.

— Запишите слово «потом». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.

— Запишите слово «праздник». Прочитайте на карточке. Проверьте, как вы записали.

Итог: -Поднимите руку те ребята, кто допустил ошибки при записи слов. Даня прочитай ещё раз это слово, постарайся запомнить, как оно пишется. А что необычно го увидели в своих записях? Правильно, эти слова начинаются на букву «п».

V.Физ. Минутка.

Цель: Чтобы работать дальше, необходимо отдохнуть.

Мы топаем ногами топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведём

И побежим бегом.

Итог: Молодцы! Тихо садитесь на место.

VI.Изучение нового материала.

Цель: Приступим к изучению нового материала. Научимся различать предлоги и приставки и правильно их произносить в речи и писать.

1.Наблюдение над предлогами и приставками.

— Что вы знаете о правописании приставок?

-Со словами пишутся слитно.

— Что вы знаете о предлогах?

— Со словами пишутся раздельно.

— Образуйте глагол с корнем – бег- и приставкой по- .

— Побежал.

— Составьте предложение с этим словом и предлогом по-.

— Заяц побежал по полю.

— Запишите предложение в тетрадь.

— Выделите приставку по- и предлог по подчеркните.

— Посмотрите на приставку и предлог. Какие они?

-Одинаковые.

— Какие ещё одинаковые приставки и предлоги вы знаете?

— В, за, по, под.

— Правильно! Откройте учебник на стр.145. Прочитайте правило про себя.

— Прочитаем правило вслух.

— В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.

— Посмотрите на наше предложение. Что такое предлог?

— По.

— Слово.

— Что такое приставка?

-Часть слова.

— Для чего служит предлог?

-Для связи слов.

— Для чего нужна приставка?

-Для образования слов.

— Как пишется приставка в слове побежал?

-Слитно.

— Как пишется предлог?

-Раздельно.

_ А как проверить написание предлогов и приставок?

— Писатьпо правилу.

— Можно ли вставить слово между предлогом по и словом полю?

-Да.

— Можно ли вставить слово между приставкой по- и корнем – беж-?

-Нет.

-Какой можно сделать вывод?

-Приставка- часть слова, пишется слитно.

-Предлог- это слово, пишется раздельно.

-Между предлогом и словом можно вставить слово.

Итог: -Вывод сделали правильный. Необходимо запомнить всё то, о чём мы говори

VII.Закрепление изученного материала.

Цель: -Для закрепления изученного материала выполним задания с доски.

Задание 1.

-Прочитайте первое предложение.

-Лодка отплыла от берега.

-Запишите предложение в тетрадь на следующей чистой строчке. Подчеркните предлог. Выделите приставку. Докажите, что в слове «отплыла» часть слова приставка.

— От- это приставка, так как между ними нельзя вставить слово.

-Прочитайте следующее предложение.

— Солнце зашло за тучу.

— Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните предлог. Выделите приставку. Докажите, что в слове «зашло» часть слова приставка.

— Так как между словом и приставкой нельзя вставить слово.

— Прочитайте следующее предложение.

— Всадник слез с коня

— Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните предлог. Выделите приставку. Докажите, что в слове «слез» часть слова приставка

-Между «с» и «лез» нельзя вставить слово.

Задание 2.

-Прочитайте предложение.

— Ваза сделана из …. стекла.(прозрачного)

— Спишите предложение, вставляя по смыслу слово между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлог. Докажите, что это предлог.

— Между предлогом и словом можно вставить слово.

— Прочитайте предложение.

-Машина подъехала к ….. дому. (кирпичному)

— Спишите предложение, вставляя по смыслу слово между предлогом и словом, к которому он относится. Подчеркните предлог. Докажите, что это предлог.

— Между словами «к» и «дому» можно вставить другое слово.

3.Выполнение упражнения 342.

— Найдите в учебнике упражнение 342.

– Прочитайте текст.

— Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андреё, ас ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело.

— Прочитайте задание.

— Определи тему текста. Озаглавь его. Найди в тексте слова с приставками. Докажи, что это приставки. Найди слова, которые употреблены с предлогами. Спиши текст. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

— Какова тема текста?

— Рыбалка.

— Мальчики ловили рыбу.

— Как озаглавить текст?

— Рыбалка.

— Рыбаки.

— Запишите в тетради слово «упражнение». На следующей строке название текста «Рыбалка».

— Кому непонятно задание? Выполните задание самостоятельно.

-У кого возникнут затруднения при выполнении задания, поднимите руку. Я подойду и помогу.

VIII.Домашнее задание.

— Найдите в учебнике упр.344. Это ваше домашнее задание. Прочитайте задание к упражнению. Что вам непонятно?

IX. Итог урока.

— Что изучали на уроке?

-Предлоги и приставки.

— Как отличить предлог от приставки?

-Между предлогом и словом можно вставить слово, а между приставкой нет.

Файлы: Модульная технология на уроках русского язык1.doc
Размер файла: 51712 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология