Автор конспекта:
Автор(ы): — Гайфуллина Фирдаус Рахимзяновна
Место работы, должность: — Черки-Гришинская средняя школа учитель русского языка и литературы 1 кв. кат7
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Краткое описание: — План-конспект урока на тему: "Рыцарь копейки" -Чичиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Тема: «Рыцарь копейки»- Чичиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
ГайфуллинаФирдаус Рахимзяновна, учитель 1 кв. категории Черки- Гришинской средней общеобразовательной школыБуинского муниципального района Р Т.
Научный руководитель: Г. Х. Ахбарова, профессор ИРО РТ, д. п. н.
Цели урока:
1)Обучающая: Раскрыть образ Чичикова кактипичного «хищника», подлеца», «приобретателя».
1) Развивающая: развить навыки аналитического мышления, познавательной активности и ценностного отношения к окружающей действительности.
2)Воспитательная:воспитание нравственных качеств, воспитание неприятия такихкачеств, как лживость, лицемерие,.мошенничество:
Оформление урока: портрет Н.В.Гоголя, слайды с иллюстрациями, тексты
Эпиграф: «Один деятельный человек-Чичиков, и тот ограниченный плут» А. И. Герцен
Учитель: Кто он?
«Не красавец, но и недурной наружности, ни слишком толст, нислишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтоб слишком молод»
Н, В. Гоголь
Ученики: Это Чичиков.
Учитель: Да, это Чичиков, речь пойдет об этом герое. Проследим за его похождениями.
Как он ведет себя в городе?
Ученик:Он наносит визиты всем городским сановникам.
Учитель: Опишите его внешний вид, манеры, речь.
Ученик: Чичиков был очень опрятно одет, во всем умел хорошо держать себя. «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснялся, что он благонамеренный человек, прокурор- что он дельный человек, жандармскийполковник говорил, что он ученый человек, председатель палаты — что он знающий человек, полицмейстер — что он почтенный и любезный человек, жена полицмейстера — что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже Собакевич, который резко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, назвал Чичикова преприятным человеком.»
Чиновники города Н были бюрократами, взяточниками, бездельниками корыстолюбивыми и эгоистичнымилюдьми с нечистой совестью, но у них сложилось мнение о Чичикове как о порядочном человеке. И дают эти оценки самые разные по характеру люди.
Учитель: С какой цельюЧичиков наносит свои визиты к помещикам?
Ученик: У него была необычная, для всех непонятная цель – он скупал мертвых душ.
Учитель: Как отнеслись помещики к его странной просьбе? Удалось ли Чичикову приобрести у них мертвых душ?
Ученик: Каждый из помещиков отнесся к его просьбе по-своему. Но Чичикову удалось их всех провести и добиться своего.
Учитель: Какова манера обращения Чичикова с каждым из помещиков? Чем объяснить это различие в обращении?
Ученик: Свой первый визит Чичиков наносит Манилову. Манилов встречает его с большой радостью, впрочем, он ко всем так относился.
Его смущает немного необычная просьба о продаже ему мертвых душ, но он по доброте своей не продает, а отдает ему их даром.
Глядя вследЧичикову, Манилов думал о том, как хорошо было бы жить с ним вместе на берегу какой- нибудь реки, вместе ездить куда-нибудь на хороших каретах. Ноздрев очень настороженно отнесся к необычной, даже очень странной просьбеЧичикова. Дело дошло до того, что уже Ноздрев полез было в драку. Но, к счастьюдля Чичикова, Ноздрева забрала полиция.
Собакевич, который ко всем относился недоверчиво, хотя и с неохотой, но согласился продать мертвых душ.
Коробочкапродала своих мертвых душ, но только очень боялась продешевить.
Учитель: А что говорит о Чичикове сам Гоголь?
Ученик «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели:Это видно. Но кто же он? Стало быть, подлец. Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение- вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел»
Учитель: Расскажите по опорным сигналам о жизненном пути Чичикова.
Разоблачениееее
— Служба в Таможне
Катастрофа
Повытчик-чин строительной комиссии
Служба в казенной палате
В школе «отцовские наставления пошли в прок»
Тяжелое детство. «Завет отца: все пробьешь на свете копейкой»
Учитель: Какие черты характера вам нравятся в Чичикове, а какие-нет?
Учащиеся: Положительными чертами в Чичикове можно назвать:
1) большую силу воли,2)целеустремленность
Отрицательными можно назвать: 1)лживость 2)скрытность 3)эгоизм 4)лицемерие 5)предательство
Учитель: Критик Писарев говорил: «Чичиков и Манилов преуспевают, живут в свое удовольствие, откладывают копеечки на черный день, и в то же время обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что черные дни никогда не являются.
Чичиков и Манилов любят оставаться в тени и в неизвестности. «Внимательный наблюдатель может и долженузнавать своих знакомых, несмотря на их новые костюмы, манеры.»
Из статьи «Наши усыпители»
Учитель: Какие приемы использует Н. В. Гоголь в описании образа Чичикова?
Ученик: Н. В.Гоголь пишет о Чичикове с иронией, используетэпитеты,
Учитель: Что писалиБелинский и Чернышевский о Чичикове?
Ученик: Белинскийи Чернышевский отмечали типичность Чичикова для буржуазного мира.
Белинский писал, что за границей встречаются «те жеЧичиковы, только в другом платье: во Франции и Англии они не скупают мертвых душ, а покупают живые души на свободных парламентских выборах. Вся разница в цивилизации, а не в сущности». Чернышевский писал, что в Англии «Чичиковы биржевыми и фабричными проделками»
Учитель: Да, таким его характеризуют критики, а каким он кажется помещикам, которых он посетил?
Учащиеся проводят исследование и приходят к такому выводу:
У Манилова он — соревнуется в слащавости, любезности и слащавом благодушии.
У Коробочки: грубоват, примитивный
У Ноздрева: кажется наглым, бойким.
У Собакевича: деловит, категоричен, прожженный коммерсант:
У Плюшкина: бережлив, скуп, сочувствует «бедному одинокому старику.
Мозговой штурм.
Учитель: Что мы узнали на уроке сегодня?
— На дом: Письменносоставить характеристику Чичикова.
Приложение.
Поэтическое восприятие поэмы «Мертвые души»
—
В губернский город Н
Приехал на бричке один господин.
С видучистый, опрятный,
Словом, очень приятный.
Не теряя даром времени,
Он начал свои посещения.
Осчастливил визитом Манилова,
Человека очень милого.
Чичиков был очень хитер,
Деликатно начал разговор.
Расспросил про крепостных,
Много ли умирает их у них?
Манилов их продать не пожелал,
А так запросто отдал.
Затем наш герой поехал к другому,
Необычному в округе господину,
К его величеству Плюшкину.
Просьба Чичикова его удивила
И даже как-то воодушевила.
С продажи мертвых душ
Он ожидалбольшой куш.
Предложил он гостю
Даже отобедать,
Ликерчику с мухами отведать.
Но Чичиков быстро распрощался
И к другому помещику собрался.
Собакевичем его звали,
Такого героя вы еще не видали.
Был онкрупным, толстым,
В два метра ростом.
Смотрел на всех недоверчиво,
Рассчитывать на такого было нечего.
Но Чичиков и его ловко провел-
Мертвых душ без труда приобрел.
Следующий визит был к Ноздреву,
Известному драчуну, мошеннику и лгуну.
Ноздрев гостю был очень рад,
Словно к нему приехал брат.
Чичикова он обнял, расцеловал,
И на прогулку с собой позвал.
Борзыми своими хвастался
И все менять их на что-то пытался.
Но гостя борзые не привлекали,
А больше мертвые интересовали.
Чичиков задал о мертвых вопрос-
Ноздрев ему устроил целый допрос.
Замахал на него кулаком,
Обозвалего дураком.
Даже полез было в драку,
Нагоняя на Чичикова страху.
Неизвестно, чем бы окончилось дело,
Нополиция Ноздрева уже уводила.
Но Чичикова и это неостановило.
Его уже к Коробочке тянуло.
Помещица Коробочка,
Весьма своенравная дамочка.
Своею тупостью она
Чичикова сильно удивила,
Но с товаром своим не продешевила.
Так Чичиков новый способ наживы нашел-
За бесценок мертвых душ приобрел.
Гоголь описал необычный сюжет-
Мертвая душа в каждом его герое живет!
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Файлы: Психолого-педагогический проект урока Личность Лермонтова….doc
Размер файла: 5387264 байт.