Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубова Е.Н.

Место работы, должность: —

Учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирской области

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Знакомство с музыкой С.Прокофьева

Тема: С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Цель урока:Воспитание в учащихся патриотических чувств, бережного отношения к истории нашей Родины.

Задачи:Познакомить учащихся с музыкой Прокофьева; узнать значение музыкального термина «кантата»; знакомство с отдельными номерами кантаты «Александр Невский»; ответить вопрос — почему мы сегодня слушаем музыку Прокофьева?

Ход урока:

  • Приветствие.
  • Работа над песней «Будьте добры».
  • 3. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с музыкой советского
    композитора С.С.Прокофьева — кантатой Александр Невский.

    Кантата — это многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера. В исполнении кантаты принимают участие солисты, хор и оркестр.

    Кантата возникла из музыки к одноимённому кинофильму, который был поставлен в 1938г. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины А.Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.

    На прошлом уроке я дала вам задание- подготовить сообщение об А.Невском, Ледовом побоище. Кто сегодня готов рассказать нам о нашем великом земляке?

    (Слушаем ответы учащихся)

    Спасибо, ребята.

    А сейчас мы будем знакомиться с кантатой.

    В кантате 7 частей:

    1. «Русь под игом монгольским».


  • «Песня об Александре Невском».
  • « Крестоносцы во Пскове».
  • «Вставайте, люди русские».
  • «Ледовое побоище».
  • «Мёртвое поле».
  • «Въезд Александра во Псков».
  • Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма- бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление тевтонцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных водах озера.

    «Песня об А.Невском»- это вторая часть кантаты. Она похожу на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и даётся предостережение: «Кто придёт на Русь, будет насмерть бит». Перед вами иллюстрации, портреты А.Невского. Слушая музыку, рассматривайте эти картины, постарайтесь представить себе — каким был Александр Невский.

    (Прослушивание музыки)

    Каким вы увидели А.Невского? (Ответы учащихся- мужественный, могучий, смелый, « большой человек».

    А ведь на самом деле Невский был небольшого роста (ниже 160см.). Это говорит о том, что внешний вид очень обманчив. Главное в человеке -это его характер, его поступки.

    Основная мелодия(«А и было дело на Неве реке») -повествовательная, размеренная. Здесь нет привычных для русских песен распевов. Почти каждый слог произносится на один звук. Таким образом Прокофьев приблизил пение к разговорной речи. Что напоминает вам эта мелодия? (Былину)


    В средней частипесни («Ух! Как бились мы, как рубились мы!») повествование становится более взволнованным и темп ускоряется. Оркестр воспроизводит звуки битвы — бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни, былины.

    В конце возвращается главная, «богатырская» мелодия хора.

    «Вставайте, люди русские» -4 часть кантаты. Это хоровая песня совершенно иного характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. С давних пор на Руси существовал обычай -возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.

    Во второй частипоявляется новая тема — певучая, привольная, светлая («На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»).

    «Мёртвое поле»- 6 часть. Образ лирический и скорбный. Здесь поёт один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины А.Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический — Родина оплакивает своих сыновей. Интонации плача, идущие от русских народных причетов, слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетанием напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.


    Вопросы ученикам- какое впечатление произвела на вас музыка Прокофьева? Почему эту музыку исполняли бойцам на фронте во время Великой Отечественной войны? А нужно ли сегодня слушать такую музыку?

    Музыка всегда играла большую роль в жизни человека. Во время боевых событий (будь то Великая Отечественная война, Афганистан или Чечня) на передовую к бойцам приезжают артисты, чтобы поддержать людей в трудную минуту. И это не всегда только эстрадные певцы. С концертами приезжают и серьёзные музыканты, исполняют классику. И солдаты с удовольствием слушают серьёзную музыку. Она помогает им расслабиться, забыть о страшных мгновениях войны. Бывало и так, что артисты погибали.

    Во время Великой Отечественной войны авторов песни «Ой, Днепро, Днепро» наградили орденом боевого Красного Знамени, за то, что эта песня удесятеряла силы и веру бойцов в победу, поднимала и укрепляла боевой дух солдат.

    К сожалению, в наши дни очень мало создаётся патриотических песен. За исключением песен Матвиенко для группы «Любэ».

    Вывод;В кантате «Александр Невский», посвященной далёким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

    Файлы: Занятие с изменениями.doc
    Размер файла: 55296 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология