Автор конспекта:
Автор(ы): — Бандурина О.Н.

Место работы, должность: — МБОУ «№36″, учитель

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —  продолжить работу по национально-региональному компоненту;  познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Суворова;  раскрыть основные темы и мотивы лирики поэта;  развивать навыки работы с текстами стихотворений ,совершенствовать выразительное чтение; прививать любовь к поэзии.

Краткое описание: — Урок можно использовать на внеклассном чтении перед 9 мая.

Тема: РЯДОВОЙ ИСТОРИИ Творчество поэта – земляка Г. Суворова.

Основные черты и мотивы его поэзии.

Задача:

ü продолжить работу по национально-региональному компоненту;

ü познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Суворова;

ü раскрыть основные темы и мотивы лирики поэта;

ü развивать навыки работы с текстами стихотворений ,совершенствовать выразительное чтение; прививать любовь к поэзии.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: портреты, раздаточный материал со стихами Г. Суворова.

Формы работы: слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений.

Предварительное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэта, подобрать иллюстрации к стихотворениям.

Ход урока.

Он мысли стихами.

М.Дудин

Свой добрый век мы прижили, как люди,

И для людей.

Г. Суворов

I. Постановка темы и задач урока.

II. Работа над темой урока.

1.Слово учителя. 9 мая 200… года весь мир будет отмечать … годовщину Победы над фашизмом. В этот день все будут вспоминать родных и знакомых, не вернувшихся с войны.

Ты смотришь вдаль спокойно и открыто,

Становятся уже твои черты

Как бы изваянными из гранита.

Ты как бы продолжаешь свой поход,

Застыв в броске,

В минуту смертной схватки

И ветер времени годами рвет

Полу окаменевшей плащ-палатки.

К. Лисовский

Эти строки К.Лисовский посвятил поэту, другу и нашему земляку Георгию Суворову.

2. Сообщение учащегося:

В 1944 году в Ленинграде, недавно пережившем блокаду, вышла тоненькая книжечка стихов Георгия Суворова, двадцатипятилетнего поэта-воина, оборонявшего город на Неве. В нее вошло всего тридцать два стихотворения.

Книжка вышла в конце 1944 года, а в начале года— 13 февраля — гвардии лейтенант, командир бронебойщиков Георгий Суворов был смертельно ранен осколком снаряда при переправе через реку Нарва и вскоре скончался в госпитале от ран.

Редактор и составитель сборника Михаил Дудин писал в предисловии:

«Это первая и последняя книга Георгия Суворова. Больше он ничего не напишет». Мужественное и непритязательное название книги «Слово солдата» точно отразило ее содержание.

1937-1939 годах, после учебы в абаканском педучилище, Суворов работает учителем русского языка и литературы в селе Иудино. Отсюда в редакцию газеты «Красноярский рабочий» он стал посылать свои стихи, написанные еще под явным влиянием Сергеем Есенина…

Летом 1939 года, когда Суворов приехал в Красноярск сдавать вступительные экзамены в педагогический институт, познакомился с молодым литератором Казимиром Лисовским, который стал другом поэта.

Сразу после успешной сдачи вступительных экзаменов Суворов был призван на военную службу, которую проходил в Омске. Здесь в местной печати он публиковал свои стихи, а в Доме офицеров даже состоялся его авторский вечер.

Находясь с августа 1942 года на Ленинградском фронте, Суворов публикует на страницах дивизионной газеты много стихов, очерков, заметок.

Бойцы ленинградского фронта не просто переписывали и передавали друг другу стихи еще неизвестного поэта, но при этом непременно сообщали, что он «молодой и храбрый и стоит своего имени», что «сражается, как лев, вернее, как сибиряк».

Военная биография поэта придавала особую убедительность стихам, многие из которых носят агитационный характер.

Сегодня имя сибиряка Георгия Суворова стоит в одном ряду с именами воинов –поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны: Павла Когана, Михаила Кульчицкого , Всеволода Багрицкого, Юрия Инге, Бориса Богатова и других. Как и эти молодые поэты, Георгий Суворов шагнул к рубежу сорок первого года готовый принять на себя великую миссию защитника Родины. В его стихах нет потрясенности впервые увиденной смертью, нет растерянности и страха. Война рисуется им без прикрас.

3. Слово учителя.

Одной из наиболее значительных творческих заслуг Суворова– это образ Рядового Истории, советского воина-героя, которого он создал в своей лирике. И как девиз всей его лирики звучит слово «Месть!»:

Выразительное чтение стихотворения «Месть»:

Мы стали молчаливы и суровы.

Но это не поставят нам в вину.

Без слова мы уходим на войну

И умираем на войне без слова.

Всю нашего молчанья глубину,

Всю глубину характера крутого

Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,

Как боль за дорогую нам страну.

Поймут как вздох о дорогом рассвете,

Как ненависть при виде вражьих стад..

Поймут — и молчаливость нам простят.

Простят, услышав, как за нас ответят

Орудия, винтовки, сталь и медь.

Сурово выговаривая: — Месть!

- Какие мотивы звучат в этом стихотворении?

Еще одной отличительной чертой суворовских стихотворений является их фольклорная песенность. В них встречаются фольклорные образы: смерти-старухи; устойчивые эпитеты: грозный ветер, чистое поле, вьюга снежная, девушка – красавица; повторы радуги-дуги, путь- дорога.

Фольклорной стихией проникнуто одно из лучших стихотворений Суворова .

Выразительное чтение стихотворения учащимся:

Мы тоскуем и скорбим.

Слезы льем от боли.

Черный ворон. Черный дым.

Выжженное поле.

А за гарью, словно снег,

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек—

Приняла родная.

Беспокойная мечта-

Не сдержать живую.

Землю милую уста

Мертвые целуют.

И уходит тишина…

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.

(«Мы тоскуем и скорбим»)

- Найдите фольклорные образы в этом стихотворении. (черный ворон, черный дым, родная земля, принимающая убитого врагом человека, который целует ее уже мертвыми устами, черный цвет –смерти, а рядом: «словно снег, ландыши без края», «белых ландышей волна» — нежная, чистая песня жизни.

В творчестве каждого поэта есть главное стихотворение, наиболее ярко выражающее его личность, его судьбу, его почерк. Оно всегда особо любимо читателем и тотчас вспомнится ему, как только прозвучит имя автора.

Таким главным в творчестве Суворова стало стихотворение «Еще на зорях черный дым клубится», написанное незадолго до гибели

Послушаем стихотворение.(читает подготовленный ученик)

Еще на зорях черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день,— мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили, как люди,

И для людей.

- Какие мысли возникают у вас после прочтения этого стихотворения?

Это стихотворение вобрало в себя все черты и мотивы лирики Суворова. Здесь:

· и беспощадная реальность войны и память о довоенной жизни;

· упрямая вера в победу, видение первой предрассветной тишины, которую она принесет;

· и где-то в самой глубине живущая мысль о возможной гибели в тот срок, что остался до победы;

· и попытка представить, как будет выглядеть жестокая реальность войны, когда надо будет привыкать к миру.

У Георгия Суворова было все, чтобы стать большим поэтом. Песня поэта была оборвана вражеской пулей в самом начале его пути. Но и немногие стихи, оставшиеся нам, — надежно легли в фундамент огромного монумента, который воздвигла Рядовому Истории поэзия Великой отечественной воны.

III. Рассмотрение иллюстраций, подобранных к стихотворениям Г. Суворова. (Ребята рассказывают, почему именно эту иллюстрацию он подобрал или нарисовал к этому стихотворению).

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Г. Суворова

Приложение

Раздаточный материал для урока.

Месть.

Мы стали молчаливы и суровы.

Но это не поставят нам в вину.

Без слова мы уходим на войну

И умираем на войне без слова.

Всю нашего молчанья глубину,

Всю глубину характера крутого

Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,

Как боль за дорогую нам страну.

Поймут как вздох о дорогом рассвете,

Как ненависть при виде вражьих стад..

Поймут — и молчаливость нам простят.

Простят, услышав, как за нас ответят

Орудия, винтовки, сталь и медь.

Сурово выговаривая: — Месть!

………………………………………………………………………………….

Мы тоскуем и скорбим.

Слезы льем от боли.

Черный ворон. Черный дым.

Выжженное поле.

А за гарью, словно снег,

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек—

Приняла родная.

Беспокойная мечта-

Не сдержать живую.

Землю милую уста

Мертвые целуют.

И уходит тишина…

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.

(«Мы тоскуем и скорбим»)

………………………………………………………………………………………………….

Еще на зорях черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день,— мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили, как люди,

И для людей.

…………………………………………………………………………………………………………

Брусника

Я шел в разведку. Времени спокойней, Я вызвал аромат моей страны…

Казалось, не бывало на войне. Брусника каплей крови предо мною

Хотелось отдохнуть на горном склоне, Горит у корня срубленной сосны.

Присев к густой приземистой сосне. С какою дикой радостью приник я

Хотелось вспомнить край золотоликий, К брусничным зорям, тающим в траве.

Мою Сибирь, мою тайгу. И вот Но мне пора. Иду. В глазах брусника,

Пахнуло пряным запахом брусники Как бы далекой родины привет.

Над прелью неисхоженных болот.

О, неужели, упоен мечтою,

Файлы: Урок по творчеству Есенина.doc
Размер файла: 49664 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология