Автор конспекта:
Автор(ы): — Гайфуллина Фирдаус Рахимзяновна

Место работы, должность: — Черки-Гришинская средняя школа учитель русского языка и литературы 1 кв. кат7

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Краткое описание: — План-конспект урока на тему: "Рыцарь копейки" -Чичиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Тема: «Рыцарь копейки»- Чичиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
ГайфуллинаФирдаус Рахимзяновна, учитель 1 кв. категории Черки- Гришинской средней общеобразовательной школыБуинского муниципального района Р Т.
Научный руководитель: Г. Х. Ахбарова, профессор ИРО РТ, д. п. н.


Цели урока:
1)Обучающая: Раскрыть образ Чичикова кактипичного «хищника», подлеца», «приобретателя».
1) Развивающая: развить навыки аналитического мышления, познавательной активности и ценностного отношения к окружающей действительности.
2)Воспитательная:воспитание нравственных качеств, воспитание неприятия такихкачеств, как лживость, лицемерие,.мошенничество:
Оформление урока: портрет Н.В.Гоголя, слайды с иллюстрациями, тексты
Эпиграф: «Один деятельный человек-Чичиков, и тот ограниченный плут» А. И. Герцен
Учитель: Кто он?
«Не красавец, но и недурной наружности, ни слишком толст, нислишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтоб слишком молод»
Н, В. Гоголь
Ученики: Это Чичиков.
Учитель: Да, это Чичиков, речь пойдет об этом герое. Проследим за его похождениями.
Как он ведет себя в городе?
Ученик:Он наносит визиты всем городским сановникам.
Учитель: Опишите его внешний вид, манеры, речь.
Ученик: Чичиков был очень опрятно одет, во всем умел хорошо держать себя. «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснялся, что он благонамеренный человек, прокурор- что он дельный человек, жандармскийполковник говорил, что он ученый человек, председатель палаты — что он знающий человек, полицмейстер — что он почтенный и любезный человек, жена полицмейстера — что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже Собакевич, который резко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, назвал Чичикова преприятным человеком.»
Чиновники города Н были бюрократами, взяточниками, бездельниками корыстолюбивыми и эгоистичнымилюдьми с нечистой совестью, но у них сложилось мнение о Чичикове как о порядочном человеке. И дают эти оценки самые разные по характеру люди.
Учитель: С какой цельюЧичиков наносит свои визиты к помещикам?
Ученик: У него была необычная, для всех непонятная цель – он скупал мертвых душ.
Учитель: Как отнеслись помещики к его странной просьбе? Удалось ли Чичикову приобрести у них мертвых душ?
Ученик: Каждый из помещиков отнесся к его просьбе по-своему. Но Чичикову удалось их всех провести и добиться своего.
Учитель: Какова манера обращения Чичикова с каждым из помещиков? Чем объяснить это различие в обращении?
Ученик: Свой первый визит Чичиков наносит Манилову. Манилов встречает его с большой радостью, впрочем, он ко всем так относился.
Его смущает немного необычная просьба о продаже ему мертвых душ, но он по доброте своей не продает, а отдает ему их даром.
Глядя вследЧичикову, Манилов думал о том, как хорошо было бы жить с ним вместе на берегу какой- нибудь реки, вместе ездить куда-нибудь на хороших каретах. Ноздрев очень настороженно отнесся к необычной, даже очень странной просьбеЧичикова. Дело дошло до того, что уже Ноздрев полез было в драку. Но, к счастьюдля Чичикова, Ноздрева забрала полиция.
Собакевич, который ко всем относился недоверчиво, хотя и с неохотой, но согласился продать мертвых душ.
Коробочкапродала своих мертвых душ, но только очень боялась продешевить.
Учитель: А что говорит о Чичикове сам Гоголь?
Ученик «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели:Это видно. Но кто же он? Стало быть, подлец. Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение- вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел»
Учитель: Расскажите по опорным сигналам о жизненном пути Чичикова.

Разоблачениееее


— Служба в Таможне

Катастрофа

Повытчик-чин строительной комиссии

Служба в казенной палате

В школе «отцовские наставления пошли в прок»

Тяжелое детство. «Завет отца: все пробьешь на свете копейкой»

Учитель: Какие черты характера вам нравятся в Чичикове, а какие-нет?
Учащиеся: Положительными чертами в Чичикове можно назвать:
1) большую силу воли,2)целеустремленность
Отрицательными можно назвать: 1)лживость 2)скрытность 3)эгоизм 4)лицемерие 5)предательство
Учитель: Критик Писарев говорил: «Чичиков и Манилов преуспевают, живут в свое удовольствие, откладывают копеечки на черный день, и в то же время обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что черные дни никогда не являются.
Чичиков и Манилов любят оставаться в тени и в неизвестности. «Внимательный наблюдатель может и долженузнавать своих знакомых, несмотря на их новые костюмы, манеры.»
Из статьи «Наши усыпители»
Учитель: Какие приемы использует Н. В. Гоголь в описании образа Чичикова?
Ученик: Н. В.Гоголь пишет о Чичикове с иронией, используетэпитеты,
Учитель: Что писалиБелинский и Чернышевский о Чичикове?
Ученик: Белинскийи Чернышевский отмечали типичность Чичикова для буржуазного мира.
Белинский писал, что за границей встречаются «те жеЧичиковы, только в другом платье: во Франции и Англии они не скупают мертвых душ, а покупают живые души на свободных парламентских выборах. Вся разница в цивилизации, а не в сущности». Чернышевский писал, что в Англии «Чичиковы биржевыми и фабричными проделками»
Учитель: Да, таким его характеризуют критики, а каким он кажется помещикам, которых он посетил?
Учащиеся проводят исследование и приходят к такому выводу:
У Манилова он — соревнуется в слащавости, любезности и слащавом благодушии.
У Коробочки: грубоват, примитивный
У Ноздрева: кажется наглым, бойким.
У Собакевича: деловит, категоричен, прожженный коммерсант:
У Плюшкина: бережлив, скуп, сочувствует «бедному одинокому старику.
Мозговой штурм.
Учитель: Что мы узнали на уроке сегодня?
На дом: Письменносоставить характеристику Чичикова.
Приложение.
Поэтическое восприятие поэмы «Мертвые души»


В губернский город Н
Приехал на бричке один господин.
С видучистый, опрятный,
Словом, очень приятный.
Не теряя даром времени,
Он начал свои посещения.
Осчастливил визитом Манилова,
Человека очень милого.
Чичиков был очень хитер,
Деликатно начал разговор.
Расспросил про крепостных,
Много ли умирает их у них?
Манилов их продать не пожелал,
А так запросто отдал.
Затем наш герой поехал к другому,
Необычному в округе господину,
К его величеству Плюшкину.
Просьба Чичикова его удивила
И даже как-то воодушевила.
С продажи мертвых душ
Он ожидалбольшой куш.
Предложил он гостю
Даже отобедать,
Ликерчику с мухами отведать.
Но Чичиков быстро распрощался
И к другому помещику собрался.
Собакевичем его звали,
Такого героя вы еще не видали.
Был онкрупным, толстым,
В два метра ростом.
Смотрел на всех недоверчиво,
Рассчитывать на такого было нечего.
Но Чичиков и его ловко провел-
Мертвых душ без труда приобрел.
Следующий визит был к Ноздреву,
Известному драчуну, мошеннику и лгуну.
Ноздрев гостю был очень рад,
Словно к нему приехал брат.
Чичикова он обнял, расцеловал,
И на прогулку с собой позвал.
Борзыми своими хвастался
И все менять их на что-то пытался.
Но гостя борзые не привлекали,
А больше мертвые интересовали.
Чичиков задал о мертвых вопрос-
Ноздрев ему устроил целый допрос.
Замахал на него кулаком,
Обозвалего дураком.
Даже полез было в драку,
Нагоняя на Чичикова страху.
Неизвестно, чем бы окончилось дело,
Нополиция Ноздрева уже уводила.
Но Чичикова и это неостановило.
Его уже к Коробочке тянуло.

Помещица Коробочка,
Весьма своенравная дамочка.
Своею тупостью она
Чичикова сильно удивила,
Но с товаром своим не продешевила.
Так Чичиков новый способ наживы нашел-
За бесценок мертвых душ приобрел.
Гоголь описал необычный сюжет-
Мертвая душа в каждом его герое живет!
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Файлы: Психолого-педагогический проект урока Личность Лермонтова….doc
Размер файла: 5387264 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология