Автор конспекта:
Автор(ы): — Ямалетдинов Анис Анварович

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное учреждение «Ютазинская средняя общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района Республики Татартан, директор, учитель истории

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — — способствовать формированию умения давать развернутую характеристику исторической личности; — помочь ученикам понять, что в судьбах исторических деятелей отражаются многие особенности эпохи; — развивать навыки устной и письменной речи (подготовка докладов и сообщений, рецензирование, оппонирование).

Используемое оборудование: —

- иллюстрации:

- выставка книг;

- подбор цитат, записи ни классной доске;

- распечатка плана конференции.

Краткое описание: — 1. Вступительное слово учителя. 2. Доклады учащихся, обсуждение докладов.

1. Вступительное слово учителя.

Пожалуй, никакаядругаяистория,не может похвастатьсятаким обилиемсамозванцев, какисториянашейстраны. Можно говоритьо настоящей эпидемии самозванства на Руси. Более сотни человек объявляли себя царями и императорами или их мифическими отпрысками. Самозванство приравнивалось к тягчайшим государственным преступлениям, трактовалось как на царскую особу.
И.Андреев в статье «Самозванство и самозванцы на Руси» пишет, чтосамозванство на Руси открыла Смута. Именно тогда были отработаны модели поведения, претендентов на престол. (устные сообщения учащихся. Фактор самозванства долго присутствовал в политике первых Романовых. Они имели все основания воспринимать его как реальную опасность. Во-первых, стоит вспомнить, с какой охотой принимали некоторых самозванцев в Варшаве. Константинополе и Бахчисарае. Во-вторых, в нестабильной ситуации самозванец мог опираться на поддержку каких-либо социальных сил внутри страны. Обилие самозванцев позволяет даже говорить о некоторых самозванческих типах. Н.Эйдельман писал о «верхнем» самозванстве, имея в виду происхождение и способы действия лиц, претендовавших на высокое положение в обществе и государстве. Такой самозванкой была, к примеру, знаменитая княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны.
«Верхнее» самозванство, по Н.Эйдельману, не обращено к народу. Народ для авантюристов такой закваски – «подлое сословие».
«Нижний» же самозванец идет в народ. Парадокс заключается в том, что он должен быть одновременно понятным и непонятным народу. Понятным – чтобы преодолеть недоверие и оказаться своим, непонятным – потому, что по представлению низов, это свойство исконно царское.
Совсем понятным мог быть только свой брат-мужик. Но тогда какой он государь?
Самозванство крепко замешано на авантюризме. Многих самозванцев отличало ненасытное честолюбие, они не в ладу с нравственностью. Самозванство – это отречение от себя и своих предков. С точки зрения православного человека, это глубоко безнравственно, греховно. Отрекаясь от себя,человек как бы отрекается от Бога. Самозванец – это колдун, чернокнижник, русская разновидность Фауста.
В то же время самозванцы продемонстрировали немало незаурядности, смелости и даже государственных талантов. Конечно, среди самозванцев были и просто марионетки, втянутые в междоусобные распри, но встречались и истинные вожди, отличавшиеся большим умом и благородством цели.
Для самозванца обязательно умение убеждать. «Пугачев знал слово», — отмечали многие исследователи.
Еще один обязательный мотив, используемый самозванцами, — обличение правителей и их слуг. Беды происходят от того, говорили искатели права, что подданные согрешили, отступились от «природного», настоящего государя, стали на сторону «ложных царей».
Очень важная тема – отчего люди шли за самозванцами. Ю.Лотман, Н.Эйдельман, Н.Покровский и многие другие исследователи видели основные причины в особенностях народного сознания. Прежде всего следует упомянуть представления о сакральном характере царской власти. Легитимной считалось богоустановленная власть.
Но вот обрывалась династия – разрывалась связь времен, все начинало шататься, грозило рухнуть, точно из всей системы вынули стержень. Самозванец с его грамотами и манифестами старался доказать свое царское происхождение и нередко воспринимался как законный монарх.
Обычно каждая из противоборствовавших сил утверждала, что человек, выдвигаемый оппонентами на роль законного монарха, таковым не является. Это неизменно порождало в массовом сознании сомнения. Только кровь, пролитая в противостоянии,и страх перед возможным возмездием заставлял идти до конца.
Внушение и подражание — вот два способа обретения доверия масс. Подражание заставляет самозванца вести себя в строгом соответствии с существующими в массах представлениями об истинном государе. Народ не прощал, когда искатель престола позволял себе нецарский, с традиционной точки зрения, поступок. Лжедмитрий 1 сильно повредил себе увлечением польскими обычаями и вызывающим игнорированием обычаев русских — так православные государи поступать не могли. Пугачев, выдававший себя за Петра III, затеял свадьбу с Устиньей и разочаровал некоторых своих сторонников не столько мнимым двоеженством (Екатерина ведь жива), сколько выбором невесты: по общему убеждению, государь не мог взять в жены крестьянскую девку.
С подражанием как средством убеждения связаны знаменитые «царские знаки» на теле самозванцев. Богоизбраность монарха предполагала его сверхъестественную связь с высшими силами. Рассмотреть в родимых пятнах «царские венцы» помогало богатое воображение (кто хочет поверить — тот поверит).
И еще одна особенность самозванства: как правило, большинство присвоенных самозванцами имен принадлежало тем, кто или не успел взойти на царский престол, или царствовал совсем не долго. Ореол страданий и известная новизна претендента на престол — обязательноеусловие для самозванства.
Лишь один самозванец (Лжедмитрий 1) воцарился на государственном престоле и правил почти год; однако и другим удавалось добиться впечатляющих успехов. Лжедмитрий 11 почти два года держал в осаде Москву, создал свою лжестолицу в Тушино со лжепатриархом и лжедумой. Пугачев же так сотряс империю, что перепугал русское правительство.
Судьбы всех самозванцев трагичны.
2. Доклады учащихся, обсуждение докладов.

Возможная тематика докладов:
- Лжедмитрии I;
- Лжедмитрии II;
- Емельян Пугачев;
- княжна Тараканова.
При подготовке и обсуждении докладов для характеристики исторической личности используется следующая памятка — схема: (статьяМ.С.Ерохиной «Историческая личность: современная методика изучения» (преподавание истории в школе. 1996. №7)):
- характеристика исторического момента, возможные варианты развития событий;
- сведения о жизненном пути исторического деятеля (происхождение, наиболее существенные факты биографии, условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений);
- внешность, черты характера, жизненные принципы, идеалы;
- мотивы деятельности;
- оценка исторического деятеля современниками и историками;
- оценка исторического деятеля самим учеником.
Самозванец, м самозванец, ялган исем белән йөрүче
Самозванка, ж самозванка, ялган исем белән йөрүче хатын (кыз)
— — "Смутное время" ("смута »), термин, обозначающий события кон. 16- нач.17 вв. в России. Введенрусскими писателями в 17 в., употреблялсядворянами и буржуазными историками.

Файлы: Отечественная история в таблицах и схемах.pdf
Размер файла: 784310 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология