Автор конспекта:
Автор(ы): — Никифорова Марина Михайловна

Место работы, должность: —

МОУ Петровская средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" Борского района Самарской области

Регион: — Самарская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Программа предназначена для преподавания обществознания в 10 классе средней общеобразовательной школы. Календарно — тематическое планирование составлено на основе программы Человек и общество авторов: Л.Н.Боголюбов, Е.Н.Жильцова, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин, А.ЮЛабезникова, А.И.Матвеев.

Рабочая программа по обществознанию

для учащихся 10 класса

( к учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание. Базовый уровень. М. Просвещение 2008)

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы «Человек и общество» авторов: Л.Н.Боголюбов, Е.Н.Жильцова, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин, А.ЮЛабезникова, А.И.Матвеев.

Курс «Человек и общество» для старших классов полной средней школы направлен на реализацию новой структуры обществоведческого образования. В отличие от набора модульных курсов по социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, праву и Т.п. курс «Человек и общество» является интегрированным, Т.е.

включает знания из названных и других отраслей науки (философия, антропология, психология и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.

Данная программа предназначена для изучения курса «Человек и общество» в 0 классе средней общеобразовательной школы

Назначение курса:

— содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Цели обществоведческой подготовки состоят в том чтобы, используя возможности учебного предмета способствовать формированию:

— гуманистического мировоззрения; включающего: убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности и в том, что жизнь — высшая ·ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных знаний методов Познани действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам, как необходимым условиям выживания и развития человеческого общества.

— необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые «простые нормы нравственности» а также высшие социально – нравственные качества;

гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;

— экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимания тех требований, которые предъявляет изменившаяся экономическая обстановка;

— социальной культуры, включающая культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;

— экологической культуры, включающей признание ценности природы убеждение, в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы.

Формирование указанных качеств личности, ее самопознания, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры.

Календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов классных занятий (два часа в неделю)

Представлены требования к уровню подготовки учащихся. Они даны для каждой темы.


Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Ресурсы медиатеки

1

Что такое общество

2

2

Общество как сложная динамическая система

2

3

Природа человека

2

Человек как духовное существо

2

4

Деятельность — способ существования людей

2

5

Познание и знание

3

6

Человек в системе социальных знаний

3

7

Культура и духовная жизнь общества

2

8

Наука. Образование

2

9

Мораль. Религия

2

10

Искусство и духовная жизнь

2

11

Роль экономики в жизни общества

2

12

Экономическая культура

2

13

Социальная структура общества

2

14

Социальные взаимодействия

3

15

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

3

16

Нация и национальные отношения

2

17

Семья и быт

2

18

Социальное развитие и молодежь

2

19

Политика и власть

2

20

Политическая система

3

21

Гражданское общество и правовое государство

2

22

Демократические выборы и политические партии

3

23

Участие гражданина в политической жизни

2

24

Право в системе социальных норм

2

25

Источники права

2

26

Правоотношения и правонарушения

2

27


Современное российское законодательство

2

28

Предпосылки правомерного поведения

2

29

Общество в развитии.


2


Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. OБЩECТВO И ЧЕЛОВЕК (1б ч)

Т е м а 1. Общество (4 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Учащиеся должны:

Перечислять:

1. важнейшие институты общества;

2. науки, изучающие общество;

3. критерии истины.

Определять понятия:

1. «общество»

2. «общественный прогресс»

3. «истина»

4. «научное познание.

Описывать:

1. познание мира.

Сравнивать:

1. общество и природу.

Объяснять:

1. соотношение сфер общественной жизни;

2. многообразие путей и Форм общественного развития;

3. причинные и функциональные связи в обществе.

Характеризовать:

1. проблему общественного прогресса;

2. связь общества и культуры;

3. многообразие форм человеческого знания.

Т е м а 2. Человек (12 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека.

Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.

Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии.

Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Учащиеся должны:

Знать термины:

1. «бытие человека»

2. «творчество

Перечислять:

1. науки, изучающие человека.

Определять понятия:

1. «человеческая деятельность»

2. «образ жизни»

З. «сознание, знание».

Сравнивать:

1. роль игры, общения, труда, познания в жизни человека;

2. чувственное и рациональное познание;

3. знание и веру.

Объяснять:

1. взаимоотношение духовного и телесного биологического и социального начал в человеке.

Характеризовать:

1. самопознание.

Приводить примеры:

1. многообразия форм человеческого знания

РАЗДЕЛ 11. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБIЦEС1ВЕННОЙ ЖИЗНИ(38 ч)

Т е м а 3. Духовная культура (8 часов)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и Образование. Наука, ее роль в современном мире.

Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура.

Тенденции духовной жизни современной России.

Учащиеся должны:

Знать термины:

1. «духовная культура»

2. «народная культура»

3. «массовая культура»

4. «элитарная культура».

Определять понятия:

1. «мораль»

Описывать:

1. религию как феномен культуры;

2. образование в современном обществе.

Характеризовать:

1. многообразие культурной жизни;

2. науку как систему знаний и вид духовного производства

3. научную картину мира;

4. сущность искусства, его происхождение и формы.

Т е м а 4. Экономическая сфера (4 ч)

Роль экономики. В жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Учащиеся должны:

Перечислять:

1. основные показатели уровня жизни

Определять понятия:

1. «экономика»

Объяснять:

1. связь развития экономики и уровня жизни.

Т е м а 5. Социальная сфера (14 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация.

Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия, социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Учащиеся должны:

Знать термины:

1. «социальная стратификация»

Перечислять:

1. социальные группы в обществе

2. этнические общности

3. виды социальных норм

Определять понятия:

1. «социальная стратификация»

2. «социальная мобильность»

3. «нация»

Объяснять:

1. причины отклоняющегося поведения

Характеризовать:

1. отклоняющееся поведение

2. семью как социальный институт и малую группу

3. молодежь как социальную группу

4. нацию как этническую общность

5. межнациональные отношения

Давать оценку:

1.современной тенденции развития семьи

Т е м а 6. Политическая сфера (11 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы, Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Учащиеся должны:

Перечислять:

1. признаки, функции, формы государства

2. основные черты гражданского общества

Определять понятия:

1. «государство»

2. «правовое государство»

3. «гражданское общество»

Описывать:

1. местное самоуправление

2. гражданское общество

Сравнивать:

1. избирательные системы

2. политические режимы

3. формы государства

Объяснять:

1. роль государства в политической системе

2. связь правового государства и гражданского общества

Характеризовать

1. власть, ее происхождение и виды

2. политическую идеологию, политическую культуру

РАЗДЕЛ 111. ПРАВО (10 ч)

Т е м а 7. Право как особая система норм (10 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения, правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Учащиеся должны:

Знать термины:

1. «публичное право»

2. «частное право»

3. «правовые акты»

4. «правоотношения»

Перечислять:

1. источники права

2. основные отрасли и институты права

3. основные международные документы по правам человека

Определять понятия:

1.»трудовой договор» «административный проступок» «преступление» «право нарушение» Описывать:

1. государственное право

2. административное право

3. гражданское право

4. трудовое право

5. семейное право

6. уголовное право

Сравнивать:

1. публичное и частное право

Объяснять:

1. место конституции в иерархии нормативных актов

2. роль права в системе социальных норм

Характеризовать:

1. юридическую ответственность

2. правовые акты

Приводить примеры:

1. право нарушений

2. норм государственного права

3. норм административного права

4. норм гражданского права

5. норм трудового права

6. норм семейного права

7. норм уголовного права

ЗАКШОЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (1 ч)

Общество в развитии. Многовариантностъ общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Резерв времени — 4 ч.


Методическое обеспечение

1. Карточки-задания по темам курса

2. Итоговые тесты по темам

3. CD«Обществознание 8-11 класс»

Литература для учителя

1. Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10 — 11 класс — М.:

Просвещение,2007

2.ЛЯ. Боголюбов Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 1. 10 класс М. Просвещение 2010

Литература для учащuxся

Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся . 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Часть 1. 10 класс М. Просвещение 2010

Файлы: тров_-_Романс__Генералам_1812_года__.mp3
Размер файла: 4713346 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология