Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубова Е.Н.
Место работы, должность: —
Учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Радужный Владимирской области
Регион: — Владимирская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Знакомство с музыкой С.Прокофьева
Тема: С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
Цель урока:Воспитание в учащихся патриотических чувств, бережного отношения к истории нашей Родины.
Задачи:Познакомить учащихся с музыкой Прокофьева; узнать значение музыкального термина «кантата»; знакомство с отдельными номерами кантаты «Александр Невский»; ответить вопрос — почему мы сегодня слушаем музыку Прокофьева?
Ход урока:
3. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с музыкой советского
композитора С.С.Прокофьева — кантатой Александр Невский.
Кантата — это многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера. В исполнении кантаты принимают участие солисты, хор и оркестр.
Кантата возникла из музыки к одноимённому кинофильму, который был поставлен в 1938г. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины А.Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.
На прошлом уроке я дала вам задание- подготовить сообщение об А.Невском, Ледовом побоище. Кто сегодня готов рассказать нам о нашем великом земляке?
(Слушаем ответы учащихся)
Спасибо, ребята.
А сейчас мы будем знакомиться с кантатой.
В кантате 7 частей:
1. «Русь под игом монгольским».
Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма- бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление тевтонцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных водах озера.
«Песня об А.Невском»- это вторая часть кантаты. Она похожу на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и даётся предостережение: «Кто придёт на Русь, будет насмерть бит». Перед вами иллюстрации, портреты А.Невского. Слушая музыку, рассматривайте эти картины, постарайтесь представить себе — каким был Александр Невский.
(Прослушивание музыки)
Каким вы увидели А.Невского? (Ответы учащихся- мужественный, могучий, смелый, « большой человек».
А ведь на самом деле Невский был небольшого роста (ниже 160см.). Это говорит о том, что внешний вид очень обманчив. Главное в человеке -это его характер, его поступки.
Основная мелодия(«А и было дело на Неве реке») -повествовательная, размеренная. Здесь нет привычных для русских песен распевов. Почти каждый слог произносится на один звук. Таким образом Прокофьев приблизил пение к разговорной речи. Что напоминает вам эта мелодия? (Былину)
В средней частипесни («Ух! Как бились мы, как рубились мы!») повествование становится более взволнованным и темп ускоряется. Оркестр воспроизводит звуки битвы — бряцание оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни, былины.
В конце возвращается главная, «богатырская» мелодия хора.
«Вставайте, люди русские» -4 часть кантаты. Это хоровая песня совершенно иного характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. С давних пор на Руси существовал обычай -возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки.
Во второй частипоявляется новая тема — певучая, привольная, светлая («На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»).
«Мёртвое поле»- 6 часть. Образ лирический и скорбный. Здесь поёт один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины А.Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический — Родина оплакивает своих сыновей. Интонации плача, идущие от русских народных причетов, слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетанием напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
Вопросы ученикам- какое впечатление произвела на вас музыка Прокофьева? Почему эту музыку исполняли бойцам на фронте во время Великой Отечественной войны? А нужно ли сегодня слушать такую музыку?
Музыка всегда играла большую роль в жизни человека. Во время боевых событий (будь то Великая Отечественная война, Афганистан или Чечня) на передовую к бойцам приезжают артисты, чтобы поддержать людей в трудную минуту. И это не всегда только эстрадные певцы. С концертами приезжают и серьёзные музыканты, исполняют классику. И солдаты с удовольствием слушают серьёзную музыку. Она помогает им расслабиться, забыть о страшных мгновениях войны. Бывало и так, что артисты погибали.
Во время Великой Отечественной войны авторов песни «Ой, Днепро, Днепро» наградили орденом боевого Красного Знамени, за то, что эта песня удесятеряла силы и веру бойцов в победу, поднимала и укрепляла боевой дух солдат.
К сожалению, в наши дни очень мало создаётся патриотических песен. За исключением песен Матвиенко для группы «Любэ».
Вывод;В кантате «Александр Невский», посвященной далёким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.
Файлы: Занятие с изменениями.doc
Размер файла: 55296 байт.